В борьбе за культуру пролетариата — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

В борьбе за культуру пролетариата

2019-07-13 226
В борьбе за культуру пролетариата 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вопросы создания пролетарской культуры, обсуждавшиеся большевиками еще задолго до Февральской революции[ccclxxxiv], после свержения царизма приобрели особую актуальность.

В марте 1917 года вновь начала выходить газета «Правда». С первых же дней орган партии большевиков начинает активную деятельность за сплочение творческих сил пролетариата[ccclxxxv]. Задача этой газетой формулировалась целенаправленно: «пора собрать разрозненные пока художественные силы пролетариата», чтобы дать возможность «пролетарской художественной мысли проявить себя»[ccclxxxvi].

Стремясь выявить людей, обладающих способностями в области искусства, «Правда» уже в апреле обратилась к художникам-любителям с предложением присылать в редакцию проекты значка-эмблемы Российской социал-демократической рабочей партии. Предполагалось полученные рисунки публиковать «для сведения всех членов партии», чтобы в дальнейшем выбрать лучший проект, который и должен стать единым значком для {136} всех членов партии. Кроме того, там же было помещено другое обращение: «Товарищи, владеющие карандашом карикатуриста и иллюстратора, присылайте ваши работы и свяжитесь с редакцией. Есть целый ряд тем, которые необходимо иллюстрировать»[ccclxxxvii].

Проекты «значка-эмблемы» опубликованы не были, однако организационные усилия газеты не оказались бесследными. Рабочие-художники, как уже упоминалось, принимали самое активное участие в подготовке оформления демонстраций и революционных празднеств в дооктябрьское время. Содержанием этого оформления явились призывы и лозунги партии большевиков, помещаемые в «Правде», которые со страниц газеты «шагнули на знамена, транспаранты празднично оформленных рабочих колонн»[ccclxxxviii].

Известно также, что осенью 1917 года в газете «Рабочий путь» (так стала называться в то время «Правда») начали появляться первые карикатуры, посвященные, например, антимилитаристской теме («Молох», «Война и капитал»). Рисунки сопровождались стихотворными подписями поэта-правдиста Демьяна Бедного, выступавшего часто под псевдонимом «Мужик Вредный». Профессиональные качества рисунков были невелики и выдавали в авторе скорее всего самодеятельного художника, который по предположению историка искусства А. Сидорова мог быть типографским рабочим[ccclxxxix]. Свои карикатуры художник подписывал инициалами «А. З.», а после Октябрьской революции «А. Занятов». Он и явился первым карикатуристом «Правды»[cccxc].

А. Занятов публиковал свои работы и в большевистском издательстве «Прибой», для которого иллюстрировал в 1917 году повесть Д. Бедного «Про землю, про волю, про рабочую долю», отрывки из которой тогда же осенью публиковала газета «Рабочий путь»[cccxci]. В предоктябрьское время «Прибой» выпустил ряд других произведений Д. Бедного: «Барыня (Окопная)», «Всяк Еремей про себя разумей». Все книжки были с рисунками[cccxcii], которые выполнил тот же художник А. Занятов[cccxciii].

Таким образом, призыв газеты «Правда» способствовал постепенному пробуждению творческой активности в рабочей среде.

Помимо стремления выявить любителей искусства, газета предпринимала систематические усилия к объединению художественно одаренных представителей рабочего класса.

7 мая «Правда» опубликовала обращение, адресованное поэтам, беллетристам и художникам, в котором говорилось:

«Товарищи! Под гнетом царского правительства было сковано рабочее слово и в подпольных условиях не могло развиваться рабочее искусство <…>.

Пролетариат — этот титан всех революций и строитель светлого будущего человечества должен {137} иметь свое мощное искусство, своих поэтов, своих художников.

Полного расцвета пролетарское искусство достигнет, конечно, только при социалистическом строе. Но уже теперь, когда сброшена часть оков, лежащих на пролетариате, — искры свободного искусства должны разгореться в яркое пламя.

Этого властно требует момент. Этого требует революция.

Призываем поэтов, беллетристов и художников сплотиться при издательстве “Прибой” в “Кружок пролетарского искусства”»[cccxciv].

Там же сообщалось, что кружок будет издавать художественно-литературные сборники. «Присылайте свои произведения, рассказы и стихотворения в редакцию “Правда”», — приглашала редакция.

Еще через четыре дня газета «Правда» вновь обращается к «Товарищам поэтам, беллетристам, художникам», призывая «художественные силы пролетариата» прийти на собрание 14 мая, которое должно было состояться в помещении Петроградского комитета Российской социал-демократической партии большевиков (бывший особняк М. Ф. Кшесинской), «чтобы положить начало нашей организации»[cccxcv].

{138} Можно предположить, что уже на этом собрании было принято решение о названии организации. Об этом позволяет судить новое объявление, извещавшее членов «Общества пролетарских писателей» о собрании поэтов, беллетристов, художников и музыкантов-интернационалистов в бывшем особняке Кшесинской 22 мая[cccxcvi].

Собрание было не слишком многочисленным. Пришло около двадцати человек, среди которых, как вспоминает очевидец, было несколько профессионалов: В. Маяковский, а также «один художник и один певец»[cccxcvii]. На собрании обсуждались вопросы, касающиеся особенностей пролетарского искусства, говорилось о его классовой сущности и для определения этой сущности предлагалось исходить из партийности авторов. В своем выступлении Маяковский возражал, говорил, что данный вопрос нельзя рассматривать формально, так как дарование автора и его мировоззрение, по-видимому, «вернее могли бы гарантировать годность произведении для пролетариата»[cccxcviii].

Кроме того, на собрании рассматривался вопрос о необходимости оградить пролетариат от влияний буржуазного искусства и было высказано предложение при определении классовой принадлежности автора исходить из его происхождения, изображаемой им среды и сюжетов его произведений. Тогда же А. Богданов (Малиновский), один из инициаторов и идеологов Пролеткультовского движения, познакомил собравшихся с текстом воззвания, с которым Общество предполагало обратиться «к творцам и носителям пролетарского искусства».

В воззвании было сказано: «Пролетариат как носитель общечеловеческих идей интернационализма является самым лучшим и верным носителем истинного искусства. Не уничтожая прошлого в искусстве, пролетариат вливает в старые формы новое содержание»[cccxcix].

Все эти краткие сведения, сохранившиеся о собрании, представляются любопытными. Они свидетельствуют не только о темах, которые обсуждались на нем, но и о том, как {139} такие темы предлагалось трактовать. И в этой трактовке уже порой намечался будущий «пролеткультовский» характер понимания отдельных вопросов.

Итог собрания тем не менее был немаловажен. По сообщению периодической прессы того времени, на собрании была выработана программа деятельности в области культуры и намечен был принцип объединения пролетарских сил в искусстве[cd].

Так возникло при газете «Правда» «Общество пролетарских искусств» («запись в члены производится в редакции», — сказано было в одном из объявлений[cdi]).

Планы деятельности «Общества» — работа в нем была разделена по секциям — были достаточно разнообразны.

Уже 31 мая газета «Новая жизнь» сообщала о том, что «Общество пролетарских искусств» решило приступить к изданию сатирического журнала[cdii], организация которого была поручена поэтам-правдистам Демьяну Бедному, И. Логинову и художникам.

Кроме того, читатели оповещались о том, что литературная секция высказалась за издание журнала — еженедельника, посвященного проблемам литературы и искусства.

И, наконец, газета сообщала о постановлении литературной секции созвать 4 июня грандиозный митинг, посвященный вопросам пролетарского искусства с участием А. Луначарского, А. Богданова и других лиц, которые должны произнести речи на следующие темы: «Война и искусство», «Пролетариат и искусство», «Социализм и искусство»[cdiii].

В дальнейшем предполагалось, что «Общество» организует клуб, проведет литературный вечер, устроит чтение лекций по искусству[cdiv]. Сейчас уже трудно сказать, что же удалось из намеченного осуществить. Сатирический журнал, так же как и журнал, посвященный проблемам литературы и искусства, издан не был. В начале июля юнкерами были разгромлены типография и редакция «Правды», а вслед за тем Керенский подписал постановление о закрытии этой газеты.

{140} Сведений о том, состоялся ли задуманный «грандиозный митинг», также обнаружить не удалось, но известно, что 11 июня в газете «Новая жизнь» А. Луначарский опубликовал статью «Культурные задачи рабочего класса», в которой писал: «Конечно, пролетарская культура, сказавшаяся пока главным образом в области политической и экономической, в формах борьбы и организации, — культура еще детская. Но это о ней по поводу первых книг рабочего Вейтлинга Маркс сказал: “Это детские башмаки, но сравните их со стоптанными сапогами дряхлеющей буржуазии и вы увидите, что башмаки эти принадлежат ребенку-исполину” <…>.

Пролетариат искусственно держат вдали от науки и художества, но он, представляющий большинство населения больших городов, повсюду неудержимо рвется к знанию и красоте <…>.

Пролетариат должен впитать все соки той почвы, которая распахана и удобрена длинным рядом предков»[cdv].

Организация «Общества» уже тогда имела немалое значение. Она помогла выявить талантливых поэтов и художников, сплотившихся сначала вокруг «Правды», а затем газеты «Рабочий путь». Поэты публиковали стихи на их страницах, выпускали поэтические сборники[cdvi], художники во время выборов в районные думы «особенно энергично» писали плакаты и лозунги[cdvii].

Наряду с «Обществом пролетарских искусств» в Петрограде возникло немало других литературно-художественных объединений, которых к осени насчитывалось около ста двадцати.

Среди них назовем пролетарское литературно-художественное общество «Искусство и социализм», в котором принимали участие поэты-правдисты А. Маширов-Самобытник, В. Кириллов, И. Садофьев и другие. Это общество возникло на основе петроградского литературно-художественного кружка, существовавшего при Лиговском Народном доме.

Уже в первых числах июня 1917 года в рабочих районах началась организация вечеров пролетарской поэзии и лекций на темы: «Искусство и социализм», «Пролетарское и буржуазное искусство», «Искусство и рабочее движение», «Революция и пролетарская культура», «Задачи пролетарского искусства». Сборы с этих лекций и вечеров предназначались для выпуска в свет художественно-литературного журнала. Для него был собран материал, но работа над подготовкой журнала к выпуску — он намечался в августе — была остановлена контрреволюционными действиями Временного правительства в июле 1917 года, после чего, как рассказывал поэт И. Садофьев, «пролетарским поэтам пришлось уйти с головой в политическую работу»[cdviii].

Прерванная на время деятельность объединений тем не менее не прекратилась совсем. Уже начиная с августа 1917 года делаются попытки пробудить творческую активность {141} крупнейших из них. Так, известно, что сначала 4 августа, а затем 8 и 15 октября «Общество пролетарских искусств» созывало своих членов на собрание[cdix], а в начале двадцатых чисел того же месяца объявило об открытии в Обществе занятий двух групп: художественной и литературной[cdx].

Литературно-художественное общество «Искусство и социализм», в свою очередь, 14 сентября организовало вечер рабочей поэзии[cdxi]. Таким образом, утверждение некоторых авторов о том, что после июльских событий работа, например, «Общества пролетарских искусств» была совершенно прекращена, думается, не совсем справедливо[cdxii].

Укажем и на то, что сначала летом, а затем и осенью 1917 года с лекциями и статьями, посвященными культуре пролетариата, неоднократно выступал А. Луначарский. Выбранный после февральских событий в Петроградскую городскую думу, он в качестве товарища городского головы возглавил всю культурно-просветительную работу в городе[cdxiii]. В своих выступлениях Луначарский касался также вопросов искусства и эстетического воспитания масс.

{142} Так, например, 21 июня в статье «Культура социализма торжествующего и социализма борющегося» он писал о необходимости «эстетического воспитания молодых поколений пролетариата в духе социалистического идеала», в чьем искусстве должны быть выражены: «практика жизненной борьбы, гнев и сатира по отношению к угнетателю… Надежда на будущее, братство и солидарность делателей одного и того же дела, сознание величественного значения этого дела, творчество идейное, творчество эстетическое — все это бурно вливается в душу такого художника и переполняет его произведение духовным содержанием»[cdxiv]. Позже, осенью 1917 года, Луначарский неоднократно выступал с лекциями «Задачи пролетарского искусства»[cdxv], «Пролетарское искусство и взаимоотношение партий в культурно-просветительной работе»[cdxvi].

Однако наиболее значительным событием в предоктябрьское время в области культурно-просветительной работы явилась 1‑я Петроградская конференция пролетарских культурно-просветительных организаций при Центральном Совете фабзавкомов Петрограда, состоявшаяся 16 – 19 октября 1917 года. Ее инициатором были профсоюзы, находившиеся под руководством большевиков. «В то время, — рассказывал Луначарский, являвшийся одним из организаторов конференции, — государственная власть была чисто буржуазной, и пролетариату приходилось на началах внегосударственной и отчасти антигосударственной самодеятельности искать своих культурных путей»[cdxvii].

Луначарский сделал на конференции один из главных докладов. Говоря об общих задачах культурно-просветительного движения, он указывал, что целью этого движения является необходимость «вооружить рабочий класс знаниями, организовать его чувства искусством, для успеха его в титанической борьбе за новый общественный строй, <…> что как в науке, так и в искусстве пролетариат проявит самостоятельное творчество, но для этого он должен завладеть всем культурным достоянием прошлого и настоящего»[cdxviii]. Вместе с тем пролетариат, по мнению Луначарского, не должен утрачивать «критическое отношение ко всем плодам старой культуры», воспринимая ее «не как ученик, а как строитель, призванный воздвигнуть светлые здания из камней старых»[cdxix].

Вопросам демократизации искусства было посвящено выступление литературоведа О. Брика, заметившего, что задача культурного строительства в искусстве состоит не только в приобщении к созданному старой культурой, но и в стремлении к созданию своего нового. Он утверждал, что «культурное строительство демократии может быть осуществлено с помощью творческой самодеятельности масс» и поэтому «необходимо передать в руки демократии все государственные и общественные художественные учреждения, децентрализовать {144} художественную жизнь, развивая творческую работу на местах»[cdxx]

От художественной секции на конференции выступал К. Залевский[cdxxi]. Краткие тезисы его доклада были следующие:

изобразительное искусство составляет важную область духовной культуры;

распространение эстетического образования — неотъемлемая часть культурно-просветительной деятельности при создании основ новой пролетарской культуры;

изобразительное искусство, воздействуя на зрителя, дает наиболее наглядные и легче всего воспринимаемые образы;

только учет культуры, всей ее роли и знания может привести к развитию единого цельного пролетарского искусства.

В резолюции по докладу К. Залевского было записано, что при Центральном бюро культурно-просветительных пролетарских организаций учреждается особая комиссия для распространения эстетического образования среди пролетарских масс в области изобразительного искусства.

Этой комиссии «в области изобразительного искусства поручается организовать лекции, экскурсии, издания, школы рисунка, лепки, издание репродукций, украшение помещений пролетарских организаций художественными произведениями и т. д.»[cdxxii].

Реализовать что-либо из решений, естественно, было невозможно: до Октябрьской революции оставалось несколько дней.

В воззвании, опубликованном в связи с конференцией, говорилось: «В предстоящей борьбе за дальнейший рост Великой Российской революции <…> нужно быть хорошо вооруженным. Знание — оружие»[cdxxiii]. Эта формула была в числе важнейших итогов обсуждения вопросов, стоящих перед пролетариатом.

Впоследствии, вспоминая конференцию, Луначарский выделял главную задачу, выдвинутую ею перед пролетариатом: «озаботиться своим культурным подъемом».

{145} Осуществление такого подъема должно было идти двумя путями.

Первый — выделение из среды пролетариата «собственной интеллигенции», то есть лиц, способных к самостоятельному творчеству в области науки и искусства или же к интенсивной подготовке к такому творчеству.

Второй путь — это проведение работы по общему подъему уровня массы.

«Вся конференция, — писал Луначарский, — как один человек была проникнута убеждением, что пролетариат способен выработать свою собственную культуру, что ему нельзя становиться в положение простого ученика существующей культуры»[cdxxiv].

Вместе с тем резолюция, принятая по докладу Луначарского (несмотря на существовавшую все же разность точек зрения, высказанных делегатами по поводу характера просветительной работы среди пролетариата), утверждала также необходимость использования пролетариатом всех прогрессивных достижений культуры: науки, литературы, искусства.

И это представляется еще одним важным итогом конференции.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.036 с.