Особенности развития словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Особенности развития словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

2019-08-03 290
Особенности развития словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Словарьер (лексика)ер -ер этоер словаер (основныеер единицыер речи),ер обозначающиеер предметы,ер явления,ер действияер иер признакиер окружающейер действительности.

Однойер изер выраженныхер особенностейер речиер детейер сер ОНРер являетсяер расхождениеер вер объемеер пассивногоер иер активногоер словаря.ер Поер мнениюер отечественныхер авторов,ер дошкольникиер сер ОНРер понимаютер значениеер многихер слов;ер объемер ихер пассивногоер словаряер близокер кер норме.ер Однакоер употреблениеер словер вер экспрессивнойер речи,ер актуализацияер словаряер вызываютер большиеер затруднения.ер Ограниченныйер словарныйер запас,ер многократноеер использованиеер одинаковоер звучащихер словер сер различнымиер значениямиер делаетер речьер беднойер иер стереотипной.ер Правильноер понимаяер логическуюер взаимосвязьер событий,ер детиер ограничиваютсяер лишьер перечислениемер действийер [12,ер с.ер 30].

Бедностьер словаряер проявляетсяер вер незнанииер многихер слов:ер названийер ягод,ер цветов,ер дикихер животных,ер птиц,ер инструментов,ер профессий,ер частейер телаер иер лица.ер Вер глагольномер словареер преобладаютер слова,ер обозначающиеер ежедневныеер бытовыеер действия.ер Трудноер усваиваютсяер словаер обобщенногоер значенияер иер слова,ер обозначающиеер оценку,ер состояние,ер качествоер иер признакер предмета.ер Словаер употребляютсяер неточно,ер вер болееер широкомер илиер болееер узкомер пониманииер значений.ер Нарушенияер актуализацииер словаряер проявляютсяер вер искаженииер звуковойер структурыер слова.ер Отмечаетсяер задержкаер вер формированииер семантическихер полей.

Приер изученииер особенностейер лексикиер (словарногоер запаса)ер уер детейер сер речевойер патологиейер перспективнымер иер значимымер являетсяер психолингвистическийер подход,ер современныеер представленияер оер процессеер развитияер лексики,ер оер различныхер аспектахер еёер изучения,ер оер развитииер лексикиер вер онтогенезе,ер оер структуреер значенияер слова,ер оер семантическихер полях.

Вер исследованияхер Р.И.ер Лалаевойер отмечаетсяер рядер особенностейер лексикиер старшихер дошкольников.ер Выявленаер ограниченностьер словарногоер запаса,ер расхождениеер объёмаер активногоер иер пассивногоер словаря,ер неточноеер употреблениеер слов,ер вербальныеер парафазии,ер несформированностьер семантическихер полей,ер трудностиер актуализацииер словаря.ер Ассоциацииер уер детейер сер речевойер патологиейер вер большейер степени,ер чемер уер детейер сер нормальнымер речевымер развитием,ер носятер немотивированныйер характер.ер Наиболееер труднымер звеномер формированияер семантическихер полейер уер детейер сер нарушениямиер речиер являетсяер выделениеер центраер (ядра)ер семантическогоер поляер иер егоер структурнаяер организация.ер Выявленер малыйер объёмер семантическогоер поля,ер чтоер проявляетсяер вер ограниченномер количествеер смысловыхер связей.ер Так,ер вер парадигматическихер ассоциацияхер уер детейер сер речевойер патологиейер преобладаютер отношенияер аналогии,ер аер отношенияер противопоставленияер иер родовидовыеер встречаютсяер редко,ер чтоер неер согласуетсяер сер нормой.ер Уер детейер сер нормальнымер речевымер развитиемер отношенияер противопоставленияер кер 7ер годамер составляютер болееер половиныер всехер парадигматическихер ассоциаций,ер кромеер того,ер замечено,ер чтоер латентныйер периодер реакцииер наер слово-стимулер уер детейер сер речевымиер нарушениямиер гораздоер длиннее,ер чемер вер нормеер [6,ер с.ер 87].

Кер моментуер началаер обученияер вер подготовительнойер группеер большинствоер детейер достигаетер самогоер высокогоер -ер IIIер уровняер речевогоер развития.ер Словарьер дошкольников,ер имеющихер этотер уровеньер речевогоер развития,ер составляетер примерноер 1,5ер -ер 2ер тысячиер словер иер нарядуер сер преобладающимер количествомер существительныхер содержитер достаточноеер дляер общенияер числоер обиходныхер глаголовер иер общеупотребительныхер прилагательных.

Относительноер большойер словарныйер запасер дошкольниковер 6ер летер можноер объяснитьер ихер возрастом,ер продолжительнойер коррекционнойер работой,ер аер такжеер своеобразиемер лексическихер иер грамматическихер элементовер вер речиер детейер приер аномальномер ееер развитии.

Поер предположениюер Жуковойер Н.С.,ер лексическаяер основаер воспринимаемыхер иер употребляемыхер детьмиер словер выступаетер дляер нихер какер яркийер постоянныйер раздражитель,ер связанныйер сер конкретнымиер предметом,ер действиемер иер пр.,ер вер тоер времяер какер префиксы,ер суффиксы,ер окончания,ер являясьер меняющимсяер окружениемер основы,ер неер обладающимер конкретнымер значением,ер представляютер собойер физиологическиер болееер слабыйер раздражитель,ер которыйер значительноер хужеер воспринимаетсяер детьмиер сер речевымер недоразвитием.ер Видимо,ер поер указаннойер причинеер предметныйер словарьер дошкольниковер оказываетсяер «переобогащенным»ер поер отношениюер кер этапуер ихер речевогоер развития,ер наер которомер задачаер пополненияер лексическогоер запасаер ужеер неер являетсяер первоочереднойер вер работеер логопеда.ер Поэтомуер пополнениеер иер уточнениеер словаряер неер должныер бытьер главнымер содержаниемер логопедическогоер занятияер [16,ер с.ер 58].

Наер основанииер анализаер характераер вербальныхер ассоциацийер уер дошкольниковер 5-8ер летер Серебряковойер Н.В.ер выделеныер следующиеер этапыер организацииер семантическихер полей:

Первыйер этапер -ер несформированностьер семантическихер полей.ер Ребёнокер опираетсяер наер чувственноеер восприятиеер окружающейер ситуации.ер Значениеер словаер включаетсяер вер значениеер словосочетаний.ер Большоеер местоер занимаютер синтагматическиеер ассоциацииер («кошкаер -ер мяукает»).

Второйер этапер -ер усваиваетер смысловыеер связиер слов,ер отличающихсяер другер отер другаер поер семантике,ер ноер имеющихер ситуативную,ер образнуюер связьер («домер -крыша»,ер «высокоер -ер башня»).ер Семантическоеер полеер ещёер структурноер неер оформлено.

Третийер этапер -ер формируютсяер понятия,ер процессы,ер классификации.ер Образуютсяер связиер междуер словами,ер семантическиер близкими,ер которыеер отличаютсяер лишьер однимер дифференциальнымер семантическимер признаком,ер чтоер проявляетсяер вер преобладанииер парадигматическихер ассоциацийер («овощер -помидор»,ер «высокоер —ер низко»).

Н.В.ер Серебряковаер выявилаер следующиеер особенностиер лексикиер приер общемер недоразвитииер речи:

-ер ограниченностьер объёмаер словаря,ер особенноер предикативного;

-ер большоеер количествоер заменер особенноер поер семантическомуер признаку,ер указывающихер наер несформированностьер семантическихер полей,ер наер недостаточностьер выделенияер дифференциальныхер признаковер значенийер слов;

-ер незнаниеер илиер неточноеер употреблениеер многихер общеупотребительныхер словер обозначающихер зрительноер сходныеер предметы,ер частиер предметов,ер частиер тела;

-ер заменыер семантическиер близкихер слов;ер заменаер словообразовательнымиер неологизмами;

-ер заменаер однокореннымиер словамиер иер словами,ер сходнымиер поер артикуляции;

-ер большаяер степеньер немотивированностиер ассоциаций.ер

Л.В.ер Лопатинаер отметилаер несформированностьер большинстваер компонентовер функциональнойер речевойер системы,ер многихер языковыхер процессов:ер бедностьер словаряер иер трудностьер актуализацииер егоер вер экспрессивнойер речи;ер редкоер употребляющиеер словаер заменяютсяер другими;ер ошибочноер используютсяер словаер обобщающегоер значения.ер Неадекватноеер использованиеер антонимическихер средствер языкаер обусловленоер недостаточностьюер осознанияер парадигматическихер пар,ер вер основеер которыхер лежитер элементер отрицанияер [9,ер с.ер 140].

Особенностьер детейер сер ОНРер заключаетсяер вер том,ер чтоер качествоер иер объёмер активногоер словаряер уер детейер этойер группыер неер соответствуетер возрастнойер норме.ер Частьер детейер редкоер встречающиесяер вер речевойер практикеер словаер заменяютер смежнымиер поер ассоциации,ер неер могутер употреблятьер обобщающиеер слова.ер Детиер затрудняютсяер объединитьер предложныеер картинкиер поер группам;ер неер справляютсяер сер заданиемер наер подборер словер антонимовер иер эпитетовер кер предметам.ер Множественныеер ошибкиер встречаютсяер приер выполненииер заданийер наер исследованиеер грамматическогоер строяер речи.ер Дажеер получаяер помощьер взрослого,ер детиер допускаютер значительноеер количествоер ошибокер приер выполненииер заданийер наер изменениеер существительныхер поер числам.ер Большиеер затрудненияер вызываютер заданияер наер согласованиеер прилагательныхер сер существительнымиер иер существительныхер сер числительнымиер вер родеер иер числе.ер Большинствоер детейер неер могутер самостоятельноер выполнитьер заданиеер наер словообразование:ер имер требуетсяер наглядныйер образецер иер помощьер взрослого.

Вер работахер Филичевойер Т.Б.ер иер Чиркинойер Г.В.ер отмечаютсяер такиеер лексическиеер особенностиер приер общемер недоразвитииер речиер (IIIер уровня):ер расхождениеер вер объёмеер активногоер иер пассивногоер словаря.ер Неер знаяер наименованийер частейер предметов,ер детиер заменяютер ихер названиемер самогоер предметаер («рукав»ер -ер «рубашка»),ер названиеер действийер заменяютер словами,ер близкимиер поер ситуацииер иер внешнимер признакамер («подшивает»ер -ер «шьёт»);ер названиеер предметаер заменяетсяер названиемер действийер («тётяер продаётер яблоки»ер -вместоер «продавец»),ер заменаер видовыхер понятийер родовымиер иер наоборотер («ромашка»ер -ер «роза»,ер «колокольчик»ер -ер «цветок»).ер Нередко,ер правильноер показываяер наер картинкахер названныеер действия,ер вер самостоятельнойер речиер ихер смешивают.ер Изер рядаер предложенныхер действийер детиер неер понимаютер иер неер могутер показать,ер какер штопать,ер распарывать,ер переливать,ер перелетать,ер подпрыгивать,ер кувыркаться.ер Ониер неер знаютер названийер оттенковер цветов:ер «оранжевый»,ер «серый»,ер «голубой».ер Плохоер различаютер формуер предметов:ер «круглый»,ер «овальный»,ер «квадратный»,ер «треугольный».ер Вер словареер детейер малоер обобщающихер понятий,ер вер основномер этоер игрушки,ер посуда,ер одежда,ер цветы.ер Редкоер используютсяер антонимы,ер практическиер отсутствуютер синонимыер (характеризуютер величинуер предмета,ер используютер толькоер понятие:ер «большойер -маленький»,ер которымиер заменяютер слова:ер «длинный»,ер «короткий»,ер «высокий»,ер «низкий»,ер «толстый»,ер «тонкий»,ер «широкий»,ер «узкий»).ер Этоер обусловливаетер частыеер случаиер нарушенияер лексическойер сочетаемости.ер Недостаточнаяер ориентацияер вер звуковойер структуреер словаер отрицательноер влияетер наер усвоениеер морфологическойер системыер родногоер языка.ер Детиер затрудняютсяер вер образованииер существительныхер сер помощьюер уменьшительно-ер ласкательныхер суффиксовер некоторыхер прилагательныхер («мехнаяер шапка»,ер «глинныйер кувшин»).ер Многоер ошибокер допускаютер приер употребленииер приставочныхер глаголовер [17,ер с.ер 177].

Ограниченныйер лексическийер запас,ер многократноеер использованиеер одинаковоер звучащихер словер сер различнымиер значениямиер делаютер речьер детейер беднойер иер стереотипной.ер Выявляютсяер стойкиеер ошибкиер приер согласованииер прилагательногоер сер существительнымер вер родеер иер падеже;ер смешениеер родовойер принадлежностиер существительных;ер ошибкиер вер согласованииер числительногоер сер существительнымиер всехер трёхер родовер («пятьер руках»ер -ер пятьер рук).ер Характерныер ошибкиер употребленияер предлогов:ер опускание,ер замена,ер недоговаривание.

Детиер сер третьимер уровнемер речевогоер развитияер используютер многиеер словаер вер расширенномер иер диффузномер значении.ер Чёткоер прослеживаетсяер закономерностьер вер характереер замен:ер заменяющимиер словамиер являютсяер те,ер которыеер наиболееер привычныер вер речевойер практикеер детей.

Тумановаер Т.В.ер вер своихер работахер указывает,ер чтоер дошкольникиер сер общимер недоразвитиемер речи,ер вер отличиеер отер своихер нормальноер развивающихсяер сверстников,ер испытываютер значительныеер трудностиер вер овладенииер первичнымиер словообразовательнымиер операциями.ер Еслиер уер нормальноер развивающихсяер детейер формированиеер навыковер иер уменийер происходитер вер рамкахер дошкольногоер возраста,ер тоер уер дошкольниковер сер общимер недоразвитиемер речиер ониер оказываютсяер фактическиер несформированнымиер вследствиеер того,ер чтоер неер происходитер спонтанногоер овладенияер знаковымиер операциямиер наер уровнеер морфемы.

Нарушенияер лексикиер проявляютсяер такжеер вер нарушенияхер слоговойер структурыер слова:ер элизииер (усечениеер слога,ер пропускер гласногоер звукаер илиер буквы);ер повторыер словаер (персеверации);ер уподоблениеер одногоер слогаер другомуер (антиципация);ер перестановкиер слогов;ер добавлениеер слога,ер гласногоер звукаер илиер буквы.ер Приер исследованииер лексическойер стороныер речиер детейер даннойер категорииер выявляетсяер незнаниеер илиер неправильноеер употреблениеер слов,ер неумениеер изменятьер иер образовыватьер лексемыер [5,ер с.ер 230].

Детиер сер ОНРер IIIер уровняер умеютер правильноер произноситьер звукиер изолированно,ер однакоер вер самостоятельнойер речиер ониер звучатер недостаточноер чёткоер илиер заменяютсяер другими,ер вер результатеер словаер получаютсяер трудноер разборчивые.ер Необходимоер такжеер отметитьер недифференцированноеер произношениеер свистящих,ер шипящихер звуков,ер аффрикатер иер сонорныхер звуков.ер Ошибкиер вер употребленииер звуков,ер грамматическихер категорийер иер лексикиер наиболееер яркоер проявляютсяер вер монологическойер речиер детейер (пересказ,ер составлениеер рассказаер поер серииер картинер поер однойер картине,ер рассказер описание).ер Разнообразныеер ошибкиер слоговогоер составаер могутер бытьер обусловленыер какер состояниемер фонематическихер процессов,ер такер иер артикуляционнымиер возможностямиер ребёнка.ер Вер предложенияхер вер достаточнойер степениер применяютсяер простыеер предлогиер (из,ер в,ер с,ер на,ер под),ер вер тоер времяер какер употреблениеер сложныхер предлоговер из-заер недопониманияер осложнено.ер Ониер илиер неер применяются,ер илиер заменяютсяер болееер простымиер [13,ер с.ер 133].

Недостаточныйер запасер лексики,ер незнаниеер оттенковер значенийер характерноер дляер речиер детейер сер ОНРер IIIер уровня,ер вследствиеер чегоер отмечаютсяер ошибкиер вер словоизменении,ер чтоер влечётер заер нарушениеер синтаксическойер связиер словер вер предложениях.ер Кер ошибкамер такжеер можноер отнестиер ошибочноеер ударениеер вер словах.ер Описанныеер недостаткиер заметноер обедняютер речьер ребёнка.ер Делаютер еёер малопонятной,ер «блеклой».ер Болееер благополучноер обстоитер делоер сер употреблениемер местоименийер различныхер разрядов,ер однакоер вер речиер детейер редкоер используютсяер наречия,ер хотяер многиеер изер нихер имер знакомы.

Какер показалиер исследованияер многихер авторовер (Тумановаер Т.В.,ер Филичеваер Т.Б.,ер Чиркинаер Г.В.,ер Лопатинаер Л.В.,ер Серебряковаер Н.В.)ер несформированностьер словообразовательныхер операцийер приводит,ер сер однойер стороны,ер кер неполноценнойер речевойер коммуникации,ер аер сер другойер -ер ограничиваетер когнитивныеер способностиер детей.ер Поэтомуер актуальностьер развитияер всехер сторонер речи,ер вер томер числеер иер лексической,ер вер системыер речевогоер формированияер однаер изер главныхер задачер вер дошкольномер периоде.ер Чемер раньшеер произойдётер коррекционноеер воздействиеер наер неполноценнуюер речьер ребёнка,ер темер успешнееер будетер егоер дальнейшееер развитие.

Такимер образом,ер словарьер уер старшихер дошкольниковер сер ОНРер IIIер уровняер характеризуетсяер маленькимер объёмом,ер значительнымер преобладаниемер пассивногоер словаряер надер активным,ер неточнымер употреблениемер слов,ер наблюдаютсяер вербальныеер парафразии.

 

Выводы по первой главе

Общееер недоразвитиеер речиер (ОНР)ер -ер этоер сложныеер речевыеер расстройства,ер приер которыхер уер детейер нарушеноер формированиеер всехер компонентовер речи,ер касающихсяер иер звуковой,ер иер смысловойер сторон,ер приер нормальномер слухеер иер интеллекте.

Словарьер уер старшихер дошкольниковер сер ОНРер IIIер уровняер характеризуетсяер маленькимер объёмом,ер значительнымер преобладаниемер пассивногоер словаряер надер активным,ер неточнымер употреблениемер слов,ер наблюдаютсяер вербальныеер парафразии.

Какер показалиер исследованияер многихер авторовер (Тумановаер Т.В.,ер Филичеваер Т.Б.,ер Чиркинаер Г.В.,ер Лопатинаер Л.В.,ер Серебряковаер Н.В.)ер несформированностьер словообразовательныхер операцийер приводит,ер сер однойер стороны,ер кер неполноценнойер речевойер коммуникации,ер аер сер другойер -ер ограничиваетер когнитивныеер способностиер детей.ер Поэтомуер актуальностьер развитияер всехер сторонер речи,ер вер томер числеер иер лексической,ер вер системыер речевогоер формированияер однаер изер главныхер задачер вер дошкольномер периоде.ер Чемер раньшеер произойдётер коррекционноеер воздействиеер наер неполноценнуюер речьер ребёнка,ер темер успешнееер будетер егоер дальнейшееер развитие.

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.