Гипомания: разбушевавшееся любопытство — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Гипомания: разбушевавшееся любопытство

2019-07-12 204
Гипомания: разбушевавшееся любопытство 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Термин гипомания  применим к людям, которые стремятся откусить больше – гораздо больше того, чем могут съесть. Странный и, возможно, даже нелогичный термин «гипо» –  означает «мало». На самом деле, слово «гипомания» означает легкую форму проявления болезненной мании. Гипоманы – это беспокойные и нетерпеливые люди, отличающиеся чрезмерным любопытством, как было сказано в статье Бенедикта Карея «Гипоман? Абсолютный. Но полезный!», опубликованной в 2005 году в «The New York Times».

Гипомания может быть связана с маниакальной депрессией. И хотя часто ей сопутствуют профессиональные достижения и вспышки творческой активности, грандиозные замыслы гипоманов способны подготовить почву для серьезных катастроф. У некоторых людей болезненное любопытство граничит с неразборчивостью и превращается в навязчивую манию: новые проекты увлекают их прежде, чем старые предадутся забвению. Гипомания, если так можно выразиться, это – энергичный ум, сошедший с ума. Лоуренс Мак-Кинни, как сказано в статье «Таймс», человек универсальных знаний, живущий недалеко от Бостона. Он описывает гипоманию следующим образом: «Я не то чтобы умнее других людей, я – быстрее. Меня чаще бросает из стороны в сторону, я совершаю ошибки, но я совершаю их быстрее. Вот как я иногда это описываю. Если вы умеете фокусировать эту энергию, вы способны на великие дела. Если же нет – думаю, вам придется нелегко».

 

Я хочу, чтобы на моем надгробии написали: «Он был любопытным до конца.

Том Петерс, оратор и писатель

 

Несколько слов о нейробиологии

Любая наша мысль – это явление, которое физически существует в нейронных цепочках нашего мозга. Чем чаще повторяется определенная мысль, тем устойчивее становится конкретная связь, необходимая для возникновения этой мысли. Интересно, что чем чаще мы задействуем эту устойчивую нейронную связь, тем быстрее она зажигается в будущем. Возрастающая легкость, с которой зажигаются нейронные связи, в нейрологии называется киндлинг[32], и мы можем использовать этот физиологический механизм, чтобы повысить нашу индивидуальную любознательность.

Мы можем кратко рассмотреть этот процесс с точки зрения нейробиологии на примере фобии. Люди не рождаются с фобиями. Фобии создаются – они возникают или в результате неприятного опыта (сильная тряска во время полета на самолете), или под впечатлением истории о неприятном опыте (телевизионный репортаж об авиакатастрофе), или такую историю нам может рассказать человек, страдающий определенной фобией (кто-то, кто очень боится летать на самолете). Так задействуется и зажигается нейронная связь, необходимая для возникновения мысли «летать опасно». Если эта модель мышления повторяется часто, и при этом не задействуется и не зажигается компенсирующая устойчивая связь (например, «летать безопаснее, чем нырять»), то эффект возбуждения приводит к тому, что связь, которая загорается легче и чаще, в результате становится ярко выраженной реакцией: «хоть убейте – не полечу». Человек может ее переживать как приступ паники, а в глазах других людей это выглядит как фобическая реакция. Механизм нарастания нейронного возбуждения может положить начало фобиям, с другой стороны, им можно воспользоваться, чтобы создать нечто полезное, например, любопытство. Когда вы спрашиваете, как развить в себе любопытство, вы зажигаете нейронную связь, отвечающую за этот вопрос, к тому же у вас задействуется главная нейронная связь, необходимая для поиска нового.

 

 

Мир увлечений

 

«Ты такая любопытная, – сказал мне однажды один из моих друзей, – у тебя куча увлечений». Да, так интереснее.

Аутотелическая  (греческие корни «ауто» и  «телос»  означают соответственно «авто», или «сам», и «цель») деятельность – это деятельность, которой мы занимаемся ради удовольствия; никаких скрытых мотивов или надежд на вероятный выигрыш у нас нет, кроме единственного – это приносит нам ощущение счастья и чувство удовлетворения. Чиксентмихайи, автор книги «Поток: психология оптимального опыта», сказал бы, что физические исследования Эйнштейна были аутотелической деятельностью, потому что Эйнштейн рассматривал для себя занятия физикой как хобби. Внешнее подкрепление, то есть желание получить хорошие оценки или лучшую работу, в действительности – слабый стимул к обучению, потому что мотивация идет изнутри. Только когда вы следуете своим увлечениям, ради собственного удовольствия, и конечная награда приходит изнутри, только тогда у вас будет и желание, и терпение оттачивать мастерство так же тщательно, как Эйнштейн в физике, Моцарт в музыке, а Дисней – в мультипликации. Конечно, все эти люди были компетентными специалистами, но по сути своей любая аутотелическая деятельность точно также подходит и тем из нас, кто считается универсалами.

Это правда, что уроки никогда не бывают выучены до конца: каждый день приходится учиться снова. В книге «Вальден» Торо приводит китайское изречение, которое он обнаружил на пивной кружке: «Каждый день полностью создавай себя заново». Делайте это снова и снова. Питайте свою душу постоянным любопытством – ежедневно. Не думайте об этом как о скучной рутине, это движение вперед. Каждый день возрождайте свое любопытство, используя практику кайдзен. Список ежедневных дел должен включать задания, которые переносят вас на один маленький шаг ближе к достижению цели ваших перекрестных тренировок.

Кайдзен помогает развивать жизненный талант. И чем вы будете старше, тем вам будет легче, потому что более целеустремленная жизнь – это величайший подарок, который мы получаем с возрастом. Позвольте кайдзен иногда застать вас врасплох. Подолгу гуляйте на природе. Когда я гуляю, режу овощи, принимаю душ, веду машину или говорю сама с собой, мысли и идеи иногда сыплются на меня так быстро, что у меня не получается запомнить все. Так что, куда бы я ни шла, я взяла за правило брать с собой блокнот, чтобы быстро записывать эти размышления, хотя я допускаю, что это менее эффективно, когда ты за рулем, и особенно неудобно – в душе.

 

Гибкость и энтузиазм

 

Когда повседневные обязательства зажимают нас в тиски и начинают одолевать, мы, возможно, попытаемся отказаться от обещания жить во имя разума. Это естественный ход событий: не сопротивляйтесь и признайте это. Вам придется преодолеть «интеллектуальное окоченение», чтобы воскресить свой энтузиазм. Пойдите куда-нибудь, посмотрите фильм, полистайте журнал, почитайте книгу, вздремните, займитесь спортом. Возникает какое-то щемящее чувство? Может, это – ощущение новых возможностей? Энтузиазм к вам вернется, это так же верно, как и то, что он когда-нибудь снова ослабеет. Просто признайте это. И сделайте маленький шажок кайдзен в направлении любопытства, потому что я не хочу, чтобы вы попусту растратили жизненные возможности.

«Разве не приносит определенное удовлетворение тот факт, – говорил Эйнштейн, – что жизни человека положены естественные границы – так, что по ее завершению она сможет предстать как произведение искусства?» Когда придет наше время, вспомним ли мы с удовольствием череду прожитых лет, когда нас увлекало любопытство и каждый день был радостным испытанием наших способностей? Или нам придется признать печальную истину, что большую часть своей жизни мы нервно метались между тревогой и скукой? Я твердо убеждена, что большинство людей хотели бы прожить более многогранную, достойную, любопытную жизнь, но просто решили, что это невозможно, потому что они крутятся как белка в колесе, чтобы заработать на жизнь и вырастить детей. Главное – стремитесь к обновлению и в большом и в малом и помните: ключ ко всему – кайдзен; используйте его для вашего триумфа за двадцать минут.

 

«Дай мне жизнь»: Фальстаф

 

Миру нужны как любопытные, широко мыслящие люди Возрождения, так и сосредоточенные на чем-то конкретном эксперты. Миру нужен каждый человек, хотя экспертам мы, возможно, более признательны – мы все порой нуждаемся в услугах, например, флориста, сантехника и так далее. Но эта книга о том, что все мы – и эксперты, и универсалы – можем вдохнуть силу в свой разум, в свое сердце и в свою профессию благодаря небольшому, но стратегически важному перекрестному тренингу, призвав на помощь главное свое отличительное качество – любопытство.

Мы должны преобразиться и стать полиморфными полиматами[33]. Мне бы еще хотелось, чтобы меня можно было назвать, скажем, интеллектуальным оводом[34] – интеллектуалом на вольном выпасе, применив хотя бы один из тех терминов, которые я стремлюсь воскресить: дилетант (в его обновленном, воскрешенном смысле), мастер на все руки, фрагменталист или даже поверхсионалист. Специалист по любопытству  тоже подойдет.

 

 

Упражнения

Устроим небольшую разминку, чтобы мускулы нашего любопытства окрепли и оно смогло поддерживать мозг открытым для новых идей. Итак…

 

1. Список вопросов

На работе, по роду деятельности, наверняка каждому из вас так или иначе приходилось или приходится встречаться с новыми людьми, новыми идеями и теориями, новыми предложениями. Вместо того чтобы сразу принимать это новое за чистую монету, копните глубже. Ищите подтекст. Придумайте список вопросов, основанных на любопытстве, которые вы можете задать самому себе, чтобы добраться до сути, потому что всегда есть нечто незаметное на первый взгляд. Для начала могу предложить вам несколько примерных вопросов.

Какова предыстория?

Кто все это затеял?

Какова мотивация?

Что здесь в действительности происходит?

Чего все это будет стоить?

Почему он стал таким?

Как все это взаимосвязано?

 

2. Мой любимый марсианин

Представьте, что вы – Ричард Фейнман, которому бы понравилось это упражнение. Станьте любопытным, будто вы – марсианин, только что приземлившийся на планету Земля. За десять минут, не сходя с того места, где вы сидите или стоите, придумайте, что можно спросить обо всем, находящемся в поле вашего зрения. Ваши вопросы могут быть не только о материальных вещах, но и о поведении, характере – буквально обо всем. Сидя за своим рабочим столом, я придумала вопросы: «Как появилась знакомая всем QWERTY – клавиатура?»[35]; «Что за люди создают типографические шрифты?»; «Считается ли типографика искусством?», а потом я взглянула в окно и подумала: «Почему трава может пожелтеть, а потом ожить, а домашние растения – нет?»

 

3. И конечно, курсы

Когда вы в последний раз намеренно интересовались чем-то, что обычно вас не интересует? Найдите каталог учебных курсов местного университета. Скажем, вы решите записаться на три курса. Какие три курса вы считаете наиболее привлекательными? Есть ли что-нибудь интересное для вас среди других предложений?

 

4. Интеллектуальные встречи

Покойный Стив Аллен, человек Возрождения, создал традицию обедов, на которых собиралось эклектичное общество приглашенных. От них требовалось:

а) гарантировать, что обед станет интеллектуальным событием;

б) не таскать булочки со стола.

Возродите идею Аллена. Или устройте «салон», как это было во времена Пруста – собрание людей во имя интеллектуального, творческого и духовного общения и возрождения. Катрин Грэм[36] несколько десятилетий была царицей Джорджтауна, многие из ее могущественных покровителей происходили из высшего общества Вашингтона. Немногие отказывались от приглашений на ее знаменитые вечера.

 

Глава 5


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.