Мозг Кента. СДВ. До и во время приема Adderall — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Мозг Кента. СДВ. До и во время приема Adderall

2019-07-13 129
Мозг Кента. СДВ. До и во время приема Adderall 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Трехмерное изображение — нижняя поверхность.

В состоянии покоя — обратите внимание на хорошую активность всего мозга.

Во время концентрации: обратите внимание на выраженное снижение активности в префронтальной коре (см. стрелки).

При концентрации во время приема Adderall — обратите внимание на улучшившуюся активность в мозге в целом.

 

Отношение к Кенту со стороны его отца потрясающе изменилось. Он сказал мне: «Я всегда думал, что он просто ленится. Так грустно думать, что все эти годы он был нездоров, а я просто ругал его за лень. Как же мне хотелось бы вернуть это время назад!»

У меня был пациент, владевший 10 компаниями, — ему это было необходимо, чтобы оставаться «в тонусе». Когда мозг работает на «сниженных оборотах», человек чувствует себя некомфортно. Подсознательно такие люди стремятся «завести» свой мозг кофе или сигаретами (и то, и другое — мягкие стимуляторы), ссорами, гневом, быстрым темпом жизни или физической активностью с мощным стимулирующим эффектом, как, например, банджи-джампинг (любителям этого вида развлечений стоит пройти сканирование мозга по поводу СДВ!).

СДВ в семье

По мнению специалистов, на развитие многих психических нарушений большое влияние оказывает наследственность. Не является исключением и СДВ. Вот история болезни, прослеживающаяся в одной семье.

Пол (20 лет) пришел ко мне на прием, так как не мог окончить учебу на последнем курсе колледжа. В классе ему было трудно писать контрольные работы, он не мог сконцентрироваться, а мотивация находилась на довольно низкой отметке. Он стал подумывать о том, чтобы бросить школу и идти работать вместе с отцом. При этом ему совсем не нравилась перспектива бросать учебу за несколько недель до выпуска. Пока я заполнял его историю болезни, Пол успел рассказать мне о том, что раньше у него случались приступы депрессии, которые ему лечили лекарством Prozac без особого успеха. Сканирование SPECT выявило повышенную активность лимбической области (связанную с депрессией) и пониженную активность ПК во время выполнения задания на концентрацию. Я назначил лечение антидепрессантами в сочетании с лекарственными стимуляторами. Результат оказался прекрасным. Он окончил колледж и получил работу, о которой мечтал.

Увидев, как помогло лечение ее сыну, мать Пола Пэм пришла ко мне на прием сама. В детстве ей трудно давалось учение. Несмотря на то что она была очень артистичной, ей не особо хотелось учиться, и учителя поставили на ней крест. Уже став взрослой, Пэм вернулась к учебе и получила диплом учительницы начальных классов. Чтобы преподавать в средней школе, ей надо было сдать национальный экзамен для учителей. Все четыре попытки оказались неудачными. Пэм была готова отказаться от этой затеи и пойти учиться по другой специальности, но тут она увидела, как помогло лечение Полу. И тогда она подумала, что, может быть, и ей можно помочь. Ее результаты SPECT были сильно похожи на результаты Пола. Ей было назначено похожее лечение, и через четыре месяца она сдала свой экзамен.

После того как в семье появилось два успешно пролеченных случая, Пэм привела ко мне девушку-тинейджера Карен. Как и ее брат, Карен была умным ребенком. Тем не менее ей плохо давалась учеба. К тому времени, как мы встретились, она жила в Лос-Анджелесе и занималась на факультете журналистики. Она жаловалась, что учебный материал для нее слишком труден. Она часто страдала от плохого настроения, беспокойства, легко отвлекалась, была импульсивна и вспыльчива. Несколько лет назад она лечилась от алкоголизма и привыкания к амфетамину. Она рассказала, что алкоголь снимал у нее беспокойство, а амфетамин помогал сосредоточиваться. Результаты SPECT-сканирования у Карен оказались похожи на результаты ее матери и брата. Как только она начала принимать лекарства, в ее состоянии произошли перемены, которым она была очень рада. В классе она могла спокойно сосредоточиться, а задания стала выполнять в два раза быстрее. Уверенность в собственных силах укрепилась настолько, что Карен стала искать работу ведущей в телепрограмме. Раньше ей это даже не пришло бы в голову.

Из всех членов семьи с самым сильным нежеланием пришел ко мне их отец — Тим. Он упирался, несмотря на то что и Пол, и Пэм, и Карен говорили ему, что он должен пойти. Он говорил: «Со мной все нормально. Посмотрите, какого успеха я сумел добиться!» Однако в его семье знали и другое. Несмотря на то что Тиму на самом деле принадлежал продуктовый магазин, сам он был замкнутым и отстраненным. Он быстро уставал, легко отвлекался и был довольно разбросанным в работе. Успеха в бизнесе он добился во многом благодаря сильной команде сотрудников, которые и занимались реализацией его идей. Ему было трудно учиться новым играм, например карточным, поэтому он стремился избегать каких-то встреч и общественных мероприятий. Тиму нравились острые ощущения. Например, несмотря на то что ему было уже 45 лет, он любил кататься на мотоцикле. В школе, в последних классах он учился плохо. Несмотря на высокий IQ, с трудом окончил колледж. Он менял одну работу за другой, пока не скопил достаточно денег на то, чтобы купить продуктовый магазин. В конце концов Пэм удалось уговорить Тима пойти ко мне на прием. Сама она уже собиралась с ним разводиться, так как была убеждена, что он ее не любит. Позже он рассказывал мне, что тогда чувствовал себя совершенно опустошенным и эмоционально, и физически, чтобы проводить с ней значительную часть времени.

Во время нашей первой встречи Тим сказал, что у него-то СДВ быть не может, так как он успешен в бизнесе. Однако чем больше вопросов я ему задавал, тем больше «лампочек» включалось у него в голове. В детстве у него было прозвище Speedy — Гонщик. Он часто не делал уроков, в школе постоянно отвлекался, там ему было скучно. Уже утром вся его энергия иссякала. Когда я спросил его про организацию работы в их компании, он ответил, что этим занимается Эльза, его секретарь. В конце встречи я сказал ему: «Глядя на то, чего вам удалось добиться, я думаю, что, если у вас на самом деле СДВ, то насколько же успешнее вы могли бы быть!» Результаты сканирования выявили классическую картину СДВ. Всякий раз, когда он пытался сосредоточиться, его префронтальная кора не активизировалась, а, наоборот, отключалась. Когда я сказал ему об этом, он сразу принял этот диагноз. «Может быть, поэтому-то мне и трудно учиться новым играм», — сказал он.


Психотические расстройства

Психотические расстройства, такие как шизофрения, делают человека неспособным отличать вымысел от реальности. Эти расстройства сложны и затрагивают несколько областей мозга, при этом отчасти нарушения в работе нейротрансмиттеров приводят к снижению активности префронтальной коры головного мозга.

Шизофрения — хроническое длительное заболевание, проявляющееся маниями, галлюцинациями и искажением мышления. Когда мы стали проводить SPECT сканирование пациентам с шизофренией, я начал понимать, почему они искажают поступающую информацию. Хороший пример — история болезни Джулии.

Джулия

Когда мы встретились, Джулии было 48 лет. К тому времени ее несколько раз госпитализировали по поводу параноидальных и маниакальных мыслей: она слышала голоса. Ее основная мания состояла в том, что на нее напали и вживили в мозг электрический зонд, который «взрывал его электричеством». Ей неоднократно пробовали подобрать лекарственное лечение, но безуспешно. Учитывая отсутствие эффекта от обычных методов лечения, я назначил ей SPECT.

В некотором смысле Джулия была права. Ее на самом деле били электрическими разрядами (обратите внимание на многочисленные области повышенной активности на всей поверхности мозга). Однако из-за сниженной активности ПК она была не в состоянии связать свое заболевание с физиологическими причинами и поэтому, чтобы объяснить свою боль, сформировала манию. По результатам SPECT ей назначили высокую терапевтическую дозу Depakote. Прием этого препарата снизил ей боль и тревожность. Впервые она была готова допустить возможность того, что ее симптомы развились как следствие нарушения в работе мозга, а не какого-то нападения. Повторное сканирование через восемь месяцев выявило выраженное уменьшение площади «перегретой» области на поверхности мозга в сочетании с более высокой активностью в префронтальной коре.

Мозг Джулии. Шизофрения

Трехмерное изображение поверхности, вид слева. Обратите внимание на выраженное снижение активности (см. стрелку) и множественные «очаги» повышенной активности, разбросанные по всей коре.

Деррик

Деррика (13 лет) привели ко мне на прием по поводу повышенной тревожности. У него наблюдались психотические явления, он думал, что другие дети обсуждают его у него за спиной и собираются посмеяться над ним перед всей школой. Он начал избегать любых контактов со сверстниками. В магазине, едва завидев кого-то из знакомых, он начинал прятаться среди вешалок с одеждой, так как боялся, что они подойдут и заговорят с ним. От своих мыслей он приходил в ужас. Он перестал ходить в школу. Он серьезно подумывал о самоубийстве. Иногда он подолгу рыдал, не спал, у него появилась сильная тревожность. Он был не в состоянии спокойно обсуждать ни одно из своих эмоциональных переживаний. На протяжении нескольких месяцев я пытался лечить его психотерапевтическими методами, я назначал ему антидепрессанты и антипсихотические препараты, но никакого терапевтического эффекта не было. Тогда ему отменили прием всяких лекарств и провели сканирование SPECT.

Результаты исследования выявили выраженное снижение активности ПК в состоянии покоя — обычное явление при психотических расстройствах, которое иногда обнаруживается и при психотических депрессиях. Проанализировав увиденное, я назначил Деррику более эффективные альтернативные препараты. Через два месяца его состояние значительно улучшилось. Настроение повысилось, мыслей о самоубийстве больше не было, он стал обращать меньше внимания на мнение окружающих и мог обсуждать свои искаженные мысли. Семь месяцев спустя он стал похож на нормального подростка. На повторном SPECT-сканировании, проведенном еще через шесть месяцев, мы обнаружили, что активность его ПК нормализовалась. Прошло уже шесть лет. Деррик приходит ко мне на прием каждые полгода. Сейчас он один из лучших студентов одного из самых престижных университетов.

В его лечении сканирование по методу SPECT сыграло очень важную роль. С помощью его результатов удалось доказать родителям Деррика, что его проблемы были связаны с мозговыми нарушениями и что он ничего не мог поделать ни со своими мыслями, ни со своими ощущениями. После этого они стали проявлять по отношению к нему больше понимания и сочувствия, а обстановка в доме стала менее напряженной.


Глава 8
Учимся целеустремленности
Что следует делать при нарушенной функции префронтальной коры

Префронтальная кора — самая развитая область мозга. Благодаря ее деятельности вам удается добиваться своих целей. Напомним, что префронтальная кора участвует в концентрации внимания, удержании внимания, вынесении суждения, контролировании импульсов и критическом мышлении. Она управляет вашей способностью оценивать обстановку, приводить в порядок свои мысли, планировать, что вы хотите сделать, и осуществлять эти планы. Коррекция работы этой области требует, как я это называю, «предельной целеустремленности».


Рекомендация 1:
Развивать целеустремленность (чудо на одной странице)

Способность оставаться полностью целеустремленным поможет вам направлять свои мысли и действия и создаст «дополнительную префронтальную кору», позволив укрепить сознательную часть вашей психики.

Чтобы добиться успеха в этом мире, мы должны иметь перед собой четкие цели. В частности, нам следует понимать, что мы собой представляем и чего мы хотим добиться в отношениях, в работе и в личностном плане. Зная, к чему мы стремимся, мы с большей вероятностью сумеем поменять свое поведение так, чтобы этого добиться. Достижение цели позволяет нам вести себя последовательно.

Когда я впервые говорю своим пациентам о цели, в ответ они, как правило, смотрят на меня невыразительным взглядом и начинают невнятно бормотать что-то о карьере и деньгах. Однако задаться определенной целью не означает погони за некоей отдаленной мечтой. Речь идет о конкретной цели здесь и сейчас. Если каждый день вы сумеете ставить перед собой определенную цель, жизнь ваша сильно переменится.

Своих пациентов, и шестилетних, и 76-летних, я прошу выполнять упражнение на постановку цели, которое я сам разработал и назвал «Чудо на одной странице». Изучая успешных детей и взрослых, я обнаружил, что всех их объединяет чувство личной ответственности и наличие ясной цели. С помощью «Чуда» вы сможете управлять практически всеми своими мыслями, словами и действиями. Я неоднократно наблюдал, как это упражнение помогло многим изменить свою жизнь.

 

Вот как создать собственное «Чудо». Возьмите лист бумаги и четко напишите на нем главные цели. Используйте такие категории: Взаимоотношения, Работа, Деньги, Я сам. В категории «Взаимоотношения» можно выделить такие подзаголовки: «муж (жена)/любимый», «дети», «родственники», «друзья». В категории «Работа» перечислите текущие и далекие цели и отметьте особо, как вы намерены строить отношения со своим нанимателем. В категории «Деньги» изложите текущие и отдаленные финансовые цели. В категории «Я сам(а)» изложите цели, имеющие отношение к вашему физическому, психологическому, душевному состоянию и к вашим интересам.

Рядом с каждым подзаголовком запишите то, что для вас важно. Не пишите, чего вы НЕ хотите, пишите, чего вы хотели бы добиться. Пишите в позитивном ключе и от первого лица. Сначала держите этот лист в пределах досягаемости, чтобы при желании вносить туда какие-то изменения. Закончив работу над первым вариантом «Чуда» (а вы станете вносить в него много уточнений и изменений), положите его в такое место, где бы он ежедневно попадался вам на глаза — скажем, в кейс, на холодильник, на столик у кровати или на зеркало в ванной. Таким образом, каждый день вы будете видеть, ЧТО для вас важно. Так вам будет легче контролировать себя и соотносить свои действия с тем, чего вы хотели бы достичь. Жизнь ваша станет более осознанной, а свою энергию вы станете тратить на цели, которые вам представляются важными.

Я разделяю такие области, как отношения, работа, деньги и личностная сфера, чтобы развивать более сбалансированный подход к жизни. Когда наша жизнь выбивается из равновесия, когда одна сфера начинает развиваться за счет других, мы быстро сгораем.

Вот такой список, который мы составили вместе с одним из моих пациентов, у которого была травма префронтальной коры. Джаррет был женат, у него было трое детей, сам же он занимался частной адвокатской практикой. После травмы у него возникали большие проблемы с контролированием собственных импульсов, и на работе он задерживался намного дольше положенного. Поэтому-то он и пришел ко мне на прием.

Изучив этот образец, составьте такой же список для себя. Когда закончите это упражнение, повесьте его так, чтобы вы могли видеть его и читать каждый день. На самом деле было бы весьма правильно начинать свой день с чтения собственного «Чуда», чтобы в течение всего дня помнить, к какой цели вы стремитесь.

«Чудо на одной странице» Джаррета

Что я хочу от жизни?

Взаимоотношения:

Жена: близкие, теплые, добрые, заботливые, любовные отношения с женой.

Дети: стать твердой, доброй, позитивной силой в жизни моих детей. Постоянно присутствовать в их жизни, чтобы помочь им вырасти ответственными и счастливыми.

Родственники: сохранять близкие отношения со своими родителями и родными, чтобы давать им поддержку и любовь.

Друзья: тратить время на то, чтобы сохранять и поддерживать отношения с друзьями.

 

Работа: быть как можно более успешным адвокатом.

Живя полноценной жизнью, работать как можно лучше. В частности, моя работа состоит в том, чтобы тратить время на нужды моих клиентов, привлекать новых клиентов и каждый месяц тратить часть времени на предоставление профессиональной помощи тем, кто не может ее оплатить. Я сосредоточу все внимание на своих целях по работе и не стану отвлекаться на вещи, не имеющие к моим целям непосредственного отношения.

 

Деньги: деньги для покрытия потребностей, желаний и безопасности.

Краткосрочные цели: внимательно относиться к тратам, следя за тем, чтобы деньги тратились непосредственно на потребности и цели моей семьи и мои.

Долгосрочные цели: откладывать по 10 % от всех моих заработков. Прежде всего я плачу себе и своей семье. Каждый месяц я должен откладывать по $2500 на пенсионный план, и тогда после того как мне исполнится 65 лет, мне будет обеспечен ежемесячный доход в размере $5000.

 

Я сам: быть как можно более здоровым человеком.

Физическое состояние: каждый день заниматься своим физическим здоровьем.

Психическое состояние: стремиться к стабильному, позитивному мировосприятию, испытывать благодарность и жить так, чтобы я мог гордиться своей жизнью.

Душевное состояние: жить с Богом и быть добрым. Он бы хотел, чтобы я был таким.

Ваше имя

«Чудо на одной странице»

Что я хочу от жизни?

Взаимоотношения:

Жена (муж/любимый):

Дети:

Родственники:

Друзья:

 

Работа: быть как можно более

 

Деньги: деньги для покрытия потребностей, желаний и безопасности

Краткосрочные цели:

Долгосрочные цели:

 

Я сам: быть как можно более здоровым человеком

Физическое состояние:

Психическое состояние:

Душевное состояние:

 

Приучитесь к тому, чтобы оставаться сосредоточенным на том, что для вас важно. Эта вспомогательная префронтальная кора поможет вам удерживать жизнь в верном русле.


Рекомендация 2:
Сосредоточьтесь на том, что вам очень нравится, а не на том, что вам неприятно

Префронтальная кора тесно связана с целеустремленностью, сосредоточенностью и удержанием внимания. То, чему мы уделяем внимание и на чем сосредоточиваем свои усилия, имеет огромное влияние на нашу повседневную деятельность и самочувствие. Как я уже писал, многие люди с проблемами префронтальной коры, и в особенности страдающие СДВ, часто ищут ссоры, чтобы таким образом стимулировать свою ПК. К несчастью, у такой модели поведения имеется масса негативных «побочных эффектов». В частности, она плохо сказывается на отношениях с окружающими и на работе иммунной системы. Если же вы станете обращать внимание только на то, что вам самим нравится в вашей жизни и в окружающих, это станет действенным способом поддерживать здоровье своей префронтальной коры.

Именно с этой целью я коллекционирую пингвинов. В моем кабинете их уже более шестисот. Пингвины во всех видах: пингвины-флюгеры, пингвины-часы, ручки, карандаши, куклы, настенные часы, галстуки, набор для шитья — с пингвинами, пылесос — с пингвином, и далее трусы с пингвинами, которые подарил мне девятилетний пациент. Я понимаю, что это может выглядеть немного странно. Тем не менее я говорю, что поскольку я психиатр, то могу позволить себе маленькие странности. Друзьям и родным не приходится мучиться, придумывая мне подарок на Рождество. Давайте я расскажу вам, почему коллекционирую пингвинов и какое отношение они имеют к префронтальной коре.

Когда я стажировался по психиатрии детей и подростков, мы с семьей жили на Гавайях. Как-то раз мы с сыном, которому было тогда семь лет, отправились в развлекательно-образовательный морской парк. Мы посмотрели выступление косаток, выступление дельфинов и, наконец, выступление пингвинов. Пингвина звали Толстый Фредди. Он совершал поразительные трюки. Он прыгал с семиметрового трамплина, клювом играл в футбол, считал, хлопая крыльями, он далее прыгал сквозь горящее кольцо. Мы с сыном сидели и наслаждались его выступлением. Потом тренер попросила Фредди принести ей какой-то предмет. Фредди пошел, взял его и отдал своему тренеру. И тут я подумал: «Ничего себе! А когда я прошу своего сына принести мне что-нибудь, он сначала двадцать минут пререкается со мной и в конце концов так никуда и не идет!» Но я-то знал, что мой сын умнее пингвина.

Потом я подошел к дрессировщику и спросил его: ♦«Как вам удается заставлять Фредди делать такие сложные вещи?» Тренер посмотрела сначала на сына, потом на меня и ответила: «Б отличие от родителей, каждый раз, когда Фредди выполняет то, о чем я его прошу, я это замечаю! Я его обнимаю и даю ему рыбку!» И тут я все понял. Каждый раз, когда сын выполнял мою просьбу, я все равно обращал на него довольно мало внимания. Я же был занятым человеком, как и мой отец. В то же время, когда он не хотел делать то, о чем я его просил, я уделял ему много внимания! Я же не хотел, чтобы мой сын вырос плохим человеком! Я невольно показывал ему, что, чтобы завладеть моим вниманием, он должен быть маленьким чудовищем. С того самого дня я стал честно стараться замечать его хорошие поступки и попытки (правда, я не кидаю ему рыбки, поскольку он их не любит) и придавать не слишком много внимания его просчетам и ошибкам. Нам обоим стало гораздо легче жить.

Я коллекционирую пингвинов, чтобы напоминать себе, что надо больше обращать внимание на то хорошее, что есть в людях, которые встречаются мне в жизни. Это сильно помогло и мне, и моим пациентам. Часто хорошо иметь какую-то вещь, которая станет напоминать об этом принципе. Для большинства из нас неестественно обращать внимание на то, что нам нравится в жизни или в окружающих, особенно если для стимуляции нашей префронтальной коры мы бессознательно используем ссору.

Сосредоточенность на отрицательных сторонах жизни или окружающих делает вас больше подверженными депрессии и может оказать разрушительное действие на ваши отношения с другими.

Джейми

Я хочу привести пример того, как эффективно действует этот принцип. Семь лет назад я познакомился с Джейми, четырнадцатилетней девочкой, которая поступила к нам в клинику после попытки самоубийства. Она пыталась лишить себя жизни, так как плохо училась в школе и получала оценки хуже, чем ее друзья. Тем вечером, когда она предприняла эту попытку, она сильно поскандалила с матерью, которая ругала ее за плохую учебу. В семейном анамнезе Джейми по линии отца были случаи депрессии, в то время как у матери наблюдались многочисленные симптомы СДВ (хотя она отказалась обследоваться или лечиться по этому поводу). Джейми часто грустила и в основном обращала внимание на отрицательные стороны жизни. Она была импульсивной, неорганизованной и не могла сосредоточиться на учебе. Ей поставили диагноз «депрессия в сочетании с СДВ». На сканировании SPECT была выявлена сниженная активность ПК и повышенная активность в лимбической области. Я назначил ей лекарственную терапию (которая со временем свелась к применению двух препаратов — Prozac и Ritalin). Кроме того, я начал проводить с ней сеансы психотерапии. Через несколько месяцев состояние Джейми сильно улучшилось. Настроение повысилось. Учиться стало легче. Ей самой стало проще сдерживать свое раздражение и контролировать импульсивность. Если после выписки из клиники она приходила ко мне раз в неделю, то со временем сеансы психотерапии стали проводиться раз в две недели, а к концу первого года лечения и вовсе раз в месяц. Практически все стороны ее жизни обрели стабильность. Все, кроме одной: скандалы с матерью продолжались.

Через два года после нашей первой встречи, войдя ко мне в кабинет, она неожиданно разрыдалась. «Я не выношу свою мать, — сказала она, когда мы приступили к очередному сеансу психотерапии. — Она постоянно придирается и доводит меня. Я помню, что вы советовали мне не реагировать на нее, но я не могу. Она знает все мои уязвимые места». Потом она стала рассказывать мне об их последнем скандале, а когда закончила, огляделась по сторонам и вдруг спросила: «Доктор Амен, а как получилось, что взрослый человек стал коллекционировать пингвинов?» Я удивился и спросил ее в ответ: «А вы только их заметили? Два года спустя?» И тогда я рассказал ей про Толстого Фредди. Я рассказал ей о концепции формирования поведения, той самой, которую использовала тренер Фредди, чтобы сделать его звездой. Я предложил ей: «Давайте, я научу вас, как сформировать поведение вашей матери. Всякий раз, когда ваша мать начинает вести себя по отношению к вам неадекватно, когда она ищет с вами ссоры, говорит вам грубые или злые вещи, я хочу, чтобы вы оставались спокойной и не реагировали на нее».

«Но, доктор Амен, — ответила Джейми, — я не знаю, как это сделать. Я пробовала, и у меня не получалось!» Я ответил: «Я знаю. Но теперь, когда я рассказал вам о формировании поведения, я хочу, чтобы вы попробовали еще раз. И каждый раз, когда ваша мать прислушивается к тому, что вы ей говорите, помогает вам, я хочу, чтобы вы ее обнимали и говорили ей, как сильно вы ее любите и цените». Джейми обещала, что постарается.

Придя ко мне через месяц, Джейми сказала, что это было лучшее время в отношениях с ее матерью. Ее мать только раз попробовала кричать на нее, но Джейми не реагировала. Зато в остальное время часто обнимала ее. «Кажется, я начинаю понимать, что вы имели в виду, доктор Амен, — сказала она. — У меня есть возможность исправлять ситуацию. Или делать ее хуже. И далее если я не несу ответственности за то, как ведет себя моя мать, я могу сильно влиять на это». Я был горд за Джейми. Она поняла, что, концентрируясь на том, что ей нравится в ее матери, а не на том, что ей в ней не нравится, она получила возможность влиять на негативную ситуацию в позитивном ключе. Я научил ее перестать быть жертвой матери и использовать свои позитивные возможности.


Рекомендация 3:
Обретите в своей жизни смысл, цель, стимулы и интерес

Смысл, цель, стимулы и интерес в жизни помогают не замыкаться, а концентрироваться, так как активизируют работу префронтальной коры. Как я уже рассказывал, в своей практике мне часто приходится лечить пациентов с СДВ. Наиболее интересной особенностью этого расстройства является нестабильность симптоматики. Людям с этим нарушением часто не даются повседневные, обычные занятия. Однако когда им приходится выполнять увлекательную, интересную и азартную работу, они часто добиваются отличных успехов. Своим пациентам я даю очень важный совет: найти в своей жизни позитивный смысл и стимулы, будь то работа, взаимоотношения или область духовной жизни. Одного этого бывает достаточно, чтобы после хронических неудач стать успешным человеком. Чтобы эффективно работать на скучной, нелюбимой работе, страдающему СДВ потребуются большие дозы лекарственных препаратов. Если же его работа его интересует и увлекает, дозировка может быть меньше. В таком случае стимулы оказываются заложены в самой ситуации. Вот пример, иллюстрирующий сказанное.

Сет

В один прекрасный день Сет, весьма успешный владелец сети магазинов видео в Сан-Франциско и его окрестностях, пришел ко мне в сильном раздражении. До этого он успешно пролечился у нас от СДВ, и я не сразу разобрался, что же случилось. «Док, — обратился он ко мне. — Наверное, у меня скверный характер. Наверное, я плохой человек. Я вновь и вновь стараюсь закончить работу с документами, но просто не в состоянии заставить себя этим заняться. Эта работа буквально доводит меня до слез!» Я попросил его остановиться на этом поподробнее. «Я сажусь за работу, когда лекарства еще отлично действуют, и просто смотрю в эти бумаги. Я не знаю, что мне мешает». — «Сет, — сказал я, — это может не иметь никакого отношения к вашему характеру. Вы любящий муж и отец, у вас успешный бизнес, вы обеспечиваете работой большое количество людей, и вы заботитесь об окружающих. Может быть, вы просто не в состоянии работать с документами? Многие люди с СДВ прекрасно выполняют интересную работу и совершенно не в состоянии заниматься нудной работой, такой, как работа с бумажками. Может быть, вам стоит просто нанять делопроизводителя? Тогда у вас будет больше времени, чтобы развивать свой бизнес».

А дальше Сет произнес знаменательную фразу: «Отличная мысль. Подростком я очень любил ходить под парусом. Но мне никогда не хотелось выходить на лодке в спокойную погоду. Я дожидался предупреждений о надвигающемся шторме и тогда выходил в море. Во время шторма я боялся до смерти и всякий раз спрашивал себя, зачем я делаю такую глупость? Однако как только шторм заканчивался и я вновь оказывался на берегу, я начинал с нетерпением ждать следующего раза. Меня привлекали азарт и острые ощущения».

Сет взял нового сотрудника, который стал заниматься бумажной работой. А сам он смог тратить больше времени на то, что умел делать лучше всего.


Рекомендация 4:
Организуйтесь. При необходимости обратитесь за помощью

У людей с нарушениями ПК часто возникают проблемы организации. Хорошо помогает обучение организационным навыкам. Могут пригодиться блокноты-ежедневники и специальные компьютерные программы. Вместе с тем важно помнить о пределах своих возможностей и, когда возможно, окружать себя людьми, которые помогут вам лучше организовать вашу жизнь. Такими людьми могут оказаться самые близкие — например, супруг или друг, или те, кого вы нанимаете на работу. Самые успешные люди с СДВ или другими нарушениями функций ПК — это те, кому другие помогают решать проблему организованности. Не стоит бояться просить помощи.

Вот несколько советов, которые помогут вам организоваться.

Четко определите для себя цели (см. Рекомендацию 1) в следующих областях: взаимоотношения (с супругом или партнером, детьми, родственниками и друзьями), работа, деньги, физическое здоровье, психологическое здоровье и духовное развитие. Затем каждый день задавайте себе вопрос: ведете ли вы себя так, чтобы добиться чего хотите? Этот критический подход поможет вам не сбиваться с курса. Управляйте своим временем так, чтобы это помогало вам добиться поставленных целей.

Регулярно выделяйте время для того, чтобы наводить порядок в своем рабочем пространстве. Занимайтесь этим хотя бы раз в неделю. Иначе проблемы опять станут накапливаться.

Делайте бумажную работу сами или наймите для этого специального человека.

Расставьте свои проекты по приоритетам.

Устанавливайте себе сроки.

Составляйте списки нужных дел и периодически с ними сверяйтесь.

Все время держите при себе ежедневник, в который вы записываете свои планы на день и встречи.

Полезные мысли, которые приходят вам в голову, записывайте на диктофон.

Крупные проекты разбивайте на несколько мелких. Нечто подобное каждый день происходит на сборочных линиях. Помните: «путешествие в тысячу миль начинается с одного шага».

Неприятные задачи старайтесь решать в первую очередь. Тогда вы станете с предвкушением ждать, когда дойдет очередь до более интересных проектов. Если же вы отложите выполнение неприятных задач «на потом», вам не к чему будет стремиться.

Чтобы содержать документацию в порядке, используйте файлы, органайзеры и специальные коробки для документов.

Возьмите на работу специалиста по организации, который поможет вам наладить вашу деятельность и поддерживать этот порядок.

 

Когда моему сыну, у которого тоже СДВ, было шестнадцать, я нанял для него профессионального организатора. Меня он слушать не хотел (в конце концов, кто я такой — просто его отец). Организатор же оказалась чрезвычайно способной женщиной, которая ему очень помогла. Вместе с ней они определенным образом расставили мебель и предметы в его комнате, они навели порядок в его школьной сумке, в его дневнике. Она помогла ему установить определенную систему и с тех пор раз в месяц приходила, чтобы позаниматься с ним и помочь удержать все то, чему он научился. Сегодня проблем с организованностью у него нет. Как и для многих других, страдающих СДВ, такое положение для него неестественно, но он знает, как надо, и он не жертва присущего таким людям стремления к беспорядку.


Рекомендация 6:
Подумайте насчет метода ЭЭГ-биоуправления

До сих пор мы рассматривали СДВ как расстройство функции префронтальной коры. Основным методом «биологического» лечения СДВ является медикаментозный. Однако это не единственный из имеющихся биологических методов. За последние пятнадцать лет исследователи, в том числе Джоэль Лубар из университета штата Теннесси, продемонстрировали эффективность использования еще одного действенного метода в лечении СДВ и других нарушений в префронтальной коре мозга. Я говорю о методе биологической обратной связи по биоэлектрической активности головного мозга (ЭЭГ-биоуправление).

Биологическая обратная связь — такой метод лечения, при котором используются инструменты, измеряющие физиологические реакции организма человека (температура рук, потоотделение, частота дыхания, частота сердечных сокращений, артериальное давление и биоэлектрическая активность мозга). Эта аппаратура дает пациенту информацию о состоянии систем его организма, а он, в свою очередь, учится изменять режим их работы. Используя метод ЭЭГ-биоуправления, мы измеряем уровень биоэлектрической активности всего мозга.

Существует пять типов биоритмов (мозговых волн):

дельта-ритм головного мозга (1–4 Гц в секунду): очень низкая частота, в основном соответствует режиму глубокого сна;

тема-ритм головного мозга (5–7 Гц в секунду): низкая частота, соответствует состоянию мечтательности, расслабленности и пограничным состояниям;

альфа-ритм головного мозга (8–12 Гц в секунду): эта частота соответствует состоянию спокойствия;

СМР (сенсорно-моторный ритм) (12–15 Гц в секунду): эта частота соответствует состоянию спокойной сосредоточенности;

бета-ритм головного мозга (13–24 Гц в секунду): высокая частота, соответствует состоянию сосредоточенности и умственной работы.

 

По результатам наблюдения 6 тысяч детей с СДВ, д-р Лубар пришел к выводу, что главной проблемой этих детей была неспособность удерживать «бета» состояния (сосредоточенность) на протяжении длительного времени. Кроме того, он установил, что эти дети слишком часто находятся в состояниях «тета».

Овладевая азами техники биоуправления, дети учатся «играть» со своим сознанием. Чем чаще им удается сконцентрироваться и достигать состояния «бета», тем больше очков они набирают. В нашей клинике занятие по методу ЭЭГ-биоуправления выглядит так: ребенок сидит перед компьютерным монитором. На экране разворачивается игра. Если он наращивает бета-ритм или снижает тета-ритм, игра продолжается. Если лее ему не удается сохранить желаемый ритм, игра прекращается. Детям такие занятия нравятся, а нам это позволяет постепенно приблизить работу их головного мозга к нормальным параметрам. Из материалов исследований мы знаем, что этот метод не предполагает молниеносного результата. Детям приходится заниматься по этому методу в течение одного-двух лет.

Из своего опыта работы по методике ЭЭГ-биоуправления в лечении СДВ я видел, как многим удавалось улучшить навыки чтения и снизить потребность в лекарственных препаратах. Кроме того, эта методика позволяет снизить агрессивность и импульсивность. Это довольно действенный способ отчасти и потому, что пациент становится активным участником лечебного процесса, получая дополнительную возможность управлять собственными физиологическими процессами.

Использование метода биологической обратной связи по биоэлектрической активности головного мозга вызывает неоднозначную оценку как у практикующих врачей, так и у ученого сообщества. Чтобы убе


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.127 с.