Анализ несчастных случаев при переправах — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Анализ несчастных случаев при переправах

2019-07-12 151
Анализ несчастных случаев при переправах 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Анализ общего числа несчастных случаев при переправах через водные преграды за все послевоенные годы (1946—1982 гг.) в зависимости от видов туризма, характера организации тури­стских походов (плановые и самодеятельные), сложности тури­стского путешествия, способа переправы приведен соответствен­но в табл. 3—4.

Из приведенных данных видно, что наибольшее количество несчастных случаев происходит при переправах вброд. Большая часть этих случаев (три четверти общего их количества) проис­ходит с начинающими или пока еще не очень опытными тури­стами. К этому есть определенные причины. Как горный хребет может иметь несколько перевалов различной категории сложно­сти, так и горная река состоит из тех или иных участков, отлича­ющихся между собой по сложности. Но характер перевала не меняется многие годы, сложность его в целом постоянная, что по­зволяет М.КК строго следить за допуском на данный перевал только тех туристов, которые имеют соответствующий опыт.Сложность же того или иного участка реки зависит не только от времени года, но и от времени суток, а в течение этих суток еще и от погоды. МКК не может ограничивать допуск туристов к пе­реправе через какой-либо участок простой реки. Даже достаточ­но простая река в период высокой воды становится весьма сложной. Начинающие же туристы, недостаточно разбирающиеся в сложности водной преграды, по-прежнему считают, что этот участок

55

 

Таблица 3

 

 

 

Вид туризма

 

Категория сложности путешествия.

 

некатего-

рийные

 

1

 

II

 

III

 

IV

 

V

 

VI

 

Число случаев Число постра-давших Число случаев Число постра-давших Число случаев Число постра-давших Число случаев Число постра-давших Число случаев Число постра-давших Число случаев Число постра-давших Число случаев Число постра-давших
Горный   4   4/-   6   61—   5   5/-   3   4/1   3   4/-   3   5/—   —      
Пеший   5   23/-   4   51-   3   3/-   6   10/-   1   2/-   3   4/-   —      
Водный   1   1/-       —       —   1   1/-   1   2/—   1   2/-   —      
Всего   10   28/-   10   11/-   8   8/-   10   15/1   5   8/-   7   11/-   —      

 

Примечание. Здесь и далее в числителе дроби — количество погибших, в знаменателе — количество получивших серьезные травмы.


Таблица 4

 

Вид переправы

 

Случаи

 

Пострадавшие

 

количество   %   количество   %   всего, %  

Вброд

 

Пешком В автома­шине   26   2   52,0   4,0   42/-   10/-  

51,2

63,4

12,2

 

Над водой

 

По бревну По камням По мосту   11 2 1   22,0 4,0 2,0   13/— 1/1 2/-   15,9 2,5 2,5     20,9  

По воде

 

На плоту На лодке Вплавь   3 3 2   6,0 6,0 4,0   4/ 5/ 4/  

4,8

6,1 15,7

4,8

 

       

 

 

сток совсем не сложный. Отсюда и берут свое начало несчастные случаи.

Но ошибочно думать, что несчастные случаи при перепра­вах — удел только новичков. Если сравнить количество подоб­ных несчастных случаев с количеством путешествий той или иной' категории сложности по всем видам туризма, то окажется, что наиболее опасными являются переправы в походах V к. с. (табл. 5).

Многие причины гибели туристов на переправах объясняются следующими ошибками. Разрабатывая маршрут путешествия по горам или предгорным районам страны, туристы не уделяют должного внимания водным преградам. Не всегда изу­чают характер реки, разведывают берега реки, определяют на­иболее безопасные способы переправы. Часто туристы забывают про элементы страховки: — страховочные веревки либо отсутствуют, либо их количество не соответствует сложности пере­правы. Сюда же следует отнести и неправильное выполнение приемов страховки и самостраховки. Так, применяется запре­щенный при переправах по перилам схватывающий узел, а так­же закрепление петли на перилах на расстоянии от груди, пре­вышающем длину рук.

Одна из причин потери равновесия — несоблюдение правил проведения серьезных переправ вброд в обуви; что резко сни­жает устойчивость туриста в воде при движении по скользким или острым камням. Отсутствие специальной одежды приводит к за­мерзанию участников похода, вследствие чего они стараются двигаться

57


Таблица 5

Категория сложности похода   Количество несчастных слу­чаев при переправах на каждые 10 тысяч похо­дов данной категории сложности   Степень опасности (в %) для походов данной кате­гории сложности относи­тельно походов всех других категорий сложности при равном их количестве  
1   2.8   8,3  
11   3,2   9,6  
III   7,0   20,9  
IV   6,1   18,2  
V   14,4   43,0  
VI   --   --  

 

скорее, забывая элементарные меры обеспечения безопас­ности.

Много несчастных случаев происходит в результате спешки. Часто туристы, выйдя к реке днем, когда уровень воды уже вы­сокий, не откладывают организацию переправы на утро, а осуществляют ее тут же. Нередко участник группы, не дожидаясь окончания движения предыдущего, сам начинает переправу. При быстром передвижении скользящий по перилам карабин трав­мирует кисть руки туриста, вследствие чего все его вни­мание сосредотачивается не на выборе хорошего упора для ног, а на быстрейшем перехвате веревки: при этом созда­ются определенные предпосылки для падения в воду. Они стано­вятся более реальными, когда переправу осуществляют без ру­кавиц. Обжигая руки при скольжении по мокрым перилам, ту­рист уже не заботится о сохранении правильного положения кор­пуса, правильном выборе точки опоры. Неприятность ожога рук заключается в том, что на высоте заживление происходит очень медленно. Понятно, что организация страховки участником, име­ющим ожоги рук, не обеспечит требуемую надежность. Такой турист на долгое время превращается из активного помощника в обременительную обузу для всей группы.

Нередки случаи, когда для переправы не подготавливают веревок, кроме перильной и страховочной, и они бесполезно ле­жат в рюкзаках. Когда неожиданно возникает критическая ситу­ация, дорога каждая секунда, уйдет не одна минута драгоцен­ного времени на то, чтобы турист достал и размотал веревку. Даже если она будет своевременно подготовлена к действию, да­леко не в каждой группе найдутся участники, способные доста­точно точно и на большое расстояние забросить конец веревки плывущему туристу. Имелись случаи, когда конец веревки все-таки был захвачен сбитым потоком туристом, но при натяжении веревки а момент остановки упавшего она вырывалась из рук

58


страхующего, а пострадавшего сносило вместе с ней вниз по те­чению.

Для переправы первых участников в группах (за исключени­ем туристов-водников) совершенно не используется такое на­дежное и достаточно удобное индивидуальное спасательное сред­ство, как надувной спасательный жилет. Стандартный армейский жилет с полностью надутыми камерами имеет подъемную силу не менее 16 кг, чего хватает для удержания человека в воде в вертикальном положении. Однако для переправы вброд через особенно бурные реки, чтобы у туриста, упавшего в вспененные валы не сбилось дыхание и он не захлебнулся, рекомендуется иметь спасательный жилет с подъемной силой до 24 кг, жела­тельно с надувным воротником. Требование к наличию у груп­пы нескольких жилетов (1—3 в зависимости от характера наибо­лее сложной предстоящей переправы и предполагаемого способа переправы первых участников) должно стать нормой деятельнос­ти МККи КСС, дающих разрешение на выход группы на маршрут, связанный с организацией переправы через реки даже на участ­ках средней сложности.

Необходимо тщательно соблюдать правила эксплуатации спасательного жилета, включая подгонку поддерживающего рем­ня по длине, его обязательное пристегивание, а также полное застегивание самого жилета. Несоблюдение этих правил уже не раз приводило к срыву потоком туриста, не полностью застегнув­шего жилет, и его гибели.

Не всегда участники переправы при выборе трассы движе­ния представляют себе опасность ударов о камни сорванных по­током первых переправляющихся. Конечно, удары о камни в основном приходятся на конечности, что не так опасно. Но уда­ры по жизненно важным центрам, в результате которых может возникнуть болевой шок или потеря сознания, практически всег­да приводят к тому, что человек захлебывается.

Ответственность за каждого человека в группе, за благопо­лучное окончание похода, а в данном случае и за оценку опас­ности выбранного для переправы участка, целиком лежит на руководителе. Высокое чувство ответственности, воспитанная на­шей моралью обязанность помочь товарищу в беде заставляют руководителя, не задумываясь о личной безопасности, первым броситься на помощь терпящему бедствие. Анализ несчастных случаев в туризме показывает, что почти 40% всех случаев ава­рийности заканчивается гибелью руководителя. Это крайне усугубляет тяжелое положение группы, ставит ее на грань новой аварии. Вот почему в критической ситуации участники, оберегая своего руководителя, должны серьезно предостеречь его от не­соблюдения им тех или иных мер безопасности.

59


ЛИТЕРАТУРА

Абалаков В. Основы альпинизма. М., ФиС, 1958.

Бардин К. Азбука туризма. М., «Просвещение», 1973.

Болдырев С., Жмуров В., Косарев Е. Сложные туристские по­ходы. М., ФиС, 1959.

Водоходов А. Горный туризм. Алма-Ата. «Казахстан», 1974.

Волков Н. Спортивные походы в горах. М., ФиС, 19,74.             

Гранильщиков Ю., Вейцмам С., Шимановский В. Горный туризм. М., ФиС, 1966.

Захаров П. Инструктору альпинизма. М., ФиС, 1982.

Малеинов А. Альпинизм. М., ФиС, 1956.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.