Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Топ:
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Интересное:
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Дисциплины:
2019-08-03 | 183 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
«Логопедическая полянка»
У детей с нарушениями речи отмечается недостаточная координация пальцев при выполнении мелких операций. Это видно, когда они застегивают и расстегивают пуговицы, завязывают и развязывают шнурки. Учитывая это, а также сниженную речевую активность детей-логопатов, мы придумали «Логопедическую полянку» (рис. 1). Это своего рода фланелеграф, только он гораздо больше обычного. Кроме того, предметы и действующих лиц своего рассказа дети прикрепляют с помощью липучек, пуговиц, крючков, пришнуровы-вают. А главное, они сами становятся основными действующими лицами своего сочинения.
Обучение рассказыванию занимает большое место в логопедической работе и проводится обычно с учетом индивидуальных особенностей детей. Поэтому и «Логопедическая полянка» используется нами, как правило, в работе по развитию мелкой моторики, мышления, связной речи с каждым ребенком, Возможность самому выбирать действующих лиц пробуждает воображение ребенка, способствует развитию речи и мышления.
Знакомлю же с «Логопедической полянкой» подгруппу детей, чтобы показать общий принцип работы с ней.
«Представим себе, что мы с вами волшебники. И эта голубая полянка сейчас превратится в настоящий живой мир.,.». На глазах у детей заселяю полянку объектами неживой природы. Затем предлагаю придумать, что же на ней сейчас произойдет. Например.
«Бабочка проснулась, расправила крылышки.
- Какое чудное утро! - подумала она и полетела на полянку. На полянке рос красивый цветок.
(Ребенок пристегивает к «полянке» цветок и продолжает.)
- Садись, я угощу тебя пыльцой! - сказал цветок.
- Я напою тебя росой, - сказала травка.
|
- Я спою тебе песенку, - сказал колокольчик.
Цыпленок пригласил бабочку поиг ратъ в догонялки».
(Далее завязывается беседа.)
Педагог. Как ласково можно назвать бабочку?
Дети. Подружка, красавица, милая...
Педагог. Пыльца какая может быть?
Дети. Сладкая, вкусная.
Педагог. А роса?
Дети. Прохладная, прозрачная, искристая, серебристая.
Педагог. Песенка у колокольчика какая?
Дети. Звонкая, радостная и т.д.
Так получается более интересный рассказ.
«Бабочка проснулась, расправила крылышки.
- Какое чудное утро! - подумала она и полетела на полянку. На полянке рос красивый цветок.
- Садись, красавица, я угощу тебя сладким нектаром.
А зеленая травка сказала:
- Я напою тебя прохладной росой.
- А я спою тебе звонкую песенку, - сказал голубой колокольчик.
Пушистый желтый цыпленок при гласил бабочку поиграть в догонялки».
Дети самостоятельно играют на «Логопедической полянке». Выбирают героев, придумывают сюжет, преодолевая свою неуверенность, безынициативность.
«Логопедическая полянка» - также благодатный материал для обучения правильному употреблению в речи предлогов и пространственных наречий: в, на, из, за, над, у, около, между, че рез, из-за, из-под, спереди, сзади, слева, справа, внизу, сбоку, рядом, близко, далеко, вдали, впереди, ближе, дальше, выше, ниже, высоко, низко. Для этого использую карточки-схемы предлогов (рис. 2). Параллельно отрабатываются падежные формы личных местоимений (у него, за ним, перед ним, рядом с ней, с ними и др.).
Изготовленные нами мягкие игрушки (рис. 3) используются в качестве героев на занятиях, на которых детей учат сравнивать предметы, описывать их, вести диалог, произносить связные монологические высказывания. Этим занятиям предшествует подготовительная работа. В свободное время в группе читали стихи В. Орлова («Почему
сороконожки опоздали на урок?»), К. Чуковского («Телефон»), В. Маяковского («Что ни страница, то слон, то львица»), С. Михалкова («Фома»), Н. Иванова («Про сороконожку»), С. Маршака («Краденое солнце»), Э. Успенского («Привет Мартышке») и др. Отрабатывали определенные грамматические формы и другие языковые средства для последующего использования их детьми в самостоятельных связных монологических высказываниях по разным темам.
|
При обучении детей составлению рассказов мы использовали следующие приемы: рассказ педагога как образец; наводящие вопросы педагога; составление плана рассказа (использовались схемы описания, рекомендованные Т. Ткаченко // Дошкольное воспитание. - 1990. - № 10. - С. 16); коллективное составление рассказа; использование опыта самих детей.
С целью более успешного овладения детьми навыками связного последова тельного изложения нами использовались следующие упражнения.
«Скажи так же»
Гусеница - гусеницы, удав - удавы, крокодил, жираф, сороконожка, божья коровка, заяц.
«Назови ласково»
Жираф - жирафчик, крокодил - крокодильчик, гусеница - гусеничка, удав, сороконожка, шея, хвост.
«Как назовем очень большое?»
Крокодил - крокодилище, жираф - жирафище, гусеница, удав, сороконожка, зайчик, божья коровка.
«Как можно еще сказать?» Бежать - мчаться, нестись, лететь. Исчезать - скрываться, теряться, пропадать.
Прекрасный - отличный, превосходный, великолепный, замечательный.
«Скажи наоборот»
Веселый - грустный, тоскливый. Друг - враг. Радоваться — печалиться.
«О ком я говорю?» (По глаголам и прилагательным узнать, о ком идет речь.)
Вытянутый, длинный, плоский, зубастый (крокодил).
Пластичный, гибкий, сильный (удав). Летает, ползает, кормится (божья ко ровка).
Ползает, грызет, уничтожает (сороконожка, гусеница).
Плывет, охотится, ныряет (крокодил). Быстроногий, высокий, яркий, пятнистый, великолепный (жираф).
Шустрый, быстроногий, пушистый, трусливый (заяц).
Вариант - подобрать предмет к действию.
Ползает - гусеница, сороконожка, удав, божья коровка.
Бегает - крокодил, жираф, заяц.
Скачет - заяц, жираф.
Кусается - крокодил.
Подкрался - удав, крокодил, жираф.
Вцепился - крокодил, удав.
Кинулся - крокодил, удав, заяц, жираф.
«Подскажи правильное слово» (согласование прилагательных с существительными) Длинная (шея). Острые (зубы).
Изумрудная (гусеница). Пластичный (удав). Неуклюжий (крокодил). Необычное (животное). «Закончить предложение» Глубоко под водой плыл... (крокодил). На листке яблока сидела изумрудная... (гусеница).
|
Огромной силой обладает пластичный... (удав).
Питон - это огромный... (удав).
Четыре раза в год меняет свой красивый наряд... (удав).
На траве живут зеленые... (гусеницы).
Над вершиной дерева показалась голова пятнистого,., (жирафа).
«Отгадай загадку»
У этих жуков
Красное платье в черный горох.
На растениях они обитают
И вредных тлей уничтожают. (Божья коровка.)
По реке плывет бревно.
Ох и злющее оно!
Тем, кто в речку угодил,
Нос откусит... (крокодил).
У мамы и у ребяток
Вся одежда из заплаток,
Ну а шея подъемного
Крана длиннее. (Жираф.)
«Сочини загадку»
Сильный, зубастый, кажется неуклюжим. (Крокодил.)
Ползет, гибкий и очень сильный. (Удав.)
Зеленый охотник в речке сидит и добычу ждет. (Крокодил.)
С рожками-антенками красавец пятнистый. (Жираф.)
Умеет ползать и летать, молоком всех угощать. (Божья коровка:)
Такие упражнения проводились нами на специальных занятиях или включались в другие логопедические занятия как их составная часть.
Важно, чтобы дети эмоционально воспринимали материал. Поэтому в занятия мы включаем психогимнастику, релаксацию. Например. Изобразить испуганного, встревоженного жирафа; притаившегося крокодила; божью коровку на весеннем солнышке; рассерженного удава; солнышко спрягалось -гусеница замерзла, съежилась, появилось солнышко - гусеница отогрелась, расслабилась и т.д.
Когда дети освоили необходимую для работы лексику, приступили к сравне нию предметов.
«Крокодил - это крупное животное, а божья коровка - маленькое насекомое. У крокодила есть туловище, голова и хвост, а у божьей коровки - туловище и голова. На голове у крокодила большие выпуклые глаза и огромная зубастая пасть, а у божьей коровки - желтые янтарные глаза и усики. У крокодила длинное, плоское, зеленое туловище, а у божьей коровки -круглое, красное, с черными точками. Крокодил живет в воде, умеет плавать, а божья коровка летает, ползает. Крокодил и божья коровка - хищники, только крокодил питается крупными животными, а божья коровка - очень маленькой тлей». В процессе сравнения развивается мышление, активизируется словарь, закрепляется полученный ранее навык использования соответствующих грамматических форм и синтаксических конструкций.
|
После сравнения двух объектов я даю образец описания, Затем дети самостоятельно составляют рассказы-описания.
Начиная занятие, говорю: «К нам прилетел Инопланетянин. Он никогда не видел таких диковинных существ и ничего о них не знает. Давайте ему расскажем, кто это».
Дети описывают: «Жираф - это очень красивое животное. Он живет в жарких странах. Отличается необычной пятнистой окраской и очень длинной, величавой шеей. На голове у жирафа маленькие рожки, похожие на антенну. Питается он листьями деревьев, травой. Мне он очень нравится, но я его еще не видел.
Божья коровка - это насекомое. У нее круглое, красное, выпуклое тело с черными точками на спине. На голове большие желтые глаза и черные усики. Это хищник. Она ест вредителей садов -тлей. За это ее все любят. И ласково называют «солнышко». Осенью божьи коровки собираются в стаи и улетают». Под влиянием услышанного художественного произведения дети начинают рассказывать более эмоционально. Так, например, я читаю сказку «Утренние лучи» (по К. Ушинскому). Предлагаю детям придумать что-нибудь похожее, при этом считаю эффективным такой прием: ребенок вовлекается в процесс, продолжая рассказывать вслед за педагогом. (Этот прием позволяет активизировать робких и застенчивых детей.)
Начинаю: «Утром встало солнышко и побежало всех будить...» Дети стараются предположить реакцию наших удивительных персонажей.
- Выползла из яблока довольная гусе ница, села греться.
- Прилетела счастливая божья ко ровка, начала искать тлей, дерево ле чить.
- Сороконожка побежала пить пере ливающуюся в зеленой траве росу.
- Жираф покрутил своей шикарной шеей и побежал с друзьями доставать вкусные листочки с деревьев.
- Крокодил почувствовал, что при грело солнышко, открыл один глаз, по том второй, пошевелился и выбрался на берег - погреться да поохотиться.
- И удав не ел уже очень давно, он то же вышел на охоту.
В подготовительной к школе группе продолжаю упражнять детей в расска зывании историй из своего опыта.
Юдин раз в зимний день мы увидели на окне маленькую божью коровку. От куда она появилась, мы не знали. Навер ное, осенью замерзла и где-то спала, а теперь отогрелась и вылетела. Мы все долго рассматривали ее. Она ползала по стеклу, потом перелетела на цветок. Целый день мы наблюдали за божьей ко ровкой и радовались. Как будто к нам вернулся кусочек лета».
В процессе обучения дети постепенно овладевают умением составлять рас сказы и на жизненные темы, и на темы, придуманные ими самими. Дети с более развитой речью включают в рассказ ди алог. Но он дается им непросто: нужно выслушать товарища, соотнести свои и его высказывания, грамматически правильно их оформить. Мы заметили, что дети быстрее включаются в диалог, если занятие проводится с большими мягкими игрушками.
|
Постепенно я повышаю требования к рассказам. Рассказы детей подготовительной к школе группы сложнее по структу-
ре и по грамматическому строю, в них содержится больше фактов. Например.
«Маленький крокодильчик жил с ма мой в реке. Как все малыши, был очень любознательным. Ему хотелось все узнать и все увидеть. Однажды он побе жал искать друзей и заблудился. Расст роилась мама-крокодилиха, позвала жирафа:
- Добрый жираф, ты выше всех, посмотри, где мой малыш?
Жираф покрутил головой, пошевелил своими рожками-антеннами:
- Вижу! Он играет с маленьким сло ненком.
- Пожалуйста, приведи его ко мне!
- Сейчас, - сказал жираф и убежал.
Крокодил увидел, что жираф привел маленького удавчика. Хотел расстроиться крокодил, но вдруг из травы раздался громкий рев. Это маленький Крокодильчик соскучился по своей маме. Обрадовались все и начали весело играть». «Паучок сидел на веточке, ему было скучно.
- Пойду-ка я погуляю, - решил он.
И осторожно стал спускаться вниз. Вдруг он ахнул: на листочке сидела изу мрудная гусеница. Раньше ее здесь не было. Ее зеленый наряд блестел на солнце, и она показалась паучку восхитительно красивой. Она как будто состояла из перламутровых колец. Они подружились и играли вместе каждый день. Но однажды паучок не нашел своей чудесной подружки. На листочке сидела разноцветная бабочка».
Когда с детьми проводится индивидуальная работа, они по собственному желанию используют и другие игрушки, куклы кукольного театра. Например, сделанный нами необычный зайчик вызвал у ребенка желание пересказать сказку «Заюшкина избушка» с некоторыми изменениями, надев на ручку Лисичку из кукольного театра.
|
|
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!