Формирование новой системы права (первая половина XVIII в.) — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Формирование новой системы права (первая половина XVIII в.)

2019-08-03 514
Формирование новой системы права (первая половина XVIII в.) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Суть новой системы заключалась в том, что закон стал главным источником права. Именно с этого времени можно говорить об окончательном оформлении в России системы законодательного права. Переход к абсолютизму ознаменовался широким развитием законодательства. При этом авторами законов часто являлись сами монархи. Особенно много внимания и сил уделяли законотворчеству Петр I и Екатерина II, которые верили во всесилие закона, во всемогущество государственной власти, призванной регулировать жизнь подданных. Отсюда крайне активная законодательная деятельность.

Особенности источников права:

• Возрастает роль монарха в законотворчестве.

• Закон впервые стал главным источником права.

• Сохраняется действие Соборного Уложения 1649 г.

• Появились объемные специализированные акты.

• Появляется много новых законодательных актов, разнообразных видов:

- указы («Указ о престолонаследии» 1722 г.);

- регламенты («Генеральный регламент» 1720 г., «Духовный регламент» 1721 г.);

- уставы («Морской устав»1720 г., «Вексельный устав» 1729 г.);

- артикулы («Воинский артикул» 1716 г.);

Формы правовых актов:

• Манифесты – издавались только монархом и за его подписью и были обращены ко всему населению и всем учреждениям. В форме манифестов объявлялось о вступлении монарха на престол, сообщалось о крупных политических событиях и акциях, начале войны или подписании мира.

• Указы – издавались монархом или от его имени Сенатом и были нацелены на решение конкретного дела или случая, введение или отмену конкретных учреждений, норм или принципов деятельности. Адресовались указы определенному органу или лицу и были обязательны только для них.

• Уставы (артикулы) – сборники, содержавшие нормы, относящиеся к определенной сфере государственной деятельности (воинской, морской, финансовой) (рисунок 25).

• Регламенты – акты, определяющие общую структуру, статус и направления деятельности отдельных государственных учреждений. К примеру: Генеральный регламент (о форме и деятельности коллегий), Регламент Главному Магистрату (о городском устройстве), духовный регламент (о Синоде и церковном управлении).

Уголовное право:

В «Воинском артикуле» преступное деяние впервые определяется как нарушение закона, что означало значительный шаг вперед. Однако в понятие преступления также входило нарушение повелений самодержавной власти, что не позволяло отделить преступление от гражданского деликта: ношение бороды и мятеж означали нарушение этих повелений. Во времена Петра I все еще преобладал объективный подход к преступлению. Не было четкого разделения ступеней преступной деятельности, наказывались члены семьи преступника, а деление преступлений на умышленные и неумышленные применялось только к убийству. Нечетко и непоследовательно признавались случайность, неосторожность, необходимая оборона. Наказание зависело в основном от факта совершения преступления без учета вины.

Возраст наступления полной уголовной ответственности был повышен с 7 до 17 лет, а предел полной невменяемости – до 10 лет. Лица в возрасте до 17 лет, совершившие преступления, вместо смертной казни и ссылки наказывались плетьми и отправлялись в монастырь для использования на тяжелых работах. Душевнобольные были освобождены от уголовной ответственности, а опьянение стало считаться отягчающим обстоятельством.

Число составов преступления возросло за счет детализации религиозных и государственных преступлений, которые карались очень жестоко, а также включения в закон преступлений против нравственности.

Гражданское право:

В условиях развития крепостничества и сословного строя была ограничена гражданская правоспособность непривилегированных сословий. При Петре I некоторые ограничения распространялись даже на дворян. Это исключало из круга субъектов права значительное число лиц.

В законе начинает формироваться понятие юридического лица и корпоративной собственности. Значительный шаг вперед сделало обязательственное право. Преобладающей формой договора стала письменная. Впервые было разрешено взимание ссудного процента (6% годовых), появились векселя, договоры товарищества.

Указ единонаследии 1714 г. разрешал наследовать землю только старшему сыну, но был отменен в 1731 г. По закону дочери наследовали лишь при отсутствии наследников-мужчин, а при живых братьях получали лишь четырнадцатую часть недвижимого имущества и восьмую – движимого.

Частной собственности на недвижимость в полном смысле до XVIII в. не существовало. Юридическое деление имущества на движимое и недвижимое появилось с 1714 г. Право на недвижимость носило сословный характер. Владение землей зависело от военной службы. Вотчина (наследственное владение) и поместье (условное владение) были фактически уравнены Указом о единонаследии и поставлены в зависимость от службы государству.

Процессуальное право:

Судебные преобразования петровского времени отличались противоречивостью и привели к созданию разветвленной системы судов, которые так и не были отделены от администрации. Состязательный процесс в 1697 г. был заменен розыскным, который в 1723 г. снова заменялся состязательным. В итоге розыскной процесс стал применяться только к тяжким уголовным преступлениям, а к остальным преступлениям и гражданским делам – состязательный. Судьи должны были руководствоваться системой формальных доказательств. Самым совершенным из них считалось признание обвиняемого, ради получения которого применялась пытка. Кроме признания использовались показания свидетелей и документы.

 

Губернская реформа 1775 г.

 

7 (18) ноября 1775 г. императрицей Екатериной II было издано «Учреждение для управления губерний Российской империи», в соответствии с которым в 1775-1785 гг. была проведена кардинальная реформа административно-территориального деления Российской империи. Задачей губернской реформы 1775 г. было укрепление власти дворянства на местах с целью предотвращения крестьянских восстаний.

 

До 1775 г. губернии Российской империи делились на провинции, а провинции — на уезды. Согласно новому указу губернии стали делиться только на уезды. Основной целью реформы было приспособление нового административного аппарата к фискальным и полицейским делам.

 

Деление осуществлялось без учёта географических, национальных и экономических признаков; в его основу был положен исключительно количественный критерий — численность населения. По новому указу на территории каждой губернии проживало от 300 до 400 тыс. душ, на территории уезда — около 30 тыс. душ.

 

Во главе губернии стоял губернатор, назначаемый и смещаемый монархом. В своей деятельности он опирался на губернское правление, в которое входили губернский прокурор и два сотника. Финансами и хозяйственными делами занималась Казённая палата. Школами и богоугодными заведениями — Приказ общественного призрения, в котором заседали выборные представители сословий под председательством чиновника. Надзор за законностью в губернии осуществлял губернский прокурор и два губернских стряпчих.

 

Органом исполнительной власти в уездах был нижний земский суд во главе с капитан-исправником, избираемым местным дворянством. В уездных городах власть принадлежала назначаемому городничему.

 

Руководство несколькими губерниями поручалось генерал-губернатору, состоявшему под непосредственным контролем императрицы и Сената. Генерал-губернатор контролировал деятельность губернаторов подведомственных ему губерний и областей, осуществлял общий надзор за чиновниками, следил за политическими настроениями сословий.

 

В связи с принятием губернской реформы 1775 г. полностью изменилась судебная система. Она была построена по сословному принципу: для каждого сословия — свой выборный суд. Помещиков судил Верхний земский суд в губерниях и уездный суд в уездах, государственных крестьян судила Верхняя расправа в губернии и Нижняя расправа в уезде, горожан — городовой магистрат в уезде и губернский магистрат в губернии. Все эти суды были выборными, исключая суды нижней расправы, которые назначал губернатор. Высшим судебным органом в стране становился Сенат, а в губерниях — палаты уголовного и гражданского суда. Новым для России был бессословный Совестный суд, призванный прекращать распри и мирить ссорящихся.

 

Губернская реформа привела к ликвидации коллегий, за исключением Иностранной, Военной и Адмиралтейской. Функции коллегий перешли к местным губернским органам. В 1775 г. была ликвидирована Запорожская Сечь, а большинство казаков переселили на Кубань.

 

В ходе осуществления реформы 1775 г. были приняты меры по укреплению власти дворянства в центре и на местах. Впервые в российском законодательстве появился документ, определивший деятельность местных органов государственного управления и суда. Созданная этой реформой система сохранилась до 1864 г., а административно-территориальное деление до 1917 г

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.