Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Топ:
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Интересное:
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Дисциплины:
2019-07-13 | 149 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Но его музыка своей тонкостью, чуткостью борется за право человека на созерцание, на глубоко личностный подход к миру. Его музыка невольно восстает против Зла крикливости, против уничтожения человека толпой, против грубости и насилия.
Скрябин борется за спасение человечества.
Для него Зло – бездеятельность, вялость, самодовольство, отсутствие в Человеке творческой Воли.
Зло для Баха существует на библейском уровне.
Зло для Баха – это Хаос, разрушение.
Его музыка – это всегда Космическое строительство.
Строительство Человеческого Духа.
Зло для Шопена – это все, что не поэтично, не одухотворено.
Зло для Бетховена – это Судьба, Рок, пытающийся поставить Человека на колени, подчинить его своей власти, лишить его сил к сопротивлению.
Зло для Моцарта – это Смерть. Ее можно победить только абсолютной Гармонией и Любовью.
Зло на Земле существовало всегда, но для Гения наличие Зла – это огромная мобилизующая сила.
И цель Гения – противостоять Злу, доказать его, Зла, бессилие во времени. Невозможность его, Зла, торжества. И его победы над Гармонией Добра.
Как же противостоит Злу Дмитрий Шостакович?
Во‑первых, и мы уже говорили об этом, он показывает это Зло во всей его неприглядной силе и мерзости.
Таким образом он мобилизует в сильном и творческом человеке силы для борьбы.
Во‑вторых, он противопоставляет Злу как страшной и тупой силе энергию одной человеческой личности. Сражающейся личности. Личности человечной, стойкой и, при всей своей незащищенности, мужественной.
В‑третьих, мало у кого можно встретить наряду с музыкой беспощадного Зла столько прекрасных мелодий. Романтических, благородных, гордых.
|
Этот композитор XX века как никто другой способен уйти в другие века, времена, состояния. В его музыке есть мелодии такого романтизма, такой любви, такой красоты и силы чувств, но одновременно и хрупкости, и несгибаемого человеческого достоинства.
В его музыке – отзвуки барокко (модуляция 20), романтизма (модуляция 21).
Можно услышать даже конкретные интонации из Бетховена, элементы музыки которого Шостакович часто использует в тех случаях, когда ему особенно необходима помощь в борьбе со Злом.
Сегодня нам предстоит услышать два музыкальных произведения, которые находятся в предельном контрасте с музыкой, прослушанной вами на прошлой встрече.
Одна из них – вторая часть Первого концерта Шостаковича для фортепиано с оркестром.
Я знаю, что буду банален, когда скажу, что в моем восприятии это самая сильная музыка первой любви, первых робких чувств.
Слушайте!
Я не знаю в мире композитора, который, как Шостакович, мог бы ТАК переходить от описания САМОГО СТРАШНОГО ЗЛА к самому нежному и человечному ДОБРУ, от демонстрации зловещей всеуничтожающей ненависти к чистейшей всечеловечности и любви.
И еще одно произведение – Романс из музыки к кинофильму по роману Войнич «Овод».
Слушайте!
А теперь я хотел бы задать вам вопрос для обдумывания и письменного ответа.
Какая музыка оказала на вас большее впечатление – часть из Восьмой симфонии из прошлой встречи или то, что мы слушали сегодня?
Что вам ближе? Что для вас важнее? И почему?
Встреча двенадцатая
Задача и сверхзадача
У меня к вам один вопрос: знаете ли вы сказку Пушкина, которая называется «Сказка о попе и о работнике его Балде»?
– Странный вопрос, – скажет большинство читателей. – Кто же не читал этой сказки?
Тогда о чем она?
Содержание этой сказки знает даже тот, кто ее не читал. Сказка о том, как поп нанял Балду в работники с очень необычным условием платы за труд – три щелбана, которые Балда отвесит попу по окончании срока работы.
|
А для того чтобы не рассчитываться, когда срок расплаты стал приближаться, попытался поп расправиться с Балдой при помощи чертей.
Но Балда перехитрил даже чертей. И пришлось попу подставлять лоб.
Все правильно, вы знаете содержание сказки.
Но у меня есть второй вопрос – еще более странный.
Зачем Пушкин написал эту сказку?
Какова ее СВЕРХЗАДАЧА?
(Сверхзадача – это понятие ввел гениальный режиссер Станиславский в работе с актерами. Если задача актера – сыграть роль, то сверхзадача – раскрыть глубинные аспекты роли.)
У такого гениального поэта как А.С. Пушкин не может не быть сверхзадачи.
Особенно если знать о том, что почти в каждом стихе, поэме, сказке Пушкина существует множество измерений. И учесть, что одно из высочайших качеств его поэзии – невиданная музыкальность.
Приведу один пример.
А.С. Пушкин
Соловей и кукушка
В лесах, во мраке ночи праздной
Весны певец разнообразный
Урчит, и свищет, и гремит;
Но бестолковая кукушка,
Самолюбивая болтушка,
Одно куку свое твердит,
И эхо вслед за нею то же.
Накуковали нам тоску!
Хоть убежать. Избавь нас, Боже,
От элегических куку!
О чем это стихотворение?
Уровень первый (тот, на котором большинство читателей останавливается).
Поэт сравнивает прекрасное пение соловья с примитивным однообразием кукушки. И все?
Стоило ли ради этого писать стих? Да еще Пушкину! Да, конечно же, есть и уровень второй.
Его нам подсказывает одно слово в стихе. Слово «элегические».
Введением этого слова в ткань «лесного» стиха поэт мгновенно «выбрасывает» стих из лесу.
Ведь элегия – это вид лирического стихотворения!
Чаще всего печального, ностальгического, то есть страдающего от чего‑то из прошлого, когда‑то счастливого.
Сам Пушкин писал элегии.
Среди них – «Брожу ли я вдоль улиц шумных» (это стихотворение смотрите в модуляции 26 – оно в числе лучших пушкинских стихов).
Но что же это за «элегические куку», от которых «избавь нас, Боже»?
Я заметил, что Пушкин особенно трепетно относился к жанру элегии и давал это название своим самым глубоким стихам. И когда какой‑нибудь неталантливый поэт в очередной раз издавал сборники своих стихов, называя некоторые из них элегиями, то Пушкин, видимо, выходил из себя.
|
Вот он и решил сравнить бездарность элегий многочисленных посредственных поэтов с «элегическими куку» обыкновенной лесной кукушки.
Итак, речь у нас идет о наличии в стихотворении двух измерений – лесного и литературного.
И все же, зная об этих измерениях, мы опять можем сказать о недостаточной глубине пушкинского стиха.
Подумаешь! Покритиковал плохих поэтов и не самых лучших певчих птиц – кукушек!
И все же Пушкин не был бы Пушкиным, если бы не существовало еще одного измерения (или, как мы условились называть, – уровня).
Уровень третий – музыкальный (и, безусловно, главный).
Я сейчас попробую показать вам, как Пушкин мыслит звуками. Читаем сначала:
В лесах, во мр‑р‑р‑раке ночи пр‑р‑р‑аздной
Весны певец р‑р‑р‑азнообр‑р‑р‑азный
Ур‑р‑р‑чит, и свищет, и гр‑р‑р‑емит…
Слышите, что вытворяет Пушкин?! Какие тр‑р‑р‑ели звучат в словах! (Шесть трелей в трех строчках!!!)
Но это еще не все!
Сейчас я вытащу слова, показывающие, что соловей не только поет трелями, ибо он – «разнообразный». Выписываю их в ряд.
В лес‑с‑с‑у, ноч‑ч‑чи, вес‑с‑с‑ны, певец‑ц‑ц, с‑с‑свищ‑щ‑щ‑ет.
Слышите? Вот это пилотаж!!! (И тр‑р‑рели, и щ‑щ‑щ‑ебетанье.)
А теперь – к кукушке.
Но‑бес‑тол‑ко‑ ва ‑ я ‑ку‑куш‑ к а
Са‑мо‑лю‑би‑ ва ‑ я ‑бол‑туш‑ ка
Од‑но‑ку‑ку‑сво‑е‑ т вер‑ди т
На‑ку‑ко‑ва‑ли‑нам‑тос‑ку
Хоть ‑убеж ать
|
|
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!