Артикуляционные упражнения для детей (4–6 лет) — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Артикуляционные упражнения для детей (4–6 лет)

2019-07-13 177
Артикуляционные упражнения для детей (4–6 лет) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

(Здесь лучше дать рисунки детей, делающих каждое из этих упражнений)

Сделать подряд несколько зевков, позевать. С открытым, а потом с закрытым ртом.

Рыбки раскладываются перед ребятами. Поочередно показывается им каждое из упражнений, дети повторяют, контролируя себя перед зеркалом. В скобках перечислены звуки, произношение которых улучшается от выполнения и отработки данного упражнения. Все упражнения нужны для растягивания, укрепления мышц языка, а также для увеличения его подвижности, расслабления и амплитуды.

Упражнения для губ

1. Слоник (для звуков Б, П, В, Ф). Губки вытянуть вперед

Лягушечка (для звуков Б, П, В, Ф).

Губки растянуть в стороны

3. Чередование слоника и лягушечки (для звуков Б, П, В, Ф).

Четко менять положение губ под хлопки.

4. Поднимаем верхнюю губку, как будто тянем за ниточку.

5. Опускаем нижнюю так же.

6. Чередование 4 и 5 упражнений.

 

Упражнения для языка

1. Лопата. Плоский расслабленный язычок лежит на нижней губе.

Иголочка.

Тоненький острый язычок тянется вперед.

3. Чашечка (тренирует звуки Р, Ш, Ж, Щ, Ч).

Края и кончик языка загибаются вверх, края ровные, язык не должен подрагивать.

 

4. Дудочка (тренирует звуки С, З, Ц, Ш, Ж, Щ, Ч).

Язычок сворачиваем в трубочку: кончик остается на месте, а боковые края загибаются вверх. Если у ребенка не получается, то нужно подуть по языку и, через некоторое время, струя воздуха поможет язычку сложиться в желобок.

Наказать непослушный язычок.

Побить верхней губой по расслабленному языку в форме «лопаты», произнося при этом «пя‑пя‑пя…».

6. Киска сердится (тренирует звуки С, З, Ц).

Кончик языка за нижними зубами, спинка выгибается вверх. Язык похож на горку, на парус. Сделать несколько движений туда‑сюда.

7. Лошадка (тренирует звуки Л, Р, Ш, Ж, Щ, Ч).

Поцокать язычком.

 

8. Чистим зубки (тренирует звуки С, З, Ц, Ш, Ж, Щ, Ч).

Языком совершать движения по зубкам с внешней и внутренней стороны верхней и нижней челюсти. Представить, что где‑то застряла ириска и нужно ее оттуда выковырять.

Счеты.

Пересчитать зубки. Для этого открыть рот. Язык уложен внизу. Поднять его и коснуться им крайнего зубика верхней челюсти. И опустить. Про себя считать: «Раз…» Коснуться рядом стоящего. Опять опустить язычок. И т.д. Посчитать зубки на верхней, а потом на нижней челюсти.

10. Барабан (тренирует звук Р).

Кончиком языка упереться в верхние передние зубы и одновременно произнести звук «Д». Потом еще раз. Постепенно быстрее. Бьем как в барабан. «Д‑д‑д… д‑д‑д». Звук четкий, звонкий.

11. Индюк (тренирует звуки Л, Р, Ш, Ж, Щ, Ч).

Язычком в форме чашечки проводить по верхней губе к себе и от себя. Балаболить. Со звуком.

12. Вкусное варенье (тренирует звуки Ш, Ж, Щ, Ч).

Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губку вверх‑вниз. Неправильно, если ребенок делает вправо‑влево.

13. Качели (тренирует звуки Л, Р, Ш, Ж, Щ, Ч).

Открыть рот. Кончиком языка упереться в основание передних верхних зубов. Затем опустить язык и дотронуться до нижних зубов. И так несколько раз.

Часики.

Открыть рот. Тоненький язычок «смотрит» то налево, то направо. И так несколько раз. Под хлопки. Темп постепенно можно увеличивать.

 

15. Маляр (тренирует звуки Л, Р, Ш, Ж, Щ, Ч).

Представьте, что язык – это малярная кисть. И необходимо покрасить потолок – нёбо в белый цвет. Открыть рот. И красим плавным движением от основания передних верхних зубов в глубь рта. И обратно. Не надо пытаться слишком далеко «прокрашивать» нёбо.

16. Моторчик (тренирует звук Р).

Основное упражнение для постановки звука «р»! Для осуществления вибраций кончика языка. Необходимое условие – чистый указательный палец ребенка.

Открыть рот. Язычок в форме «чашечки» поставить за верхние зубы. И, не меняя положения языка, произносить звук средний между «з» и «ж». При этом на ладошке можно ощутить сильную воздушную струю. Во время произнесения звука чистым указательным пальцем быстро водить взад‑вперед под язычком. Кончик языка при этом будет вибрировать. Вот эту вибрацию мы в упражнении и должны закрепить.

Лучше делать упражнение индивидуально под присмотром педагога.

17. Грибок (тренирует звуки Л, Р, С, З, Ц, Ш, Ж, Щ, Ч).

Поцокать язычком, как в упражнении «лошадка», последить, что делает язычок, как он присасывается и потом отскакивает от нёба. Попробовать медленно присосать и с силой оторвать язычок. Следующий этап – не отрывать язычок и посмотреть в зеркало. Внешне он будет напоминать гриб – со шляпкой наверху и ножной посередине. Нужно постараться подсосать спинку язычка полностью к небу, чтобы не было провалов, провисаний. Держать в этом положении некоторое время.

18. Гармошка (тренирует звуки Л, Р, С, З, Ц, Ш, Ж, Щ, Ч).

После того как упражнение «грибок» свободно получается, можно растянуть подъязычную уздечку с помощью упражнения «гармошка». Язычок в форме грибка зафиксирован, теперь мы немного опускаем нижнюю челюсть. Присосанный язычок остается на месте. Совершать движения нужно аккуратно, так как возможны болевые ощущения. После этого нижняя челюсть поднимается на прежнее место. И так несколько движений вниз‑вверх.

 

19. Фокус (тренирует звуки Р, Ш, Ж, Щ, Ч).

Язычок в форме «чашечки» положить на верхнюю губку. Не меняя положения языка, на кончик носа положить маленький кусочек ватки. Затем нужно дунуть на ватку так, чтобы она подлетела строго вертикально вверх. При этом язык не должен менять своего положения (проконтролировать в зеркальце).

Артикуляционные упражнения для детей (от 7 до 12 лет) 1. Трубочка (то же, что у малышей «слоник». Отличие – держать более продолжительное время, без дырочки, крепко‑крепко сжимая губки).

2. Отфыркивание – для расслабления губ.

3. Трубочка в сторону и на место (несколько раз).

4. Трубочка в другую сторону и на место (несколько раз).

5. Трубочка вверх и на место (несколько раз).

6. Трубочка вниз и на место (несколько раз).

7. Почесать нижними зубами верхнюю губу, и наоборот.

8. Чередование трубочки, вытянутой вперед, и улыбки с приплюснутыми друг к другу губами. Быстро. Несколько раз подряд. Можно менять темп – то медленно, то с ускорением.

9. Верхняя губка огибает верхние зубы и тянется в глубь рта. А мы пытаемся ее оттуда вытащить, а она сопротивляется (происходит растягивание некоторое время – губа должна устать).

10. То же, с нижней губкой. Тянем, а она сопротивляется.

11. То же упражнение, но вместе одновременно верхняя и нижняя губа. Только в быстром темпе.

12. Область «усов» над верхней губкой попробовать сложить в складочки – как плиссированную юбку. Двумя руками. Подержать складочки. Губе очень больно. Отпустить. Повторить упражнение три раза.

13. Верхнюю губу поднять «за ниточку» как будто. Как в марионеточных куклах. Опустить. Повторить 10 раз.

14. То же, но опускать нижнюю губу.

15. Чередование: верхнюю поднять, нижнюю опустить, верхнюю опустить, нижнюю поднять.

После этих упражнений возникает ощущение усталых губ, они становятся горячими – кровь прилила к ним. Это тот эффект, который нужен.

Упражнения для языка

(к упражнениям, которые перечислены в разделе для детей 4–6 лет, добавляю еще эти): 1. Язычком описывать круги по деснам с внешней стороны 10 кругов в одну сторону, 10 кругов в другую. (В этом упражнении расслабляется корень языка.)

2. Складывать язык во всех возможных направлениях.

3. Попробовать языком дотянуться до носа, до подбородка.

 

Дикция

 

Теперь артикуляционный аппарат размят. Можно переходить к дикции. (Говорить лучше после упражнений на дыхание и стон.)

Дети плохо говорят! Не умеют формулировать мысль. Вокруг часто слышим речь нечеткую, невнятную, с пропуском звуков, цедящую сквозь зажатые челюсти, с обилием жаргона, с бедной интонацией. Той напевной, богатой оттенками русской речи, с хорошими протяжными гласными мало где встретишь. Дикция – правильное, четкое произнесение звуков речи, слов.

Во всех группах используется пробка из‑под вина. Она в качестве мешающего фактора заставляет язык с усилием работать. Так что после пробки говорить легче, и сама речь получается четче.

 

 

...

Не проглатывайте окончания!

 

Ребенок или взрослый, когда говорит в бытовой речи или со сцены, и мы слышим только начало слова, фразы. Не хватает энергии дыхания, эмоциональной зараженности на то, чтобы окончить, и даже выделить последний звук (звуки). Мы этого не замечаем в жизни, привыкаем так говорить. Если это терпимо в бытовой речи, то совершенно неприятно в сценической. Если сравнивать речь, звучащую со сцены, с приготовлением пищи и угощением нас, зрителей‑гостей, блюдами, то кажется, что хозяин подал сырое блюдо, недожарил.

Рекомендации: Надо обращать внимание на произнесение концов слов – особенно согласных на конце – Б, П, В, Ф, К, Г, Д, Т. Усиленное их произнесение способствует и правильной работе дыхания. Дело в том, что при четком проговаривании этих согласных в конце слова, выбрасываются из легких лишние остатки воздуха, и автоматически ребра раскрываются для всасывания новой порции воздуха.

 

 

...

Темп речи снижает ее культуру!

 

Конечно же, если иметь в виду речь неподготовленную, бытовую. (Не скороговорки в тренинге, которые и предназначены для выработки четкости речи в быстром темпе.) А то, как говорят все в обычной жизни. Когда возникает «каша» во рту. Вот почему я постоянно прошу воспитанников на занятиях говорить медленно, четко, внятно. Чтоб артикуляционный аппарат успевал дорабатывать, договаривать. Кроме того, в образовавшихся паузах успевают возникнуть в сознании говорящего видения, необходимые для полноценного общения с партнером. Успевают возникнуть «лучи» взаимодействия с ним, в паузах возникает момент «Понял, не понял? Тогда объясню по‑другому!». При быстрой речи не возникнет ничего. Я говорю о начальном этапе обучения. Дети, которые занимаются уже несколько лет, научены и могут ускорять темп без вреда для понимания, взаимодействия и оценок происходящего.

Рекомендации: Упражнения: артикуляционные, дикционные.

Еще обратите внимание на произнесение двойных согласных, стоящих либо в середине слова, либо в конце одного и в начале следующего за ним слова. Например, читая скороговорку: Ткет ткач ткани на платки Тане, в словах тке т т кач встречается двойной твердый звук «Т». В бытовой речи мы не следим за этим нюансом, но для полноценной правильной речи хорошая дикция требует проговаривания именно двух звуков: тт  . Или в другой скороговорке: «От топота копыт пыль по полю летит». Так же требуется хорошо произнести двойной «Т» – о т т опота. Лучше брать эти два слова и отрабатывать отдельно от всей скороговорки, в разных темпах.

 

 

...

Мой ребенок не говорит «Р‑р‑р»!!!

 

Смотря какой вид дефекта представлен в данном случае. Как правило, имеет место вялый язык. Поэтому следует делать упражнения на восстановление тонуса языка, уложить его в правильное положение и делать КАЖДЫЙ ДЕНЬ по НЕСКОЛЬКУ РАЗ упражнение «Моторчик». Добиться трепетания кончика языка.

Рекомендации: Выработать хорошую воздушную струю, накачать мышцы языка, расслаблять язык.

Упражнения на дыхание, артикуляционные упражнения

Отдельного внимания требует звук «Р». Необходимо привить детям любовь к раскатистому долгому звуку. Чтобы отвлечь детей от усиленного произнесения – излишнего напряжения в области языка (ротовой полости), мы подключаем руку. В момент выдоха, в процессе произнесения звука, мы рукой делаем вращательные движения, как будто рука является штопором, и мы ею сверлим широкую стену. Снимается напряжение с артикулирования, становится легче и веселее делать упражнение. Кроме того, в разделе «Пальчиковая гимнастика» говорится о взаимосвязи речи и движений рук. Здесь этот принцип с успехом применяется.


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.036 с.