Мамаева Ю., Гаркунова Е. Современная коррекционная предметно-пространственная среда. Организация и развитие//Дошкольное воспитание, 2010, №4, с.78-80. — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Мамаева Ю., Гаркунова Е. Современная коррекционная предметно-пространственная среда. Организация и развитие//Дошкольное воспитание, 2010, №4, с.78-80.

2019-08-03 197
Мамаева Ю., Гаркунова Е. Современная коррекционная предметно-пространственная среда. Организация и развитие//Дошкольное воспитание, 2010, №4, с.78-80. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Речевое развитие - важнейшее условие полноценного развития детей. Для коррекции речевых недостатков, обогащения и совершенствования речи необходимо создать благоприятную речевую среду, которая бы служила интересам, потребностям и развитию детей. Педагоги группы ДОУ № 48 Новоуральска поставили перед собой цель - смоделировать варианты предметно-развивающей среды, помогающие инициировать речевую активность детей, разбудить в каждом интерес к слову.

В группе и логопедическом кабинете подобраны пособия, в том числе сде­ланные своими руками, дидактичес­кие игры, иллюстративный материал по всем разделам коррекционной работы; оборудованы уголки, стимулирующие ре­чевое и личностное развитие детей:

«Речеград» (игры с буквами, словами, дидактический материал для развития связной речи);

«В Царстве смекалки» (игровые упражнения на развитие психологической базы речи);

«Ловкие пальчики» (игровой материал для развития мелкой моторики);

«Книгочей» (наглядный дидактичес­кий материал для обучения первоначальным навыкам чтения);

«Познаем мир» (мини-лаборатория, эн­циклопедии, учебно-наглядные пособия для развития познавательной деятельности);

«Королевство зеркал» (мнемосхемы, комплексы игровых упражнений для раз­вития мимической мускулатуры).

Педагогический коллектив старается систематически обновлять окружающее

Фото 1. Сюжетное панно «Путешествие слова»

пространство, так как смена наглядного материала, заданий, игр, упражнений вы­зывает заинтересованность детей, создает хорошую психологическую мотивацию к овладению знаниями, что, безусловно, по­могает их усваивать.

В групповой комнате оформлено сю­ жетное панно - «Путешествие слова» (см. фото 1), цель которого - активизиро­вать и обогатить активный и пассивный словарь детей, повысить уровень владения грамматическими конструкциями, совер­шенствовать умение связно, последова­тельно излагать свои мысли.

При создании панно мы учитывали эмо­циональный компонент. Что наиболее близко детям? Что вызывает у них поло­жительные эмоции? Конечно, сказочные образы: они близки и понятны каждому ребенку. Именно поэтому речевым упраж­нениям мы придали форму сказки. Дети получили возможность «почувствовать» слово, провести его по дорожкам сказоч­ной страны, соотнести с предметной кар­тинкой. Путешествуя со словом, дети на грибной полянке упражняются в образо­вании формы множественного числа имен существительных; подбирают слова-предметы, слова-признаки, слова-действия к листикам-схемам; в тени родословного де­рева образуют однокоренные слова, а в бо­ лоте у лягушки упражняются в подборе «слов-наоборот» (антонимов), вместе с зайчатами познают «похожие слова» (си­нонимы); с ежиком делятся переживания­ми, чувствами, которые возникают ассоци­ативно со словом-проводником.

Для создания сюжетного панно мы ис­пользовали цветной изолон и клейкую бу­магу для аппликации. В разработке проек­та панно, его изготовлении самое активное участие принимали дети.

Не менее эффективно в коррекционной работе панно «Дружные звуки» (см. фо­ то 2), которое помогает научить детей ос­новам грамоты, развивает мелкую мотори­ку пальцев рук, способствует профилакти­ке оптической дисграфии.

 

Фото 2. Панно «Дружные звуки»                    Фото 3. Театральное окно

Панно выполнено из лоскутов ткани разной цветовой гаммы и текстуры. В цен­тре его - образы звуков, знакомые детям по логопедическим занятиям (визуальные об­разы звуков рекомендованы в методичес­ком пособии Г.А. Ванюхиной «Речецветик»). В нижней части панно, в карманчиках, поселились буквы. Раскроешь замок-молнию - попадешь в гости к буквам, обозначающим гласные и согласные звуки. Развяжешь шну­рочки на других карманчиках - окажешься в гостях у слогов. В отдельном кармане живут буквы с объемной, шероховатой поверх­ностью для узнавания с их помощью тактиль ных анализаторов. Буквы и слоги к основе панно прикрепляются лентой-липучкой.

Выполняя игровые упражнения, дети овладевают звуковой стороной речи, запо­минают буквы, учатся читать и составлять слова. Дети завязывают бантики, плетут косички, пристегивают солнечные лучики пуговицами и крючками - это развивает произвольную моторику пальцев рук.

Панно, как правило, расположено в по­ле зрения ребенка. Выразительное, яркое, красочное, оно привлекает внимание де­тей, вызывает желание познакомиться с ним, выполнить то или иное игровое уп­ражнение, научиться читать или состав­лять слова и предложения.

Неподдельный интерес у детей вызыва­ет - «Театральное окно» (см. фото 3), на­правленное на формирование навыков ак­тивного использования языковых средств речи, владения голосом, жестами, мими­кой, выразительной интонацией.

• С помощью театральных масок, вы­полненных из папье-маше, проигрываются этюды различной эмоциональной окраски. У детей развивается фантазия, отрабаты­вается механизм психоэмоциональной са­морегуляции.

• Игры с перчатками «Живинки» поз­воляют совершенствовать моторные навы­ки, координировать движения обеих рук.

• Перчатка с веселым язычком помогает проконтролировать выполнение артикуляционных упражнений.

• С большим удовольствием дети сочи­няют сказки, разыгрывают сценки на экра­не магнитного плоскостного театра. Ожив­ление сказочных героев, звукоподража­ние, диалоги помогают закреплять правильное звукопроизношение, активи­зировать коммуникативные навыки, развивать речь.

Созданная предметно-пространствен­ная среда помогает эффективно решать за­дачи коррекции и развития речи, стимули­рует инициативность детей, обеспечивает свободу выбора деятельности, возмож­ность использовать накопленный опыт.

 

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.