Упражнения с мячом для детей (от 7 до 12 лет) — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Упражнения с мячом для детей (от 7 до 12 лет)

2019-07-13 206
Упражнения с мячом для детей (от 7 до 12 лет) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Речь в движении Дыхание, которое длительное время тренировалось в статичном положении, во время движения расстраивается, сбивается с ритма, воздух чаще подхватывается ртом, ухудшается звучность голоса, возникает одышка.

Актеру важно уметь двигаться и говорить одновременно, танцевать и говорить, драться и говорить, бежать, прыгать, кувыркаться, стоять на голове и говорить, говорить, говорить… Не запыхиваясь, не сбиваясь с дыхательного ритма. Учит этому раздел: речь в движении. В жизни это может пригодиться в тех случаях, когда нужно быстро прибежать, если вдруг опаздываешь, выйти на сцену и сказать речь так, чтобы никто и в мыслях не мог представить, что вы только что мчались. Задача – натренировать дыхание, чтобы оно справлялось с движением вашего тела.

Был такой случай: я ввела в курс обучения эти упражнения и однажды присутствовала на занятии по актерскому мастерству в этой же группе. Мальчику во время исполнения этюда понадобилось отжаться от пола. Он отжимался и продолжал что‑то говорить. Педагог, обсуждая этюд, похвалил ребенка: «Надо же! Дыхание не сбилось! Проговорил так, как будто и не было тяжелой физической нагрузки!» Вот какой эффект дает освоение упражнений этого раздела.

Упражнения для детей всех возрастов (от 4 до 12 лет)

1. Прыгаем и говорим текст. Выучить стихотворение «Овощи» (Тувим Юлиан, перевод С. Михалкова) и подпрыгивать вверх на ударный слог. Держать осанку – быть в вертикале. Речь должна быть четкой, внятной, должен быть слышен каждый звук, особенно окончания слов, фраз. Первый кусок текста такой:

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку,

Капусту,

Морковку,

Горох,

Петрушку и свеклу.

Ох!..

Следить за дыханием. В конце чтения и прыгания неподготовленное дыхание сбивается с ритма, и речь звучит нечетко, глотаются последние звуки в словах. Нужно натренировать себя до такого состояния, когда другой человек, не видящий вас, даже не почувствует, что текст говорится во время движения. Когда первый кусок текста освоен, можно брать второй, потом третий. И т.д.

Вот овощи спор завели на столе –

Кто лучше, вкусней и нужней на земле:

Картошка?

Капуста?

Морковка?

Горох?

Петрушка иль свекла?

Ох!..

Хозяйка тем временем ножик взяла.

И ножиком этим крошить начала:

Картошку,

Капусту,

Морковку,

Горох,

Петрушку и свеклу.

Ох!..

Накрытые крышкой в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке:

Картошка,

Капуста,

Морковка,

Горох,

Петрушка и свекла.

Ох!..

И суп овощной оказался неплох!

Для совсем маленьких (4–5 лет) детей тяжело связать сразу два действия – и прыгать, и говорить. Поэтому, сначала стоит попросить детей попрыгать. Я хлопаю первый раз – все дети встают в круг.

Я хлопаю второй раз – начинают прыгать по одному, начиная с (допустим, Саши) по часовой стрелке. По 4 прыжка. Можно прыгать и считать.

Я хлопаю третий раз – дети садятся на свои места.

Это упражнение еще тренирует внимание, коллективизм, координацию.

Прыгаем на корточках.

Я веселый, звонкий мячик,

Не люблю того, кто плачет,

Не люблю того, кто плачет,

А люблю того, кто скачет.

3. Прыгаем со скакалкой. а) С детьми 4–6 лет необходимо начинать осваивать прыжки со скакалкой. Многие не умеют прыгать. Не знают, куда руки должны идти, в какой момент отрываться от пола. Поэтому, до того как прыгать и говорить, надо научиться сначала прыгать. Вызываю по одному. Каждый ребенок прыгает со скакалкой и считает вслух все прыжки: один, два, три – до пяти. После того как все дети отпрыгали, я спрашиваю по одному, кто кому понравился. Дети называют имена хорошо прыгающих или тех, с кем дружат. Всем нравится быть в числе названных.

б) Тот же текст, про овощи, можно попробовать говорить, одновременно прыгая на скакалке. Один подскок – один оборот скакалки. С детьми 10–12 лет я беру в работу текст, направленный на осознанное владение техникой речи в движении:

Со скакалкой я скачу,

Научиться я хочу

Так владеть дыханьем, чтобы

Звук держать оно могло бы

Глубоко, ритмично было

И меня не подводило.

Я скачу без передышки

И не чувствую одышки,

Голос звучен, льется ровно

И не прыгаю я словно.

Раз, два, раз, два, раз, два. Раз!

Можно прыгать целый час.

4. Эти же два текста с прыжками (но без скакалок) можно использовать и в группе. Дети становятся в круг и прыгают по одному, например произнося по две строчки. Следующий – другие две строчки, и т.д. Когда круг закончится, можно пропрыгать теперь всем вместе, хором произнося стихотворение (в группе от 7–12 лет). 5. Вариант предыдущего упражнения. Дети делятся на две команды. Дается время на подготовку – 5 минут. Необходимо каждой команде придумать эстрадный номер, выход, объявление: «Выступают… знаменитые прыгуны!», название своей группы, принцип прыгания – кто за кем. Отработать за отведенное время. Придумать поклоны. И показать. Другая команда исполняет роль зрителя, потом дает оценку выступлению (в группе от 7–12 лет).

6. Движения при произнесении текста можно придумать какие угодно. И приседания, и упражнения в парах.

Пальчиковая гимнастика (только для дошкольников)

Развитие речи тесно связано с развитием мелкой моторики – пальчиков рук. Развивая одно, мы косвенным образом затрагиваем и другое. С младенчества нужно развивать пальчики. Сначала это хватательный навык – потянуться к игрушке, взять в ручку, поднести к глазам, рассмотреть. Позже нужно уже уметь взять карандаш, ручку, попробовать нарисовать ровную линию. Заплести из ленточек косичку, зашнуровать ботинки, завязать бантик. Недаром в детских магазинах сейчас появились развивающие игрушки, связанные с гимнастикой для пальцев: большая деревянная пуговица, которую надо «пришить» шнурком к «одежде» – деревянной пластиночке. Поэтому и развивая речь ребенка, необходимо в процесс обучения ввести и упражнения, называемые – пальчиковая гимнастика.

Такие упражнения запланированы только с дошкольным возрастом, потому что в школе само собой развиваются необходимые навыки. А малышам до 6–7 лет…

Кроме того, эти упражнения развивают одновременно и внимание, и воображение, рождают видения, отношение к произносимому тексту. Интонация озвучивает разных персонажей. Стихотворный текст легко запоминается, с удовольствием повторяется малышом. Кроме того, необходимо следить и за четкостью речи – ведь мы произносим звуки.

Упражнения проходят в начале занятия, когда внимание детей несобранно. Они сидят на стульчиках в полукруге. Перед ними в центре стул. На нем сижу я – педагог, и показываю упражнение. Дети повторяют. Потом я обхожу ребят, поправляю, помогаю детям справиться со своими непослушными пальчиками, подбадриваю, хвалю. Когда материал более‑менее усвоен, вызываю по очереди каждого на стул перед всеми. Он теперь главный, он показывает и произносит. Все повторяют.

Практика показала, что в этом разделе, как и в других, не надо гнаться за количеством разных упражнений. Если ребята освоят в течение года хотя бы 5 упражнений, то это уже хорошо. Выполнение, конечно же, должно быть на высоком уровне. Пальчики должны загибаться без посторонней помощи (хотя на начальном этапе возможна помощь другой руки).

Здесь приведены упражнения, которые очень нравятся детям. Ребята их с удовольствием повторяют на разные лады. Каждый раз придумываем новый характер для персонажа, новый, пусть маленький штришок, нюанс в исполнении, в интонации. Ведь самое главное – интерес ребенка.

 

 

...

Подогревайте в ребенке желание творить!

 

Не давайте ему заскучать!

По грибы.

Раз, два, три, четыре, пять

Мы идем грибы искать!

Этот пальчик – в лес пошел,

Этот пальчик – гриб нашел,

Этот пальчик – чистить стал,

Этот пальчик – жарить стал,

А вот этот все съел,

Оттого и потолстел!

 

Сгибать и разгибать пальчики на обеих руках. На ударный слог – сгибаем, на безударный – разгибаем. Слово «два» – исключение.

Попеременно сгибать (или разгибать) пальцы на правой (или левой) руке, начиная с мизинца.

Показываем большой палец.

Хлопаем в ладоши.

Братец

– Братец, принеси дрова!

– Заболела голова!

– Средний, ты наколешь дров?

– Я сегодня нездоров!

– Ну, а ты натопишь печку?

– Ох, болит мое сердечко!

– Ты, меньшой, свари обед!

– У меня силенок нет!

– Что же, сделаю все сам,

Но обеда вам не дам!

Голодать готовы?

– Мы уже здоровы!

Четыре пальца сложены в кулак. Большой палец, обращаясь с просьбой, дотрагивается до каждого поочередно. Отвечая, каждый из пальцев распрямляется и вновь сгибается.

Засолка капусты

Мы капусту рубим, рубим,

Мы морковку трем, трем,

Мы капусту солим, солим,

Мы капусту жмем, жмем.

Резкие движения прямыми кистями вверх и вниз. Трем кулаком о кулак.

Движение пальцев, имитирующее посыпание солью.

Интенсивно сжимаем пальцы обеих рук в кулаки.

Гости. Русская игра – Мама, мама!

– Что, что, что?

– Гости едут!

– Ну и что?

– Здрасьте, здрасьте,

– Чмок, чмок, чмок!

Исходное положение: ладони сомкнуть, пальцы прижать друг к другу. Мизинцы два раза ударяются друг о друга.

Указательные пальцы ударяются друг о друга на каждое слово

Мизинцы ударяются друг о друга на каждое слово.

Указательные пальцы ударяются друг о друга на каждое слово.

Средний и безымянный пальцы дважды перекрещиваются с теми же пальцами другой руки, обходя их то справа, то слева.

Средний и безымянный пальцы обеих рук ударяются друг о друга три раза.

Развитие фонематического слуха (только для дошкольников)

Фон – речь, звук. Фонематический слух – способность различать и воспринимать звуки речи. Дикционные упражнения развивают речевой слух, ребенок контролирует звучание своего и чужого голоса. Он развивается у детей всех возрастов – ученики внимательно следят за интонацией, дикционной правильностью. В данном разделе привожу упражнения только для дошкольников. Дети учатся делать звуковой анализ слова.

Развитие слуха поможет в будущем, в школе. А до школы поможет научить ребенка читать. Малыш сначала слышит звуки, вычленяет их из сложного потока речи, а потом попробует составлять из звуков – домики слов. Задача педагога: вовлечь детей в мир звуков.

Развиваем фонематический слух таким образом:

• сначала дети учатся слышать первый звук в слове и называют его;

• потом последний;

• потом называется любой звук, и ребенку надо определить, есть ли вообще заданный звук в слове. Может, его и нет?

Помните, родители, что мы играем в ЗВУКИ, а не в буквы. Так, как слышится, так и вычленяется звук. Нельзя говорить ребенку, что слово хлеб оканчивается на «Б». В русской речи по правилам орфоэпии (правильного говорения) происходит оглушение звонких согласных на конце слова. Поэтому надо говорить, что в конце слова хлеб живет звук «П».

Еще следите за тем, чтобы самим не путать твердые и мягкие согласные. Мы привыкли к буквам и переносим их на устную речь. Если подбирать слова, начинающиеся на звук «Т», то это могут быть – т анк, т умбочка, т аракан и т.д., но не слова: телефон, телевизор, тетя. В последних трех словах первый звук – мягкий «ТЬ».

В заключение напоминаю родителям, что гласные буквы – Я, Ё, Ю, Е, состоят из двух звуков – ЙА, ЙО, ЙУ, ЙЭ. Поэтому в слове ёжик – четыре буквы, но пять звуков.

1. Я читаю начало фразы – дети придумывают окончание:

Ра‑ра‑ра – начинается (игра)

Лы‑лы‑лы – забиваем мы (голы)

Жа‑жа‑жа – есть иголки у (ежа)

Са‑са‑са – под кустом сидит (лиса)

Ма‑ма‑ма – на дворе сейчас (зима)

Ша‑ша‑ша – мама моет (малыша)

Усь‑усь‑усь – на лугу пасется (гусь)

Та‑та‑та – у нас в доме (чистота)

Оч‑оч‑оч – наступила (ночь)

Упражнения такого плана подбираются специально для развития слуха и для улучшения дикции – выделения окончаний.

2. Я кидаю одному из детей мяч и называю любое простое слово. И прошу назвать первый звук в нем. Допустим, я кидаю мяч и называю слово: «Дом». Называю так, чтобы ребенок сразу услышал первый звук:

– Д‑д‑д‑дом.

Ребенок возвращает мне мяч и называет этот первый звук: «Д». Я кидаю другому и называю уже другое слово. Таким образом, по‑одному обхожу всех, со всеми перекидываюсь мячом.

Если ребенок неправильно назвал звук, например, вместо звука «Й» в слове яблоко, он назвал «А», то я громко, утрируя ошибку, произношу:

– Разве мы говорим: А‑а‑а блоко? А‑а‑а блоко! Дай мне, пожалуйста, вкусное а‑а‑а блоко!

Тогда малыш внимательнее прислушивается, чувствует, что ошибся. Пытается исправиться.

Играем в цвета.

Дети очень любят игру «В цвета» (или она еще называется «Светофор»). Можно ее переделать и усложнить, применительно к развитию фонематического слуха. Напомню правила игры: дети сидят на стульях, ведущий отворачивается и называет любой цвет, допустим – зеленый. Он объявляет: «Зеленый». Дети, у которых есть этот цвет в одежде, подбегают к ведущему, который уже повернулся к ним, и дотрагиваются пальчиком до детали зеленого цвета на своей одежде – это может быть бантик, цветочек, что угодно. Но еще и называют первый звук в слове зеленый – «ЗЬ». Кто первый правильно назвал звук, становится ведущим. А можно продолжать игру и в прежнем порядке.

4. Когда дети хорошо угадывают первый звук в слове, я прошу назвать последний.

5. Если дети справляются и с этим заданием, то я усложняю его. Говорю:

– Послушайте внимательно, есть ли в слове, которое я скажу, звук «А»? «В‑а‑а‑агон».

6. А какие предметы в этой комнате начинаются на звук «С»? (стулья, стол, стена). А какие имена есть на звук «С»? (Саша, София.) Нельзя назвать Сеня – потому что это уже мягкий звук «СЬ», а не твердый «С».

Внимание Проблема не речевая, но важная. Часто теряется внимание, исполнитель выходит на сцену и смотрит в пол, на стену, на потолок, в окна – куда угодно, только не на зрителя! Зритель теряется – стоящему на сцене зритель не нужен. Тогда с кем общаться? Кому доказывать, на кого воздействовать?

 

 

...

Выходя на сцену, смотрите на зрителя!

 

Попробуйте попросить помочь друзей и знакомых или родных сидеть и смотреть на вас. А вы выходите на «сцену» перед ними и просто смотрите на них. Надо постараться не отвлекаться, а просто смотреть и видеть. Лучше, если после этого вы закроете глаза и попробуете описать одежду сидящих перед вами, какого цвета волосы, глаза и т.д. Если детали вы назовете правильно, значит, вы занимались на сцене делом, а не чем‑то посторонним.

Пусть возникнет пауза перед тем, как что‑то начать говорить.


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.048 с.