Проективный вербальный метод — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Проективный вербальный метод

2019-07-13 184
Проективный вербальный метод 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Метод, предложенный Е.Н. Васильевой, направлен на изучение психологического климата в семье и в детском саду через личностные ожидания детей в отношении взрослых (педагогов и родителей).

В I серии этого метода ребенку предлагают прогнозировать поведение воспитателя в ситуациях собственного успеха или неуспеха. Педагог предъявляет ребенку четыре ситуации, после каждой из которых задает вопросы: «Что скажет тебе воспитатель? Он поверит, что это сделал(а) ты?»

Ситуация 1. Успех ребенка.

Воспитатель попросила тебя собрать в парке и принести в детский сад для занятия разноцветные листья. Ты собрал(а) очень красивый букет из осенних листьев, они были разные: желтые и красные, резные и гладкие; некоторые листья были маленькие и блестящие. Никто из родителей не помогал тебе собирать этот букет. Ты принес(ла) этот букет в детский сад и отдал(а) его воспитателю.

Ситуация 2. Возможный неуспех ребенка.

Вы с ребятами сделали из твоих красивых листьев аппликации «Осенний ковер», оставили их на столах и ушли на музыкальное занятие. Когда вы вернулись, то увидели, что две работы лежат на полу и листочки на них оторваны. Воспитатель спросила: «Кто это сделал?» Все дети почему‑то показали на тебя.

Ситуация 3. Явный неуспех ребенка.

Перед обедом ты накрывал(а) на столы, но расшалился(ась) и был(а) очень невнимателен(льна): неправильно расставил(а) чашки, забыл(а) положить вилки, а на один стол не поставил(а) даже хлебницу. Воспитатель увидела все это и подозвала тебя.

Ситуация 4. Успех ребенка.

Утром в вашу группу пришел новый мальчик (девочка), он(а) почему‑то был расстроен(а) и грустил(а). Ты успокоил(а) его(ее), показал(а) игрушки и книжки, потом предложил(а) вместе поиграть. Мальчик (девочка) обрадовался(ась) и с удовольствием играл(а) с тобой.

Во II серии ребенку предъявляют сюжетные картинки, отражающие три различные ситуации поведения: нечаянный отрицательный поступок; преднамеренный отрицательный поступок; положительный поступок. Предъявление каждой картинки сопровождается небольшим рассказом, поясняющим изображенную ситуацию, с помощью которого ребенок ставится на место воображаемого героя в соответствии с полом. Затем у ребенка спрашивают: «Как отреагирует на произошедшее воспитатель: что скажет, что сделает?»

Ситуация 1. Нечаянный отрицательный поступок.

Ты, как и этот мальчик (девочка), взял(а) лейку и стал(а) поливать цветы. Но неожиданно ты слишком сильно наклонил(а) лейку и вода пролилась на пол. Что скажет тебе воспитатель? Она будет ругать тебя?

Ситуация 2. Преднамеренный отрицательный поступок.

Ты, как и этот мальчик (девочка), неаккуратно играл(а) с игрушками. Сломал(а) барабан, разбросал(а) кубики, порвал(а) книжку. Как ты думаешь, что тебе скажет воспитатель? Она будет тебя ругать? Накажет?

Ситуация 3. Положительный поступок.

Однажды ты решил(а), как этот мальчик (девочка), навести порядок в игровом уголке: ты аккуратно разложил(а) по местам все игрушки и коробки с играми. Как ты думаешь, что скажет тебе воспитатель? Она будет довольна тобой или ей будет все равно?

В III серии проективного метода для выявления характера личностных ожиданий детей по отношению к близкому взрослому (матери) изучают прогнозирование ребенком особенностей поведения матери в ситуациях собственного успеха или неуспеха. Педагог предъявляет ребенку четыре ситуации, после каждой из которых задает вопросы: «Что скажет тебе мама? Она поверит, что это сделал(а) ты? Если это сделал(а) не ты и сказал(а) маме об этом, она поверит тебе или воспитателю?»

Ситуация 1. Успех ребенка.

Воспитатель сказала маме, что сегодня, когда вы играли в новую игру, ты был(а) очень внимателен(льна), запомнил(а) и выполнял(а) правила, поэтому несколько раз подряд выиграл(а).

Ситуация 2. Возможный неуспех.

Воспитатель рассказала маме, что сегодня ты вместе с детьми рассматривал(а) новую книжку, а потом оказалось, что кто‑то из детей сильно помял страницы в книжке.

Ситуация 3. Явный неуспех.

Воспитатель рассказала маме, что ты сегодня очень плохо мыл(а) руки после прогулки – намочил(а) рукава, налил(а) воду на пол, забыл(а) воспользоваться мылом.

Ситуация 4. Успех ребенка.

Воспитатель сказала маме, что вы собирались на прогулку и один мальчик не мог застегнуть молнию на куртке. Дети пробовали ему помочь, но ни у кого не получилось. Ты же сразу сумел(а) застегнуть эту молнию и помог(ла) мальчику быстро собраться на улицу.

В IV серии проективного метода ребенку предъявляют три сюжетные картинки, отражающие различные ситуации поведения ребенка. Предъявление каждой картинки сопровождается небольшим рассказом, поясняющим изображенную ситуацию, с помощью которого ребенок ставится на место воображаемого героя в соответствии с полом. После каждого рассказа ребенку задают вопросы: «Что скажет тебе мама? Она будет довольна тобой? Что сделает мама?»

Ситуация 1. Нечаянный отрицательный поступок.

Ты взял(а) мамину шкатулку и достал(а) новые бусы. Неожиданно ниточка разорвалась, и бусы рассыпались.

Ты хотел(а) взять с верхней полочки шкафа конфету, но неожиданно вазочка с конфетами упала на пол и разбилась.

Ситуация 2. Преднамеренный отрицательный поступок.

Воспитатель рассказала маме, что во время прогулки ты подошел(ла) к другому мальчику (другой девочке), толкнул(а) его(ее) и стал(а) дразнить.

Ситуация 3. Положительный поступок.

Ты без напоминаний аккуратно заправил(а) свою постель, а потом вытер(ла) пыль в комнате и на кухне.

 

 

Второй блок

 

Второй блок диагностической программы направлен на исследование педагогических условий формирования представлений о ЗОЖ в дошкольном образовательном учреждении и предполагает изучение педагогической документации, анкетирование педагогов и наблюдение за их деятельностью.

Критериями анализа планирования воспитательно‑образовательных мероприятий, способствующих формированию представлений о ЗОЖ у дошкольников и их родителей, а также мероприятий по реализации закаливающих, оздоровительных и санитарно‑гигиенических процедур, являются наличие этих мероприятий, их системный характер, взаимодействие педагогов в реализации планов. С целью изучения особенностей реализации запланированных мероприятий могут быть проанализированы занятия, наблюдения, беседы и режимные моменты, запланированные и проведенные в группах воспитателями.

Выяснению представлений педагогов о ЗОЖ и их отношения к формированию представлений по этой проблеме у дошкольников способствует анкетирование.

Анкета содержит следующие вопросы:

1. Что Вы понимаете под «здоровым образом жизни»?

2. Как Вы считаете, необходимо ли формировать у дошкольников представления о здоровом образе жизни?

3. Какую работу по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей Вы провели в группе в соответствии с календарным планированием и годовым планом ДОУ?

4. Какие, по Вашему мнению, условия необходимы для формирования представлений о здоровом образе жизни дошкольников?

5. Какие методы и приемы воспитательно‑образовательной работы, по Вашему мнению, наиболее эффективны для формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников?

6. Как можно привлечь родителей к совместной работе по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни?

7. Ваши предложения по улучшению работы по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей в условиях дошкольного образовательного учреждения.

 

Третий блок

 

Третий блок диагностической программы направлен на исследование социально‑педагогических условий формирования представлений о ЗОЖ у дошкольников в семье; при этом используют анкетирование родителей, беседы, наблюдение за общением родителей с детьми.

Анкета, предлагаемая родителям, содержит следующие вопросы:

1. Как Вы оцениваете свое здоровье?

2. Удовлетворены ли Вы состоянием своего здоровья?

3. Кто в ответе за Ваше здоровье?

4. Где, в случае необходимости, Вы получаете информацию, необходимую для укрепления и поддержания здоровья?

5. Что Вы понимаете под «здоровым образом жизни»?

6. Как активно Вы используете в своей практике полученную информацию о здоровье и здоровом образе жизни?

7. Как Вы считаете, необходимо ли формировать представления о здоровом образе жизни у Вашего ребенка?

8. Какие факторы влияют на Ваше здоровье?

9. Испытываете ли Вы стресс? Если да, то укажите, пожалуйста, чем он вызван.

10. Какова, по Вашему мнению, роль психологического комфорта в самочувствии человека?

11. Что Вы делаете для укрепления и поддержания своего здоровья?

12. Вы регулярно заботитесь о своем здоровье? Как?

13. Встречает ли Ваша забота о своем здоровье поддержку других членов семьи?

14. Имеют ли члены Вашей семьи вредные привычки?

15. Как обычно Ваш ребенок проводит время, вернувшись из детского сада?

16. Стремитесь ли Вы организовать соблюдение ребенком режима дня дома?

17. От каких вредных вещей Вы стараетесь оградить своего ребенка? Как вы это делаете?

18. Как обычно Вы с ребенком проводите выходной день?

19. Сколько времени в день Вы позволяете ребенку смотреть телевизор?

20. Сколько времени в день Ваш ребенок играет в компьютерные игры?

21. Необходимы ли Вашему ребенку занятия физической культурой?

22. Считаете ли Вы необходимым закаливание Вашего ребенка?

23. Что Вы подразумеваете под рациональным питанием?

24. Из перечисленных ниже продуктов выберите пять, которые Вы купите для ребенка, чтобы его порадовать. Продукт, который вы приобретете в первую очередь, отметьте цифрой 1; приобретаемый во вторую очередь – цифрой 2 и т. д.: печенье, банан, шоколад, мороженое, сок, леденец, жевательная резинка, гамбургер, газированная вода, яблоко, пирожное, семечки, чипсы, йогурт.

25. Способствует ли Ваше поведение, направленное на укрепление и поддержание своего здоровья, формированию представлений Вашего ребенка о здоровом образе жизни?

26. Как Вы поощряете ребенка?

27. Как Вы наказываете ребенка?

28. Что Вы делаете для предупреждения заболеваний ребенка?

29. Испытываете ли Вы необходимость в специальном сотрудничестве с педагогами дошкольного учреждения, которое посещает Ваш ребенок, в вопросах укрепления и сохранения здоровья, формирования здорового образа жизни?

30. Как Вы оцениваете здоровье своего ребенка?

Беседы с родителями позволяют уточнять данные, полученные в ходе анкетирования. Объектами анализа являются ответы, полученные в результате анкетирования родителей и бесед с ними, а также содержание, средства общения и эмоциональная насыщенность общения родителей с детьми.

 

Содержание работы с детьми

 

Исследования показывают, что для формирования у дошкольников представлений о ЗОЖ необходимо внедрение специальной педагогической технологии, включающей коррекционно‑педагогическую и воспитательно‑образовательную работу с детьми, организацию специальных методических мероприятий для педагогов и просветительскую деятельность для родителей.

Особенностью предлагаемой технологии является работа с детьми по формированию когнитивного и поведенческого компонентов представлений о ЗОЖ. Содержание каждого блока работы с дошкольниками представлено на рисунке 1.

 

 

Рис. 1.  

 

Предлагаемая педагогическая технология опирается на следующие общедидактические принципы:

• Принцип научности и достоверности – содержание сведений, предлагаемых дошкольникам, должно быть основано на научных фактах, личном опыте и чувственных ощущениях детей.

• Принцип доступности – предъявляемая информация адаптирована к восприятию дошкольников.

• Принцип наглядности и занимательности – образовательный материал должен вызывать у детей интерес и эмоциональный отклик.

• Принцип природосообразности – формы и методы формирования представлений о ЗОЖ у дошкольников определены на основе целостного психолого‑педагогического знания о ребенке, особенностях развития его познавательной деятельности.

• Принцип индивидуально‑дифференцированного подхода – педагогический процесс ориентирован на индивидуальные и типологические особенности личностного и познавательного развития каждого ребенка и группы в целом.

• Принцип комплексного и интегративного подхода – формирование представлений о ЗОЖ осуществляется через различные виды деятельности детей в системе воспитательного и образовательного процессов, предполагается использование различных видов и форм работы с детьми, педагогами и родителями, завершенность каждого вида работы и мониторинг результатов.

• Принцип активности и сознательности – формирование субъективной активности ребенка в плане осознания воздействия различных факторов на здоровье и необходимости поведения, направленного на укрепление здоровья.

 

Работа с педагогами

 

Для повышения уровня знаний педагогов о здоровье и ЗОЖ в методическом кабинете детского сада создают подборку книг и материалов по санитарно‑гигиеническому, экологическому, социальному, педагогическому аспектам ЗОЖ.

Работа с педагогическим коллективом детского сада с целью повышения уровня знаний о ЗОЖ, педагогического мастерства, апробации методов и приемов формирования представлений о ЗОЖ у дошкольников предполагает реализацию специальных мероприятий: изучение литературы о ЗОЖ, консультации, открытые занятия, семинары, производственные совещания, педсоветы. Например, для систематизации знаний педагогов о ЗОЖ проводят консультации «Что такое здоровый образ жизни», «Представления дошкольников о здоровье и здоровом образе жизни», «Особенности формирования здорового образа жизни в большом городе», «Организация здоровьесберегающего пространства», «Психологический комфорт в детском саду и дома» и др.

Обмену информацией между педагогами, поиску группового соглашения в виде общего мнения или решения, а также активизации работы педагогов с родителями способствуют проблемные семинары «Компьютер и телевизор – друзья или враги», «Игрушка с точки зрения здоровья ребенка» (по адаптированной методике В.М. Гузеева).

План работы с педагогами в течение учебного года представлен в Приложении 1. Рекомендованная методическая литература для педагогов представлена в Приложении 12.

 

Работа с родителями

 

Важным условием эффективной воспитательно‑образовательной работы с целью повышения уровня знаний родителей о ЗОЖ, обучения методам и приемам формирования представлений детей о ЗОЖ, вовлечения в досуговые и оздоровительные мероприятия детского сада является реализация специальных мероприятий: изучение представлений родителей о ЗОЖ, консультации, практические занятия, наглядная агитация, открытые Дни здоровья.

Например, во время открытого Дня здоровья родители могут познакомиться с работой педагогического коллектива в данном направлении. В эти дни все желающие имеют возможность посетить занятия, понаблюдать за организацией игровой деятельности, принять участие в совместной деятельности детей и взрослых, получить консультации педиатра, психолога и других специалистов детского сада, принять участие в конкурсе рисунков, понаблюдать за своими детьми во время праздника.

Для обучения родителей способам организации совместной деятельности детей и взрослых предусмотрено знакомство родителей с различными методическими приемами и особенностями педагогического воздействия на ребенка; организация и проведение специальных практических занятий для родителей: «Играем вместе с ребенком», «Читаем детям о здоровье», «Наблюдения и опыты с целью формирования представлений о здоровом образе жизни». В ходе этих занятий в качестве наглядного материала могут быть использованы видеозаписи – наблюдения за разнообразной деятельностью дошкольников в детском саду.

Развитию представлений родителей о месте специально организованного активного отдыха в структуре ЗОЖ, а также делового сотрудничества педагогов и родителей, совместной работы взрослых с детьми способствует вовлечение родителей в досуговые и оздоровительные мероприятия детского сада – подготовку и проведение праздников, досугов, выставок, спортивных соревнований, театрализованных представлений. План работы с родителями представлен в Приложении 2.

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.043 с.