Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Интересное:
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Дисциплины:
2019-07-12 | 372 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Стремительный рост достижений в мировом спорте требует постоянного поиска новых, все более эффективных средств и методов организации подготовки спортивного резерва. Успешное выступление на соревнованиях по биатлону зависит от высокой скорости на дистанции, меткости стрельбы и экономии времени пребывания на огневых рубежах. [41]
Это приводит к необходимости изыскания новых педагогических подходов к дальнейшему совершенствованию методики стрелковой подготовки биатлонистов на этапах спортивного совершенствования.[13],[53]
В связи с этим актуальными являются исследования, касающиеся поиска новых эффективных средств и методов совершенствования стрелковой подготовки биатлонистов 15-16 лет на этапах годичного цикла.[20,26],[52].
Цель исследования - совершенствование стрелковой подготовки биатлонистов 15-16 лет в подготовительном периоде.
Задачи работы:
1. Изучить современные тенденции техники стрельбы в биатлоне.
2. Исследовать соотношения работы с патроном и без, в подготовительном периоде у биатлонистов в возрасте 15-16 лет.
3. Определить эффективность работы с патроном и без, и влияние на повышение качества стрельбы у биатлонистов в возрасте 15-16 лет
Объект исследования: стрелковая подготовка биатлонистов в возрасте 15 -16 лет.
Предмет исследования: средства и методы совершенствования техники стрельбы биатлонистов 15-16 лет.
Методы исследования: в работе использовались анализ научно-методической и специальной литературы, педагогическое тестирование, опрос, педагогический эксперимент.
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕХНИКИ СТРЕЛЬБЫ У БИАТЛОНИСТОВ15-16 ЛЕТ
|
Физиологические особенности развития организма детей в возрасте 15 -16 лет
биатлон подростковый возраст тренировка
Физиологическое развитие детей дифференцируется в соответствии с возрастными периодами их развития. В курсовой работе исследования проводились с юными биатлонистами в возрасте 15 - 16 лет. Указанный возраст относится к среднему школьному, или подростковому возрасту (13 - 16 лет мальчики, 12 -15 лет девочки).
Особенности психики в подростковом школьном возрасте
В подростковом возрасте структура мозга не меняется, однако происходят сложные процессы функционального совершенствования мозга устанавливаются прочные связи между различными его отделами. Особенности проявления разнообразных реакций, отражающих состояние нервной деятельности подростка, выражаются в усилении подвижности, т. е. преобладании реакций, связанных с процессом возбуждения. На состоянии нервной системы, особенно вегетативной, отражаются и резкие сдвиги со стороны желез внутренней секреции. Повышенная реактивность, утомляемость, невысокая приспособляемость к неблагоприятным условиям нередко приводят к нарушению деятельности основных функций организма. К этому же предрасполагает большая подвижность и неустойчивость нервной системы [28].
Подростковый возраст - очень ответственный период психического развития и формирования личности человека. Именно в этом возрасте особенно интенсивно формируется самосознание, умение анализировать события и явления. При этом в психической сфере подростка часто проявляются признаки эмоциональной неустойчивости; необоснованных колебаний настроения; сочетание повышенной чувствительности в отношении собственных переживаний с равнодушием к другим; застенчивости и подчеркнутой самоуверенности. В психике подростков четко проявляется противоречивость, отражающая неравномерность психического и биологического созревания, «детскость» у подростков нередко сочетается с «взрослостью», и порой именно стремление показать свою «взрослость» побуждает подростков совершать дерзкие, а иногда даже безрассудные поступки [35],[41].
|
В подростковом возрасте не редко наблюдается и некоторое отчуждение от родителей, переориентация на сверстников, учителей, тренера, и, учитывая это педагог должен умело координировать свою воспитательную работу воспитанием учеником в семье, чтобы поддержать авторитет родителей [34].
Подход к огневому рубежу
Это время с момента пересечения спортсменом специальной отметки, установленной перед огневым рубежом до момента выхода спортсмена на коврик для осуществления стрельбы. Указанное время не фиксируется отдельно, но оно входит в общее время пребывания спортсмена на огневом рубеже.
Изготовка к стрельбе
Под термином «изготовка» понимают комплекс действий биатлонистав результате которых он принимает определенное положение для стрельбы лежи и стоя. Это положение тела и его частей при стрельбе, применяемое спортсменом для удержания направленного в цель (мишень) оружия [1,12, 20, 27,30].
Установлено, что меткость стрельбы самым непосредственным образом зависит от изготовки, т.е. от степени неподвижности оружия. Поэтому каждому биатлонисту необходимо находить такую изготовку, которая обеспечивает наибольшую устойчивость и неподвижность всей системы "тело спортсмена - оружие". Рациональная изготовка обеспечивает хорошую устойчивость и вместе с тем способствует наибольшей экономичности расходования физических качеств, нервной энергии [24, 27].
К основным требованиям, предъявляемым к изготовке, следует отнести: обеспечение необходимой степени равновесия (устойчивости) системы "тело спортсмена - оружие"; сохранение равновесия (устойчивости) тела наименьшим напряжением мышечной системы спортсмена; обеспечение от выстрела к выстрелу стабильности, однообразия как по расположению частей тела и оружия, так и по усилению их удержания; максимальная согласованность движения оружия при наводке с прицеливанием и нажатием на спусковой крючок; создание наиболее благоприятных условий для функционирования всех органов человека [27, 38,46].
1.5 Средства развития стрелковой подготовки биатлонистов 15 - 16 лет в подготовительном периоде
|
В процессе спортивной тренировки биатлонистов решаются разнообразные общие и частные задачи, обеспечивающие его гармоничное физическое развитие, высокое технико-тактическое мастерство, необходимый уровень развития специальных физических и психологических качеств. Все перечисленные факторы позволяют приобрести комплекс знаний и навыков для дальнейшего спортивного совершенствования [31].
При подборе средств подготовки биатлонистов используются разнообразные физические упражнения, прямо или опосредствованно влияющие на совершенствование мастерства спортсменов, и дополнительные средства – тренажерные устройства, специальное оборудование, диагностическая аппаратура и т.п., использование которых способствует росту спортивного мастерства.
Для развития стрелковой подготовки биатлонистов 15-16 лет в подготовительном периоде используются такие средства как.
- стрелковый тренаж;
- стрельба с использованием стрелковых тренажеров;
- стрельба по мишени №7 на очки;
стрельба в усложненных условиях (по белому листу, с различной схемой поражения мишеней, с задержкой дыхания на пять выстрелов, с закрытыми глазами, с различным характером спуска курка, с различной конфигурацией мушек (пеньковая мушка, крестообразная мушка, кольцевая мушка, комбинированная мушка);
1.5.1 Совершенствование стрелковой подготовки биатлонистов с использованием стрелкового компьютерного тренажёра «Скатт»
В биатлоне, как и в некоторых других циклических видах спорта, в последние годы произошли существенные изменения, связанные с научно-техническим прогрессом в методике тренировки. Применение большого объёма стрелковых упражнений, увеличение количества комплексных тренировок позволили повысить качество стрельбы, но не решили всех проблем стрелковой подготовки.
В настоящее время для контроля за стрелковой подготовкой биатлонистов используются хронометрирование отдельных элементов выполняемого упражнения, оценка качества стрельбы по мишени №7 и мишенным установкам, видеозапись. Основной недостаток применяемых установок - громоздкость, большой вес и некоторые особенности в эксплуатации. В связи с этим компьютерный тренажер «Скатт» является в настоящее время одним из лучших стрелковых тренажеров как у нас в стране, так и за рубежом.
|
Небольшой вес прибора (500 г) и сенсорного датчика (30 г), его компактность, возможность использования стационарно и в полевых условиях, удобство анализа и возможность сохранять все файлы стрельбы на жестком диске компьютера делают его незаменимым в стрелковой подготовке спортсменов различной квалификации. Особенно ценной представляется способность реального отображение мишеней и пробоин (аналогичных стрельбе на 50 м боевыми патронами калибра 5,6 мм по мишени № 7), а также всех характеристик микроструктуры техники выстрела на экране компьютера. [55]
В основе конструкции тренажеров «Скатт» лежит принцип определения координат при помощи инфракрасного излучателя, размещённого в корпусе электронной мишени, и приёмника инфракрасного излучения, закрепляемого на оружии. Мы выявляли возможность использования стрелкового компьютерного тренажера «Скатт» в тренировочном процессе биатлонистов различной квалификации: от новичков до членов сборной команды России по биатлону. [55]
При анализе данных колебаний ствола оружия во время прицеливания и стрельбы, полученных с помощью стрелкового тренажера «Скатт», обнаружено постоянное присутствие колебаний (рис. 1, 2). С повышением квалификации амплитуда колебаний ствола оружия приобретает более периодический характер: малые и большие колебания чередуются. [55]
Рис. 1 - График удаления точки прицеливания от центра мишени для одного выбранного выстрела, где: Х- удаление по оси абсцисс; Y- удаление по оси ординат; R- абсолютное удаление от центра; D- расстояние от центра мишени до центра пробоины/ вы/стрела, вызванное моментом времени t [55]
Рис. 2 - Показатели микроструктуры техники выстрела у биатлонисток различной квалификации
Анализ величин средних квадратических отклонений смещений ствола оружия показал, что у биатлонистов высокой квалификации эта величина значительно меньше, чем у спортсменов массовых разрядов. [55] Это свидетельствует о том, что спортсмены I спортивного разряда и КМС и особенно начинающие биатлонисты основное внимание уделяют поддержанию устойчивости тела и оружия, а это обусловливает длительное прицеливание и значительную величину общего времени, затрачиваемого на стрельбу. Одними из важнейших показателей уровня стрелковой подготовленности биатлонистов являются график координации (рис. 3) и график результата в зависимости от момента выстрела (рис. 4). [55]
Рис. 3 - График координации ЗМС А. Ахатовой при стрельбе лежа (по сумме всех выстрелов за тренировку): A- реальные результаты; B- прогнозируемые результаты/ (1); C- прогнозируемые результаты/ (2) [55]
|
Рис. 4 - График результата в зависимости от момента выстрела у ЗМС А. Ахатовой при стрельбе лежа: A- прогнозируемые результаты; B- реальные результаты[55]
Таким образом, в доступной научно - методической литературе имеются данные о различных средствах и методах стрелковой подготовки и методические рекомендации по их использованию. Вместе с тем, средства и методы для развития стрелковой подготовки биатлонистов 15 - 16 лет в подготовительном периоде разработаны без учета направленности и подготовки на этом этапе спортивного совершенствования.
Последние исследования, по оценке соревновательной деятельности квалифицированных биатлонистов показывают, что в классической гонке у юниоров в отличие от мужчин решающий вклад в спортивный результат вносит стрельба (58,6%). Наряду с этим выявлено, что в спринтерской гонке значение гоночного компонента существенно выше, чем стрелкового (79,8 - 21,1%). Рассматривая влияние различных компонентов на интегральный спортивно-технический результат у юниоров, характерно, что в спринтерской гонке решающее значение для окончательного распределения мест имеет скорость передвижения на втором и третьем кругах и штраф при стрельбе стоя (г = 0,540; г = 0,489; г = 0,457).
Опрос
Опрос был проведен среди ведущих тренеров Украины по биатлону, тренеров Черниговской СДЮШОР, Сумской СДЮШОР, Харьковской ДЮСШ, Тернопольской ДЮСШ, Львовской ДЮСШ и Киевской СДЮШОР, В содержание опроса входили вопросы, направленные на изучение мнения тренеров о влиянии на общий результат в биатлоне компонентов стрелковой подготовленности, направленности тренировочного процесса биатлонистов 15-16 лет, приоритетных направлениях стрелковой подготовки, параметрах стрелковой подготовки в недельном микроцикле подготовительного периода, особенностях техники стрельбы в биатлоне и др. вопросы
Педагогическое тестирование
Педагогическое тестирование проводилось с целью определения эффективности разработанной программы подготовки в процессе проведения педагогического эксперимента. Тестирование проводилось с использованием общепринятых показателей стрелковой подготовленности: время стрельбы от начала изготовки до первого выстрела: время стрельбы от первого выстрела к четвертому выстрелу; время стрельбы с четвертого по пятый выстрелы; общее время стрельбы; результат стрельбы (количество выбитых очков).
Педагогический эксперимент
Педагогический эксперимент проводился со спортсменами-биатлонистами II разряда возраста 15-16 лет на базе СДЮШОР «Восход» г. Киева, (стаж занятий биатлоном составил 4 года). В эксперименте участвовала экспериментальная и контрольная группы, общее количество занимающихся 16 спортсменов (по 8 спортсменов каждой группе).
Спортсмены экспериментальной группы осуществляли подготовку с использованием разработанного нами экспериментального комплекса стрелковых упражнений, предусматривающий выполнение в тренировочных занятиях серий упражнений холостого тренажа и стрельбы с использованием физической нагрузки.
Спортсмена контрольной группы тренировались в соответствии с требованиями программы ДЮСШ по биатлону [36]
РАЗДЕЛ 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СРЕДСТВ СТРЕЛКОВОЙ ПОДГОТОВКИ БИАТЛОНИСТОВ 15 -16 ЛЕТ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ
Биатлон, как и любой другой вид спорта постоянно претерпевает изменения. Международная федерация биатлона (IВU), стремится сделать этот вид спорта интересным, зрелищным и доступным для широких масс населения, постоянно совершенствует правила соревнований (вводит новые виды соревнований и соревновательных программ, изменяет условия допуска на Кубки Мира, чемпионаты мира и Олимпийские игры), ужесточает требования к подготовке лыжных трасс, стрельбищ, применяет современную технику для обслуживания соревнований.
Спортивные фирмы периодически совершенствуют спортивный инвентарь (лыжи, лыжные ботинки и палки, оружие и т.п.) [54].
Такие изменения с одной стороны обеспечивают дальнейший прогресс в развитии вида спорта, а с другой, если их не учитывать, могут негативно повлиять на эффективность соревновательной деятельности спортсменов.
В этой связи, ведущие практики биатлона постоянно совершенствуют методы и средства тренировки. Команды тех стран, которые не следят за изменением направлений развития биатлона и своевременно не вносят коррекцию в методику подготовки, и особенно в подготовку резерва обречены на поражение.
ВЫВОДЫ
1. На основании изучения и анализа научной и методической литературы можно утверждать, что б биатлоне современного периода результат стрельбы определяется качеством холостого тренажа (исполнение базовых элементов стрельбы) и его соотношением работы с патроном без нагрузки и с нагрузкой перед стрельбой для усложнения поставленной задачи, и имитации стрельбы во время соревнований. Характерным признаком повышения техники изготовки, прицеливания и выстрела является высокая скорость исполнения. В связи с этим сопряженное развитие качества стрельбы и освоение техники скорострельной стрельбы является одним из перспективных направлений на всех этапах многолетней подготовки биатлонистов данного возраста.
Исследование проблемы показало, что современное количество методов развития качества стрельбы и скорострельности стрельбы составляет широкий спектр используемых упражнений. Но, к сожалению, данное количество упражнешй не конкретизированы и не систематизированы по определенным возрастным группам и этапам подготовки.
2. Результаты педагогических наблюдений показали взаимосвязь между уровнем развития и техники владения базовых технических элементов, от которых зависит результат стрельбы в биатлоне.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Стремительный рост достижений в мировом спорте требует постоянного поиска новых, все более эффективных средств и методов организации подготовки спортивного резерва. Успешное выступление на соревнованиях по биатлону зависит от высокой скорости на дистанции, меткости стрельбы и экономии времени пребывания на огневых рубежах. [41]
Это приводит к необходимости изыскания новых педагогических подходов к дальнейшему совершенствованию методики стрелковой подготовки биатлонистов на этапах спортивного совершенствования.[13],[53]
В связи с этим актуальными являются исследования, касающиеся поиска новых эффективных средств и методов совершенствования стрелковой подготовки биатлонистов 15-16 лет на этапах годичного цикла.[20,26],[52].
Цель исследования - совершенствование стрелковой подготовки биатлонистов 15-16 лет в подготовительном периоде.
Задачи работы:
1. Изучить современные тенденции техники стрельбы в биатлоне.
2. Исследовать соотношения работы с патроном и без, в подготовительном периоде у биатлонистов в возрасте 15-16 лет.
3. Определить эффективность работы с патроном и без, и влияние на повышение качества стрельбы у биатлонистов в возрасте 15-16 лет
Объект исследования: стрелковая подготовка биатлонистов в возрасте 15 -16 лет.
Предмет исследования: средства и методы совершенствования техники стрельбы биатлонистов 15-16 лет.
Методы исследования: в работе использовались анализ научно-методической и специальной литературы, педагогическое тестирование, опрос, педагогический эксперимент.
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕХНИКИ СТРЕЛЬБЫ У БИАТЛОНИСТОВ15-16 ЛЕТ
|
|
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!