Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Топ:
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Интересное:
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Дисциплины:
2019-08-03 | 216 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Ситуация. 11 марта 2011 года, в результате землетрясения в Японии (регион Тохоку), погибло много людей. Психотравмирующим фактором стала потеря большого числа армянского населения, особенно огромного числа детей – генофонда нации; потеря близких и дальних родственников; лишение имущества, работы.
Запрос. Экстремальные условия для большой группы населения (в данном случае землетрясение) оказало патогенное воздействие на психическое состояние всех групп населения. Взрослые и дети, перенесшие землетрясение, остро нуждаются в социальной поддержке и психологической помощи.
Предполагаемый диагноз - аффективно-шоковые реакции на стресс.
Терапевтический процесс можно разделить на три стадии:
1. Установление контакта. Обеспечение доступа к пострадавшему(им), налаживание доверительного контакта;
2. Диагностика. Наблюдение за ситуацией с ее последующей оценкой и обследованием пострадавшего(их);
3. Помощь клиенту в отделении от травмы, воссоединение с обществом. Стабилизация эмоционального состояния пострадавших и уменьшение действия внешних стимулов.
Формы оказания психологической помощи: использование дистантного и контактного метода экспресс-диагностики, телесный контакт, использование игрушек, рисование, лепка, психологическая диагностика взрослых и детей, разработка рекомендаций психологу по оказанию психологической помощи, контактная суггестивная релаксация, метод идентификации с игрушкой – игровая терапия, сказкотерапия (для малых детей), книготерапия (для подростков), метод арттерапии, телесно-ориентированная помощь (психомассаж), рациональная терапия, имаготерапия, суггестивная психотерапия, эскапотерапия, работа с рефлексией на образ, отраженный в зеркале, «агрессивные» и эмпатийные игрушки.
|
Терапевтический процесс
Проявления аффективно-шоковых реакций на стресс у детей в целом схожи с таковыми у взрослых, однако специфика проявлений последствий в значительной степени опосредованы возрастом ребенка. Оказание психологической помощи детям так же существенно отличается от оказания психологической помощи взрослым, прежде всего потому, что разговаривать с ребенком об их проблемах довольно сложно, не всякий ребенок пойдет на словесный контакт. Именно поэтому на каждом этапе терапевтического процесса, предлагается отдельная психологическая работа с аффективно-шоковыми реакциями на стресс, как с детьми, так и с взрослыми.
Установление контакта
На данной стадии происходит обеспечение доступа к пострадавшему(им), налаживание доверительного контакта с ними. При использовании диагностических методов усилия психолога будут так же направлены на то, чтобы эффективно присоединиться к ребенку и взрослому.
Рекомендации психологу по оказанию психологической помощи взрослым в зависимости от реакции пострадавшего на ЧС, а так же н алаживание доверительного контакта представлены в таблице.
Рекомендации психологу | Вид реакции | |
активная ↔ пассивная | ||
Поддержка, внимание, беседа о произошедшем, информация, направить пострадавшего к полезной деятельности. | Страх, беспокойство, многословные рассказы о случившемся, лихорадочная активность. | Замешательство, слезы, потливость, дрожь, боли, печаль, сильная усталость. |
Личный контакт, заставить человека разговориться, предложить еду/питье, физическая поддержка, направить к полезной деятельности. | Активный, деловой, громкая речь, беготня, смена занятия, раздражительность. | Молчаливость, продолжительная раздраженность, снижение деятельности, частичная отключенность, замкнутость. |
Личное внимание, краткая информация, физическая близость, иногда изоляция, но не в одиночестве. | Гиперактивность, бесцельная беготня, обвинения, умножение слухов, страшные рассказы, бессонница. | Выражение пустоты, недоумение во взгляде, физическая замкнутость, апатия, сон как вид бегства. |
Рекомендации психологу по оказанию психологической помощи детям в зависимости от реакции пострадавшего. Налаживание доверительного контакта.
|
Ребенку трудно понять, зачем нужен психолог, он недоверчиво к нему относится и может отказаться взаимодействовать. Поэтому предлагаются следующие виды установления контакта с детьми:
- через игрушки (для проработки чувств пострадавшего и определения его эмоционального состояния).
- с помощью рисования и лепки из пластилина (для отвлечения от происходящих событий и облегчения психологического напряжения у ребенка).
- с помощью вербального контакта. Если ребенок потерял кого-то из близких, он может чувствовать себя одиноким, ему необходима опора и поддержка, которую может дать психолог. Необходимо разговаривать с ним: «Как тебя зовут? Хочешь ли ты есть или пить?» Психолог должен дать понять ребенку, что он всерьез относится к его переживаниям.
- следует установить телесный контакт, взять его за руку, обнять. Не оставлять ребенка одного, дать ему почувствовать, что он важен.
Диагностика
Первая помощь оказывается в тех случаях, когда установлено, что пострадавшие утратили контроль над поведением, в том числе, и эмоциональными реакциями в ситуации катастрофы. Обычно подобное поведение не соответствует личностным особенностям пострадавшего. Так же диагностика необходима для выбора стратегии коррекционной работы.
Анализ психического состояния населения следует проводить, учитывая: возраст, пол, профессиональный статус, индивидуальные особенности человека, закономерности массовидных процессов в экстремальных условиях; время, прошедшее с момента катастрофы, масштаб бедствия.
Особенно нуждаются в специальной помощи дети, которые в силу трагических обстоятельств оказались лишенными родительского попечения. После катастрофы они легко теряют наработанный потенциал психической активности: им свойственно катастрофически регрессировать на уровни нижележащих онтогенетических этапов психического развития.
Необходимо отметить, что любая работа с детьми осуществляется с устного разрешения родителей или других ответственных за них взрослых.
|
При экспресс-диагностике, пострадавших от землетрясения, предлагается пользоватьсяследующими диагностическими методами:
Включенное наблюдение в посткатастрофической ситуации – дистантный метод экспресс-диагностики для установления отклонения от нормального для данного возраста поведения, дополнительно не травмируя. Психолог находится рядом, помогает удовлетворить ситуативно-возникающие потребности, но соблюдает дистанцию, не допускает физических контактов и исподволь наблюдает за поведением, физическим и психическим состоянием.
Включение в общение – контактный метод для установления отклонений в поведении. Приемы: доверительные формы вербального контакта; контакт по поводу совместной деятельности; тактильный контакт и др. Цель - включение пострадавшего в коммуникацию посредством диалога и совместной деятельности.
Предполагаемые результаты диагностики:
Через дистантный (включенное наблюдение) и контактный (включение в общение) вид наблюдения устанавливается характер эмоциональных нарушений. В результате диагностики наблюдались следующие симптомы на первой–второй неделе после катастрофы: дети всех возрастов (дошкольный, младший, средний и старший школьный) проявили внешне сходное возбуждение: они стремительно ходили или бегали без видимой цели; издавали некоммуникативные звуки, что-то выкрикивали; размахивали руками; возбужденно без смысла толкали друг друга, плакали.
Взрослые восклицали, смеялись, постоянно переключались на другие, столь же неясные цели; подчас они горько плакали, использовали резкие движения, часто бесцельные и бессмысленные действия. Они были готовы упасть от перевозбуждения и усталости, но при этом не могли организовать себя и успокоиться. Многие жаловались на навязчивый страх повторного землетрясения, на нарушение сна, навязчивые визуальные и телесные образы (разрушающиеся дома, трупы и кровь, провалы земли; ощущения телесных зажимов).
Так же среди взрослых и детей встречались симптомыобездвиженности, оцепенения. Они находились в ступоре, сидели или стояли неподвижно, ссутулившись, скорчившись. При этом взгляд их нередко был устремлен «в никуда».
|
Диагноз. Данные симптомы говорят нам об аффективно-шоковых реакциях на стресс (1. выраженное двигательное возбуждение; 2. ступор). Так же у жертв и пострадавших прослеживаются тревожно-фобические расстройства: сейсмофобия (страх, связанный с вибрацией, сотрясением, качающимися предметами и др.), клаустрофобия (страх замкнутого пространства), страх высоты и др.
На третей–пятой неделе после катастрофы наблюдалось:
у взрослых: вялость, желание прилечь где угодно, расстройство сна и потеря аппетита, раздражительность. Нередко среди детей вспыхивала агрессия. При головокружительном для взрослых и детей движении веток высоких деревьев некоторые падали в обморок. Среди жертв и пострадавших разных возрастов отмечались также и истерические реакции. Так, один десятилетний мальчик всякий раз травмировал заживающую на своей ноге рану (ранение он получил во время землетрясения). Он явно испытывал потребность во внимании: хотел, чтобы окружающие постоянно оказывали ему помощь, общались с ним и обсуждали его ситуацию.
Диагноз. Упострадавшихнаблюдается астенический синдром. Это – вторая стадия аффективно-шоковой реакции.
Требуется психологическая работа с пострадавшими, у которых были выявлены аффективно-шоковые реакции на стресс.
|
|
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!