Почему я решила написать эту книгу — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Почему я решила написать эту книгу

2019-07-12 178
Почему я решила написать эту книгу 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Что меня подвигло на этот смелый шаг, откуда такое рвение к перекрестным тренировкам ума? Чтобы ответить себе на этот вопрос, мне пришлось обратиться к моему прошлому, дабы понять, откуда появилось у меня это желание – сознательно выстраивать полноценную и многогранную жизнь.

Никогда раньше я не считала себя действительно хорошо образованной и всегда отдавала себе в этом отчет. Несмотря на то, что я получила степень магистра по связям с общественностью, я ощущала грызущую, хроническую нехватку – нечто вроде смутного беспокойства от того, что мое обучение, если не мой интеллект, было каким-то однобоким. Возможно, и несправедливо, но я отчасти обвиняла в этом атмосферу 1970-х (в то время я училась в школе). Сейчас в это трудно поверить, но тогда ученики могли уйти из школы после обеда и отправиться побродить по торговому центру, глазеть на дешевые побрякушки или уплетать гамбургеры. Хотя я никогда не присоединялась к компаниям моих одноклассников, которые в час дня покидали стены школы с тем, чтобы, как они тогда говорили, «учиться у реального мира», вместо этих нескольких дополнительных часов ежедневных занятий я тоже слонялась вне стен школы, что, конечно, не способствовало моему развитию.

Помню, в качестве дополнительной дисциплины нам была предложена латынь. Латынь – скучная, а я – юная и самонадеянная, поэтому я, конечно, отказалась от ее изучения (посоветоваться мне, увы, было не с кем). Точно так же, в начальной школе, когда языковое «окно» в нашем мозгу широко открыто, было бы нелишним заняться французским, но я обратилась к его изучению только в девятом классе (я его быстро выучила, но к тому времени биология мозга уже не позволяла овладеть им в совершенстве). Я бы хотела, чтобы раннее обучение и латыни, и французскому было обязательным, наравне с гуманитарными дисциплинами и точными науками, математикой, занятиями по искусству и музыкой. Лишь немногие из этих предметов предлагались то там, то здесь как выборочные, но в моей школе дети – как и все дети вообще – старались избегать любых трудностей там, где это легко могло сойти с рук. Самым сильным сдерживающим фактором была потенциальная угроза, которую трудный предмет представлял для неприкосновенности святыни каждого ученика, – среднего балла. В то время для меня все заключалось в оценках, а не в образовании.

Можно сказать, что если я не получила того образования, которое могла получить, то в большей степени по собственной вине. Думаю, я была одной из типичных девочек-подростков того времени в том, что касается коротких и беспорядочных увлечений, в сферу которых входили мальчики, наряды, ежедневная социальная драма, разыгрываемая на школьном поприще, и опять мальчики, да, конечно, мальчики…

А безумие продолжалось. Колледж свел меня с ума. Меня заставили выбрать профилирующий предмет, что, естественно, стало для меня пыткой как для начинающего, возвышенного человека нового Возрождения, который хотел учиться всему и сразу. Выяснилось, что школьная программа не предусмотрела такой эксцентричной, туманной и непрактичной ученой степени, как «возвышенный человек нового Возрождения». После некоторых колебаний я выбрала специальность с безжизненным названием «управление бизнесом» – узкую и скучную, не говоря уже о том, что она мне вовсе не подходила. Моя едва зародившаяся любовь к академическим знаниям увяла совершенно, раздавленная необходимостью поиска работы по окончании института. С точки зрения экономики и с точки зрения родителей, самым главным для меня в тот период времени было – найти хорошо оплачиваемую работу.

Может быть, стремление обрести живость ума – это результат моей собственной вендетты за мое посредственное образование? Или, возможно, меня влечет нечто большее, чем просто компенсация за растраченную юность? Я точно не знаю, но так или иначе, практические вопросы всегда стоят на первом месте. Если все-таки взяться за решение этой задачи – стать по-настоящему «всесторонним человеком», то насколько это актуально в условиях беспокойной, изматывающей жизни, которую ведет большинство из нас в постмодернистскую эпоху? Разве не безрассудство – пытаться «перекрестно тренировать» свой мозг? Это неразумно и недостижимо? Или это возвращение к более органичному, здоровому и гуманистическому подходу к жизни?

Даже после того, как мое формальное образование закончилось (только задумайтесь: именно тогда, когда мое формальное образование закончилось), я пребывала в этом непростом состоянии духовной жажды. Ученого из меня не вышло, теперь пришло время узнать, выйдет ли из меня профессионал.

Потом были несколько неудачных работ в мире бизнеса, и ответ становился очевидным: «Это не мое», – и я решила, что мне бы следовало стать магистром свободных искусств, но, как говорится, увы – мой поезд ушел. В тридцать лет, когда я уже пала духом и безнадежно устала от однообразной работы, я обнаружила, что сижу за столом напротив секретаря университета штата. Я заявила, что хочу, чтобы меня зачислили в аспирантуру на кафедру свободных искусств, гуманитарных наук или как там у них это называется. Он посмотрел на меня с искренним недоумением и сообщил: «У нас такой кафедры нет». Не утратив присутствия духа, я ответила: «Ничего, мы ее учредим». Мой энтузиазм был встречен тяжелым вздохом и безнадежным покачиванием головы. Пришлось бы выдержать бой с законодательными органами штата, учитывая то, что это было государственное учреждение. Мне совсем не хотелось драться. Я просто хотела изучать Моне. Так прошла еще пара лет. Попутно я успела получить диплом магистра по связям с общественностью, причем обучение полностью оплатил мой щедрый работодатель, поскольку в то время это имело отношение к моей работе.

Получив бессистемное «профессиональное» образование, я обнаружила, что моя тяга к свободным искусствам проявилась как желание учить других. В результате я стала преподавать английский, журналистику и связи с общественностью в университете. Я видела, что студентам внушали как прописную истину, что необходимо выбрать профилирующую специальность как можно раньше и «стать специалистом или умереть». На моих глазах все попытки разносторонне тренировать ум подавлялись в зародыше. Такое же печальное наблюдение я сделала, когда вела курсы для взрослых вольнослушателей – постоянно возрастающее отклонение в сторону профессиональной специализации противоречит интересам людей с острым умом.

В конце концов, моя жизнь изменилась к лучшему. Я основала собственную фирму по связям с общественностью, которая вызывала у некоторых удивление тем, что ее деятельность не укладывалась в рамки ни одного узкого ограниченного сегмента рынка. (Как вы уже, наверное, догадались, мне гораздо больше нравится работать с клиентами в разнообразных областях.) Это веселее, интереснее и это отражает то, как устроен мой ум. Заодно я продолжала преподавать. Как преподавателя меня все больше огорчало отсутствие интереса и, если хотите, уважения к междисциплинарному обучению. И я решила, что если мне не дадут организовать такие курсы, на которых я сама всегда хотела учиться, то я найду для них другое место, не санкционированное университетом. Поэтому я разработала ряд мастер-классов, семинаров и обеденных семинаров и предлагала их в образовательные группы, местные академии лидерства, церкви, молодежные лиги, книжные магазины и тому подобные места. Никаких степеней, никаких прибылей – только образование.

Мастер-классы, в результате, превратились в мой салон поклонников да Винчи, где программой вечера стали тематические беседы и обмен идеями. Там зародилась идея этой книги, когда я поняла, что занималась перекрестной тренировкой ума мужчин и женщин, которые обнаружили, что удовлетворять жажду знаний – это именно то, что им всегда было нужно: от этого они чувствуют себя лучше. И, кроме того, они чувствуют себя лучше в жизни вообще и в профессии в частности.

Естественное развитие этой деятельности привело к тому, что мои публичные выступления начали пользоваться популярностью благодаря вновь появившемуся интересу к первому в истории человеку Возрождения Леонардо да Винчи. Затем я стала создателем и ведущей популярного еженедельного радио-шоу под названием «Салон Рубикон» (WICR-FM, Индианаполис), в котором я рассказывала об интересных людях нашего штата и страны вообще, прославившихся достижениями в различных областях.

В последние несколько лет я отметила не столько неожиданную, сколько тревожную тенденцию. Работая радиоведущей, журналистом, лектором и корпоративным тренером, я замечала растущую тревогу и беспокойство среди самых специализированных из моих студентов, друзей и знакомых. Это люди, которые по праву находятся на вершине профессии, отлично работают на высокоспециализированных местах с громкими названиями, но эмоционально они оказались в мертвой зоне. Их работа – единственное, что они себе представляют и на что они могут рассчитывать как на источник удовлетворения в этом неопределенном мире, основа основ, подлинная ценность – их источник существования, – просто не может им больше ничего дать. Мне пришло в голову, что причина кроется в том, что они не получали достаточно умственной нагрузки – как на работе, так и в свободное время. Их профессии, хотя и высокооплачиваемые, престижные и многозначительные (по крайней мере, на сторонний взгляд), стали скучными, обыденными, утомительными, приевшимися и однообразными. По иронии судьбы, люди, которые способны сделать энергичную карьеру в узкоспециализированных профессиях, а это обычно самые умные и востребованные из нас, птицы высокого полета, которые задумываются над вопросами бытия, – именно они первыми увязают в трясине. Вспомните ваших одноклассников. Самые умные и способные, скорее всего, выбрали медицинский или юридический институт, помните? Возможно, вы из их числа. Они уютно устраиваются и начинают благоденствовать в качестве врачей или адвокатов, но эти сверхспособные «чудо-дети» рискуют к середине жизни впасть в дистимию – затяжную депрессию, – потому что большую часть умственной энергии они направили в узкие рамки выбранной специальности.

К написанию этой книги меня подтолкнуло острое желание расширить жизненные границы, жадное стремление к тому, что можно еще узнать, сделать, увидеть, кем стать. После того как я познакомилась с читательским исследованием Девида Денби и его бестселлером «Великие книги: мои путешествия с Гомером, Руссо, Вульфом и другими вечными писателями Запада», я не могла уже просто сказать: «Наверное, приятно иметь возможность развлекаться таким образом». Мне захотелось последовать его примеру, воспользоваться его опытом, чтобы создать собственное произведение. Но я не хотела ограничиваться одним только чтением великих творений. Я хотела узнать, смогу ли я следовать собственному «Великому учению» в контексте моей лихорадочной деловой и личной жизни.

Надо признать, что даже в случае провозглашения свободных искусств одним из профилирующих предметов в колледже, никто не застрахован от кризиса среднего возраста, когда мрачно задаешься вопросом: «И это все, что есть?» Даже знатоки свободных искусств подвержены меланхолии. Их, как и всех остальных, поглотит всепожирающая скука ежедневной рутины. В действительности, возможно, гуманитариям, историкам и ценителям английского языка придется еще хуже, поскольку они отведали изысканных блюд с богато накрытого стола, прежде чем были вынуждены сесть на безвкусную диету из скучной жидкой кашки.

Один из весомых доводов в пользу того, чтобы отныне стремиться стать гармоничным и всесторонне развитым нонконформистом, состоит в том, что вы, скорее всего, уже знаете, что любое знание хорошо в свое время. Конечно, я так и не прочла «Гордость и предубеждение»[3] в старшей школе, но я все равно ничего бы не поняла. И это относится не только к литературе. В семнадцать лет я была еще недостаточно взрослой, мне не хватало жизненного опыта, чтобы оценить большинство вещей. Суть в том, что мы впитываем культуру, только когда мы к этому готовы. Мой друг, который все-таки выбрал латынь в старшей школе, заявил, что «это пустая трата времени». В семнадцать лет латынь ему не давалась. Теперь он сыт ею по горло. Мне в старшей школе не давалась «Гордость и предубеждение». Теперь я бьюсь над Джейн Остин как над разгадкой Розеттского камня.

С течением времени мои идеи о том, как «оживить» мой ум, складывались в единую картину. Интуитивно я осознавала, что мне удалось ухватить нечто важное. Мой ум становился сильнее и подвижнее. И то же происходило с умами (и в жизни) тех, кого я тренировала. Но нужно было поговорить с учеными, которые занимаются исследованиями человеческого мозга, чтобы подтвердить догадку о том, что существует связь между перекрестной тренировкой ума и предотвращением умственного истощения. И, разумеется, нейробиология пролила свет на вопрос о перекрестной тренировке мозга. Книга «Живой ум» целиком и полностью основана на современных исследованиях в области нейробиологии: перед нами открывается волнующая возможность создать более совершенный мозг и, значит, качественно обогатить нашу жизнь.

 

И завертелось, и началось

 

После многих лет ошибок и злоключений мне наконец стало ясно: я не помещаюсь в обычные рамки там, где поле деятельности ограничено. К моему несчастью, в реальном мире поле профессиональной деятельности ограничено уже по определению. В наше время работа по определению – это узкий спектр бизнеса, который в свою очередь является узким спектром определенной индустрии. И вот, после того как я столько лет рвала на себе одежды и скрежетала зубами, я наконец нашла свою нишу: моя ниша – вне всяких ниш. Я также поняла, что позади еще не все ловушки, безвыходные положения и ограничения, которые неотступно меня преследовали. Я пробиваю собственный путь – путь к новому Возрождению, путь с бесконечными прямыми и тупиками, с ответвлениями и водоворотами. Я все время в поиске, но теперь я наконец поняла, что именно я ищу: мне нужно больше жизни. Мне нужны руки достаточно длинные и сильные, чтобы обнять искусство, музыку, литературу, технологию и науку. Мне нужно более глубокое понимание жизни, разума, тела и духа.

Хорошая новость заключается в том, что ничто никогда не поздно. Мы все можем прыгнуть в шлюпку и начать грести к кораблю, который, как нам казалось, уже ушел. Мы всегда можем вернуться в школу или заняться самообразованием, чтобы восполнить упущения трепетной и утраченной юности. Я посвящу остаток жизни заполнению ощутимых брешей в опыте и образовании. Я периодически с трудом продираюсь сквозь великую литературу, которую не ценила, учась в школе. Эти книги ждали меня двадцать пять лет. Это великое достоинство великих книг – они умеют ждать. Я понемногу учу латынь. Я научилась играть в шахматы. Я путешествую и читаю историю и биографическую литературу. Я пишу плохие стихи и изучаю толкование снов. Я выращиваю овощи и хожу в походы. Я также по-любительски занимаюсь искусством. Конечно, я – любитель, «нахальный» дилетант. Я чувствую себя водяным жучком, который счастливо скользит по поверхности чего угодно, счастливый уже тем, что он не древоточец. И знаете что? Свою хандру я держу под контролем – по принципу «не тот червь, которого мы едим, а тот червь, что нас ест», и это – правда, но мне почти всегда удается победить червя сомнений, лености и так далее. Черчилль (между прочим, убежденный сторонник перекрестных тренировок) называл его Черным Псом; мне больше импонирует – Черная Леди. Теперь, стоит ей лишь появиться – я знаю, что делать, чтобы выставить ее вон: сесть за пианино, начать разгадывать кроссворд, приступить к планированию посадки овощей на следующий сезон или написать новый коротенький и интересный рассказ. Я убеждена, что таким образом не только выигрываю войну с дистимией[4], но даже более того – мой ум становится гораздо острее, и именно в том возрасте, когда познавательные способности человека ухудшаются естественным образом. И еще: я могу открыть перед моими клиентами значительно более широкие интеллектуальные горизонты, ибо год от года становлюсь все более успешной и более профессиональной.

 

Карта этой книги

 

Книга «Живой ум» разделена на три части. Часть первая состоит из трех первых глав.

Глава 1, которую вы сейчас читаете, раскрывает замысел книги, ее посыл и предысторию.

В главе 2 мы рассмотрим, что значит быть универсалом, и выясним, кто вы – универсал или специалист. Если вы прирожденный универсал, вы освоите перекрестные тренировки чуть быстрее. Если выяснится, что вы прирожденный специалист, я помогу вам установить связь с вашим пока еще скрытым «внутренним универсалом». (Полярность универсал/специалист – это великолепная пара, которая все чаще встречается в наше время.) Моя цель в том, чтобы эта книга была полезна каждому, считает ли он себя универсалом, специалистом или никогда не задавался этим вопросом.

Глава 3 содержит руководство к действию, которое сделает эффективной вашу программу «Живой ум»: как использовать кайдзен в технике «Триумф за двадцать минут».

Часть вторая – следующие семь глав – состоит из семи императивов, которые вам необходимо учесть, коль скоро вы отважились на это предприятие – на тренировку под названием «Живой ум».

Часть третья вновь обращается к широкой перспективе. В ней приводятся некоторые правдивые и иногда удивительные результаты наблюдений над тем, что касается вашего призвания (как заработать на жизнь, будучи универсалом), стиля обучения (манифест в защиту самообразования) и правдивый рассказ о вашем свободном времени (как выжать из него наибольшую выгоду).

 

В конце каждой главы-императива вы найдете несколько упражнений. Я советую с ними ознакомиться и, прежде чем продолжить чтение, выполнить одно или два упражнения. Вы увидите: они непременно помогут вам закрепить знания, полученные в этой главе, и позволят увереннее двигаться дальше.

 

* * *

 

Эта книга для всех бунтовщиков, которые уже не хотят или не могут соответствовать модели специалиста. Скажем так: она для энтузиастов – мужчин и женщин нового Возрождения – любителей свободных искусств, одиночек, нонконформистов, раскольников, непокорных индивидуалистов, вольнодумцев, уникумов, эрудитов и дилетантов, – для всех тех, кто решит присоединиться к маршу протеста.

Как ответить на вопрос, поставленный ранее в этой главе: считаю ли я, что перекрестная тренировка ума разумна, целесообразна и просто возможна в современном мире, восславляющем специалистов? На основании собственного опыта и опыта многих моих клиентов, я с готовностью отвечу – от всего сердца – Да! Потому я и предлагаю вернуться к гештальту свободных искусств, к преимуществу гуманистического мышления – до того, как «магистр экономики управления» и «суперспециализация» стали синонимами успеха – к «великому синтезу», если хотите. Я считаю, что это самый радостный, жизнеутверждающий, приносящий моральное удовлетворение путь, который я могла бы начертить для себя, для моих клиентов и для моих читателей.

Железо ржавеет, если для него не находится применения, застойная вода теряет свою чистоту и замерзает на морозе; также и бездействие человеческого разума – иссушает силу ума.

Леонардо да Винчи (1452–1519)

 

 

Глава 2


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.