Практико-ориентрированная задача №2 — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Практико-ориентрированная задача №2

2019-08-03 216
Практико-ориентрированная задача №2 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ситуация. 11 марта 2011 года, в результате землетрясения в Японии (регион Тохоку), погибло много людей. Психотравмирующим фактором стала потеря большого числа армянского населения, особенно огромного числа детей – генофонда нации; потеря близких и дальних родственников; лишение имущества, работы.

Запрос. Экстремальные условия для большой группы населения (в данном случае землетрясение) оказало патогенное воздействие на психическое состояние всех групп населения. Взрослые и дети, перенесшие землетрясение, остро нуждаются в социальной поддержке и психологической помощи.

Предполагаемый диагноз - аффективно-шоковые реакции на стресс.

Терапевтический процесс можно разделить на три стадии:

1. Установление контакта. Обеспечение доступа к пострадавшему(им), налаживание доверительного контакта;

2. Диагностика. Наблюдение за ситуацией с ее последующей оценкой и обследованием пострадавшего(их);

3. Помощь клиенту в отделении от травмы, воссоединение с обществом. Стабилизация эмоционального состояния пострадавших и уменьшение действия внешних стимулов.

Формы оказания психологической помощи: использование дистантного и контактного метода экспресс-диагностики, телесный контакт, использование игрушек, рисование, лепка, психологическая диагностика взрослых и детей, разработка рекомендаций психологу по оказанию психологической помощи, контактная суггестивная релаксация, метод идентификации с игрушкой – игровая терапия, сказкотерапия (для малых детей), книготерапия (для подростков), метод арттерапии, телесно-ориентированная помощь (психомассаж), рациональная терапия, имаготерапия, суггестивная психотерапия, эскапотерапия, работа с рефлексией на образ, отраженный в зеркале, «агрессивные» и эмпатийные игрушки.

Терапевтический процесс

Проявления аффективно-шоковых реакций на стресс у детей в целом схожи с таковыми у взрослых, однако специфика проявлений последствий в значительной степени опосредованы возрастом ребенка. Оказание психологической помощи детям так же существенно отличается от оказания психологической помощи взрослым, прежде всего потому, что разговаривать с ребенком об их проблемах довольно сложно, не всякий ребенок пойдет на словесный контакт. Именно поэтому на каждом этапе терапевтического процесса, предлагается отдельная психологическая работа с аффективно-шоковыми реакциями на стресс, как с детьми, так и с взрослыми.

Установление контакта

На данной стадии происходит обеспечение доступа к пострадавшему(им), налаживание доверительного контакта с ними. При использовании диагностических методов усилия психолога будут так же направлены на то, чтобы эффективно присоединиться к ребенку и взрослому.

Рекомендации психологу по оказанию психологической помощи взрослым в зависимости от реакции пострадавшего на ЧС, а так же н алаживание доверительного контакта представлены в таблице.

Рекомендации психологу

Вид реакции

активная ↔ пассивная

Поддержка, внимание, беседа о произошедшем, информация, направить пострадавшего к полезной деятельности. Страх, беспокойство, многословные рассказы о случившемся, лихорадочная активность. Замешательство, слезы, потливость, дрожь, боли, печаль, сильная усталость.
Личный контакт, заставить человека разговориться, предложить еду/питье, физическая поддержка, направить к полезной деятельности. Активный, деловой, громкая речь, беготня, смена занятия, раздражительность. Молчаливость, продолжительная раздраженность, снижение деятельности, частичная отключенность, замкнутость.
Личное внимание, краткая информация, физическая близость, иногда изоляция, но не в одиночестве. Гиперактивность, бесцельная беготня, обвинения, умножение слухов, страшные рассказы, бессонница. Выражение пустоты, недоумение во взгляде, физическая замкнутость, апатия, сон как вид бегства.

Рекомендации психологу по оказанию психологической помощи детям в зависимости от реакции пострадавшего. Налаживание доверительного контакта.

Ребенку трудно понять, зачем нужен психолог, он недоверчиво к нему относится и может отказаться взаимодействовать. Поэтому предлагаются следующие виды установления контакта с детьми:

- через игрушки (для проработки чувств пострадавшего и определения его эмоционального состояния).

- с помощью рисования и лепки из пластилина (для отвлечения от происходящих событий и облегчения психологического напряжения у ребенка).

- с помощью вербального контакта. Если ребенок потерял кого-то из близких, он может чувствовать себя одиноким, ему необходима опора и поддержка, которую может дать психолог. Необходимо разговаривать с ним: «Как тебя зовут? Хочешь ли ты есть или пить?» Психолог должен дать понять ребенку, что он всерьез относится к его переживаниям.

- следует установить телесный контакт, взять его за руку, обнять. Не оставлять ребенка одного, дать ему почувствовать, что он важен.

Диагностика

 Первая помощь оказывается в тех случаях, когда установлено, что пострадавшие утратили контроль над поведением, в том числе, и эмоциональными реакциями в ситуации катастрофы. Обычно подобное поведение не соответствует личностным особенностям пострадавшего. Так же диагностика необходима для выбора стратегии коррекционной работы.

Анализ психического состояния населения следует проводить, учитывая: возраст, пол, профессиональный статус, индивидуальные особенности человека, закономерности массовидных процессов в экстремальных условиях; время, прошедшее с момента катастрофы, масштаб бедствия.

Особенно нуждаются в специальной помощи дети, которые в силу трагических обстоятельств оказались лишенными родительского попечения. После катастрофы они легко теряют наработанный потенциал психической активности: им свойственно катастрофически регрессировать на уровни нижележащих онтогенетических этапов психического развития.

Необходимо отметить, что любая работа с детьми осуществляется с устного разрешения родителей или других ответственных за них взрослых.

При экспресс-диагностике, пострадавших от землетрясения, предлагается пользоватьсяследующими диагностическими методами:

Включенное наблюдение в посткатастрофической ситуации – дистантный метод экспресс-диагностики для установления отклонения от нормального для данного возраста поведения, дополнительно не травмируя. Психолог находится рядом, помогает удовлетворить ситуативно-возникающие потребности, но соблюдает дистанцию, не допускает физических контактов и исподволь наблюдает за поведением, физическим и психическим состоянием.

Включение в общение – контактный метод для установления отклонений в поведении. Приемы: доверительные формы вербального контакта; контакт по поводу совместной деятельности; тактильный контакт и др. Цель - включение пострадавшего в коммуникацию посредством диалога и совместной деятельности.

Предполагаемые результаты диагностики:

Через дистантный (включенное наблюдение) и контактный (включение в общение) вид наблюдения устанавливается характер эмоциональных нарушений. В результате диагностики наблюдались следующие симптомы на первой–второй неделе после катастрофы: дети всех возрастов (дошкольный, младший, средний и старший школьный) проявили внешне сходное возбуждение: они стремительно ходили или бегали без видимой цели; издавали некоммуникативные звуки, что-то выкрикивали; размахивали руками; возбужденно без смысла толкали друг друга, плакали.

Взрослые восклицали, смеялись, постоянно переключались на другие, столь же неясные цели; подчас они горько плакали, использовали резкие движения, часто бесцельные и бессмысленные действия. Они были готовы упасть от перевозбуждения и усталости, но при этом не могли организовать себя и успокоиться. Многие жаловались на навязчивый страх повторного землетрясения, на нарушение сна, навязчивые визуальные и телесные образы (разрушающиеся дома, трупы и кровь, провалы земли; ощущения телесных зажимов).

Так же среди взрослых и детей встречались симптомыобездвиженности, оцепенения. Они находились в ступоре, сидели или стояли неподвижно, ссутулившись, скорчившись. При этом взгляд их нередко был устремлен «в никуда».

Диагноз. Данные симптомы говорят нам об аффективно-шоковых реакциях на стресс (1. выраженное двигательное возбуждение; 2. ступор). Так же у жертв и пострадавших прослеживаются тревожно-фобические расстройства: сейсмофобия (страх, связанный с вибрацией, сотрясением, качающимися предметами и др.), клаустрофобия (страх замкнутого пространства), страх высоты и др.

На третей–пятой неделе после катастрофы наблюдалось:

у взрослых: вялость, желание прилечь где угодно, расстройство сна и потеря аппетита, раздражительность. Нередко среди детей вспыхивала агрессия. При головокружительном для взрослых и детей движении веток высоких деревьев некоторые падали в обморок. Среди жертв и пострадавших разных возрастов отмечались также и истерические реакции. Так, один десятилетний мальчик всякий раз травмировал заживающую на своей ноге рану (ранение он получил во время землетрясения). Он явно испытывал потребность во внимании: хотел, чтобы окружающие постоянно оказывали ему помощь, общались с ним и обсуждали его ситуацию.

Диагноз. Упострадавшихнаблюдается астенический синдром. Это – вторая стадия аффективно-шоковой реакции.

Требуется психологическая работа с пострадавшими, у которых были выявлены аффективно-шоковые реакции на стресс.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.