Практико-ориентрированная задача №1 — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Практико-ориентрированная задача №1

2019-08-03 187
Практико-ориентрированная задача №1 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ситуация. В результате возгорания торгового центра «Зимняя вишня» в Кемерово 25 марта 2018 г. погибло большое число людей и обнаружилось огромное число пострадавших, в их числе, конечно, были и дети.

Запрос. Взрослые и дети, перенесшие пожар, остро нуждались в социальной поддержке и психологической помощи. В результате экстремальной ситуации жертвы, пострадавшие и их близкие стали жаловаться на: бессонницу, раздражительность, сверхвозбудимость, взрывные реакции, трудности при концентрации внимания, физиологические реакции на события, напоминающие или символизирующие травму.

Предполагаемый диагноз – посттравматическое стрессовое расстройство.

Терапевтический процесс можно разделить на три стадии:

1. Установление контакта. Обеспечение доступа к пострадавшему(им), налаживание доверительного контакта;

2. Диагностика. Наблюдение за ситуацией с ее последующей оценкой и обследованием пострадавшего(их);

3. Помощь клиенту в отделении от травмы, воссоединение с обществом. Стабилизация эмоционального состояния пострадавших и уменьшение действия внешних стимулов.

Формы оказания психологической помощи: Вербальный и телесный контакт, использование игрушек, рисование, лепка, психологическая диагностика взрослых и детей, разработка рекомендаций психологу по оказанию психологической помощи, игры, арттерапия, метафоры, сказки, истории, символдрама и психодрама. соматической психотерапии, гештальт-терапии, бихевиоральной терапии, рациональная психотерапия.

Терапевтический процесс

Проявления посттравматического стресса у детей в целом схожи с таковыми у взрослых, однако специфика проявлений последствий травматических событий в значительной степени опосредованы возрастом ребенка. Оказание психологической помощи детям так же существенно отличается от оказания психологической помощи взрослым, прежде всего потому, что разговаривать с ребенком об их проблемах довольно сложно, не всякий ребенок пойдет на словесный контакт. Именно поэтому на каждом этапе терапевтического процесса, предлагается отдельная психологическая работа с ПТСР как с детьми, так и с взрослыми.

Установление контакта

На данной стадии происходит обеспечение доступа к пострадавшему(им), налаживание доверительного контакта с ними. При использовании диагностических методов усилия психолога будут так же направлены на то, чтобы эффективно присоединиться к ребенку и взрослому.

Рекомендации психологу по оказанию психологической помощи взрослым в зависимости от реакции пострадавшего на ЧС, а так же н алаживание доверительного контакта представлены в таблице.

Рекомендации психологу

Вид реакции

активная ↔ пассивная

Поддержка, внимание, беседа о произошедшем, информация, направить пострадавшего к полезной деятельности. Страх, беспокойство, многословные рассказы о случившемся, лихорадочная активность. Замешательство, слезы, потливость, дрожь, боли, печаль, сильная усталость.
Личный контакт, заставить человека разговориться, предложить еду/питье, физическая поддержка, направить к полезной деятельности. Активный, деловой, громкая речь, беготня, смена занятия, раздражительность. Молчаливость, продолжительная раздраженность, снижение деятельности, частичная отключенность, замкнутость.
Личное внимание, краткая информация, физическая близость, иногда изоляция, но не в одиночестве. Гиперактивность, бесцельная беготня, обвинения, умножение слухов, страшные рассказы, бессонница. Выражение пустоты, недоумение во взгляде, физическая замкнутость, апатия, сон как вид бегства.

Рекомендации психологу по оказанию психологической помощи детям в зависимости от реакции пострадавшего на ЧС. Налаживание доверительного контакта.

Ребенку трудно понять, зачем нужен психолог, он недоверчиво к нему относится и может отказаться взаимодействовать. Поэтому предлагаются следующие виды установления контакта с детьми:

- через игрушки (для проработки чувств пострадавшего и определения его эмоционального состояния).

- с помощью рисования и лепки из пластилина (для отвлечения от происходящих событий и облегчения психологического напряжения у ребенка).

- с помощью вербального контакта. Если ребенок потерял кого-то из близких, он может чувствовать себя одиноким, ему необходима опора и поддержка, которую может дать психолог. Необходимо разговаривать с ним: «Как тебя зовут? Хочешь ли ты есть или пить?» Психолог должен дать понять ребенку, что он всерьез относится к его переживаниям.

- следует установить телесный контакт, взять его за руку, обнять. Такие меры психолога могут помочь при апатии, когда ребенок не видит смысла говорить или действовать, при страхе, плаче. Не оставлять ребенка одного, дать ему почувствовать, что он важен.

Диагностика

 Первая помощь оказывается в тех случаях, когда установлено, что пострадавшие утратили контроль над поведением, в том числе, и эмоциональными реакциями в ситуации массовой ЧС. Обычно подобное поведение не соответствует личностным особенностям пострадавшего.

Для диагностики посттравматического стрессового расстройства у детей могут быть использованы две следующие взаимодополняющие методики:

- полуструктурированное интервью для оценки травматических переживаний детей;

- родительская анкета для оценки травматических переживаний детей, предложенные в книге И. Г.Малкиной-Пых «Психологическая помощь в кризисных ситуациях».

Для диагностики посттравматического стрессового расстройства у взрослых могут быть использованы следующие методы и методики:

1. Наблюдение.

2. Структурированное интервью (Structured Clinical Interview for DSM-III-R, Spitzer R.L. et al, 1987).

3. Проективные методы исследования личности (Тест Роршаха, Тематический апперцептивный тест, цветовой тест Люшера).

4. Стандартизированные личностные опросники (MMPI).

5. Опросники диагносцирующие выраженность патопсихологической симптоматки в соответствии с диагностическими критериями, сформулированными в DSM-III, DSM-IV и МКБ-10.

С их помощью оценивается общий индекс посттравматической реакции. Эти методы используются не только в плане определения степени расстройства, но и для оптимизации психокоррекционных и реабилитационно-восстановительных мероприятий.

Результаты диагностики:

У взрослых и детей обнаружены травматические кризисы, которые могут привести к серьезным негативным нарушениям касаемо здоровья и жизни в целом.

У наблюдаемых детей и взрослых клиническая картина, в основном, определяется высоким уровнем тревоги, стойким снижением настроения, которые часто влекут за собой снижение эмоциональной, психической и иногда физической активности, проблемы со сном.

Требуется оказание помощи и поддержки жертвам, пострадавшим и близким погибших и пропавших без вести.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.