Особенности словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Особенности словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

2019-08-03 961
Особенности словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Курсовая работа

Особенности словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

 

Выполнила:ер

Студентка группыер 3СБ-050700-41(К)

Галимардановаер А.В.

Руководитель:ер Гинжул И.Ю

 

 

Ижевск,ер2019

Содержание

Введение.........................................................................................................

Глава 1. ер Научно - теоретическиеер основыер изученияер особенностейер словарногоер запаса у р детей ер старшегоер дошкольного ер возраста е р  с р общим   недоразвитием ер речиер    III ер уровня….......................................................................................................

1.1ер    Понятиеер «общее недоразвитие ер речи» ер в научной ер литературе……….

1.2 ер Особенности развития ер словаря ер уер детейер старшегоер дошкольногоер       возраста с ер общим ер недоразвитием ер речи ер III ер уровня………………………..

Выводы по ер первой ер главе......................................................................

Глава 2.ер Опытно-экспериментальноеер  исследование ер особенностей ер словарногоер запасаер уер детейер старшегоер дошкольногоер возрастаер   с ер общим недоразвитием ер речи ер IIIер уровня……………………………………………………………………………..

2.1еОрганизацияер опытно – экспериментального ер исследования...........

2.2ер Анализ ер результатов опытно – экспериментальной ер работы……………

2.3ер Методическиеер рекомендацииер поер формированиюер словарногоер запасаер  уер детей старшего ер дошкольного ер возраста ер с ер ОНР IIIер   уровня………………………

Выводыер  по второй главе…………………………………………………….

Заключение…………………………………………………………………

Список литературы…………………………………………………………

Приложения………………………………………………………………..

Введение

Актуальность темы исследования. ер                                                                                                                                                                                                                                                                   Хорошая речьер       - ер важнейшееер условиеер всестороннегоер полноценногоер развития детей. Чем ер богаче ер иер правильнееер речьер ребенка,ер темер легчеер емуер высказыватьер своиер мысли,ер темер ширеер егоер возможностиер вер познанииер окружающейер действительности,е, содержательнее ер и ер полноценнее р отношения ер со ер сверстникамиер иер взрослыми,ер темер активнееер осуществляетсяер егоер психическоеер развитие.ер Поэтомуер такер важноер заботитьсяер оер своевременномер формированииер речиер детей,ер оер ееер чистотеер иер правильности,ер предупреждаяер иер исправляяер различныеер нарушения,ер которымиер считаютсяер любыеер отклоненияер отер общепринятыхер нормер данногоер языка.ер

Расширение словарного ер запаса,ер являетсяер однойер изер основныхер задач,ер которуюер решаетер логопед.ер ер Поер мереер речевогоер развития,ер словарныйер запасер словер обогащается,ер уточняется,ер расширяется.ер Постепенноер дошкольникер осваиваетер смысловую ер нагрузку новых ер слов, ер и обобщает ер эти слова.ер ер

Развитие ер словаряер уер детейер зависитер отер степениер взаимодействияер сер окружающимер ребенка,ер отер разнообразияер видовер деятельности,ер которымиер онер занимается.ер Большоеер значениеер имеетер речевоеер развитиеер родителейер иер степеньер общенияер сер ребенком.ер Уер детейер одинаковогоер возраста,ер словарныйер запасер сильноер отличается.ер ер Важноеер значениеер имеетер социальнаяер среда,ер вер которойер находитсяер ребенок,ер такер какер расширениеер словаряер невозможноер безер общения.ер ер Наер развитиеер словаря,ер такжеер влияютер процессы:ер  внимания,ер  мышления, ер памяти, воображения,ер восприятия.ер  Различныеер  видыер  деятельности способствуют речевому развитию ер иер расширению ер словаря. Но ер у детей с ер ОНР 3  уровня,ер развитие речи р происходитер неер так,ер какер уер нормы.ер Маленькийер словарныйер запас,ер иер несформированностьер грамматическихер представлений,ер являетсяер однимер изер критериевер общегоер недоразвитияер речи.ер Недостаточноер сформированныйер лексическийер запасер   слов,ер уер дошкольников ер сер даннымер нарушением,ер приводитер кер маленькомуер словарномуер запасу, преобладанию пассивного словаряер надер активным,ер недостаточноер точному употреблению ер слов.ер

Проблемаер формированияер словарногоер запасаер за знимает важнейшее ер местоер вер современнойер логопедии,ер аер  вопрос ер о состоянии словаря при ер различных ер речевыхер нарушенияхер иер оер методикеер егоер развитияер являетсяер особоер актуальным.ер Вер исследованияхер рядаер  авторовер  (Г.С.ер Гуменная,ер Р.Е.ер Левина,ер Н.А.ер Никашина,ер Л.Ф.ер Спирова,ер Т.Б.ер Филичева,ер Н.А.ер Чевелева,ер Г.В.ер Чиркина,ер С.Н.ер Шаховская,ер А.В.ер Ястребоваер иер др.) отмечается,ер чтоер уер детейер сер общимер недоразвитиемер речиер наблюдаются трудности усвоения лексическихер закономерностейер родногоер языка.ер Изучениеер  детейер  с нарушениями речи и ер накопленный ер опытер их ер воспитанияер иер обученияер убеждаютер вер возможностиер успешнойер  коррекционнойер работыер сер ними,ер совершенствования и детализации специальной методики,ер такер какер вер этойер области до ер настоящегоер времени имеется ряд ер вопросов.

Исследованиеер словарногоер запасаер имеетер большоеер значениеер дляер развитияер познавательнойер деятельностиер ребенка,ер такер какер слово,ер егоер значениеер являетсяер средствомер неер толькоер речи,ер ноер иер мышленияер (Л.С.ер Выготский,ер Н.И.ер Жинкин,ер А.А.ер Леонтьев,ер А.Р.ер Лурия.ер Т.Н.ер Ушаковаер иер др.).ер Несмотря ер на то,ер чтоер вер последние годыер проводились исследования ер словаряер уер дошкольниковер сер общимер  недоразвитиемер речи ер IIIер  уровня, его особенности ер и зучены недостаточно полно.ер

Цель исследования: Изучитьер иер охарактеризоватьер особенностиер словарного ер запаса ер детей ер старшегоер дошкольного ер возраста с ерсс с р ОНР ер IIIер      уровня.

Объект исследования: ер  словарный ер запас у р детей ер старшего дошкольногоер возраста с ер общим ер недоразвитием р речи IIIер  уровня.

Предмет исследования: ер особенности словарногоер запасаер уер детейер старшего дошкольного ер возраста с общим ер недоразвитием речи IIIер  уровня.

Гипотеза исследования ер сформулированаер следующимер образом:ер мыер предполагаем,ер чтоер уер детейер старшегоер дошкольногоер возрастаер сер общимер недоразвитием речи ер IIIер  уровня будутер следующиеер особенностиер развитияер словаря:

-ер трудности ер в ер называни и многих прилагательных;

-ер вер глагольномер словареер преобладаютер слова,ер обозначающиеер действия,ер которыеер ребенокер ежедневноер выполняет;

-ер трудноер усваиваютсяер словаер обобщенного,ер отвлеченногоер значения,ер обозначающиеер состояние,ер оценку,ер качество,ер признакиер иер др.;

-ер неточностьер употребленияер слов.

Задачи исследования:

1.ер Рассмотретьер понятиеер «общее ер недоразвитие речи»ер  в научнойер литературе;

2.ер Изучитьер особенностиер развитияер словаряер уер детейер старшегоер дошкольногоер возрастаер сер общимер недоразвитиемер речиер IIIер уровня;

3.ер Провестиер опытно-экспериментальноеер исследованиеер особенностейер словарногоер запасаер уер детейер старшегоер дошкольногоер возрастаер сер общимер недоразвитиемер речиер IIIер уровня.

Методы исследования:

1.ер теоретические:ер анализер научнойер литературыер поер проблемеер исследования;

2.ер практические:ер проведениеер опытно-экспериментальногоер исследования.

Организация исследования. ер Исследованиеер проводилосьер наер базеер МБДОУер Кизнерскийер детскийер садер №1.ер Вер исследованииер принялиер участиеер 20ер детейер старшегоер дошкольногоер возраста.ер Детиер былиер разделеныер наер двеер группы:ер вер составер экспериментальнойер группыер вошлиер детиер сер ОНРер IIIер уровняер (поер даннымер ПМПК,ер вер составер контрольнойер группыер вошлиер 10ер детейер сер нормальнымер речевымер развитием.

Методики исследования:

1.ер Методикаер обследованияер активногоер словаряер старшегоер дошкольногоер возрастаер (Филичеваер Т.Б.,ер Чавелеваер Н.А.,ер Чиркинаер Г.В.);

2.ер Методикаер выявленияер уровняер развитияер активногоер словарногоер запасаер (О.С.ер Ушакова,ер Е.М.ер Струнина);

3.ер Схемаер обследованияер речиер детейер старшегоер дошкольногоер возрастаер сер общимер недоразвитиемер речиер (Н.В.ер Серебрякова,ер Л.С.ер Соломаха).

Теоретическая значимость исследования: ер углублениеер иер расширениеер теоретическихер знанийер обер особенностяхер словаряер уер дошкольниковер сер ОНРер IIIер уровня.

Практическая значимость исследования: ер результатыер исследованияер могутер бытьер полезныер логопедам,ер педагогамер ДООер иер другимер специалистамер вер работеер поер речевомуер развитиюер старшихер дошкольниковер сер ОНРер IIIер уровня.

Структура работы. ер Курсоваяер работаер состоитер изер введения,ер двухер глав,ер заключения,ер спискаер литературыер иер приложений.

 

Выводы по первой главе

Общееер недоразвитиеер речиер (ОНР)ер -ер этоер сложныеер речевыеер расстройства,ер приер которыхер уер детейер нарушеноер формированиеер всехер компонентовер речи,ер касающихсяер иер звуковой,ер иер смысловойер сторон,ер приер нормальномер слухеер иер интеллекте.

Словарьер уер старшихер дошкольниковер сер ОНРер IIIер уровняер характеризуетсяер маленькимер объёмом,ер значительнымер преобладаниемер пассивногоер словаряер надер активным,ер неточнымер употреблениемер слов,ер наблюдаютсяер вербальныеер парафразии.

Какер показалиер исследованияер многихер авторовер (Тумановаер Т.В.,ер Филичеваер Т.Б.,ер Чиркинаер Г.В.,ер Лопатинаер Л.В.,ер Серебряковаер Н.В.)ер несформированностьер словообразовательныхер операцийер приводит,ер сер однойер стороны,ер кер неполноценнойер речевойер коммуникации,ер аер сер другойер -ер ограничиваетер когнитивныеер способностиер детей.ер Поэтомуер актуальностьер развитияер всехер сторонер речи,ер вер томер числеер иер лексической,ер вер системыер речевогоер формированияер однаер изер главныхер задачер вер дошкольномер периоде.ер Чемер раньшеер произойдётер коррекционноеер воздействиеер наер неполноценнуюер речьер ребёнка,ер темер успешнееер будетер егоер дальнейшееер развитие.

 

Выводы по второй главе

Опытно-экспериментальное исследование особенностей словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня проводилось на базе МБДОУ Кизнерский детский сад №1.

В исследовании приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста. Дети были разделены на две группы: в состав экспериментальной группы вошли дети с ОНР III уровня (по данным ПМПК, в состав контрольной группы вошли 10 детей с нормальным речевым развитием.

Нами были отобраны следующие диагностические методики: 1. Методика обследования активного словаря старшего дошкольного возраста. Филичева Т.Б., Чавелева Н.А., Чиркина Г.В.; 2. Методика выявления уровня развития активного словарного запаса. О.С. Ушакова, Е.М. Струнина; 3. Схема обследования речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Н.В. Серебрякова, Л.С. Соломаха.

Проведя диагностику уровня речевого развития детей, мы определили, что результаты старших дошкольников с ОНР III уровня значительно ниже результатов детей с нормальным речевым развитием.

На основании полученных результатов, мы пришли к выводу, что у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня будут следующие особенности развития словаря:

- трудности в назывании многих прилагательных;

- в глагольном словаре преобладают слова, обозначающие действия, которые ребенок ежедневно выполняет;

- трудно усваиваются слова обобщенного, отвлеченного значения, обозначающие состояние, оценку, качество, признаки и др.;

- неточность употребления слов.

Гипотеза исследования подтверждена.

По результатам исследования составлены рекомендации по формированию словарного запаса детей старшего возраста с ОНР III уровня.

 

Заключение

 

Общее недоразвитие речи (ОНР) - это сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речи, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и интеллекте.

Словарь у старших дошкольниковс ОНР III уровняхарактеризуется маленьким объёмом, значительным преобладанием пассивного словаря над активным, неточным употреблением слов, наблюдаются вербальные парафразии.

Как показали исследования многих авторов (Туманова Т.В., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В.) несформированность словообразовательных операций приводит, с одной стороны, к неполноценной речевой коммуникации, а с другой - ограничивает когнитивные способности детей. Поэтому актуальность развития всех сторон речи, в том числе и лексической, в системы речевого формирования одна из главных задач в дошкольном периоде. Чем раньше произойдёт коррекционное воздействие на неполноценную речь ребёнка, тем успешнее будет его дальнейшее развитие.

Опытно-экспериментальное исследование особенностей словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня проводилось на базе МБДОУ Кизнерский детский сад №1.

В исследовании приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста. Дети были разделены на две группы: в состав экспериментальной группы вошли дети с ОНР III уровня (по данным ПМПК, в состав контрольной группы вошли 10 детей с нормальным речевым развитием.

Нами были отобраны следующие диагностические методики: 1. Методика обследования активного словаря старшего дошкольного возраста. Филичева Т.Б., Чавелева Н.А., Чиркина Г.В.; 2. Методика выявления уровня развития активного словарного запаса. О.С. Ушакова, Е.М. Струнина; 3. Схема обследования речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Н.В. Серебрякова, Л.С. Соломаха.

Проведя диагностику уровня речевого развития детей, мы определили, что результаты старших дошкольников с ОНР III уровня значительно ниже результатов детей с нормальным речевым развитием.

На основании полученных результатов, мы пришли к выводу, что у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня будут следующие особенности развития словаря:

- трудности в назывании многих прилагательных;

- в глагольном словаре преобладают слова, обозначающие действия, которые ребенок ежедневно выполняет;

- трудно усваиваются слова обобщенного, отвлеченного значения, обозначающие состояние, оценку, качество, признаки и др.;

- неточность употребления слов.

Гипотеза исследования подтверждена.

По результатам исследования составлены рекомендации по формированию словарного запаса детей старшего возраста с ОНР III уровня.


 

Приложение А

Приложение Б

Приложение В

Список литературы

 

1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция)// СПС Консультант+

2. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01.2019) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384)// СПС Гарант

3. Балобанова В. П., Юртайкин В. В. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. - СПб.: Детство-Пресс, 2015. - 240 с.

4. Белова-Давид Р.А. Клинические особенности детей дошкольного возраста с недоразвитием речи // Логопатопсихология: учеб. пособие для студентов / под ред. Р.И. Лалаевой, С.Н. Шаховской. М.: ВЛАДОС, 2016. С. 158-166.

5. Бородич А. М. Методика развития речи детей: Учебное пособие для студентов пед. институтов по специальности «Дошкольная педагогика и психология».» 2-е изд. - М.: Просвещение, 1981. - С 19.

6. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования: Мышление и речь. М.: Академия пед. наук, 1956. - С. 56.

7. Глухов В. П. Формирование связной речи дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. - М.: АРКТИ, 2012. - С. 35-44.

8. Деревянко Н. П. Формирование словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи / Н. П. Деревянко, Е. А. Лапп // Практ. психология и логопедия. - 2016. - № 4. - С. 57-60.

9. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. (сборник методических рекомендаций) - СПб.: Детство-Пресс, 2011. - С. 57-58

10. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. (Дети с общим недоразвитием речи). Пособие для логопедов. - М.: Просвящение, 1981. - С. 59-63

11. Жукова Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. Для логопеда. - М.: Просвещение, 1990. - С.49-52.

12. Жукова Н. С. Формирование словаря у детей с общим недоразвитием речи. - М.: Просвещение, 1975. - 74 с.

13. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. - СПб.: Союз, 1999. - С. 22-26.

14. Лебедева Н. Г. Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи.// «Практическая психология и логопедия» № 1-2, 2013, - С. 68.

15. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. Заведений / Под ред. Л.С. Волковой. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2017. - С. 513-524.

16. Макарова В.Н. Комплекс контрольно-тестовых заданий по курсу «Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста»./Под ред. В.Н. Макаровой, Е.А. Ставцевой, В.И. Яшиной. - Орел.: Изд-во ОГУ, 2012. - 48 с.

17. Никашина Н.А. Формирование речи при ее недоразвитии // Логопедия. Методическое наследие: пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов / под ред. Л.С. Волковой. Кн. 5. - М.: ВЛАДОС, 2015. - С. 153-157.

18. Сазонова С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи. - М.: Академия, 2015. - 144 с.

19. Спирова Л.Ф., Шуйфер Р.И. Общие методологические положения по обучению грамоте детей с недоразвитием речи // Логопедия. Методическое наследие: пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов / под ред. Л.С. Волковой. Кн. 5. - М.: ВЛАДОС, 2015. - С. 145-152.

20. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. - М.: «Просвещение», 1967. - С. 67

21. Ткаченко Т.А. Альбом индивидуального обследования дошкольника: Диагностическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей. - М.: Гном и Д, 2012. - 48 с.

22. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2011. - 240 с.

23. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Владос, 2014. - С. 180-188.

24. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие. - М.: «Гном-Пресс», 1999. - С. 3-4

25. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г. А. Основы логопедии. - М.: Просвещение, 1989. - С. 131-132

26. Хватцев М.Е. Логопедия: Работа с дошкольниками. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2012. - 258 с.

27. Юртайкин В.В. Исследования когнитивного развития детей с тяжелой речевой патологией // Уч. записки Тартуского ун-та. Труды по дефектологии. - 1986. - С.58-76.

28. Яшина В.И. Методика обследования развития речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. - М.: Просвещение, 1993. - С. 26-27

 

Курсовая работа

Особенности словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

 

Выполнила:ер

Студентка группыер 3СБ-050700-41(К)

Галимардановаер А.В.

Руководитель:ер Гинжул И.Ю

 

 

Ижевск,ер2019

Содержание

Введение.........................................................................................................

Глава 1. ер Научно - теоретическиеер основыер изученияер особенностейер словарногоер запаса у р детей ер старшегоер дошкольного ер возраста е р  с р общим   недоразвитием ер речиер    III ер уровня….......................................................................................................

1.1ер    Понятиеер «общее недоразвитие ер речи» ер в научной ер литературе……….

1.2 ер Особенности развития ер словаря ер уер детейер старшегоер дошкольногоер       возраста с ер общим ер недоразвитием ер речи ер III ер уровня………………………..

Выводы по ер первой ер главе......................................................................

Глава 2.ер Опытно-экспериментальноеер  исследование ер особенностей ер словарногоер запасаер уер детейер старшегоер дошкольногоер возрастаер   с ер общим недоразвитием ер речи ер IIIер уровня……………………………………………………………………………..

2.1еОрганизацияер опытно – экспериментального ер исследования...........

2.2ер Анализ ер результатов опытно – экспериментальной ер работы……………

2.3ер Методическиеер рекомендацииер поер формированиюер словарногоер запасаер  уер детей старшего ер дошкольного ер возраста ер с ер ОНР IIIер   уровня………………………

Выводыер  по второй главе…………………………………………………….

Заключение…………………………………………………………………

Список литературы…………………………………………………………

Приложения………………………………………………………………..

Введение

Актуальность темы исследования. ер                                                                                                                                                                                                                                                                   Хорошая речьер       - ер важнейшееер условиеер всестороннегоер полноценногоер развития детей. Чем ер богаче ер иер правильнееер речьер ребенка,ер темер легчеер емуер высказыватьер своиер мысли,ер темер ширеер егоер возможностиер вер познанииер окружающейер действительности,е, содержательнее ер и ер полноценнее р отношения ер со ер сверстникамиер иер взрослыми,ер темер активнееер осуществляетсяер егоер психическоеер развитие.ер Поэтомуер такер важноер заботитьсяер оер своевременномер формированииер речиер детей,ер оер ееер чистотеер иер правильности,ер предупреждаяер иер исправляяер различныеер нарушения,ер которымиер считаютсяер любыеер отклоненияер отер общепринятыхер нормер данногоер языка.ер

Расширение словарного ер запаса,ер являетсяер однойер изер основныхер задач,ер которуюер решаетер логопед.ер ер Поер мереер речевогоер развития,ер словарныйер запасер словер обогащается,ер уточняется,ер расширяется.ер Постепенноер дошкольникер осваиваетер смысловую ер нагрузку новых ер слов, ер и обобщает ер эти слова.ер ер

Развитие ер словаряер уер детейер зависитер отер степениер взаимодействияер сер окружающимер ребенка,ер отер разнообразияер видовер деятельности,ер которымиер онер занимается.ер Большоеер значениеер имеетер речевоеер развитиеер родителейер иер степеньер общенияер сер ребенком.ер Уер детейер одинаковогоер возраста,ер словарныйер запасер сильноер отличается.ер ер Важноеер значениеер имеетер социальнаяер среда,ер вер которойер находитсяер ребенок,ер такер какер расширениеер словаряер невозможноер безер общения.ер ер Наер развитиеер словаря,ер такжеер влияютер процессы:ер  внимания,ер  мышления, ер памяти, воображения,ер восприятия.ер  Различныеер  видыер  деятельности способствуют речевому развитию ер иер расширению ер словаря. Но ер у детей с ер ОНР 3  уровня,ер развитие речи р происходитер неер так,ер какер уер нормы.ер Маленькийер словарныйер запас,ер иер несформированностьер грамматическихер представлений,ер являетсяер однимер изер критериевер общегоер недоразвитияер речи.ер Недостаточноер сформированныйер лексическийер запасер   слов,ер уер дошкольников ер сер даннымер нарушением,ер приводитер кер маленькомуер словарномуер запасу, преобладанию пассивного словаряер надер активным,ер недостаточноер точному употреблению ер слов.ер

Проблемаер формированияер словарногоер запасаер за знимает важнейшее ер местоер вер современнойер логопедии,ер аер  вопрос ер о состоянии словаря при ер различных ер речевыхер нарушенияхер иер оер методикеер егоер развитияер являетсяер особоер актуальным.ер Вер исследованияхер рядаер  авторовер  (Г.С.ер Гуменная,ер Р.Е.ер Левина,ер Н.А.ер Никашина,ер Л.Ф.ер Спирова,ер Т.Б.ер Филичева,ер Н.А.ер Чевелева,ер Г.В.ер Чиркина,ер С.Н.ер Шаховская,ер А.В.ер Ястребоваер иер др.) отмечается,ер чтоер уер детейер сер общимер недоразвитиемер речиер наблюдаются трудности усвоения лексическихер закономерностейер родногоер языка.ер Изучениеер  детейер  с нарушениями речи и ер накопленный ер опытер их ер воспитанияер иер обученияер убеждаютер вер возможностиер успешнойер  коррекционнойер работыер сер ними,ер совершенствования и детализации специальной методики,ер такер какер вер этойер области до ер настоящегоер времени имеется ряд ер вопросов.

Исследованиеер словарногоер запасаер имеетер большоеер значениеер дляер развитияер познавательнойер деятельностиер ребенка,ер такер какер слово,ер егоер значениеер являетсяер средствомер неер толькоер речи,ер ноер иер мышленияер (Л.С.ер Выготский,ер Н.И.ер Жинкин,ер А.А.ер Леонтьев,ер А.Р.ер Лурия.ер Т.Н.ер Ушаковаер иер др.).ер Несмотря ер на то,ер чтоер вер последние годыер проводились исследования ер словаряер уер дошкольниковер сер общимер  недоразвитиемер речи ер IIIер  уровня, его особенности ер и зучены недостаточно полно.ер

Цель исследования: Изучитьер иер охарактеризоватьер особенностиер словарного ер запаса ер детей ер старшегоер дошкольного ер возраста с ерсс с р ОНР ер IIIер      уровня.

Объект исследования: ер  словарный ер запас у р детей ер старшего дошкольногоер возраста с ер общим ер недоразвитием р речи IIIер  уровня.

Предмет исследования: ер особенности словарногоер запасаер уер детейер старшего дошкольного ер возраста с общим ер недоразвитием речи IIIер  уровня.

Гипотеза исследования ер сформулированаер следующимер образом:ер мыер предполагаем,ер чтоер уер детейер старшегоер дошкольногоер возрастаер сер общимер недоразвитием речи ер IIIер  уровня будутер следующиеер особенностиер развитияер словаря:

-ер трудности ер в ер называни и многих прилагательных;

-ер вер глагольномер словареер преобладаютер слова,ер обозначающиеер действия,ер которыеер ребенокер ежедневноер выполняет;

-ер трудноер усваиваютсяер словаер обобщенного,ер отвлеченногоер значения,ер обозначающиеер состояние,ер оценку,ер качество,ер признакиер иер др.;

-ер неточностьер употребленияер слов.

Задачи исследования:

1.ер Рассмотретьер понятиеер «общее ер недоразвитие речи»ер  в научнойер литературе;

2.ер Изучитьер особенностиер развитияер словаряер уер детейер старшегоер дошкольногоер возрастаер сер общимер недоразвитиемер речиер IIIер уровня;

3.ер Провестиер опытно-экспериментальноеер исследованиеер особенностейер словарногоер запасаер уер детейер старшегоер дошкольногоер возрастаер сер общимер недоразвитиемер речиер IIIер уровня.

Методы исследования:

1.ер теоретические:ер анализер научнойер литературыер поер проблемеер исследования;

2.ер практические:ер проведениеер опытно-экспериментальногоер исследования.

Организация исследования. ер Исследованиеер проводилосьер наер базеер МБДОУер Кизнерскийер детскийер садер №1.ер Вер исследованииер принялиер участиеер 20ер детейер старшегоер дошкольногоер возраста.ер Детиер былиер разделеныер наер двеер группы:ер вер составер экспериментальнойер группыер вошлиер детиер сер ОНРер IIIер уровняер (поер даннымер ПМПК,ер вер составер контрольнойер группыер вошлиер 10ер детейер сер нормальнымер речевымер развитием.

Методики исследования:

1.ер Методикаер обследованияер активногоер словаряер старшегоер дошкольногоер возрастаер (Филичеваер Т.Б.,ер Чавелеваер Н.А.,ер Чиркинаер Г.В.);

2.ер Методикаер выявленияер уровняер развитияер активногоер словарногоер запасаер (О.С.ер Ушакова,ер Е.М.ер Струнина);

3.ер Схемаер обследованияер речиер детейер старшегоер дошкольногоер возрастаер сер общимер недоразвитиемер речиер (Н.В.ер Серебрякова,ер Л.С.ер Соломаха).

Теоретическая значимость исследования: ер углублениеер иер расширениеер теоретическихер знанийер обер особенностяхер словаряер уер дошкольниковер сер ОНРер IIIер уровня.

Практическая значимость исследования: ер результатыер исследованияер могутер бытьер полезныер логопедам,ер педагогамер ДООер иер другимер специалистамер вер работеер поер речевомуер развитиюер старшихер дошкольниковер сер ОНРер IIIер уровня.

Структура работы. ер Курсоваяер работаер состоитер изер введения,ер двухер глав,ер заключения,ер спискаер литературыер иер приложений.

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.096 с.