Анализ результатов опытно-экспериментальной работы — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Анализ результатов опытно-экспериментальной работы

2019-08-03 393
Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Рассмотрим результаты проведенного исследования.

Сначала мы определили запас слов, хранящийся в активной памяти ребёнка.

Таблица 1 - Методика обследования активного словаря старшего дошкольного возраста (Филичева Т.Б., Чавелева Н.А., Чиркина Г.В.)

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Балл Уровень Балл Уровень
1 24 средний 26 средний
2 16 низкий 25 средний
3 26 средний 27 средний
4 25 средний 26 средний
5 27 средний 28 средний
6 18 низкий 45 высокий
7 26 средний 26 средний
8 28 средний 25 средний
9 17 низкий 45 высокий
10 25 средний 45 высокий

По данной методике мы получили следующие результаты.

В экспериментальной группе никто из детей не показал высокий уровень развития словаря.

Трое детей (30%) показали средний уровень речевого развития, т.е. при ответах они затруднялись, но реже пользовались помощью, назвали не все предложенные картинки, не названия детенышей животных. Вызвали сложности подбор прилагательных и глаголов. Дети пытались замещать слова, в частности, прилагательные жестами. Наблюдались частые паузы, размышления, просьбы о помощи, подсказке. Отмечалась бедность в выражениях качественных признаков, неточность высказываний. У некоторых детей наблюдались незначительные ошибки. Один ребенок назвал не все картинки, не знает, где живет рыбы, чем питается медведь. Вызвало трудности задание, где требовалось описать лису. Один ребенок назвал не все картинки и не знает названия детенышей коровы, собаки. Некоторые дети затруднялась в описании лисы.

Семь детей (70%) имеют низкий уровень развития. Это говорит о том, что дети нуждаются в специализированной работе по развитию словаря.Детисмогли выполнить задания лишь с активной помощью педагога. В их высказываниях отсутствовала полнота и развёрнутость, сокращались признаки описания. При анализе ответов детей мы выявили, что один ребенок не назвал картинки из серии «Транспорт», не смог ответить на вопрос «Скажи, чем покрыто туловище зайца?», не знает, чем питается медведь, не знает способ передвижения змеи. Один ребенок не смог ответить на вопрос «Где живет рыба?”, не знает, как называются детеныши собаки и коровы, на чем катаются по снегу. Двое детей не знают, чем покрыто туловище зайца и утки, не назвали детенышей коровы, не подобрали описание лисы, не смогли подобрать качественное прилагательное короткий, не смогли назвать, как кричит ворона. Один ребенок не ответил на вопросы «Где живет рыба?», «Чем питается медведь?», не смог назвать способ передвижения змеи, машины. Миша Б. не смог назвать картинки из серии «Домашние и дикие животные», «Транспорт», не смог ответить на вопросы «Чем покрыто туловище зайца? Чем покрыто туловище утки?». Не знает названия детенышей собаки, не назвал, что светит ночью. Один ребенок не знает названия детенышей собаки, коровы. Не знает, чем питается корова. Затруднялся также в подборе описания лисы. Не смог ответить, как кричит ворона. Другой ребенок не смог назвать картинки из серии «Мебель», «Транспорт», «Обувь». Не смог назвать детенышей собаки и коровы. Не знает, чем питается медведь. Не подобрал описание лисы. Один ребенокне назвал картинки из серии «Посуда», «Транспорт». Не знает, чем покрыто туловище утки, чем питается медведь, как называются детеныши коровы. Не смог подобрать описание лисы.

В контрольной группе мы определили, что у троих детей (30%) отмечается высокий уровень речевого развития, а у семерых детей (70%) - средний.

Представим результаты детей на диаграмме.

Рисунок 1 - Методика обследования активного словаря старшего дошкольного возраста (Филичева Т.Б., Чавелева Н.А., Чиркина Г.В.)

Далее мы определили уровень развития активного словаря у детей.

Таблица 2 - Методика выявления уровня развития активного словарного запаса (О.С. Ушакова, Е.М. Струнина)

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Балл Уровень Балл Уровень
1 2 средний 2 Средний
2 1 низкий 2 Средний
3 1 низкий 3              Высокий
4 2 средний 3              Высокий
5 1 низкий 2 Средний
6 1 низкий 2 Средний
7 1 низкий 3              высокий
8 1 низкий 2 Средний
9 2 средний 3              Высокий
10 1 низкий 2 Средний

По данной методике мы получили следующие результаты.

В экспериментальной группе никто из детей не показал высокий уровень развития словаря.

У троих детей (30%) диагностирован средний уровень речевого развития. Дети допускали незначительные неточности в ответах на вопросы, также отвечали по нашим наводящим вопросам и уточнениям. Некоторые дети допускали ошибки в ответах, не правильно употребляли существительные в именительном падеже, в родительном падеже множественном числе. Не все предложенные глаголы употребили в повелительном наклонении. Некоторые дети при придумывании простых предложений пользовались активной помощью, допускали ошибки в употреблении глаголов в повелительном наклонении, с трудом подбирали однокоренные слова к слову лес. У одного ребенка вызвало затруднение задание, где требовалось придумать предложения. Затруднялся в подборке синонимов, употреблении глаголов в повелительном наклонении.

У семерых детей (70%) отмечается низкий уровень речевого развития.Детисоотносили ответы с предлагаемыми вопросами и уточнениями взрослого. Некоторые дети не смогли объяснить значения слов кукла, мяч, посуда. Затруднялись в подборе синонимов. Один ребенок не смог объяснить значение слова ручка, перечислив предметы, у которых она имеется. Другой ребенок также не смог объяснить значение слов кукла, мяч, посуда. В задании, где требовалось, придумать предложение со словом ручка он подобрал только одно слово. Некоторые дети не смогли подобрать слова к прилагательным мелкий, тяжелый. Затруднялись в составлении предложений. Не смогли назвать детеныша зайца во множественном числе и родительном падеже. Не знают названия детенышей овцы. Один ребенок не смог подобрать слова к прилагательным мелкий, высокий, легкий, тяжелый. Не смог составить предложение со словом ручка. Затруднялся в подборе синонимов, глаголов в повелительном наклонении. Не смог придумать предложение со словом ручка, подобрал только словосочетание. Не правильно употребляет наречия.Света Ж. не смогла подобрать слова к прилагательным глубокий, мелкий, высокий, низкий, тяжелый. Затруднялась в придумывании предложения со словом ручка, подобрала только словосочетание. Затруднялась в подборе глаголов в повелительном наклонении. Не знает названия детеныша зайца. Не смогла подобрать названия детенышей зайца во множественном числе родительного падежа. Не знает названия детенышей коровы, лошади, овцы. Один ребенок не смог подобрать слова к прилагательным глубокий, мелкий, высокий, низкий, легкий. Затруднялся в придумывании предложения со словом ручка. Не знает названия детенышей зайца, собаки, лошади, овцы. Не подобрал однокоренные слова к слову лес. Не правильно употребляет в речи наречия. Другой ребенок не смог подобрать слова к прилагательным глубокий, мелкий, высокий, легкий, тяжелый. Вызвал затруднение подбор глаголов в повелительном наклонении, однокоренных слов.

В контрольной группе диагностирован высокий уровень речевого развития у четверых детей (40%) и средний уровень наблюдается у шестерых (60%) детей.

Представим результаты детей на диаграмме.

Рисунок 2 - Методика выявления уровня развития активного словарного запаса (О.С. Ушакова, Е.М. Струнина)

Далее был исследован активный словарный запас детей.

Таблица 3 - Схема обследования речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (Н.В. Серебрякова, Л.С. Соломаха)

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Балл Уровень Балл Уровень
1 45 средний 65 Высокий
2 31 низкий 54 Средний
3 33 низкий 52 Средний
4 32 низкий 63 Высокий
5 43 средний 51 Средний
6 31 низкий 53 Средний
7 34 низкий 55 Средний
8 32 низкий 67 Высокий
9 44 средний 52 Средний
10 33 низкий 53 Средний

По данной методике мы получили следующие результаты.

В экспериментальной группе никто из детей не показал высокий уровень развития словаря.

У троих детей (30%) диагностирован средний уровень речевого развития.Дети пытались замещать слова, в частности, прилагательные, невербальными средствами - жестами. Один ребенок при назывании формы предмета (круг) сначала показала его с помощью жестов в воздухе. Наблюдались частые паузы, размышления, просьбы о помощи. Отмечалась бедность в выражениях качественных признаков, однообразие синтаксических конструкций, бедность и неточность высказываний. Иногда при активном побуждении педагога наблюдалось полное отсутствие смыслового высказывания. Дети были заинтересованы в заданиях, в некоторых случаях аргументировали свои суждения, исправляли ошибки с помощью педагога. У некоторых детей наблюдались незначительные ошибки. Один ребенок не смог назвать части автомобиля, не ответил на вопросы «Кто как передвигается?», «Кто как кричит?». Другой ребенок не смог назвать фрукты, обобщающие понятия, части автомобиля.

У семерых детей (70%) отмечается низкий уровень развития словаря.Детисмогли выполнить задания лишь с активной помощью педагога. В их высказываниях отсутствовала полнота и развёрнутость, сокращались признаки описания. Излагаемая информация была хаотична, языковые средства использовались неправильно. Дети были не в состоянии описать предмет самостоятельно. Один ребенок смог назвать не одной картинки из серии «Транспорт», затруднялась в назывании обобщающих слов, частей одежды, автомобиля. Не смог ответить на вопросы: «Что делаешь в течение дня? Кто как передвигается?». Другие дети не знают ни одной профессии. Знают очень мало обобщающих понятий. Затруднялись в назывании картинок из серии «Фрукты», не назвали ни одного обобщающего понятия. Не назвали ни одной картинки из серии «Одежда», затруднялись в назывании картинок из серии «Овощи», «Транспорт». Знают мало обобщающих понятий. Не назвали существительные обозначающие части одежды, автомобиля. Не смогли ответить на вопросы: «Кто как передвигается? Кто как кричит?», не назвали не одного прилагательного обозначающего цвет. Один ребенок не смог назвать ни одной картинки из серии «Обувь», «Мебель», «Транспорт», «Фрукты». Не назвал существительные обозначающие части тела, одежды, автомобиля. Затруднялся в назывании профессий. Не смог назвать картинки из серии «Посуда», «Овощи», «Транспорт». Затруднялся в назывании существительных, обозначающих части автомобиля. Не смог ответить на вопросы «Что ты делаешь в течение дня? Кто как передвигается?». Другой ребенок не назвал картинки из серии «Посуда», «Птицы», затруднялся в назывании картинок из серии «Одежда», «Мебель». Не знает ни одного обобщающего понятия. Затруднялся в назывании существительных, обозначающих части одежды. Не смог ответить на вопрос «Кто как кричит?». Не назвал прилагательные обозначающие форму предмета.

В контрольной группе у троих детей (30%) диагностирован высокий уровень речевого развития, а у семерых детей (70%) отмечается средний уровень развития речи.

Представим результаты детей на диаграмме.

Рисунок 3 - Схема обследования речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (Н.В. Серебрякова, Л.С. Соломаха)

Сравним результаты экспериментальной и контрольной групп, составив сводные таблицы результатов диагностики.

Таблица 4 - Методика обследования активного словаря старшего дошкольного возраста (Филичева Т.Б., Чавелева Н.А., Чиркина Г.В.)

Уровень словарного запаса Экспериментальная группа Контрольная группа
В - 3 (30%)
С 3 (30%) 7 (70%)
Н 7 (70%) -

Таблица 5 - Методика выявления уровня развития активного словарного запаса (О.С. Ушакова, Е.М. Струнина)

Уровень словарного запаса Экспериментальная группа Контрольная группа
В - 4 (40%)
С 3 (30%) 6 (60%)
Н 7 (70%) -

Таблица 6 - Схема обследования речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (Н.В. Серебрякова, Л.С. Соломаха)

Уровень словарного запаса Экспериментальная группа Контрольная группа
В - 3 (30%)
С 3 (30%) 7 (70%)
Н 7 (70%) -

По представленным данным видно, что результаты старших дошкольников с ОНР III уровня значительно ниже результатов детей с нормальным речевым развитием.

Таким образом, на основании полученных результатов, можем сделать вывод, что у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня будут следующие особенности развития словаря:

- трудности в назывании многих прилагательных;

- в глагольном словаре преобладают слова, обозначающие действия, которые ребенок ежедневно выполняет;

- трудно усваиваются слова обобщенного, отвлеченного значения, обозначающие состояние, оценку, качество, признаки и др.;

- неточность употребления слов.

Гипотеза исследования подтверждена.

 

2.3 Методические рекомендации по формированию словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня

Обогащение словаря, его закрепление и активизация занимают очень большое место в общей системе речевой работы в детском саду. Формирование предметного словаря в детском саду одно из ключевых мест по работе с детьми дошкольного возраста. И это закономерно. Слово - основная единица языка и совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребенка[12, с. 188].

Задачи словарной работы:

1. Обогащение словаря детей новыми словами, усвоение ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в лексиконе. Обогащение словаря происходит, в первую очередь, за счет общеупотребительной лексики;

2. Закрепление и уточнение словаря. У детей слово не всегда связано с представлением о предмете. Они часто не знают точного наименования предметов. Поэтому необходимо углубление понимания уже известных слов, наполнение их конкретным содержанием;

3. Активизация словаря. Важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь. Это происходит только в том случае, если оно будет закреплено и воспроизведено ими в речи. Новое слово должно войти в словарь в сочетании с другими словами, чтобы дети привыкли употреблять их в нужных случаях.

Следует обращать внимание на уточнение значения слов на основе противопоставления антонимов и сопоставления слов, близких по значению, а также на усвоение оттенков значений слов, на развитие гибкости словаря, на употребление слов в связной речи, в речевой практике.

Для формирования словарного запаса необходимо использовать следующие методы:

Первая группа включает методы:

а) непосредственного ознакомления с окружающим и обогащения словаря: рассматривание и обследование предметов, наблюдение, осмотры помещения детского сада, целевые прогулки и экскурсии;

б) опосредованного ознакомления с окружающим и обогащение словаря: рассматривание картин с малознакомым содержанием, чтение художественных произведений, показ кино- и видеофильмов, просмотр телепередач.

Вторая группа методов используется для закрепления и активизации словаря: рассматривание игрушек, рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием, дидактические игры и упражнения.

Дидактические игры - широко распространенный метод словарной работы. Игра является одним из средств умственного воспитания.

Каждая дидактическая игра имеет своё программное содержание, куда входит и определенная группа слов, которую должны усвоить дети[12, с. 30].

В качестве примера можно предложить дидактическую игру «Выбери лишнего». Ребенку предлагается несколько картинок с изображением насекомых и одна картинка, на которой изображена птица. Ребенок должен найти среди картинок лишнюю птицу и объяснить почему эта картинка не подходит к остальным.

Для пополнения и активизации словарного запаса эффективными могут быть словесные игры, которые являются разновидностью дидактических игр, направленных на развитие речи ребёнка. В любой такой игре происходит решение определенной мыслительной задачи, то есть одновременно совершается коррекция как речевой, так и познавательной деятельности. Для решения этих задач рекомендуются различные описания предметов, их изображений, описания по памяти, рассказы по представлению и др. Хорошие результаты дают задания на придумывание и отгадывание загадок.

Игровая задача словесных упражнений заключается в быстром подборе точного слова - ответа ведущему. Эти упражнения и игры проводятся в старших группах. Упражнения должны быть кратковременными.

На первых занятиях упражнения проводятся в медленном темпе, т. к. педагогу приходится часто исправлять ответы детей, подсказывать нужное слово, объяснять. В дальнейшем упражнение может стать игрой, в которой участники получают фишки за удачный ответ или выбывают из игры. В такой игре можно использовать мяч, который ведущий бросает по своему усмотрению любому участнику игры.

В словесных играх очень важно правильное объяснение игры, оно обычно включает 2-3 примера выполнения задания. Игровое задание предлагается сразу всем детям группы, затем выдерживается пауза для обдумывания ответа. Вызывается один ребенок или несколько детей по очереди. К оценке ответа постепенно начинают привлекать всю группу детей. Именно такой подход к развитию словаря наиболее продуктивен при коррекционной работе с детьми. Однако коррекция речевой деятельности, особенно словаря должна осуществляться в теснейшей связи с коррекцией познавательной деятельности.

Работа по развитию лексической стороны речи является важным разделом логопедической работы. Ребёнок должен уметь узнавать и понимать те слова, которые слышит, уметь отбирать слова для высказываний и правильно их употреблять как в структурной, так и в смысловой связи. Для того чтобы добиться таких результатов необходимо:

- работать над узнаванием слов, а также над различением слов, близких по звуковому и слогоритмическому оформлению;

- работать над развитием умений отличать правильно и неправильно произносимые слова;

- работать над систематизацией слов, которыми располагает ребенок, группировать их по разным признакам;

- работать над разными видами значений слов: предметной соотнесенностью с понятийным, ситуативным, эмоциональным;

- работать над сопоставлением, сравнением слов по их лексическим значениям;

- работать над смысловой сочетаемостью слов;

- работать над активизацией поиска слов ребенком.

Условия, необходимые для работы по формированию лексического строя речи.

Необходимо формировать структуру слов и систему их значений у детей с нарушенной речью. Работу нужно начинать с формирования основ. Нужно формировать предметную отнесенность слова, на её основе формировать обобщающую функцию слова, формировать понятийно-обобщающую функцию слова.

Формирование обобщающей функции слова строится на развитии у ребёнка умений выделять свойства и признаки предметов, обозначаемых данным словом. Эту работу нужно направлять, развивая наблюдательность ребёнка, его познавательную активность, учить сравнивать предметы между собой. Логопед может предложить детям набор признаков, по которым они должны определить предмет, как это делается в загадках, может попросить детей самих придумывать такие загадки.

Выделяя и называя свойства, признаки предмета, логопед одновременно стимулирует, активизирует употребление слов различных лексико-грамматических категорий: прилагательных, наречий, глаголов.

Необходимо проводить работу по пополнению, уточнению и активизации словарного запаса детей в процессе всех режимных моментов. Воспитатель находится с детьми в самой разной обстановке: в раздевалке, умывальной комнате, спальне, уголке природы, игровом уголке, где имеется наглядная база для формирования словарного запаса у детей с ОНР.

Работая с детьми в течение всего дня, воспитатель имеет возможность многократно активизировать и закреплять новые слова, без чего не может происходить введение их в самостоятельную речь.

Важно учитывать, что у детей с ОНР снижен познавательный интерес, поэтому простое, без подготовки, называние предметов, их признаков оказывается напрасным трудом. Необходима подготовительная работа. Прежде всего, необходимо побудить детей слушать и слышать педагога, придавать словесным упражнениям дух соревнования, вызвать интерес к ним, например, задавая вопросы: «Кто больше придумает слов?», «Кто точнее скажет слово?», «Кто быстрее ответит на вопрос?».

Не следует стремиться для словесных упражнений собирать всю группу. Достаточно объединить для этой цели 4-5 детей.

Необходимо обогащать словарь антонимами. С этой целью можно использовать коротенькие рассказы, которые носят нравоучительный характер. Они должны быть по содержанию увлекательными, понятными детям. Вначале от детей требуется, чтобы они уловили смысл рассказа, могли рассказать о герое, какой он: добрый или злой, аккуратный или неряшливый.

 

Выводы по второй главе

Опытно-экспериментальное исследование особенностей словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня проводилось на базе МБДОУ Кизнерский детский сад №1.

В исследовании приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста. Дети были разделены на две группы: в состав экспериментальной группы вошли дети с ОНР III уровня (по данным ПМПК, в состав контрольной группы вошли 10 детей с нормальным речевым развитием.

Нами были отобраны следующие диагностические методики: 1. Методика обследования активного словаря старшего дошкольного возраста. Филичева Т.Б., Чавелева Н.А., Чиркина Г.В.; 2. Методика выявления уровня развития активного словарного запаса. О.С. Ушакова, Е.М. Струнина; 3. Схема обследования речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Н.В. Серебрякова, Л.С. Соломаха.

Проведя диагностику уровня речевого развития детей, мы определили, что результаты старших дошкольников с ОНР III уровня значительно ниже результатов детей с нормальным речевым развитием.

На основании полученных результатов, мы пришли к выводу, что у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня будут следующие особенности развития словаря:

- трудности в назывании многих прилагательных;

- в глагольном словаре преобладают слова, обозначающие действия, которые ребенок ежедневно выполняет;

- трудно усваиваются слова обобщенного, отвлеченного значения, обозначающие состояние, оценку, качество, признаки и др.;

- неточность употребления слов.

Гипотеза исследования подтверждена.

По результатам исследования составлены рекомендации по формированию словарного запаса детей старшего возраста с ОНР III уровня.

 

Заключение

 

Общее недоразвитие речи (ОНР) - это сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речи, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и интеллекте.

Словарь у старших дошкольниковс ОНР III уровняхарактеризуется маленьким объёмом, значительным преобладанием пассивного словаря над активным, неточным употреблением слов, наблюдаются вербальные парафразии.

Как показали исследования многих авторов (Туманова Т.В., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В.) несформированность словообразовательных операций приводит, с одной стороны, к неполноценной речевой коммуникации, а с другой - ограничивает когнитивные способности детей. Поэтому актуальность развития всех сторон речи, в том числе и лексической, в системы речевого формирования одна из главных задач в дошкольном периоде. Чем раньше произойдёт коррекционное воздействие на неполноценную речь ребёнка, тем успешнее будет его дальнейшее развитие.

Опытно-экспериментальное исследование особенностей словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня проводилось на базе МБДОУ Кизнерский детский сад №1.

В исследовании приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста. Дети были разделены на две группы: в состав экспериментальной группы вошли дети с ОНР III уровня (по данным ПМПК, в состав контрольной группы вошли 10 детей с нормальным речевым развитием.

Нами были отобраны следующие диагностические методики: 1. Методика обследования активного словаря старшего дошкольного возраста. Филичева Т.Б., Чавелева Н.А., Чиркина Г.В.; 2. Методика выявления уровня развития активного словарного запаса. О.С. Ушакова, Е.М. Струнина; 3. Схема обследования речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Н.В. Серебрякова, Л.С. Соломаха.

Проведя диагностику уровня речевого развития детей, мы определили, что результаты старших дошкольников с ОНР III уровня значительно ниже результатов детей с нормальным речевым развитием.

На основании полученных результатов, мы пришли к выводу, что у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня будут следующие особенности развития словаря:

- трудности в назывании многих прилагательных;

- в глагольном словаре преобладают слова, обозначающие действия, которые ребенок ежедневно выполняет;

- трудно усваиваются слова обобщенного, отвлеченного значения, обозначающие состояние, оценку, качество, признаки и др.;

- неточность употребления слов.

Гипотеза исследования подтверждена.

По результатам исследования составлены рекомендации по формированию словарного запаса детей старшего возраста с ОНР III уровня.


 

Приложение А


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.