Судебная реформа создала не только новый суд, но и новую систему правоохранительных органов, более того, новое понимание и представление о законности и правосудии. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Судебная реформа создала не только новый суд, но и новую систему правоохранительных органов, более того, новое понимание и представление о законности и правосудии.

2019-08-03 182
Судебная реформа создала не только новый суд, но и новую систему правоохранительных органов, более того, новое понимание и представление о законности и правосудии. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Учреждением судебных установлений (ст.237 и 239) предусматривалось, что основой внутренней самостоятельности судей служат прочность судейских должностей и равенство судей: у них не может быть начальников; члены всех судебных инстанций как судьи равны между собой, а сами судьи различаются только по степени власти - суды первой и высших инстанций. Прогрессивными были и такие важные принципы, закрепленные в Судебных уставах, как коллегиальность суда, несменяемость судей и дисциплинарная ответственность их только перед судом, несовместимость судебной службы с другими профессиями

 

 

32. Военная реформа 1874 г.

Во второй половине XIX в. стало ясно, что армия, построенная на принципе рекрутского набора из податных сословий, неспособна сражаться против армий, имеющих прогрессивный принцип устройства. Стала очевидна и техническая слабость русской армии: поражение в Крымской войне 1853–1856 гг. показало полную непригодность вооруженных сил России.

Начало военной реформе было положено в 1864 г.: был сокращен срок службы рекрутов до 15 лет, улучшено техническое оснащение армии и т. п. Однако рекрутская повинность как способ комплектования армии сохранялась.

1 января 1874 г. был принят Устав о воинской повинности.

По реформе, вместо сословной рекрутской повинности вводилась всеобщая воинская повинность для всего мужского населения. Призыв на военную службу проводился ежегодно по жребию среди людей, достигших 21 года. Не вытянувшие жребий зачислялись в ополчение и участвовали только в учебных сборах.

Изменился и срок службы. Для пехотинцев он устанавливался в 6 лет, для моряков — в 7 лет. Отслужившие зачислялись в запас: на 9 лет — для лиц, проходивших службу в сухопутных войсках, и на 3 года — для проходивших службу на флоте. Для лиц, получивших высшее образование, срок действительной службы сокращался до полугода, среднее образование — до полутора лет.

До реформы офицерский корпус комплектовался из дворян, т. е. назначения на командные должности производились не за заслуги и знания, а по принципу сословной принадлежности, по протекции. Поэтому общая и боевая подготовка командного состава, особенно высшего, была крайне слабой. Теперь офицерский корпус комплектовался людьми, получившими специальное образование в военных или юнкерских училищах, хотя сословный принцип сохранился — обычно офицеры были дворянами.

В связи с созданием новых пограничных округов, подчинявшихся Военно-окружному управлению во главе с командующим войсками военного округа, в 1863–1864 гг. была упорядочена пограничная служба.

Военная реформа превратила вооруженные силы России в армию буржуазного типа. Однако в ней сохранились и явные феодальные пережитки (дворянский офицерский корпус, система обращения офицеров с солдатами, телесные наказания и др.).

 

Вопрос 33. Развитие государственной системы в условиях «неоабсолютизма»

 

Происходившие в 60 - 70-х годах государственные реформы отразили буржуазные тенденции в развитии государственного аппарата, но вместе с тем, стремились сохранить господствующее положение дворянства в политической и государственной системах.

Император сохранял закрепленный в Основных законах Российской империи статус неограниченного монарха: "повиноваться верховной его власти не только за страх, но и за совесть сам Бог повелевает".

Высшим совещательным учреждением оставался Государственный совет, на который в ходе реформы легли задачи по рассмотрению большого количества законопроектов и по кодификационной работе.

При Государственном совете образовывались различные комитеты (Западный, Кавказский, по делам об устройстве сельского населения) и комиссии (по охране государственного порядка, Особое совещание для охраны спокойствия). Один из таких комитетов со временем превратился в важный орган государственного управления, став Комитетом министров.

Сенат продолжал сохранять положение высшего судебного органа государства, выполнявшего, кроме того, некоторые административно-надзорные функции, накануне реформ был учрежден высший государственный орган - Совет министров, в который вошли в качестве членов председатели Государственного совета и Комитета министров, министры, главноуправляющие. Председательствовал в Совете министров император.

Аппарат министерств в этот период был значительно перестроен, многие из них стали создавать свои местные органы. Развитие капитализма в стране выдвинуло на первый план такие отраслевые ведомства, как Министерство путей сообщения, Министерство государственных имуществ, Главный комитет железных дорог, Министерство финансов.

Министерство Финансов образовало на местах казенные палаты, выдавшие прямыми налогами; акцизные управления, ведавшие косвенными налогами; фабричные инспекции. Для проведения выкупной операции потребовалось создание Крестьянского и Дворянского банков, осуществлявших кредитование. Наряду с Государственным банком возникла целая сеть частных коммерческих банков. Финансовая реформа повела к перестройке системы государственного контроля и централизованного порядка формирования государственного бюджета, согласно которому он рассматривался и утверждался Государственным советом, а калькулировался в Министерстве финансов.

Были выработаны новые бюджетные правила, и на финансовые палаты возложена обязанность контролировать осуществление бюджета по первичным документам.

Старые дореформенные подати, такие как подушная и винные откупа, были заменены поземельным и акцизным налогами. Реорганизация налоговой системы вызвала значительный рост государственного бюджета. Вместе с тем резко возросли и государственные расходы, большая их часть уходила на содержание административного, полицейского аппарата и армии. Главными потребителями государственных средств были:

Министерство двора, Военное министерство, Министерство флота и Министерство внутренних дел.

Важную роль в пореформенный период приобрело Министерство внутренних дел, имевшее на местах подведомственные органы: уездные полицейские управления, губернские правления, губернские присутствия и др.

Губернатор контролировал деятельность новых органов местного управления, возникших в ходе реформы: присутствий по крестьянским делам, по делам городского и земского самоуправления, фабричные инспекции и пр. Ключевой должностью в уезде стала должность исправника.

Министр юстиции контролировал всю судебную систему страны, осуществлял подбор кадров и надзорные функции. На него же возлагались обязанности генерал-прокурора. В 1881 г. Министерству юстиции было поручено разработать новое Уголовное уложение.

В 60 - 70-е годы в ходе реформ неоднократно выдвигалась идея представительства, причем не только либеральными, но и консервативными кругами. Генерал-губернатор М.Т. Ло-рис-Меликов выдвинул в конце 70-х годов идею привлечения "наиболее благонадежных элементов" из земской цензовой общественности к участию в обсуждении ряда государственных дел, император одобрил идею, но не успел подписать "первую русскую конституцию". Он был убит 1 марта 1881 г.

14 августа 1881 г. принимается "Распоряжение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия, и приведения определенных местностей империи в состояние усиленной охраны". Репрессивным органам фактически предоставлялись неограниченные полномочия, расширялось толкование политического преступления.

В 1882 г. принимается специальный закон о полицейском надзоре, значительно усиливающий систему этих мероприятий.

Либеральный период в развитии российской государственности заканчивался, начиналась эпоха контрреформ.

 

№34 Контрреформы 1880 – 1890-х годов

 1 марта 1881 г на престол вступил Александр III Он сворачивает реформы ликвидирует целый ряд учреждений созданных его предшественником Комплекс действий по предотвращению дальнейшей либерализации режима получил названия «контрреформ» под которыми понимается в широком смысле консервативный политический курс российского самодержавия Однако эта политика охватила только сферы напрямую связанные с общественно-политической областью В экономической сфере проводились необходимые преобразования

   Коррективы либерального курса были вызваны стремлением не только сохранить самодержавие и остановить оппозицию но и адаптировать преобразования прежнего царствования к конкретно-историческим условиям Поэтому преобразования Александра III могут рассматриваться как попытка преодолеть возникший конфликт между новыми во многом заимствованными институтами и традиционными отечественными институтами и представлениями Общество оказалось не готово к внедрению западноевропейского опыта Для него необходимы были условия которые еще не сформировались в России

   В августе 1881 г было издано «Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия» Согласно ему любая местность могла быть "объявлена министром внутренних дел на положении усиленной или чрезвычайной охраны Это давало право местным властям издавать обязательные постановления закрывать торгово-промышленные и учебные заведения запрещать собрания и деятельность органов печати высылать «подозрительных» и «вредных» лиц в административном порядке Положение вводилось сроком на три года но периодически продлевалось и действовало до 1917 г В 1882 г была ужесточена цензура Право закрывать печатные издания получило не только Министерство внутренних дел но и обер-прокурор Синода В 1884 г ликвидируется университетская автономия одновременно ужесточается полицейский контроль над студентами В 1887 г были введены ограничения на прием в гимназии детей лакеев прачек мелких лавочников и т д

   Был принят ряд мер направленных на пересмотр судебных Уставов В 1885 г ограничивается несменяемость судей Закон 20 мая 1885 г позволял уволить судью за упущения по службе или перевести в другую местность В составе Сената образовывалось специальное Дисциплинарное присутствие к которому перешло право увольнения или перемещения должностных лиц судебного ведомства В 1889 г был повышен имущественный ценз для присяжных заседателей Из компетенции суда присяжных изъяли часть дел в первую очередь все виды преступлений связанных с сопротивлением властям При этом расширялась подсудность суда с сословными заседателями В судах ограничили публичность заседаний

   Самой крупной реформой стало преобразование в 1889 г местного суда Опыт первых пореформенных десятилетий показал что мировым судьям не удалось обеспечить в сельской местности правопорядок задуманный реформой 1864 г Поэтому на большей части территории страны они были ликвидированы Сохранился мировой суд только в крупных городах Казани Нижнем Новгороде Саратове и др где для него имелись условия Вместо мировых судей вводилась непростая система органов Одни являлись исключительно судебными городской судья и уездный член окружного суда Другие имели как судебную так и административную компетенцию земские участковые начальники уездные съезды и губернские присутствия

   Земскому участковому начальнику были подсудны дела которые ранее составляли компетенцию участковых мировых судей за некоторыми исключениями Одновременно он выступал как орган исполнительной власти наделенный целым рядом административных функций причем он являлся органом надзора за всем крестьянским управлением и волостными судами В городах были учреждены должности городских судей Городской судья — это тот же участковый мировой судья но назначенный министром юстиции и бессрочно Дела которые по судебным уставам были отнесены к подсудности мировых судей но теперь выходили за пределы компетенции земских участковых начальников и городских судей были переданы уездным членам окружного суда назначаемым министром юстиции

   Апелляционной инстанцией для дел рассмотренных земскими участковыми начальниками и городскими судьями являлся уездный съезд в составе уездного предводителя дворянства уездного члена окружного суда почетных мировых судей городских судей земских начальников уезда Кассационной инстанцией для этих дел выступало губернское присутствие Его судебный состав образовывали губернатор губернский предводитель дворянства вице-губернатор прокурор окружного суда или его товарищ и два члена окружного суда Для дел рассмотренных уездным членом окружного суда апелляционной инстанцией был окружной суд а кассационной — Сенат

   В 1889 г произошли изменения в организационно правовом статусе волостного суда Теперь волостные суды состояли из четырех судей отобранных земским начальником Один из них назначался уездным съездом председателем Более определенными стали требования к судьям и процедура обжалования решений волостного суда

   12 июня 1890 г было принято новое Положение о губернских и уездных земских учреждениях По нему в земствах увеличилось число дворянских представителей В земских учреждениях стали работать только те крестьяне которых назначал губернатор Земские органы самоуправления не без влияния идей государственной теории самоуправления были теснее увязаны с государственными учреждениями Заимствованное из Пруссии деление избирателей на три разряда в России не прижилась В связи с этим в 1892 г вводится новый порядок — все избиратели соединялись в одно собрание которое избирало гласных городской думы При этом был повышен имущественный ценз Отдавалось предпочтение владельцам городской недвижимости " стоимостью от 300 до 3 тыс. руб.. Из городских избирателей исключались низшие слои — приказчики и мелкие торговцы Для мелких городов вводилось «упрощенное управление» лишь внешне похожее на местное самоуправление Итогом правительственных мер стало ограничение самостоятельности земств и органов городского самоуправления Для контроля за ними в 1892 г было создано губернское по городским и земским делам присутствие.

 

Источник 2

 

1. С середины 70-х гг. XIX в. вновь возрастает крестьянское движение.

1 марта 1881 г. народовольцами был убит император Александр II. Царское правительство перешло к реакционной политике.

   Контрреформы 1880—1890 гг. в России — это изменение внутренней политики, пересмотр ряда существенных положений, установленных в ходе буржуазных реформ 60—70-х гг. XIX в.

   Контрреформы начинаются с принятия в 1881 г. Положения о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия. Данный документ предусматривал введение в отдельной местности или во всей стране при посягательствах "   против государственного строя или безопасности отдельных лиц состояния усиленной или чрезвычайной охраны. При этом вся полнота власти передавалась генерал-губернатору, расширялись права полиции и жандармерии, ограничивались права граждан, применялись карательно-репрессивные меры против правонарушителей и т. д.

   2. В 1889 г. было принято Положение о земских участковых начальниках, которое отменяло принцип отделения суда от администрации.

   Согласно Положению в уездах вместо мировых судей вводился институт земских участковых начальников. На них возлагались полицейско-судебные и административные функции: осуществление контроля над сельскими и волостными органами самоуправления, руководство полицией, надзор за деятельностью волостных судов и др.

   Кандидаты на должность земского начальника должны были Соответствовать ряду требований: иметь высшее образование, стаж работы, высокий имущественный ценз, звание потомственного дворянина. Назначение осуществлялось губернатором и подлежало утверждению министром внутренних дел.

   Положение нанесло серьезный удар по системе мировых судов, их численность стала сокращаться, и к 1913 г. они исчезли совсем.

   3. В 1890 г. было пересмотрено Положение о губернских и уездных земских учреждениях. Согласно новому Положению сохранялась куриальная система выборов. Однако в первой курии вместо цензового принципа формирования был установлен сословный принцип: в нее входили только потомственные и личные дворяне. Одновременно с этим во второй, городской, курии имущественный ценз был значительно повышен. По отношению к крестьянской курии усиливался контроль администрации — губернатор сам назначал гласных из числа крестьян-выборщиков. Таким образом, влияние дворянства в земских органах значительно усилилось.

   Был усилен контроль за земствами, осуществлявшийся губернатором и губернскими присутствиями по земским делам. Губернатор и министр внутренних дел имели право приостановить или отменить любое решение органов земского самоуправления.

    4. В 1892 г. было принято новое Городовое положение. В соответствии с данным документом увеличивался имущественный ценз, что привело к отстранению от выборов в городские думы мелкой и части средней буржуазии.

   Избирательные права имели только те горожане, которые владели недвижимостью, а также владельцы торгово-промышленных предприятий, имевшие гильдейские свидетельства. Таким образом, в городских думах увеличивалось представительство дворянства и крупной буржуазии.

   Усиливался контроль за деятельностью органов городского самоуправления: решения городских дум подлежали утверждению губернскими правлениями.

   Для малых городов Положением устанавливалось «упрощенное управление»: сход домохозяев города избирал собрание уполномоченных, а оно выбирало городского старосту.

   5. С нарастанием реакции в стране стала развиваться система административной репрессии. Определенную роль сыграло примечание к ст. 1 Устава уголовного судопроизводства, допускавшее случаи, при которых административная власть принимает в установленном законом порядке меры для предупреждения и пресечения преступлений и проступков.

   Телесные наказания, хотя и были отменены Указом 1863 г., на практике продолжали применяться по решению Комитета министров.

   В 1871 г. были расширены права жандармерии в области дознания и следствия по государственным преступлениям. Дознание по таким делам осуществлялось корпусом жандармов. Собранные материалы передавались министру юстиции, который направлял их в судебные инстанции или принимал меры к решению дела в административном порядке.

   С 1872 г. все наиболее важные дела по политическим преступлениям стали рассматриваться Особым присутствием сената с участием сословных представителей.

   В 1866 г. из компетенции суда присяжных были выведены дела о печати, в 1874 г. из ведения общих судов — дела о противозаконных сообществах и участии в них, в 1878 г. — дела о противодействии или сопротивлении властям. Все эти и многие другие дела были переданы в военно-окружные суды. В 1887 г. суду было предоставлено право рассматривать «деликатные» и «секретные» дела при закрытых дверях.

 

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.031 с.