Живой ум. Преодоление ментальных, эмоциональных и профессиональных ограничений — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Живой ум. Преодоление ментальных, эмоциональных и профессиональных ограничений

2019-07-12 185
Живой ум. Преодоление ментальных, эмоциональных и профессиональных ограничений 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Моим родителям

 

Давайте брать пример с тех из нас, кто не желает поддаваться интеллектуальной вялости. Никаких причин для умственного истощения нет!

Ингрид Е. Каммингс

 

Часть I

 

Первая часть книги включает в себя главы с 1 по 3.

Глава 1  раскрывает замысел книги, raison ďêtre[1] и рассказывает о том, что вам потребуется, чтобы приступить к перекрестным[2] тренировкам мозга (его мыслительной способности).

Глава 2  предлагает исследовать такую редко обсуждаемую особенность современного общества, как исчезновение универсалов за счет увеличения числа специалистов.

Глава 3  знакомит собственно с кайдзен, обманчиво простой техникой достижения прогресса на пути к цели. В нашем случае цель – это достижение более живого и более универсального состояния ума.

 

Глава 1

Как пользоваться этой книгой, и почему я решила ее написать

 

Жизнь – настоящий пир.

Джулия Чайлд (1912–2004), шеф-повар

 

Настоящий пир

 

Все хотят чувствовать себя прекрасно, не так ли? На каком-то этапе жизни мы осознаем, что у нас уже есть все: супруг, дети, образование и карьера, друзья, дом, нашпигованный бытовой техникой, хорошая одежда, автомобиль… И от осознания всего этого нам даже жутко порой становится! Особенно, если учесть неразбериху в экономике и нестабильность во множестве сфер нашей жизни.

Конечно, мир несовершенен, а мы никогда и не рассчитывали на совершенство, но все же в глубине души мы предполагали, что дела наши будут чуточку лучше. Но вместо этого, где-то к середине жизни (у кого-то раньше, у кого-то позже), почти к каждому приходит ощущение выгорания – внезапно или исподволь, и вместе с ним – депрессия и застой. Именно в тот момент, когда наступает пора гордиться своими свершениями и ощущать нечто, подобное счастью, мы начинаем чувствовать… опустошение (собственно, именно в этом и кроется главный секрет популярности навязчивой песенки-хита «И это все, что есть?»).

Какое же, оказывается, огромное количество взрослых людей в середине своей жизни переживает разрушительное разочарование! Мы все его чувствуем (или большинство из нас), но пытаемся это отрицать. А наша культура предлагает множество способов подавить это разочарование – прямо противоположных настоящему пиру Джулии Чайлд, о котором говорилось в начале – целый список сомнительных развлечений, включающий в себя пристрастия всякого рода – от пристрастий к алкоголю, антидепрессантам или наркотикам до шоппинга.

Проблема не в том, что мир несовершенен. Проблема в том, что мы утратили способность очаровываться миром. Детей привлекает все, потому что для них все – ново. А мы, взрослые, уверены: если мы побывали где-то – значит, мы были везде; если сделали одно – считай все; приобрели стильную футболку или iPod последней модели, позволили себе купить, что могли – все: мы пресытились жизнью и начали угасать. И не знаем уже, как этот процесс остановить. Так мудрено ли, что многие, достигнув среднего возраста, выгорают и переживают кризис и тяжелую депрессию?

Приготовьтесь, я открою вам страшную тайну: мы изголодались по интеллектуальной стимуляции. По моему глубокому убеждению, мы все просто хотим почувствовать себя лучше – стать немного умнее, немного гармоничнее, получить малую толику бесценных богатств этого огромного мира – вот и весь секрет! Спасибо за внимание.

Конечно, по большей части мы смеемся над собой, когда замечаем свои слабости, недостатки и нелепые промахи. Безусловно, почувствовать себя лучше возможно и не прибегая к приему антидепрессантов или успокаивающих препаратов. Мир дает нам бесчисленное множество поводов к унынию, но он же предлагает и обилие возможностей для перекрестных тренировок.

Что означает «перекрестная тренировка» мозга? На самом базовом уровне это значит сделать предметом тренировки весь мозг целиком, а не только ту малую его часть, которой вы ежедневно даете работу, будучи химиком, фермером, техником или дизайнером. Занимаясь фитнесом с личным инструктором, вы, как правило, выполняете упражнения, тренирующие основные группы мышц вашего тела, пока не почувствуете, что «хорошо поработали». А в том, что касается интеллекта, мы позволяем обширному пространству нашего драгоценного мозга бездействовать до тех пор, пока губительные последствия такого хронического бездействия не начинают сказываться на нашей жизни. Так же, как мы тренируем свои тела (плаваем после бега, поднимаем тяжести после гимнастики), мы должны тренировать ум (например, социальные работники – разгадывать кроссворды, эстетисты – заниматься садоводством).

«Упражнять мозг» – жизненно необходимая функция, которой, к сожалению, мы отводим вторую роль после физических упражнений. Мы все знаем: подвижный и деятельный мозг лучше способен сопротивляться умственной деградации и развитию болезни Альцгеймера, чем вялый мозг, которому не достает стимуляции. Мы это знаем, но ничего для этого не делаем.

Благодаря перекрестной тренировке мозга мы становимся универсалами. Универсал – это счастливый человек, неутомимое стремление которого к разнообразию интересов позволяет ему стать обладателем всевозможных навыков, редких способностей и увлечений. Универсалы гораздо легче справляются с депрессией, в конечном счете, рано или поздно, настигающей всех. Таким образом, перекрестная тренировка мозга – это средство борьбы с интеллектуальным голодом, практикуя которую, вы перенимаете привычки и мировоззрение универсала, продолжая оставаться при этом специалистом в своей профессии. Более того – я понимаю, это воспринимается как парадокс – занятия, не связанные с вашей профессией, дополнят ваши профессиональные знания, и вы достигнете более высокого уровня профессионализма. Практика перекрестной тренировки способна предотвратить развитие психических расстройств, свойственных среднему возрасту, и профессиональное выгорание. В итоге – улучшенное состояние здоровья и вновь обретенная радость жизни.

Эта книга – для тех, кто чувствует приближение умственного истощения и хочет его избежать. Я написала ее для тех, кто ощущает внутри себя непонятную пустоту, о причине возникновения которой не имеет ни малейшего представления. Эта книга для всех, кто желает и стремится расширить горизонты, сформировав наибольшую подвижность и живость ума. Я имею в виду читателя, который, возможно, хочет взбунтоваться, когда слышит, как Пеги Ли напевает: «И это все, что есть?», но не знает, как и с чего начать.

 

Возможно ли это?

 

Возможно ли в наше время быть успешным универсалом? Это серьезный вопрос, и я мучаюсь им уже многие годы. Другими словами его можно сформулировать так: можем ли мы развить живость своего ума? Можем ли мы заниматься этим в часы досуга? В современную эпоху изобилия знаний не только разумно, но и актуально стремиться к универсализации и пытаться объять максимально широкий круг интересов. Целесообразно ли развивать в человеческом разуме пытливый интерес ко всем аспектам мира? Или это безнадежный анахронизм в духе да Винчи? Когда, помимо нашего желания, так много жизненных связей уже тесно переплелись с профессиональными обязанностями, насколько реалистичным может оказаться стремление быть всесторонне подготовленным универсалом?

В этой книге я не собираюсь приводить аргументы в пользу возврата к временам, когда профессионалы получали образование «широкого профиля», и все – от врачей до юристов – были специалистами общей практики. Специалисты – это люди, которые в большинстве конкретных областей продвинули цивилизацию на несколько качественных скачков вперед. Это те граждане, которые внесли и вносят наибольший вклад в развитие общества. Например, Альберт Эйнштейн был сверхспециалистом в области физики, Майкл Джордан – в баскетболе, Томас Келлер – шеф-повар такой исключительной величины, что, поговаривают, он даже принял монашество, а благодаря Биллу Гейтсу, и я, и бесчисленное множество других людей получили возможность заниматься любимым делом даже сидя в аэропорту. И это здорово! Однако с моей точки зрения, маятник слишком далеко качнулся в сторону суперспециалистов. Это привело к повсеместно распространенному, но пока еще не признанному широкой общественностью отупению, поскольку мы развиваем только сравнительно малую толику мозга, необходимую нам, чтобы заниматься такими узко направленными сферами деятельности, как косметическая стоматология, налогообложение или починка водопроводного крана.

Представьте, что вы упражняли только бицепс, и вот – результат: разве так выглядит настоящий атлет? То же происходит и с вашим мозгом. По всей вероятности, вы упражняете только один или, максимум, два «мускула» вашего большого и, чего уж там, неразвитого мозга: мускул стоматолога или мускул столяра, мускул конюха, – в зависимости от ситуации и от того, как именно вы проводите большую часть вашего рабочего дня. Почти ни о ком в наше время нельзя сказать, что его мозг полностью «в форме» – почти  ни о ком.

В своей книге я ставлю перед собой задачу сделать вас одним из этих немногих, снабдив инструментами, необходимыми для формирования всесторонне тренированного ума, который будет пребывать в согласии с вашим всесторонне тренированным телом. Задействует и активизирует весь потенциал мозга его перекрестная тренировка (присоединяйтесь, даже если ваше тело подготовлено недостаточно, мы и в этом случае непременно что-нибудь придумаем!).

Суть в том, чтобы создать более сложные интеллектуальные взаимосвязи, которые вы поставите на службу вашей работе, отдыху и чему захотите. «Вы наткнулись на животрепещущую проблему нейронауки», – сказал в этой связи профессор медицинского факультета университета Индианы нейробиолог Чарльз Гудлетт. Я разговаривала с ним, когда работала над этой книгой. «Животрепещущая проблема» – это «полученная в результате опыта нейропластичность». Речь идет об изменениях в структуре мозга, которые происходят на молекулярном уровне, когда вы изучаете нечто новое. И вот – неожиданно – хорошие новости: со стратегической точки зрения, выбрав род занятий, очевидно не связанных с вашей профессиональной специализацией, вы действительно можете стать более профессиональным в своей области. Хочешь стать лучшим инженером? Займись скалолазанием. Хочешь стать лучшим администратором – научись готовить. Хочешь стать лучшим учителем – запишись в секцию по дзюдо. Хочешь стать лучшим ландшафтным дизайнером – бери уроки шахмат. Мечтаешь совершить открытие и произвести прорыв в области радиологии – не стыдись своего увлечения плотничеством! Вот простейший и прямой путь стать лучшим.

«Идея о том, что мозг меняется под воздействием нового опыта, сама по себе не нова, но предложение – приобретать навыки, которые в корне отличаются от повседневных занятий, и то, как это может улучшить эмоциональное состояние человека, его адаптивность и способность к восприятию – вот что ново. Идеи, которые вы высказываете, лежат в русле основных исследовательских направлений», – сказал мне профессор Гудлетт.

 

Цирк с тремя аренами

 

Я пишу эту книгу, чтобы опровергнуть постулат о том, что все мы должны быть специалистами в той или иной области, чтобы вести успешную жизнь в современном мире. Я допускаю специализацию в профессиональной деятельности – до известной степени, но об этом позже. Многие из нас, как говорится, поднимают бунт на корабле, столкнувшись с ограничениями, когда в часы досуга речь заходит, например, об акварельных красках, починке автомобиля или коллекционировании предметов антиквариата. Честно говоря, на нас так давит огромная масса того, что еще нужно сделать, выучить и достичь в этой жизни, что кажется, нам никогда со всем не управиться. Жизнь – это цирк с тремя аренами, и слишком многие из нас довольствуются тем, что выступают только на одной – выбранной единожды – раз и навсегда. Увеличенный снимок может стать красивым портретом, но тем из нас, кто не признает его узких рамок, нужна широкая панорама. Я собираюсь наглядно показать преимущества «больших размеров». А потом мы ринемся штурмовать преграды, лежащие на пути к вашим жизненным возможностям, потому что чрезмерная специализация, скажем прямо, губительна и для здоровья, и для эмоционального, познавательного, интеллектуального и психологического развития. Вы скоро убедитесь, что наиболее существенную выгоду вы получаете, когда увлекаетесь разнообразными занятиями, а не когда ваше внимание сосредоточено на чем-то одном.

Если вам не нравится метафора с цирком и тремя аренами, могу предложить другую, например, эту: на плите потихоньку кипит что-то в нескольких кастрюлях или бурлит, переливаясь через край, в одной. Этот образ помогает ощутить разницу в напряжении, которую мы еще будем исследовать, между тем, что в современной культуре означает быть специалистом и быть универсалом. Западный мир переполнен специалистами – экспертами в своей области на милю в глубину и на дюйм в ширину. Конечно, это не так уж и плохо. Вы, безусловно, захотите воспользоваться навыками специалиста, если заболеете какой-нибудь редкой болезнью, или столкнетесь с трудностями в вопросах законодательства, или когда запутанные налоговые проблемы лишат вас покоя, но вряд ли такое возможно, чтобы только диплом или сертификат гарантировал универсальность специалиста в стандартном понимании этого слова. Например, в медицине, если вы представляетесь как «доктор» – вас непременно спросят: «Какой вы доктор?» Под давлением специализации студенты-медики выбирают какую-либо одну профессиональную область, например педиатрию. Затем они обнаруживают интересную нишу и становятся педиатрами-онкологами. Вскоре они понимают, что настоящее дело – это зарабатывание денег и престижа, а наиболее интересные случаи представлены, скажем, в педиатрической онкологии вкупе со специализацией в ортопедии. И так все дальше и дальше – бесконечно сужающаяся перспектива. Возможно ли представить себе хирурга-ортопеда, специализирующегося только на левом  плече?

То, что вы сейчас прочтете, это отрывок, взятый мной из блога под названием «Творческий универсал»:

 

Специалисты неизбежно и бесповоротно становятся все более специализированными. Наука, которая была совокупностью таких дисциплин, как физика, биология, химия, теперь разбита на сотни специализированных составляющих. Студенты больше не изучают биологию. Они изучают различные ее отрасли. В СМИ, как в том числе и пространстве телевещания, которое раньше представляло собой несколько основных телеканалов, теперь основное место занимают кабельные станции, состоящие из тысяч узкоспециализированных каналов.

 

В книге «Живой ум» я приведу доводы в пользу возвращения к особому взгляду, свойственному эпохе Возрождения, когда человек стремился к гармонии, – сегодня от этого понятия веет приятной стариной. Греки одними из первых воплотили идеал, который римский поэт Ювенал определил как mens sana in corpore sano, что в переводе означает «здоровый разум в здоровом теле». Сегодняшний человек как представитель современного Возрождения возносит греческий идеал на новый уровень, ведь в его распоряжении широчайший круг достижений и интеллектуальных интересов. Например, некто – он или она – может быть очень разносторонне развитым человеком и одновременно быть успешным специалистом, являющимся советником президента одной из пятисот крупнейших компаний мира, и прекрасным музыкантом, виртуозно владеющим игрой на фортепиано, и знатоком живописи эпохи Возрождения, и поклонником древнегреческой литературы, а также книголюбом, цитирующим наизусть всего Шекспира, знающим толк в изысканных блюдах гурманом, скажем, как гений математики Алан Кларк, который в тридцать два года был избран деканом Научной Школы университета Пардье, а затем стал президентом университета Кларксона. Или такой, как автор книги «Бой в эрогенной зоне», стипендиат академической программы Фулбрайта – Ингрид Бенджис, которая занимается рыботорговлей в Мэне, преподает английский язык в Санкт-Петербургском государственном университете и поет в любительской оперной труппе.

Я надеюсь, что вас вдохновят истории об этих и других представителях современного Возрождения, и вы начнете учиться, чтобы с помощью перекрестных тренировок своего мозга стать «самому себе тренером» или, как это говорится по-английски, стать «тренерами своего мозга» – «brain trainer». Я уже слышу, как вы возражаете: «У меня нет на это времени!», и даже не спорю. Я полностью согласна с вашим возражением. Однако знайте: подвижная деятельность (или безумная занятость) – это одно, а умственная – совсем другое. Будь вы заботливая мамочка, которой после уроков надо не просто забрать детей из школы, но еще и развезти их по кружкам и спортивным секциям, или очень ответственный, а потому вечно загруженный делами работник, или продвинутый шестидесятник, или обычный человек, которому не хватает былого темпа и напряжения жизни, поскольку дети ваши уже давно выросли и разлетелись из родного гнезда, – каждому эта книга подскажет, как в перегруженном расписании найти время для того, чтобы насладиться богатством выбора и разнообразием увлечений. Знаете ли вы, какую чистую прибыль принесут вам перекрестные тренировки и усиленное интеллектуальное питание? В результате укрепится ваше физическое и умственное здоровье, и вы станете ярче воспринимать жизнь, – таков выигрыш. И за него стоит побороться!

 

Триумфальная арка

 

Ключ к достижению живости ума – техника, которую я называю «Победа за двадцать минут». Она означает ежедневное полное погружение в выбранную вами деятельность минут на двадцать. Секрет – в непрерывности практики и постоянном увеличении интенсивности каждого последующего своего «погружения» (это напоминает упорство, с которым ребенок учится ходить – методично, постоянно и все увереннее, день ото дня) в духе кайдзен.

Кайдзен – это древняя японская философия дзен, предполагающая движение к достижению великих целей маленькими шагами. В нашем случае практика программы «живой ум» потребует от вас прогрессивно-поступательного движения в направлении к цели перекрестной тренировки – ежедневно, в течение двадцати минут внимательно сосредотачиваясь на той задаче, которую вы для себя выбрали.

Что вы можете сделать за двадцать минут? Вы можете изучить некоторые основы игры в шахматы. Вы можете запомнить пять новых французских слов. На первый взгляд, мало, но, по принципу приращения прибыли на вашем банковском счете, суммарный прогресс, достигнутый за эти двадцать минут интенсивных ежедневных упражнений (или тренировок ума), может оказаться поразительным.

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.