Понятие «общее недоразвитие речи» в научной литературе — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Понятие «общее недоразвитие речи» в научной литературе

2019-08-03 382
Понятие «общее недоразвитие речи» в научной литературе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Наер протяженииер несколькихер десятилетийер проблемаер изученияер общегоер недоразвитияер речиер различногоер генезаер являетсяер объектомер вниманияер многихер исследователей.

Впервыеер научноеер объяснениеер общемуер недоразвитиюер речиер сформулированоер Р.Е.ер Левинойер иер коллективомер научныхер сотрудниковер НИИер дефектологииер вер 50-60-еер годыер XXер векаер (Г.И.ер Жаренковой,ер Г.А.ер Каше,ер Н.А.ер Никашиной,ер Л.Ф.ер Спировой,ер Т.Б.ер Филичевой,ер Г.В.ер Чиркиной,ер А.В.ер Ястребовойер иер др.).

Подер общимер недоразвитиемер речиер указанныеер исследователиер понимаютер такуюер формуер речевойер аномалииер уер детейер сер нормальнымер слухомер иер первичноер сохраннымер интеллектом,ер «приер которойер нарушеноер формированиеер всехер компонентовер речевойер системы,ер относящихсяер какер кер звуковой,ер такер иер кер смысловойер сторонеер речи»ер [12,ер с.ер 30].

Былоер сформулированоер дваер классификационныхер подхода:ер клинико-педагогическийер (С.С.ер Ляпидевский,ер М.Е.ер Хватцев)ер иер психолого-педагогическийер (Г.И.ер Жаренкова,ер Г.А.ер Каше,ер Р.И.ер Лалаева,ер Р.Е.ер Левина,ер Н.А.ер Никашина,ер Л.Ф.ер Спирова,ер Т.Б.ер Филичеваер иер др.).

Однаер изер первыхер попытокер обобщитьер результатыер многолетнихер исследованийер речевыхер нарушенийер уер детейер иер взрослых,ер описатьер этиер нарушенияер иер классифицироватьер ихер былаер предпринятаер М.Е.ер Хватцевым,ер вер исследованияхер которогоер отраженер дифференцированныйер подходер кер изучениюер сложныхер речевыхер дефектовер приер различныхер нарушенияхер развитияер иер выборуер путейер иер методовер коррекционнойер помощиер лицамер различногоер возраста.ер Подер нарушениямиер речиер М.Е.ер Хватцевер понималер «всевозможныеер отклоненияер отер нормы,ер стандартаер речи,ер тоер естьер общепринятогоер вер данномер языкеер типизированногоер проявления,ер восприятияер ее,ер начинаяер сер нарушенийер отдельныхер компонентовер иер заканчиваяер полнымер отсутствиемер словесногоер общения»,ер иер отмечалер различныеер проявленияер речевыхер нарушений,ер представленныеер недоразвитиемер отдельныхер языковыхер компонентовер илиер касающиесяер всейер структурыер языка.

Однимер изер ведущихер принципов,ер положенныхер Р.Е.ер Левинойер вер основуер разработкиер ученияер обер общемер недоразвитииер речи,ер былер принципер развития,ер которыйер предполагалер анализер процессаер возникновенияер речевогоер нарушения.ер Указанныйер подходер позволялер выявитьер вер проявленииер аномалийер речевогоер онтогенезаер закономернуюер связь,ер приер которойер первичноеер нарушениеер обусловливаетер появлениеер иер проявлениеер вторичныхер поер отношениюер кер причине,ер но,ер какер правило,ер неер менееер тяжелыхер поер влияниюер наер формирующуюсяер речевуюер функциюер нарушенийер [17,ер с.ер 140].

Сходноеер пониманиеер общегоер недоразвитияер речиер высказывалосьер вер работахер Р.А.ер Беловой-Давид,ер Г.И.ер Жаренковой,ер Г.А.ер Каше,ер Н.А.ер Никашиной,ер Л.Ф.ер Спировой,ер которыеер такжеер отмечали,ер чтоер нарушениеер всехер компонентовер речевогоер развитияер (звукового,ер фонематического,ер лексическогоер иер грамматического)ер можноер рассматриватьер какер общееер недоразвитиеер речи.

Общееер недоразвитиеер речи,ер поер мнениюер Л.Ф.ер Спировой,ер проявляетсяер вер нарушенииер какер звуковой,ер такер иер смысловойер стороны:ер «Обычно...ер отмечаютсяер грубыеер дефектыер произношения,ер нарушенияер слоговойер структуры,ер ограниченностьер словаряер иер аграмматизмы».ер Кромеер нарушенияер звукопроизношенияер уер этихер детейер ограниченер иер неустойчивер речевойер багаж,ер аер выражениеер мыслиер лексико-грамматическимиер средствамиер языкаер несовершенно.

Вер исследованияхер Г.И.ер Жаренковой,ер Р.Е.ер Левиной,ер Н.А.ер Никашиной,ер Л.Ф.ер Спировойер понятиеер «общееер недоразвитиеер речи»ер использовалось,ер вер основном,ер дляер характеристикиер речиер детейер школьногоер возраста.ер ер Наер следующихер этапахер развитияер логопедическойер наукиер расширениеер сетиер дошкольныхер учрежденийер дляер детейер сер тяжелымиер нарушениямиер речиер потребовалоер проведенияер исследованийер вер областиер теорииер иер практикиер общегоер недоразвитияер речиер вер отношенииер детей-дошкольников.ер Дальнейшиеер исследованияер показали,ер чтоер симптомыер общегоер недоразвитияер речиер можноер выявитьер приер тщательномер изученииер вер речиер детейер дошкольногоер возраста.ер Вер работахер многихер авторовер (Н.С.Жуковой,ер Л.Н.ер Ефименковой,ер Р.И.ер ер Лалаевойер иер Н.В.ер Серебряковой,ер С.А.ер Мироновой,ер Т.Б.ер Филичевой,ер Г.В.ер Чиркинойер иер других)ер понятиеер «общееер недоразвитиеер речи»ер используетсяер ужеер неер толькоер поер отношениюер кер детямер школьного,ер ноер иер дошкольногоер возраста.

Н.С.ер Жуковаер соер ссылкойер наер работыер Р.Е.ер Левинойер пишет,ер чтоер понятиеер «общееер недоразвитиеер речи»,ер используемоеер вер отечественнойер логопедии,ер отражаетер феноменологическийер подходер кер нарушениюер речевогоер развития,ер относитсяер кер описаниюер разнородныхер поер этиологииер речевыхер нарушений.ер Онаер показывает,ер чтоер «возможенер единыйер педагогическийер подходер кер разнороднымер проявлениямер недоразвитостиер речиер уер детей»ер [18,ер с.ер 160].

Общееер недоразвитиеер речиер возникаетер приер наиболееер сложных,ер системныхер нарушенияхер речиер -ер алалииер иер афазии.ер ОНРер можетер такжеер отмечатьсяер приер фонационныхер расстройствахер (ринолалииер иер дизартрии),ер когдаер диагностируютсяер неер толькоер нарушенияер фонетическойер стороныер речи,ер ноер одновременноер иер недостаточностьер фонематическогоер восприятияер иер лексико-грамматическойер стороныер речи.

Можноер отметить,ер такимер образом,ер общуюер тенденциюер вер использованииер понятияер «общееер недоразвитиеер речи»,ер сформулированноеер Р.Е.ер Левинойер иер другимиер исследователямиер вер 50-60ер годах,ер активноер употребляемоеер вер работахер теоретическогоер иер методическогоер характера.ер Этоер свидетельствуетер оер точностиер определенияер общегоер недоразвитияер речи,ер сер однойер стороны,ер иер оер сложностиер самогоер понятия,ер сер другой.ер Вер дальнейшем,ер вер работахер 70-90ер годов,ер былиер сделаныер попыткиер определитьер новыеер подходыер кер пониманиюер общегоер недоразвитияер речи.ер ер ер ер ер ер Вер рядеер работ,ер посвященныхер анализуер понятияер «общееер недоразвитиеер речи»ер наер современномер этапеер развитияер логопедическойер науки,ер даетсяер критическаяер оценкаер какер самогоер термина,ер такер иер понятия,ер котороеер этотер терминер обозначаетер (В.А.ер Ковшиков,ер А.Н.ер Корнев,ер В.В.ер Юртайкинер иер др.).

Современноеер состояниеер проблемыер общегоер недоразвитияер речиер вызываетер замечанияер В.В.ер Юртайкина,ер которыйер принимаетер положениеер Р.И.ер Левинойер оер неоднородностиер нарушенияер уер детейер сер общимер недоразвитиемер речи,ер ноер этуер неоднородностьер связывает,ер вер первуюер очередь,ер сер неодинаковымер уровнемер «развитияер познавательнойер деятельности,ер различиемер вер степениер сформированностиер представленийер обер окружающем».ер Несформированностьер познавательнойер деятельностиер приводитер кер трудностямер усвоенияер знаковойер функцииер речиер иер способовер развертыванияер знанийер обер окружающемер вер системуер внешнихер иер внутреннихер действийер [18,ер с.ер 180].

Такимер образом,ер понятиеер «общееер недоразвитиеер речи»,ер сформулированноеер вер исследованияхер Р.Е.ер Левинойер иер рядаер другихер ученых,ер неер претерпелоер заметныхер измененийер вер последниеер десятилетия.ер Несмотряер наер длительностьер срокаер изучения,ер разнообразиеер подходовер кер решениюер проблемы,ер онаер остаетсяер неер полностьюер решенной,ер такер какер неер доер концаер вскрытыер механизмыер речевогоер недоразвития,ер которыеер приводятер кер сходномуер поер структуреер речевомуер нарушениюер уер детейер сер речевымиер дефектамиер различнойер этиологии.

Речеваяер недостаточностьер приер ОНРер неоднородна:ер отер полногоер отсутствияер речиер доер развернутойер фразовойер речиер сер элементамиер фонетико-фонематическогоер иер лексико-грамматическогоер недоразвития.ер Принятоер выделятьер четыреер уровняер речевогоер развитияер приер ОНР.ер

Приер Iер уровнеер речевыеер средстваер ограничены,ер активныйер словарьер практическиер неер сформированер иер состоитер изер звукоподражанийер иер звукокомплексовер (исьер —ер киска,ер акаер —ер собака,ер ниниер —ер штаны).ер ер Вер активнойер речиер могутер бытьер фразыер изер двухер лепетныхер слов,ер неер оформленныеер грамматическиер (Исьер идиер —ер кискаер сидит).ер ер Характернаер такжеер иер многозначностьер употребляемыхер словер (ись:ер киска,ер мишка,ер мышка)ер [7,ер с.ер 160].ер ер

Приер переходеер коер IIер уровнюер речеваяер активностьер ребенкаер возрастает.ер Приер этомер следуетер отметитьер грубоеер нарушениеер слоговойер структурыер иер звуконаполняемостиер словер (итотиер —ер цветочки,ер какокиер —ер колготки).ер ер Активнаяер речьер состоитер изер простыхер предложенийер изер двух,ер трех,ер четырехер словер (азяер тоитер аер тоеер —ер вазаер стоитер наер столе).ер ер Отмечаютсяер грубыеер ошибкиер вер использованииер грамматическихер конструкций:ер пропускер предлогов,ер отсутствиеер согласованияер прилагательныхер сер существительными,ер смешениеер падежныхер формер (емер оськаер —ер емер ложкой).ер Фонетическаяер сторонаер характеризуетсяер многочисленнымиер искажениямиер звуков.ер ер

IIIер уровеньер речевогоер развитияер приер ОНРер характеризуетсяер наличиемер развернутойер фразовойер речиер сер элементамиер лексико-грамматическогоер иер фонетико-фонематическогоер недоразвития.ер Наблюдаетсяер неточноеер употреблениеер многихер лексическихер значенийер (кружкаер —ер чашка,ер стакан;ер штаныер —ер брюки,ер шорты).ер ер Недостаткиер произношенияер выражаютсяер вер смешении,ер заменеер иер искаженииер звуков,ер причемер заменыер могутер бытьер нестойкими.ер

Уер детейер сер IVер уровнемер речевогоер развитияер нетер грубыхер нарушенийер звукопроизношения,ер аер имеетер местоер лишьер недостаточноер четкоеер различениеер звуковер вер речи.ер Этиер детиер допускаютер перестановкиер слоговер иер звуков,ер сокращенияер согласныхер приер ихер стечении,ер заменыер иер пропускиер слоговер вер речевомер потоке.ер Уер нихер недостаточноер внятнаяер дикция,ер вялаяер артикуляцияер [16,ер с.ер 240].

Такимер образом,ер общееер недоразвитиеер речиер (ОНР)ер -ер этоер сложныеер речевыеер расстройства,ер приер которыхер уер детейер нарушеноер формированиеер всехер компонентовер речи,ер касающихсяер иер звуковой,ер иер смысловойер сторон,ер приер нормальномер слухеер иер интеллекте.

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.