Сидоренко Л. Логопедическая поляна//Дошкольное воспитание, 2003, №7, с.74-80. — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Сидоренко Л. Логопедическая поляна//Дошкольное воспитание, 2003, №7, с.74-80.

2019-08-03 183
Сидоренко Л. Логопедическая поляна//Дошкольное воспитание, 2003, №7, с.74-80. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

«Логопедическая полянка»

У детей с нарушениями речи отме­чается недостаточная координа­ция пальцев при выполнении мел­ких операций. Это видно, когда они за­стегивают и расстегивают пуговицы, за­вязывают и развязывают шнурки. Учи­тывая это, а также снижен­ную речевую активность де­тей-логопатов, мы придума­ли «Логопедическую полян­ку» (рис. 1). Это своего рода фланелеграф, только он го­раздо больше обычного. Кроме того, предметы и действующих лиц своего рассказа дети прикрепляют с помощью липучек, пуго­виц, крючков, пришнуровы-вают. А главное, они сами становятся основными дей­ствующими лицами своего сочинения.

Обучение рассказыва­нию занимает большое мес­то в логопедической работе и проводится обычно с учетом индивидуальных особенностей де­тей. Поэтому и «Логопедическая полян­ка» используется нами, как правило, в работе по развитию мелкой моторики, мышления, связной речи с каждым ре­бенком, Возможность самому выбирать действующих лиц пробуждает вообра­жение ребенка, способствует развитию речи и мышления.

Знакомлю же с «Логопедической по­лянкой» подгруппу детей, чтобы пока­зать общий принцип работы с ней.

 

 «Представим себе, что мы с вами вол­шебники. И эта голубая полянка сейчас превратится в настоящий живой мир.,.». На глазах у детей заселяю полянку объ­ектами неживой природы. Затем пред­лагаю придумать, что же на ней сейчас произойдет. Например.

«Бабочка проснулась, расправила крылышки.

-      Какое чудное утро! - подумала она и полетела на полянку. На полянке рос красивый цветок.

(Ребенок пристегивает к «полянке» цветок и продолжает.)

- Садись, я угощу тебя пыльцой! - сказал цветок.

- Я напою тебя росой, - сказала травка.

- Я спою тебе песенку, - сказал коло­кольчик.

Цыпленок пригласил бабочку поиг ратъ в догонялки».

(Далее завязывается беседа.)

Педагог. Как ласково можно назвать бабочку?

Дети. Подружка, красавица, милая...

Педагог. Пыльца какая может быть?

Дети. Сладкая, вкусная.

Педагог. А роса?

Дети. Прохладная, прозрачная, ис­кристая, серебристая.

Педагог. Песенка у колокольчика ка­кая?

Дети. Звонкая, радостная и т.д.

Так получается более интересный рассказ.

«Бабочка проснулась, расправила крылышки.

- Какое чудное утро! - подумала она и полетела на полянку. На полянке рос красивый цветок.

- Садись, красавица, я угощу тебя сладким нектаром.

А зеленая травка сказала:

- Я напою тебя прохладной росой.

- А я спою тебе звонкую песенку, - сказал голубой колокольчик.

Пушистый желтый цыпленок при­ гласил бабочку поиграть в догонялки».

Дети самостоятельно играют на «Ло­гопедической полянке». Выбирают ге­роев, придумывают сюжет, преодолевая свою неуверенность, безынициатив­ность.

«Логопедическая полянка» - также благодатный материал для обучения правильному употреблению в речи предлогов и пространственных наре­чий: в, на, из, за, над, у, около, между, че­ рез, из-за, из-под, спереди, сзади, слева, справа, внизу, сбоку, рядом, близко, дале­ко, вдали, впереди, ближе, дальше, выше, ниже, высоко, низко. Для этого исполь­зую карточки-схемы предлогов (рис. 2). Параллельно отрабатываются падежные формы личных местоимений (у него, за ним, перед ним, рядом с ней, с ними и др.).

Изготовленные нами мягкие игрушки (рис. 3) используются в качестве героев на занятиях, на которых детей учат сравнивать предметы, описывать их, ве­сти диалог, произносить связные моно­логические высказывания. Этим заняти­ям предшествует подготовительная ра­бота. В свободное время в группе чита­ли стихи В. Орлова («Почему

сороконожки опоздали на урок?»), К. Чуковско­го («Телефон»), В. Маяковского («Что ни страница, то слон, то львица»), С. Ми­халкова («Фома»), Н. Иванова («Про со­роконожку»), С. Маршака («Краденое солнце»), Э. Успенского («Привет Мар­тышке») и др. Отрабатывали определен­ные грамматические формы и другие языковые средства для последующего использования их детьми в самостоя­тельных связных монологических вы­сказываниях по разным темам.

При обучении детей составлению рассказов мы использовали следующие приемы: рассказ педагога как образец; наводящие вопросы педагога; составле­ние плана рассказа (использовались схемы описания, рекомендованные Т. Ткаченко // Дошкольное воспитание. - 1990. - № 10. - С. 16); коллективное составление рассказа; использование опыта самих детей.

С целью более успешного овладения детьми навыками связного последова­ тельного изложения нами использо­вались следующие упражнения.

 


 

«Скажи так же»

Гусеница - гусеницы, удав - удавы, крокодил, жираф, сороконожка, божья коровка, заяц.

«Назови ласково»

Жираф - жирафчик, крокодил - крокодильчик, гусеница - гусеничка, удав, сороконожка, шея, хвост.

«Как назовем очень большое?»

Крокодил - крокодилище, жираф - жирафище, гусеница, удав, сороконож­ка, зайчик, божья коровка.

«Как можно еще сказать?» Бежать - мчаться, нестись, лететь. Исчезать - скрываться, теряться, про­падать.

Прекрасный - отличный, превосход­ный, великолепный, замечательный.

«Скажи наоборот»

Веселый - грустный, тоскливый. Друг - враг. Радоваться — печалиться.

«О ком я говорю?» (По глаголам и при­лагательным узнать, о ком идет речь.)

Вытянутый, длинный, плоский, зубас­тый (крокодил).

Пластичный, гибкий, сильный (удав). Летает, ползает, кормится (божья ко­ ровка).

Ползает, грызет, уничтожает (сороко­ножка, гусеница).

Плывет, охотится, ныряет (крокодил). Быстроногий, высокий, яркий, пят­нистый, великолепный (жираф).

Шустрый, быстроногий, пушистый, трусливый (заяц).

Вариант - подобрать предмет к действию.

Ползает - гусеница, сороконожка, удав, божья коровка.

Бегает - крокодил, жи­раф, заяц.

Скачет - заяц, жираф.

Кусается - крокодил.

Подкрался - удав, кроко­дил, жираф.

Вцепился - крокодил, удав.

Кинулся - крокодил, удав, заяц, жираф.

«Подскажи правильное слово» (согласование при­лагательных с существи­тельными) Длинная (шея). Острые (зубы).


Изумрудная (гусеница). Пластичный (удав). Неуклюжий (крокодил). Необычное (животное). «Закончить предложение» Глубоко под водой плыл... (крокодил). На листке яблока сидела изумрудная... (гусеница).

Огромной силой обладает пластич­ный... (удав).

Питон - это огромный... (удав).

Четыре раза в год меняет свой краси­вый наряд... (удав).

На траве живут зеленые... (гусеницы).

Над вершиной дерева показалась го­лова пятнистого,., (жирафа).

«Отгадай загадку»

У этих жуков

Красное платье в черный горох.

На растениях они обитают

И вредных тлей уничтожают. (Божья коровка.)

По реке плывет бревно.

Ох и злющее оно!

Тем, кто в речку угодил,

Нос откусит... (крокодил).

У мамы и у ребяток

Вся одежда из заплаток,

Ну а шея подъемного

Крана длиннее. (Жираф.)

 «Сочини загадку»

Сильный, зубастый, кажется неуклю­жим. (Крокодил.)

Ползет, гибкий и очень сильный. (Удав.)

Зеленый охотник в речке сидит и до­бычу ждет. (Крокодил.)

С рожками-антенками красавец пят­нистый. (Жираф.)

 

 

 

Умеет ползать и летать, молоком всех угощать. (Божья коровка:)

Такие упражнения проводились нами на специальных занятиях или включа­лись в другие логопедические занятия как их составная часть.

Важно, чтобы дети эмоционально воспринимали материал. Поэтому в за­нятия мы включаем психогимнастику, релаксацию. Например. Изобразить ис­пуганного, встревоженного жирафа; притаившегося крокодила; божью ко­ровку на весеннем солнышке; рассер­женного удава; солнышко спрягалось -гусеница замерзла, съежилась, появи­лось солнышко - гусеница отогрелась, расслабилась и т.д.

Когда дети освоили необходимую для работы лексику, приступили к сравне­ нию предметов.

«Крокодил - это крупное животное, а божья коровка - маленькое насекомое. У крокодила есть туловище, голова и хвост, а у божьей коровки - туловище и голова. На голове у крокодила большие выпук­лые глаза и огромная зубастая пасть, а у божьей коровки - желтые янтарные гла­за и усики. У крокодила длинное, плоское, зеленое туловище, а у божьей коровки -круглое, красное, с черными точками. Крокодил живет в воде, умеет плавать, а божья коровка летает, ползает. Крокодил и божья коровка - хищники, только кро­кодил питается крупными животными, а божья коровка - очень маленькой тлей». В процессе сравнения развивается мышление, активизируется словарь, закрепляется полученный ра­нее навык использования соответствующих грамма­тических форм и синтакси­ческих конструкций.

После сравнения двух объектов я даю образец описания, Затем дети само­стоятельно составляют рассказы-описания.

Начиная занятие, гово­рю: «К нам прилетел Ино­планетянин. Он никогда не видел таких диковинных существ и ничего о них не знает. Давайте ему расска­жем, кто это».

Дети описывают: «Жи­раф - это очень красивое животное. Он живет в жарких странах. Отличается необычной пятнистой ок­раской и очень длинной, величавой ше­ей. На голове у жирафа маленькие рож­ки, похожие на антенну. Питается он ли­стьями деревьев, травой. Мне он очень нравится, но я его еще не видел.

Божья коровка - это насекомое. У нее круглое, красное, выпуклое тело с чер­ными точками на спине. На голове боль­шие желтые глаза и черные усики. Это хищник. Она ест вредителей садов -тлей. За это ее все любят. И ласково на­зывают «солнышко». Осенью божьи коровки собираются в стаи и улетают». Под влиянием услышанного художе­ственного произведения дети начинают рассказывать более эмоционально. Так, например, я читаю сказку «Утренние лу­чи» (по К. Ушинскому). Предлагаю детям придумать что-нибудь похожее, при этом считаю эффективным такой при­ем: ребенок вовлекается в процесс, про­должая рассказывать вслед за педаго­гом. (Этот прием позволяет активизиро­вать робких и застенчивых детей.)

Начинаю: «Утром встало солнышко и побежало всех будить...» Дети стараются предположить реакцию наших удиви­тельных персонажей.

- Выползла из яблока довольная гусе­ ница, села греться.

- Прилетела счастливая божья ко­ ровка, начала искать тлей, дерево ле­ чить.

- Сороконожка побежала пить пере­ ливающуюся в зеленой траве росу.

- Жираф покрутил своей шикарной шеей и побежал с друзьями доставать вкусные листочки с деревьев.

- Крокодил почувствовал, что при­ грело солнышко, открыл один глаз, по­ том второй, пошевелился и выбрался на берег - погреться да поохотиться.

- И удав не ел уже очень давно, он то­ же вышел на охоту.

В подготовительной к школе группе продолжаю упражнять детей в расска­ зывании историй из своего опыта.

Юдин раз в зимний день мы увидели на окне маленькую божью коровку. От­ куда она появилась, мы не знали. Навер­ ное, осенью замерзла и где-то спала, а теперь отогрелась и вылетела. Мы все долго рассматривали ее. Она ползала по стеклу, потом перелетела на цветок. Целый день мы наблюдали за божьей ко­ ровкой и радовались. Как будто к нам вернулся кусочек лета».

В процессе обучения дети постепен­но овладевают умением составлять рас­ сказы и на жизненные темы, и на темы, придуманные ими самими. Дети с более развитой речью включают в рассказ ди­ алог. Но он дается им непросто: нужно выслушать товарища, соотнести свои и его высказывания, грамматически пра­вильно их оформить. Мы заметили, что дети быстрее включаются в диалог, если занятие проводится с большими мягки­ми игрушками.

Постепенно я повышаю требования к рассказам. Рассказы детей подготовитель­ной к школе группы сложнее по структу-


ре и по грамматическому строю, в них со­держится больше фактов. Например.

«Маленький крокодильчик жил с ма­ мой в реке. Как все малыши, был очень любознательным. Ему хотелось все уз­нать и все увидеть. Однажды он побе­ жал искать друзей и заблудился. Расст­ роилась мама-крокодилиха, позвала жирафа:

- Добрый жираф, ты выше всех, по­смотри, где мой малыш?

Жираф покрутил головой, пошевелил своими рожками-антеннами:

- Вижу! Он играет с маленьким сло­ ненком.

- Пожалуйста, приведи его ко мне!

- Сейчас, - сказал жираф и убежал.
Крокодил увидел, что жираф привел маленького удавчика. Хотел расстро­иться крокодил, но вдруг из травы раз­дался громкий рев. Это маленький Кро­кодильчик соскучился по своей маме. Об­радовались все и начали весело играть». «Паучок сидел на веточке, ему было скучно.

- Пойду-ка я погуляю, - решил он.

И осторожно стал спускаться вниз. Вдруг он ахнул: на листочке сидела изу­ мрудная гусеница. Раньше ее здесь не бы­ло. Ее зеленый наряд блестел на солнце, и она показалась паучку восхититель­но красивой. Она как будто состояла из перламутровых колец. Они подружи­лись и играли вместе каждый день. Но однажды паучок не нашел своей чудес­ной подружки. На листочке сидела раз­ноцветная бабочка».

Когда с детьми проводится индивидуальная работа, они по собственному желанию исполь­зуют и другие игрушки, куклы кукольного театра. Например, сделанный нами необычный зайчик вызвал у ребенка жела­ние пересказать сказку «Заюшкина избушка» с некоторыми изменениями, надев на ручку Лисичку из кукольного театра.

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.035 с.