Первый месяц. Уроки у материнской груди — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Первый месяц. Уроки у материнской груди

2019-07-12 133
Первый месяц. Уроки у материнской груди 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Что умеет ребенок?

 

Мнения мам об умственных способностях новорожденных совершенно различны. От твердой убежденности: «Такой малыш может только есть да спать!» – до не менее категоричного восхищения: «Такой маленький, а уже все понимает!» Истина, разумеется, лежит ровно посередине. Действительно, новорожденный ребенок – это не автомат, запрограммированный на три функции: сосания, сна и удаления отходов. Он способен воспринимать внешний мир всеми шестью органами чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус и мышечное чувство), однако вряд ли понимает то, что ощущает. Как сказал кубинский поэт Николас Гильен: «Нужно смотреть, чтобы видеть», а младенец еще не умеет смотреть, то есть сознательно фиксировать взгляд на предмете и изучать свойства предмета с помощью зрения. Точно также обстоит дело с другими органами чувств. Новорожденный не знает, что его ручки принадлежат ему и он способен ими свободно управлять. Он может даже испугаться, если невольно всплеснет руками. С другой стороны, он не знает, что грудь или бутылочка, из которой он сосет молоко, – это посторонний предмет, которым можно манипулировать. Неделю или две вам придется заставлять голодного крикуна открыть ротик и взять губами сосок, он будет трясти и мотать головой, словно птенчик, ожидая, что вожделенный предмет каким‑то чудом окажется у него во рту.

Гораздо позже, спустя 3 или 4 месяца, он «обнаружит» вторую грудь рядом с той, из которой кормится, и вы проведете несколько веселых минут, глядя на его изумленную мордашку. Итак, пока ваш ребенок еще не слишком четко разделяет свое «я» и внешний мир. Но он готов начать учиться видеть, слышать, обонять, осязать, пробовать и управлять своим телом.

 

Органы чувств

 

 

Зрение

 

Движения глаз у новорожденного ребенка еще не координированные, может иметь место сходящееся косоглазие (примерно до 10 недель) и подергивание глазных яблок (нистагм). К 3‑й – 4‑й неделе ребенок должен научиться фиксировать взгляд на предмете. Лучше всего в этом возрасте малыш видит то, что расположено примерно в 20 см от него. Именно на этом расстоянии находится лицо матери, когда она кормит ребенка грудью.

 

Слух

 

В первые две недели слух у ребенка несколько снижен за счет того, что барабанная полость уха заполнена жидкостью, а не воздухом. На 3‑й – 4‑й неделе жизни ребенок, по‑видимому, способен различать голоса (выделяя голос матери и отца), отличать музыку и речь от беспорядочных шумов, а также по‑разному реагировать на воспроизведение записи собственного плача и плача других детей. Более сложную задачу – отыскивать глазами звучащий предмет – он обычно способен решать уже на втором месяце жизни.

 

Вкус

 

Новорожденный ребенок с удовольствием пьет молоко или подслащенную воду, но может отказаться от обычной воды и закапризничать, если в рот попадет что‑нибудь соленое, кислое или горькое.

 

Обоняние

 

Новорожденному очень нравится запах молока, но он расплачется, если дать ему понюхать лакрицу.

 

Осязание

 

Наиболее чувствительны ладони, стопы и лицо. Все дети выражают явное удовольствие, если их нежно поглаживать, большинству нравится находиться в теплой воде, но массаж, а особенно пеленание или одевание‑раздевание, вполне вероятно, будут сопровождаться возмущенными воплями.

 

Мышечное чувство

 

Мышечное чувство – это способность человека определять положение своего тела в пространстве. Именно благодаря мышечному чувству ребенок сможет хватать игрушки, переворачиваться на живот и на спину, а впоследствии сидеть, ползать и ходить. Именно благодаря мышечному чувству он научится управлять языком, губами и гортанью, а затем и пальцами и сможет говорить, писать или играть на скрипке. Однако новорожденному до этих искусств еще далеко. Если вы закроете глаза, то безошибочно сможете определить, где именно находится сейчас ваша рука или нога. Младенцу это, по‑видимому, сделать довольно трудно. Движения ручек и ножек ребенка еще беспорядочные, немного напоминают нервный тик. И даже этими движениями ребенок еще не владеет в полном объеме. Он еще не может по своей воле разжать кулачки, его ручки постоянно согнуты в локтях, ножки в коленях и прижаты к животу, он не может поднять ногу, выпрямленную в коленном суставе, и вообще его мышцы находятся в гипертонусе (то есть их тонус повышен). В возрасте до месяца повышенный тонус еще является физиологической нормой, так как мозг ребенка еще незрелый и не способен «справиться» с мышечной системой.

 

Чем мы будем заниматься?

 

Вам ничто не показалось странным? Такие маловажные для современного человека функции, как обоняние и вкус, практически «даны» новорожденному «в полном объеме», а крайне важные – зрение, слух и мышечное чувство – почти не развиты? Почему новорожденный жеребенок сразу сможет ходить, щенок сумеет это сделать в месячном возрасте, а человеческому детенышу потребуется почти год? Природа, как всегда, мудра. Мы лучше овладеваем тем, чему дольше учимся. Действительно, щенок уже в полгода превратится в «маленькую собаку», а ребенку на то, чтобы повзрослеть, понадобится как минимум 15 лет. Но «на выходе» мы получим гораздо более высокоорганизованное существо, умеющее многое из того, чего не умеет ни одно животное.

Таким образом, уже в самом начале пути мы можем безошибочно определить свою задачу. Мы должны развивать зрение, слух и мышечное чувство ребенка, а уж они «потянут» за собой его физическое развитие и интеллект. Первым двум органам чувств адресованы в основном игры с игрушками, а для развития мышечного чувства, ловкости и силы предназначены физические игры.

 

 

Занятия с игрушками

 

Дней

 

 

Откуда светит свет?

 

Что вам понадобится: неяркий карманный фонарик или ночник (сделать их неяркими можно, затенив свет прозрачной тканью или накрыв лампу абажуром).

Ребенка носят на руках вокруг источника света, затем к лежащему на спине ребенку подносят с различных сторон фонарик или лампу и побуждают его тем самым поворачивать голову и следить глазами за светом.

 

Следи за игрушкой!

 

Что вам понадобится: яркие погремушки (шарики, колокольчики, фигурки и проч.) размером 6–8 см, однотонные (оранжевые, красные, желтые, ярко‑зеленые или ярко‑розовые).

Лежащему на спине ребенку показывают игрушку, держа ее на расстоянии 40–60 см (расстояние подбирается для каждого ребенка индивидуально опытным путем). Затем игрушку, слегка встряхивая, медленно перемещают вправо‑влево на 20–30 см, побуждая малыша следить за предметом глазами.

 

Скоро вы поймете, что ваше лицо для ребенка гораздо интереснее любой игрушки. Поэтому, если вы хотите познакомить его именно с игрушкой, держите ее на вытянутой руке. Но потом обязательно дайте ему вдоволь насмотреться на ваше лицо! Через несколько месяцев вы поразитесь тому, как ребенок умеет «считывать» с лица малейшие оттенки вашего настроения.

 

Откуда слышен звук?

 

Что вам понадобится: металлофон (выбирается одна клавиша), бубен, колокольчик, погремушки с разными звуками, металлические и деревянные ложки, детская дудочка, султанчики из шуршащей бумаги и проч.

Слева или справа на расстоянии 25–50 см от лежащего на спине ребенка ударяют 2–3 раза в бубен (звенят колокольчиком, трясут погремушкой, хлопают в ладоши и т. д.), игрушку ребенок пока не видит. Разумеется, звук должен быть негромким и приятным. Расстояние и громкость звука подбираются для каждого ребенка индивидуально. Когда, после 3–4 повторений, ребенок начнет искать глазами источник звука, ему показывают звучащий предмет (см. предыдущее занятие).

 

Не забывайте, что самым полезным звуком для ребенка (в любом возрасте) является человеческая речь. Если вы просто разговариваете с ребенком, вы уже делаете очень много для его развития.

 

Дней

 

 

Посмотри на меня!

 

Ребенок лежит на спине, взрослый наклоняется над ним, смотрит ему в глаза, разговаривает с ним. Когда ребенок заинтересуется вашим лицом, постарайтесь несколько секунд не двигаться, «удерживая» его взгляд. Обычно ребенок в этом возрасте фиксирует предмет взглядом в течение 5–10 секунд.

Вариант игры: вы держите ребенка на руках и медленно отдаляете, а затем и приближаете его к своему лицу, пока он не поймает ваш взгляд. С наибольшей вероятностью вы окажетесь в этот момент в так называемой «позе Мадонны» – ребенок будет находиться примерно на уровне вашей груди.

 

Посмотри на игрушку!

 

Занятие проводится аналогично занятию 2 из предыдущего раздела («Следи за игрушкой!»), но, подвигав игрушкой, вы задерживаете ее на несколько секунд, позволяя ребенку зафиксировать на ней взгляд и рассмотреть ее.

 

Посмотри на колокольчик!

 

Точно так же вы можете продолжить игру со звучащими игрушками, но теперь игра включает в себя три этапа:

1. Вы звените колокольчиком, пока ребенок не начнет искать глазами источник звука.

2. Вы показываете колокольчик, плавно двигая его над ребенком, пока малыш не начнет следить за ним глазами.

3. Вы держите колокольчик неподвижно в течение нескольких секунд, и ребенок фиксирует на нем взгляд.

 

Уф! Теперь вы понимаете, какое это сложное дело: посмотреть и увидеть!

 

Дней

 

 

Дальше – ближе

 

Что вам понадобится: яркие погремушки (шарики, колокольчики, фигурки и проч.) размером 6–8 см, однотонные (оранжевые, красные, желтые, ярко‑зеленые или ярко‑розовые). Лучше всего подойдет кружок из картона, на котором нарисовано улыбающееся человеческое лицо (в стиле «Точка, точка, запятая»).

Вы снова держите игрушку на расстоянии 40–60 см над ребенком, лежащим на спине, но перемещаете ее уже во всех направлениях: дальше – ближе, вверх – вниз, вправо – влево, а также в различном темпе (быстро – медленно). Следите за ребенком: он должен фиксировать на игрушке взгляд. Если он отвлекся, займитесь чем‑нибудь другим и повторите игру через некоторое время. Темп и расстояние подбирайте, ориентируясь на реакцию ребенка.

Точно так же проводятся занятия со звучащей игрушкой.

 

Картинная галерея

 

Ваш ребенок вполне может потренироваться в сосредоточении взгляда и без вашей помощи. Для этого устройте ему первую в жизни художественную выставку. Лучшее положение для новорожденного ребенка, на короткое время оставленного без присмотра, – на боку. Лежа на спине, он рискует захлебнуться при срыгивании, а на животе ему может быть трудно дышать из‑за слишком мягкого матраса. Поэтому, когда ребенок лежит на боку, основой его картинной галереи становятся стенки кровати. На них вы и помещаете картинки на расстоянии не менее 30–40 см от лица ребенка (с более близкого расстояния ему трудно будет их разглядеть из‑за физиологической дальнозоркости). Почетное место на этой выставке займут самые драгоценные экспонаты: черно‑белые фотографии мамы и папы (оттенки цветов пока еще сбивают ребенка с толку). На другую стенку (выставка для другого бока) можно повесить (на выбор):

– черные и белые полоски шириной приблизительно 5 см;

– черные кружки диаметром 3 см на белом фоне (чем меньше малыш, тем шире должны быть полоски и больше кружки);

– шахматную доску или мишень.

 

Рефлексы

 

Ваш младенец принес с собой в этот мир своеобразное приданое – набор безусловных рефлексов (их около 75), с помощью которых он способен питаться, защищать себя от некоторых опасностей, и не только. И, что самое замечательное, у него есть рефлексы, которые помогают ему исследовать окружающий мир и овладевать собственным телом! Их‑то мы и используем как основу для игр. Однако давайте разберем все по порядку.

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.035 с.