Вертикальное покачивание (вниз головой) — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Вертикальное покачивание (вниз головой)

2019-07-12 132
Вертикальное покачивание (вниз головой) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Положите ребенка спиной на ковер. Встаньте, нагнитесь над ним и, прочно взяв его за лодыжки, поднимите. Он должен оказаться лицом к вам. Когда вы займете удобное положение, начните осторожно, как маятник, покачивать его из стороны в сторону. Можно покачивать и взад‑вперед, расставив ноги пошире. Когда вы снова опустите ребенка на пол, будьте внимательны и опускайте его именно на спину, а не на живот. Эта предосторожность необходима, чтобы избежать травмы шеи.

 

 

Глава 9. Девятый месяц. Стоять без опоры. Ходить вдоль опоры

 

Что умеет ребенок?

 

Однажды ваш восьмимесячный малыш, как всегда стоя у ограждения кроватки, чем‑то сильно заинтересуется (например, рекламой по телевизору) и… отпустит решетку. Несколько секунд он простоит самостоятельно, потом удивленно посмотрит на собственные ручки («Что ж я сделал?!») и, скорее всего, сразу шлепнется на попку. Может быть, он даже расплачется от неожиданности. Однако через день‑другой этот эпизод обязательно повторится. Постепенно ребенок проникнется этой новой игрой: разжимать ручки и балансировать 10–15 секунд, стоя на собственных ножках. А проникшись, непременно попробует заняться тем же не только в кроватке, но и на полу.

Вначале он будет вставать только у опоры, то есть цепляясь за ножку стула или стола. Но ему хочется свободы и независимости. И вот малыш осваивает следующий трюк: он учится вставать без опоры. Теперь, стоя на четвереньках, он сначала выпрямляет колени, высоко задирая попу и все еще упираясь в пол ладонями, затем, балансируя, выпрямляет поясницу и – оп! – он уже стоит! (Ему будет легче овладеть этим трюком, если вы укрепляли мышцы его спины и живота посредством наклонов.) Желательно, чтобы к этому моменту ребенок уже научился падать (см. главу 8), потому что падать ему придется немало.

Если ваш малыш еще не начал путешествовать по периметру кроватки, держась руками за бортик, то он совсем скоро сделает это. А однажды, когда, постояв без поддержки на полу, он начнет падать, то рефлекторно выставит вперед одну ножку для опоры и сделает настоящий первый шаг.

Излишне напоминать, что вышеизложенный сценарий – только один из возможных, и ваш малыш может овладеть всеми перечисленными умениями гораздо раньше или позже, а также в любом удобном для себя порядке. Многие здоровые дети предпочитают в этом возрасте ползать и только ползать, даже не помышляя о вертикальном положении, а некоторые не менее здоровые и вовсе сидят в манежах и развлекаются игрушками (правда, в этом случае стоит почаще вытаскивать малыша из манежа и возиться с ним на полу).

Так или иначе, наступило время подробнее поговорить о том, как ребенок учится ходить и чем ему в этот момент могут помочь родители.

 

Разумно будет, если вы расставите мебель в комнате так, чтобы у ребенка были «маршруты», по которым он сможет ходить, все время держась за что‑то руками.

 

Позаботьтесь также о безопасности ребенка. Убедитесь в том, что он не сможет дотянуться до чего‑нибудь опасного с высоты своего нового роста (приблизительный список потенциально опасных предметов см. в главе 6) или уронить ненароком что‑то тяжелое. Проследите, чтобы с обеденного стола не свисала скатерть, – ребенок не преминет за нее ухватиться и стянуть на пол. Подумайте, куда будете ставить чайник с кипятком, горячие кастрюли или сковородки (разумнее всего оставлять их на дальних конфорках плиты). Имейте в виду, что ребенок быстро научится поднимать руки над головой и «вслепую» шарить ими по столу. Поэтому любая посуда должна быть отодвинута от края стола минимум на 20 см. Если у мебели есть острые углы, о которые малыш может, падая, удариться, закройте их специальными накладками, например войлочными.

Теперь, когда вы снова сделали квартиру безопасной для ребенка, ваша главная задача – внушить ему уверенность в своих силах. Если малыш упал, но стукнулся не сильно, он, скорее всего, повернется к вам, чтобы узнать: стоит пугаться или нет? Если у вас в этот момент будет испуганное лицо, громкий рев вам обеспечен. Поэтому, стиснув зубы, ласково улыбнитесь ребенку и скажите что‑то вроде: «Все в порядке. Можешь встать и идти дальше». Если же малыш по‑настоящему ушибся, он начинает плакать сразу, не спрашивая взглядом «позволения» у мамы. В этом случае его, разумеется, надо пожалеть и утешить. Не стоит говорить: «Тебе ведь не больно!», потому что это неправда. Не нужно говорить: «Ты ведь не боишься!» – это решать самому ребенку. Лучше всего сказать ребенку и себе, что все падают, когда учатся ходить. И папа, и мама тоже падали и ушибались, когда были маленькими, но потом научились ходить и забыли о своих ушибах. Вероятно, ребенок не поймет этих слов, но он «прочитает» сочувствие и уверенность в вашем голосе.

 

Будьте готовы к тому, что после чувствительного падения ребенок на несколько дней, а то и недель откажется ходить.

 

Это его священное право. Не заставляйте его делать то, к чему он еще не готов. Просто повторяйте при каждом удобном случае, что ничего необычного или постыдного с ним не произошло, все дети падают и все рано или поздно начинают ходить. (Возможно, эти слова не принесут пользы ребенку, но они помогут успокоиться вам.)

В принципе нет никакой необходимости водить малыша по квартире сначала за две руки, а потом за одну. Но вы вряд ли сможете удержаться и не попробовать.

 

В таком случае запомните главное правило: кисти ребенка (а следовательно, и ваши пальцы) не должны подниматься выше его плеч!

 

То есть ребенок не висит на ваших руках – он на них опирается. Иначе он не будет тренировать свой вестибулярный аппарат и не научится удерживать равновесие. Вы можете также осторожно выводить свои руки вперед, наклоняя тельце ребенка и побуждая его тем самым сделать шаг. Вам придется путешествовать за ребенком по квартире, согнувшись в три погибели. Но только в такой позиции вы помогаете ребенку научиться ходить, а не сбиваете его с толку.

Если ваш ребенок не поглощен всецело ходьбой, вскоре он «порадует» вас еще одним нововведением. Однажды вы, прибежав с кухни на истошный крик ребенка, обнаружите его любимую игрушку лежащей на полу. Вы тут же вручите игрушку законному владельцу и, удовлетворенная, вернетесь к своим делам. Но через полминуты раздастся такой же безутешный плач и – о чудо! – игрушка снова на полу!

Не спешите сердиться. Ваш несносный малыш достиг новых высот в управлении своими ручками. Раньше ему доводилось играть с игрушками только лежа или сидя за детским столиком. Когда он выпускал игрушку из руки, сама его рука лежала на твердой поверхности, ее мышцы были расслаблены. Когда же вы просили ребенка: «Дай мне кубик!» – он протягивал вам игрушку, но руки не разжимал. Он не мог расслабить мышцы кисти, пока вся рука оставалась в напряжении. Если он научился бросать игрушки, стоя у бортика кроватки, значит, он преодолел и эту сложность и может начинать карьеру баскетболиста. Разумная мама привяжет любимую игрушку короткой шерстяной нитью[8] к бортику кровати и предоставит своему чаду возможность практиковаться в бросках.

Игры ребенка тоже усложняются. Если вы дадите ему ложку, он будет болтать ею в кружке с водой или в тарелке с кашей. Если дадите машинку, он вскоре научится ее катать. Если покажете, как мячик скатывается с наклонной плоскости, он освоит и это. Если дадите сломанный телефонный аппарат, ребенок попытается, подражая вам, крутить диск, бить по рычажку и прикладывать трубку к уху[9]. Следовательно, теперь он понимает, что по‑разному устроенные игрушки имеют разные свойства и годятся для разных игр.

Примерно в этом возрасте дети начинают «чувствовать» объем предмета и играть в игры типа «сложить в коробку – вытащить из коробки» (см. занятия с игрушками 1, 2 и 5 в этой главе).

Если вы «с пеленок» много говорили с ребенком, настало время пожинать первые плоды. Положите перед малышом игрушечных киску и мишку и спросите: «Где киска?» Ребенок, посомневавшись немного, скорее всего, схватит нужную игрушку. Через пару недель он поползет за ней на другой конец комнаты и принесет ее вам. Очень сообразительный малыш после длительных размышлений даже покажет киску или ворону на страницах книжки, если картинка будет достаточно большой и внятной. Если ваш малыш не демонстрирует подобных умений, не огорчайтесь. Он может быть утомлен, заинтересован чем‑то другим, попросту пребывать в плохом настроении. Его могут беспокоить режущиеся зубы. И, наконец, есть дети, которые с младых ногтей ненавидят настойчивые расспросы и показательные выступления. Зато, скорее всего, ваш ребенок уже знает собственное имя и отзывается на него.

 

Занятия с игрушками

 

 

Коробка с сюрпризом

 

Что вам понадобится: коробка в форме цилиндра или куба, набор маленьких игрушек (4–5 штук).

Покажите ребенку коробку, потрясите ее. «Кажется, в коробке что‑то есть, давай посмотрим!» Снимите крышку (больше она вам не нужна) и, вынимая игрушки по одной, передавайте их ребенку, обращая его внимание на цвет, форму, детали. Затем покажите ему, что коробка пуста. «Больше игрушек нет  ! Мы достали все   игрушки». Снова уложите игрушки в коробку и дайте ребенку самому опорожнить ее. Если ему трудно это сделать (он еще не умеет обращаться с объемными предметами), возьмите его руку в свою и покажите, как достать игрушку из коробки. На следующий день в коробке должны лежать уже другие игрушки.

Когда ребенок в совершенстве овладеет искусством вытаскивать предметы из коробки, усложните задание. Заклейте коробку наглухо, а в стенках проделайте отверстия круглой, квадратной, треугольной или овальной формы. Теперь ребенок должен вытащить игрушку, просунув руку в отверстие. Этот вариант игры учит его брать игрушку из любого положения и развивает мелкую моторику пальцев.

 

Чудесная гирлянда

 

Что вам понадобится: коробка или ведерко с крышкой, в которой прорезано отверстие, набор мелких игрушек, тонкая лента. Игрушки нанизаны на ленту и закреплены, образуя гирлянду. Кончик ленты торчит из отверстия в крышке.

Вы привлекаете внимание ребенка к коробке, предлагаете потянуть за кончик ленты, при необходимости помогаете ему это сделать. Вместе с ребенком вы последовательно извлекаете из коробки игрушки, рассматриваете и «обсуждаете» каждую. Затем вы поочередно снимаете игрушки с ленты (предложите ребенку снять 1–2 последние игрушки) и складываете их в коробку.

 

Разбираем пирамидку

 

Что вам понадобится: основа пирамидки, на которую надеты 4–5 колец.

Держа стержень в руках, вы просите малыша: «Сними колечко!» Если он в затруднении, помогите ему. Когда все кольца сняты, вы комментируете: «Алеша снял все   колечки. Больше колечек на стержне нет».   В конце занятия вы снова надеваете кольца на стержень, а ребенок за вами наблюдет (напоминаю, что присоединиться к вам он сможет не раньше чем через 1–2 месяца).

 

Веселые тарелочки

 

Что вам понадобится: 5–6 тарелочек (лучше разноцветных) из дерева или пластмассы[10].

Это упражнение должно научить ребенка правильно брать предметы, противопоставляя большой палец указательному (так называемый пинцетный захват).

Вы подвигаете поближе к ребенку стопку тарелочек, снимаете верхнюю и протягиваете ему. Когда ребенок берет тарелочку из ваших рук, проследите, чтобы он сделал это правильно: большой палец должен оказаться сверху тарелочки, а остальные четыре внизу. Если ребенок попытается взять тарелочку «кулачком» за край, осторожно поправьте его пальцы. Рассмотрите тарелочку с ребенком, обсудите ее форму, цвет, размеры, поверхность (гладкая, шероховатая) и т. д. Затем передайте ему следующую тарелочку. Закончив изучение тарелочек, снова сложите их в стопку, а стопку придвиньте к ребенку – пусть возьмет их по одной и разбросает вокруг. В конце занятия соберите стопку в последний раз, предложив ребенку самостоятельно положить сверху 1–2 тарелочки.

 

Веселые колпачки

 

Что вам понадобится: 8 разноцветных колпачков (стаканчиков)[11].

Постройте из стаканчиков пирамидку, надев их один на другой. Покажите ребенку, как снять колпачок, разберите вместе с ним пирамидку, комментируя свои действия, затем вновь сложите колпачки и дайте ребенку возможность поиграть с ними самостоятельно. Когда ребенок начнет уверенно разбирать пирамидку, переверните ее и покажите, как вынуть один стаканчик из другого.

 

Наперстки

 

Что вам понадобится: 3 колпачка из набора, одна маленькая игрушка.

На глазах у ребенка спрячьте игрушку под один из колпачков. Затем вытащите ее, снова покажите ребенку и спрячьте под другой колпачок. Снова вытащите, снова покажите ребенку и спрячьте под третий. А теперь предложите ребенку найти игрушку. Не важно, найдет ли он ее сразу (запомнил, где вы ее спрятали) или будет последовательно переворачивать все колпачки. Главное в этом занятии – тренировка способности ребенка помнить о своей цели и добиваться ее. Когда игра наскучит малышу, усложните ее: пусть теперь он не видит, под какой из колпачков вы спрятали игрушку. В этом случае ему не остается иного выбора, кроме систематического поиска.

 

Физические игры

 

Вероятно, ваш ребенок уже в совершенстве овладел искусством ползания. А значит, ему пора одолевать новые вершины.

 

Вверх по лестнице

 

Что вам понадобится: две широкие и невысокие картонные коробки, одна из которых приблизительно на 10 см выше другой. Чтобы коробки были устойчивыми, набейте их старыми журналами.

Из двух коробок постройте лестницу и приставьте ее к дивану. С помощью игрушки уговорите вашего малыша забраться сначала на первую, а затем на вторую ступень, а потом и на диван. Обязательно научите его спускаться с дивана и с лестницы ногами вперед.

 

Догонялки

 

Убегайте от ребенка и зовите его за собой. А теперь сделайте вид, что гонитесь за ним.

 

Прятки

 

Спрячьтесь и позовите ребенка. Если ему не удается сразу вас найти, выгляните из своего укрытия и снова позовите его.

Когда ребенок войдет во вкус игры, он сам начнет прятаться от вас.

 

Сквозь тоннель

 

Что вам понадобится: «тоннель», вырезанный из большой картонной коробки.

Прокатите через тоннель мячик и предложите ребенку проползти вслед за ним. Если ребенок боится, не настаивайте. Поиграйте в прятки: прячьтесь за коробкой и окликайте ребенка то над коробкой, то сквозь тоннель.

Можно также учить ребенка проползать под стулом.

 

Играем с мячом

 

Что вам понадобится: большой надувной мяч.

Сядьте с ребенком на полу примерно в метре друг от друга. Подкатите мячик к ребенку и скажите: «Мама кинула мячик Алеше! А теперь Алеша кинет маме мячик!»

Обычно дети быстро соображают, что от них требуется.

 

Оседлали мячик!

 

К этому времени ребенок уже уверенно сидит. Поучите его сидеть в нестандартных условиях.

Посадите ребенка на мячик, придерживая его за бедра. Слегка покачайте его вперед – назад и в стороны. Ему придется поработать мышцами спины и живота, для того чтобы удержать равновесие.

 

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.046 с.