История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Интересное:
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Дисциплины:
2019-07-13 | 166 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Любое название и точка на карте – это лагерь уничтожения людей.
Каждый день, звоня оставшимся в живых, он опасался, что ему не ответят. Ибо пришел их черед погибать.
Но как такое могло произойти?
Почему страна в мирное время уничтожала своих собственных композиторов, художников, поэтов, писателей, да и вообще миллионы мирных, замечательных и ни в чем не повинных людей?
Для того чтобы получить ответ на этот вопрос, вам необходимо прочитать совсем другие книжки.
И сделать это нужно обязательно, потому что если люди забудут, почему так произошло, то это может повториться опять.
В этой же книге нам придется только учитывать, что это было так.
Но какую же музыку мог написать композитор, который столкнулся со столь невиданным, нечеловеческим злом?
В прошлой встрече‑главе мы говорили о музыке и слушали музыку, рожденную невероятной верой в человека, верой в братство людей, верой в радость.
Глухой, одинокий и больной композитор нашел в себе силы обратиться к человечеству с призывом отбросить печали и познать Радость (Свободу).
Давайте сейчас вспомним, как происходит становление Радости в музыке бетховенской Девятой симфонии.
Я не случайно прошу вас послушать музыку Бетховена на двух встречах подряд.
Эта музыка обладает таким зарядом энергии, что способна говорить от имени всей нашей планеты!
Она – знамя цивилизации, неожиданно расцветшей на нашей маленькой планете на дальней окраине Млечного Пути.
Но цель прослушивания сегодня – это не только повторить пройденное.
Просто нам как настоящим экспертам предстоит сравнить два фрагмента из двух музыкальных произведений, которые отделены друг от друга расстоянием почти в 130 лет.
|
Сравнить музыку совершенного Добра и абсолютного Зла.
Случилось так, что XX век отказался от призывов всех композиторов, философов, поэтов и художников всех предыдущих культурных эпох. Такого количество зла, которое проявилось в XX веке, человечество еще никогда не знало!
Итак, слушайте фрагмент из Девятой симфонии Бетховена.
(А теперь прослушайте третью часть из Восьмой симфонии Дмитрия Шостаковича.)
Признаюсь, я очень сомневался в том, нужно ли предлагать вам принять в себя эту часть из Восьмой симфонии Дмитрия Шостаковича.
А потом решился, но при условии, что мы сделаем это на контрасте между музыкой Бетховена и Шостаковича.
Но зачем же нужна музыка, воссоздающая такое зло?
Оказывается, психологи давно заметили, что в человеческой психике есть одна интересная особенность: умение вырабатывать сопротивление Злу во имя Добра.
Оказывается, для того чтобы понять красоту и необходимость Добра, важно узнать, как выглядит Зло (в данном случае – как оно звучит).
Оказывается, потрясенный гигантской Энергией Зла, человек создает Энергию противостояния.
И перед тем как вы начнете слушать, я расскажу вам одну странную и важную вещь: в основе безостановочного движения, которым начнется музыка, лежат интонации музыки барокко (модуляция 20), можно даже сказать – интонации музыки самого Баха, а также Антонио Вивальди, Арканджело Корелли.
Зачем же Шостакович строит свою музыку Зла на интонациях гармоничнейшей музыки барокко?
Это столь серьезный вопрос, что я попрошу вас самих попытаться на него ответить.
И не бойтесь предполагать, ибо может случиться, кто‑то из вас даст настолько глубокий ответ, что он будет глубже и серьезнее, чем любые предположения, существовавшие до сих пор.
Встреча одиннадцатая
Вечная мечта о Совершенстве
На прошлой встрече я задал вам и себе вопрос о том, почему Шостакович в основе интонаций музыки Зла использует интонации музыки барокко. (Не забудьте прочитать о барокко в модуляции 19!) И я рассчитываю со временем получить очень интересные ответы.
|
Но есть и еще один вопрос.
Почему Шостакович вообще так много внимания уделяет Злу? Почему в его музыке, как ни у кого другого в истории искусства, Зло в главной роли?
Сколько бы книг на эту тему вы ни прочитали, в них будет написано одно и то же.
Шостакович жил в такую эпоху, когда две тоталитарные системы – коммунизм и фашизм – пытались поработить весь мир. И та и другая создали чудовищную систему лагерей, где смерть была поставлена на поток. Ни одному человеку не было гарантировано право на жизнь.
И Шостакович как великий художник не мог не откликнуться, не показать это Зло во всей его неприглядной силе.
Таков будет главный вывод большинства книг.
Со всеми этими утверждениями я согласен и…
НЕ согласен.
Согласен с тем, что условия жизни не могли не повлиять на творчество Гения.
Но совершенно не согласен с теми, кто абсолютизирует это Зло, кто политизирует Зло, придает ему решающее значение в творчестве Шостаковича.
Ведь если бы это было так, то его музыка потеряла бы свою актуальность, как только системы коммунизма и фашизма канули в Лету.
Но все чудо подлинного искусства состоит в том, что оно выше любой политической ситуации, даже выше личных проблем Гения, его создающего.
Просто Шостаковичу «повезло» в том смысле, что его эпоха оказалась эпохой торжествующего Зла.
Это Зло и стало основой для творчества.
Но мы можем смело сказать, что борьба со Злом – всегда основа всякого искусства.
Борьба за Гармонию, борьба за Красоту против Хаоса, против Уродства.
|
|
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!