Переправы вброд через водные преграды — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Переправы вброд через водные преграды

2019-07-12 167
Переправы вброд через водные преграды 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПЕРЕПРАВЫ ВБРОД ЧЕРЕЗ ВОДНЫЕ ПРЕГРАДЫ

Методические рекомендации

Центральное рекламно-информационное бюро «Турист»

  Москва — 1984


Одобрено Управлением самодеятельного ту­ризма Центрального совета по туризму и экскур­сиям и рекомендовано работникам советов по туризму и экскурсиям федерации туризма, ко­миссиям горного, пешего и водного туризма, руководителям туристских групп, а также инст­рукторам-преподавателям семинаров по под­готовке общественных туристских кадров.


Горные реки не раз создавали препятствия на пути турист­ских групп. Порой их буйный поток заставлял даже опытных ту­ристов отказаться от завершения ранее разработанного основно­го маршрута, ждать снижения уровня воды после паводка на протяжении одного, двух, а то и трех дней, выбирать место воз­можной переправы, проходя при этом многие километры по прижимам, через скальные участки и каньоны,

Наиболее опасный вид преодоления водных препятствий — переправа вброд, при которой турист вступает в напряженную борьбу с потоком, о характере которого он не имеет достаточно ясного представления.

Цель данной работы — пополнить знания туристов по орга­низации и проведению переправы вброд и профилактике несча­стных случаев при преодолении водных потоков.

ОСОБЕННОСТИ ГОРНЫХ РЕК

Особенности рек в горных районах и предгорьях страны обус­ловлены в первую очередь источниками их питания. Это оказы­вает влияние на следующие характеристики реки.

Резкие сезонные и суточные колебания уровня воды. Зимой уровень воды в горных реках резко снижается, скорость течения падает, а участки поверхности реки с наиболее спокойным дви­жением воды замерзают. Летом в верховьях реки наибольший уровень воды наблюдается в самые жаркие месяцы — июле и августе. Для горных рек характерно и суточное изменение уров­ня воды, которое летом, в жаркие солнечные дни может превы­сить в верховьях 50 см. Вода в реке начинает прибывать после восхода солнца и достигает максимума в начале второй половины дня—в 15—16 ч. Чем ближе к зоне таяния снежников и ледников, тем раньше поднимается уровень воды. Для средней части тече­ния реки, т. е. далеко от источников ее питания, максимальный уровень воды наблюдается с 16—17 ч и до самой темноты. Но уже в позднее вечернее время, а тем более ночью, когда процесс таяния снега и льда в горах резко сокращается из-за понижения температуры воздуха, уровень воды начинает снижаться, дости­гая минимального значения к началу рассвета. Поэтому наибо­лее целесообразное время для переправы вброд — утренние ча­сы — с 5 до 9 часов.

3


 


В период пасмурной прохладной и без осадков погоды уро­вень воды изменяется незначительно, почти не отличаясь от мак­симального суточного значения.

Во время дождей или теплых ветров (фенов) уровень воды изменяется очень резко, независимо от времени суток. Продол­жительные ливневые дожди приводят даже к паводкам, в резуль­тате которых могут быть снесены временные мосты и кладки.

Изменение мощности потока. В верховьях реки сила потока, а также глубина русла относительно невелики. В русле реки, как правило, много крупных камней. В утренние часы они закрыты водой не полностью. Все это позволяет достаточно легко органи­зовать переправу вброд или над водой по камням.

В средней части течения сила потока значительно возрастает за счет стока в основное русло реки горных ручьев с окружающих долину хребтов. Сильное течение увлекает вниз по долине даже большие камни; над водой возвышаются только наиболее круп­ные из них. Возможность переправы вброд, а также по камням здесь значительно сокращается, целесообразны лишь перепра­вы над водой.

В нижней части течения реки в связи с дальнейшим увели­чением ширины и глубины русла и некоторым снижением ско­рости потока рекомендуется организовывать переправы по воде:

на плотах, лодках, с помощью надувных средств (при скорости течения не выше 2,5 м/с).

Сильный поток, помимо непосредственного воздействия на переправляющегося вброд туриста (о чем будет сказано ниже), оказывает влияние и на устойчивость камней. Достаточно неболь­шого дополнительного движения со стороны туриста: опоры, уда­ра ногой при переправе вброд, прыжка при переправе над водой, чтобы неустойчиво лежащие камни пришли в движение. Но не только сам движущийся камень может сбить туриста с ног, при­давить или заклинить его ногу. Попытка избежать встречи с дви­жущимся камнем приводит к потере равновесия, а быстрое тече­ние тут же сбивает туриста с ног. Упавший в воду турист, несмот­ря на страховку, может получить травму в результате ударов о камни при неуправляемом движении в бурном потоке.

Отсутствие видимости характера дна реки. Если у значитель­ного количества рек Кавказа, Алтая и Центрального Тянь-Шаня в обычных условиях при глубине потока 50—60 см прозрачность воды позволяет рассмотреть характер дна, то у горных рек Па­мира, Северного и Западного Тянь-Шаня, Памиро-Алая и Фан-ских гор из-за наличия в воде мельчайших взвешенных частиц почвы и легкоразмываемых пород, дно не просматривается даже на незначительной глубине. В периоды дождей, а также весной во время сильного таяния снега на склонах окружающих доли­ну реки хребтов, схода к реке грунтовых лавин такое явление характерно для всех рек горных районов и предгорий.

.4


Когда дна реки не видно, турист, выбирая опоры для очеред­ного шага, должен буквально прощупывать ногой каждый ка­мень, расположенный по линии движения. Окончательно масса тела на эту ногу переносится только после опробования выбран­ной опоры на прочность и возможность упора, выдерживающего поток воды.

Низкая температура воды. Время допустимого пребывания человека в холодной воде зависит от степени погружения телаи, в некоторой степени, от закалки организма. Так, при погружении по колено в воду, имеющую температуру плюс 5°С, это время не должно превышать 12—15 мин. Но в верховьях горной реки вбли­зи зоны таяния снежников и льда температура воды нередко па­дает до плюс 2°С. Даже непродолжительное пребывание в такой воде рассеивает внимание туриста, заставляет, вопреки элемен­тарным требованиям обеспечения безопасности, двигаться ско­рее, не уделяя должного внимания страховке.

Во время сложной переправы вброд через широкую водную преграду в условиях длительного пребывания в воде следует из­бегать резких движений, так как эластичность связочно-сумочного аппарата ног при охлаждении резко снижается, возможность травматизма возрастает. В том числе и по этой причине достаточ­но сложные переправы необходимо совершать не только в обу­ви, но и в носках.

На характер горных рек существенное влияние оказывает рельеф дна долины.

Каменистое, неровное дно придает движению воды турбулент­ный (беспорядочный) характер, способствующий некоторому снижению общей скорости потока. Вместе с тем, большие камни разбивают поток на отдельные струйные течения, скорость дви­жения которых может превысить максимальную скорость тече­ния неразветвленной части потока.

Крутые берега затрудняют спуск к воде и подъем на проти­воположный берег переправляющегося, натяжение на нужной высоте над поверхностью потока перил для переправы осталь­ных участников.

Скорость движения потока из-за того, что дно горной долины, особенно в верховьях, имеет значительный перепад высот, может достигать 6—7 м/с. На отдельных участках (в теснинах или кань­онах), а также на отвесах, где поток превращается в водопад, скорость движения воды еще выше.

Неровное, каменистое и непроглядываемое дно, низкая тем­пература воды, движение камней по дну реки, крутые берега, шум воды рассеивают внимание переправляющегося, не дают воз­можности руководителю корректировать передвижение туриста. Внимание туриста отвлекает и мелькание на солнце водных струй и бурунов. Мелькание вызывает даже у некоторых участ­ников головокружение и потерю ориентировки. Все это серьезно осложняет туристам преодоление серьезной водной преграды.

5


В период пасмурной прохладной и без осадков погоды уро­вень воды изменяется незначительно, почти не отличаясь от мак­симального суточного значения.

Во время дождей или теплых ветров (фенов) уровень воды изменяется очень резко, независимо от времени суток. Продол­жительные ливневые дожди приводят даже к паводкам, в резуль­тате которых могут быть снесены временные мосты и кладки.

Изменение мощности потока. В верховьях реки сила потока, а также глубина русла относительно невелики. В русле реки, как правило, много крупных камней. В утренние часы они закрыты водой не полностью. Все это позволяет достаточно легко органи­зовать переправу вброд или над водой по камням.

В средней части течения сила потока значительно возрастает за счет стока в основное русло реки горных ручьев с окружающих долину хребтов. Сильное течение увлекает вниз по долине даже большие камни; над водой возвышаются только наиболее круп­ные из них. Возможность переправы вброд, а также по камням здесь значительно сокращается, целесообразны лишь перепра­вы над водой.

В нижней части течения реки в связи с дальнейшим увели­чением ширины и глубины русла и некоторым снижением ско­рости потока рекомендуется организовывать переправы по воде:

на плотах, лодках, с помощью надувных средств (при скорости течения не выше 2,5 м/с).

Сильный поток, помимо непосредственного воздействия на переправляющегося вброд туриста (о чем будет сказано ниже), оказывает влияние и на устойчивость камней. Достаточно неболь­шого дополнительного движения со стороны туриста: опоры, уда­ра ногой при переправе вброд, прыжка при переправе над водой, чтобы неустойчиво лежащие камни пришли в движение. Но не только сам движущийся камень может сбить туриста с ног, при­давить или заклинить его ногу. Попытка избежать встречи с дви­жущимся камнем приводит к потере равновесия, а быстрое тече­ние тут же сбивает туриста с ног. Упавший в воду турист, несмот­ря на страховку, может получить травму в результате ударов о камни при неуправляемом движении в бурном потоке.

Отсутствие видимости характера дна реки. Если у значитель­ного количества рек Кавказа, Алтая и Центрального Тянь-Шаня в обычных условиях при глубине потока 50—60 см прозрачность воды позволяет рассмотреть характер дна, то у горных рек Па­мира, Северного и Западного Тянь-Шаня, Памиро-Алая и Фан-ских гор из-за наличия в воде мельчайших взвешенных частиц почвы и легкоразмываемых пород дно не просматривается даже на незначительной глубине. В периоды дождей, а также весной во время сильного таяния снега на склонах окружающих доли­ну реки хребтов, схода к реке грунтовых лавин такое явление характерно для всех рек горных районов и предгорий.

4


Когда дна реки не видно, турист, выбирая опоры для очеред­ного шага, должен буквально прощупывать ногой каждый ка­мень, расположенный по линии движения. Окончательно масса тела на эту ногу переносится только после опробования выбран­ной опоры на прочность и возможность упора, выдерживающего поток воды.

Низкая температура воды. Время допустимого пребывания человека в холодной воде зависит от степени погружения тела и, в некоторой степени, от закалки организма. Так, при погружении по колено в воду, имеющую температуру плюс 5°С, это время не должно превышать 12—15 мин. Но в верховьях горной реки вбли­зи зоны таяния снежников и льда температура воды нередко па­дает до плюс 2°С. Даже непродолжительное пребывание в такой воде рассеивает внимание туриста, заставляет, вопреки элемен­тарным требованиям обеспечения безопасности, двигаться ско­рее, не уделяя должного внимания страховке.

Во время сложной переправы вброд через широкую водную преграду в условиях длительного пребывания в воде следует из­бегать резких движений, так как эластичность связочно-сумоч-ного аппарата ног при охлаждении резко снижается, возможность травматизма возрастает. В том числе и по этой причине достаточ­но сложные переправы необходимо совершать не только в обу­ви, но и в носках.

На характер горных рек существенное влияние оказывает рельеф дна долины.

Каменистое, неровное дно придает движению воды турбулент­ный (беспорядочный) характер, способствующий некоторому снижению общей скорости потока. Вместе с тем, большие камни разбивают поток на отдельные струйные течения, скорость дви­жения которых может превысить максимальную скорость тече­ния неразветвленной части потока.

Крутые берега затрудняют спуск к воде и подъем на проти­воположный берег переправляющегося, натяжение на нужной высоте над поверхностью потока перил для переправы осталь­ных участников.

Скорость движения потока из-за того, что дно горной долины, особенно в верховьях, имеет значительный перепад высот, может достигать 6—7 м/с. На отдельных участках (в теснинах или кань­онах), а также на отвесах, где поток превращается в водопад, скорость движения воды еще выше.

Неровное, каменистое и непроглядываемое дно, низкая тем­пература воды, движение камней по дну реки, крутые берега, шум воды рассеивают внимание переправляющегося, не дают воз­можности руководителю корректировать передвижение туриста. Внимание туриста отвлекает и мелькание на солнце водных струй и бурунов. Мелькание вызывает даже у некоторых участ­ников головокружение и потерю ориентировки. Все это серьезно осложняет туристам преодоление серьезной водной преграды.

5


Но самая главная сложность и опасность при переправе вброд — сила воздействия потока, определяемая рядом факто­ров, важнейшими из которых являются скорость течения и глу­бина реки (рис. 1).                     

Рис. 1. Зависимость силы воздействия потока на туриста от скорости течения воды и глубины погружения человека

1 — глубина погружения до колена; 2 — до паха;

3 — до пояса

При переправе вброд в верховьях горной реки сила воздей­ствия потока на туриста имеет следующие величины (табл. 1).

Величина силы потока, способного сбить человека с ног, должна быть больше или равна силе трения ног туриста о дно реки. На силу трения влияют масса человека, сила сцепления подошв с дном реки. Эта сила в свою очередь зависит от того—босиком турист или в обуви, какая подошва:


Таблица I

Скорость течения потока (м/в)  

Сила воздействия потока (кгс) на человека при глу­бине погружения (м);

 

    до колена — 0.5   до паха — 0,9   до пояса — 1,05  
0,5 1,0 1,5 2,0 2,5 3,0 3,5 4,0 4,5 5,0 5,5 6,0   1,3 5,0 11.3 20,2 31,5 43,4 61,8 80,6 102,1 126,0 152,5 181,4   2,3 9,2 20,7 36,8 57,3 82,6 112,5 146,9 185,9 229,5 277,7 330,5   2,7 10,6 23,9 42,4 66,3 95,4 129,9 169,6 214,7 265,0 325,7 381,6  
               

 

обычная гладкая, профилированная или отриконенная), от по­ложения ступней ног, величины и расположения камней, харак­тера их поверхности (ровные, скользкие и т. д.). К уменьшению силы трения, начиная с глубины переправы порядка 0,8—1,0 м, приводит и уменьшение массы тела человека. Так, в момент погружения до пояса масса человека средней комплекции умень­шается примерно на 40 кг.

На силу воздействия потока оказывают влияние и габариты той части тела человека, которая погружена в воду. В этом слу­чае имеют значение комплекция туриста, его положение по отно­шению к потоку, вид одежды (облегающая или нет), погружается дно рюкзака в воду или нет и т. д. С учетом перечисленных мо­ментов получены следующие экспериментальные данные о силе воздействия потока (в кгс) на человека (масса 70 кг, глубина погружения до паха),

Таблица 2

          Характер дна   Вид обуви   Мелкие камни округлой формы   Мелкие камни с резкими гранями   Крупные гладкие скользкие камни  
Отриконенная. подошва   69   76   91  
Профилированная подошва   65   71   63  
Гладкая подошва   61   66   42  
Обувь отсутствует (босиком)   50   38   48  
               

 


при которой величина трения уменьшается до нуля, т. е. человека начинает сносить (табл. 2),

Область значений силы потока, при которой возможна орга­низация переправы вброд в зависимости от глубины реки и скорости течения потока, показана на рис. 2,

Рис. 2. Степень опасности переправы вброд в зависимости отскорости течения, характера дна реки, обуви идругихфакторов ( при глубине погружения туриста допаха )

Однако туристы не должны рассчитывать на максимальные нагрузки, которые человек может выдержать в обычных услови­ях, Неровное дно, характер уклона поверхности камня, на кото­рый опирается турист, скользкие или непрочно лежащие кам­ни, резкое изменение скорости течения воды при переправе вброд вблизи скопления больших камней, рывок провисшей (провиса­ющей) страховочной веревки в момент касания ею поверхности воды, возможный удар камнем, который сильный поток тащит за

8


собой по дну реки, наконец, низкая температура воды — все это может привести к потере устойчивости, в результате чего турист будет сбит с ног, даже при средних нагрузках.

У каждого туриста имеются свои данные (рост, масса, сила и опыт), определяющие его индивидуальную «проходимость» видной преграды. Тем не менее, подготовка к сложной перепра­ве и сама переправа вброд требуют от туристов серьезного отно­шения.

ВЫБОР МЕСТА ПЕРЕПРАВЫ

Перед переправой вброд через сложные участки реки следу­ет осмотреть местность с целью выбора пригодного места; опреде­лить скорость, ширину и глубину реки.

Осмотр местности. Переправляясь вброд, следует подыски­вать участок реки с минимальной по всему сечению скоростью течения, ровным дном с малым количеством крупных камней, возможно меньшей глубиной русла реки, небольшой кривизной берегов, наличием на противоположном берегу у воды крупных камней или деревьев для заброса и закрепления перильной ве­ревки.

Поскольку наибольшую опасность для туристов пред­ставляет сила потока, то необходимо выбрать место, где она минимальная. Желательно, чтобы глубина потока была наимень­шей при наибольшем (за счет увеличения ширины реки) попереч­ном его сечении. Такие относительно мелкие и спокойные участки встречаются в местах, где река разбивается на несколько рука­вов, или имеет наибольшую ширину; течение спокойное, без бу­рунов, что свидетельствует о сравнительно ровном характере дна;

при столкновении двух потоков (например, ниже по течению сра­зу за крупным выступающим из воды камнем) скорость течения за счет их завихрения резко падает. Наличие отдельных островков или отмелей позволит не только организовать промежуточ­ный отдых переправляющихся туристов, но и повысить эффек­тивность разведки дальнейшего пути через реку за счет получе­ния во время отдыха тех или иных рекомендаций от ру­ководителя группы с учетом хода переправы через первый ру­кав реки.

В среднем и нижнем течениях хорошие возможности для пе­реправы вброд создают зоны перекатов, а в лесистых долинах из-за увеличения глубины русла реки они резко сокращаются.

Особое внимание руководитель группы должен обращать на выбор места для организации страховки, наблюдения и руко­водства переправой.

Не рекомендуется выбирать участок реки с крутыми берега­ми. Такие берега, возвышающиеся над водой более чем на 2 м, хотя и облегчают страховку первого туриста при переправе (не требуется большого натяжения страховочной веревки для того, чтобы она не касалась воды), но не позволяют обеспечить натя­жение перильной веревки горизонтально поверхности воды на уровне груди переправляющегося туриста, а это — главное.

Нельзя проводить переправы на участках берега, завален­ных вблизи воды крупными камнями, так как в случае сноса первого туриста при переправе с шестом страхующий должен иметь возможность быстро передвигаться вдоль этого берега. Перелезая через большие камни, страхующий не может с долж­ным вниманием наблюдать за положением в воде сбитого потоком

I3


туриста. Более того, при рывке веревки он сам может упасть на камни и упустить страховочную веревку

Не следует искать место для переправы и на участках изгиба русла реки. Здесь измерение скорости потока, если оно произведе­но туристами на середине реки, не будет соответствовать истинной величине. Это объясняется тем, что наиболее мощная часть пото­ка при изгибе русла смещается к дальнему от центра поворота берегу. Быстрое течение размывает этот берег, делает его крутым и труднодоступным. Поток углубляет русло вблизи крутого бере­га, скорость его при этом резко увеличивается за счет концентра­ции здесь значительной массы воды. Понятно, что сила воздейст­вия потока на переправляющегося туриста также возрастает. Ес­ли крутой берег еще и высокий, то, как говорилось выше здесь невозможно обеспечить нужное натяжение перильной веревки

Желательно, чтобы исходный берег, имея хороший спуск к реке и площадку для нормального по высоте над уровнем потока закрепления веревки, возвышался над поверхностью реки на 1—1,5 м, что позволит уменьшить число случаев касания воды страховочной веревкой.

Скорость течения определяют следующим образом: с отме­ченной на берегу точки в поток забрасывают легкий предмет -поплавок. Одновременно засекают время по минутной и секунд­ной стрелкам часов. По истечении 2-3 мин отмечают место на­хождения плывущего предмета и измеряют расстояние, которое он проплыл. Делением расстояния (в м) на время (в с)определяют скорость течения реки на данном участке.        

Имеется и несколько другой способ. На исходном берегу вдоль течения реки устанавливают две вехи (два камня) на рас­стоянии 60 или 80 м. У дальней (нижней по течению) вехи стано­вится наблюдатель, В поток забрасывают предмет — поплавок и одновременно засекают время по секундной стрелке часов. В мо­мент прохождения поплавка у нижней вехи наблюдатель подает команду голосом или делает отмашку рукой. Это время сразу же засекают. Делением расстояния между створами на время полу­чают величину скорости течения. Туристы должны повторить нес­колько раз эти измерения, бросая желательно как можно более однотипные (одной конфигурации, массы и объема) предметы на разное расстояние от берега. Для получения более точных резу­льтатов желательно, чтобы забрасываемые предметы не были слишком громоздкими и не имели большой парусности Итоги измерений не усреднять, брать только максимальное показание Очень полезно заметить и запомнить примерное удаление от берега места, где поток имеет максимальную скорость. Именно здесь при переправе первого туриста понадобится особое внима­ние как страхуемого, так и страхующих.

В среднем течении реки при установившемся струйном (ла­минарном) режиме скорость движения потока по ширине русла неодинакова. Так, она достигает наибольшей величины по оси потока

14


и близка к нулю у берегов, т. е. имеет колоколообразную фор­му (рис. 4). В верховьях же за счет обилия крупных камней ха­рактер потока хаотический (турбулентный). Здесь частицы жид­кости оказываются как бы перемешанными между собой и поэто­му существенной разницы в величинах скоростей движения от­дельных участков потока не наблюдается.

Рис. 4. Зависимость распределения скорости течения по ширине реки от режима потока:

1 — ламинарный режим; 2 — турбулентный режим

Распределение скоростей течения в вертикальном сечении по­тока имеет почти аналогичный характер. Изменение происходит лишь в верхней части потока в месте соприкосновения воды с ат­мосферой, которая как бы тормозит скорость течения верхних слоев воды (рис. 5). Однако при ветре, совпадающем с направле­нием течения реки, верхняя часть кривой может быть выгнута да­же в сторону течения.

15


Средняя скорость потока по вертикали примерно равна значе­нию скорости, измеренной по глубине 0,6 h. В практике турист­ских путешествий достаточную точность обеспечивает определение

СКОРОСТЬ ТЕЧЕНИЯ  М/С

Рис. 5, Зависимость распределения скорости течения от глубины потока

скорости потока по величине скорости поверхностного ело» Vo, которая измеряется указанным выше способом. Зная V, у можно вычислить и среднюю по вертикали скорость течения:

для мелкого русла (верховья реки) она будет равна 0,8Vо, для большей глубины (среднее течение реки) — 0,9 Vo.

Определение ширины реки. На берегу, в районе выбранного места переправы, подбирают ровный и горизонтальный участок протяженностью вдоль реки до 50 м. Один из туристов стано­вится на верхнем (по течению) краю указанного участка в полобо­рота к реке вниз по течению и надевает на голову шапочку с ко­зырьком (прикладывает ко лбу ладонь «козырьком», книжку, ли­нейку и т. п.). Затем, не меняя положения корпуса, разворачивает голову так, чтобы кромка противоположного берега совместилась

16


с нижним краем козырька. Не меняя наклона головы и положения корпуса, плавно повернуть голову на 90° (вниз по течению)- и на исходном берегу заметить какой-либо предмет-ориентир, так­же совместившийся с нижним краем козырька. Измерить рас­стояние до предмета-ориентира, вычесть из этой величины рас­стояние от точки, где стоял турист на исходном берегу, до воды. Оставшееся значение и есть ширина реки выданном месте. Для уточнения полученной величины измерение, повторяют. При этом турист должен встать на нижнем (по течению) краю горизонтального участка вполоборота к реке вверх по течению. Результаты измерений усредняют.

Определение глубины реки. При выборе места переправы она определяется визуально, если вода прозрачная и дно просмат­ривается хотя бы на первых метрах намеченной трассы пере­правы. Характер поверхности потока над видимой частью дна позволит иметь группе приблизительное представление о глубине русла. Если видимость отсутствует из-за непрозрач­ности замутненной воды, о глубине русла можно судить лишь по состоянию поверхностного слоя потока. Так, наличие бурунов, пенистых валов, отдельных, ярко выраженных струйных течений, а тем более торчащих из воды камней свидетельствует о том, что глубина потока относительно небольшая — до 1 м. В то же вре­мя при общем крупнокаменистом характере дна реки на обсле­дуемом участке гладкая поверхность быстро текущей воды го­ворит о глубине, превышающей 1 м, где успех переправы вброд сомнителен.

Более точное представление о глубине русла реки дает толь­ко переправа вброд первого участника. Его движение позволит руководителю группы при необходимости скорректировать трас­су переправы так, чтобы движение остальных участников по­хода проходило через поток меньшей глубины.

НАВЕДЕНИЕ ВЕРЕВОЧНЫХ ПЕРИЛ

Наведение перил через сложный участок реки — ответствен­ное мероприятие, обеспечивающее при положительном резуль­тате не только переправу всей группы, но и безопасность ее уча­стников. Однако наведение перил представляет собой, как прави­ло, весьма трудоемкий процесс.

Наиболее простым и быстрым является наведение перил на неширокой реке, имеющей небольшой участок, на котором она совершает поворот более чем на 90°. Это, при соответствующем характере рельефа противоположного берега (отсутствие боль­ших деревьев или больших камней вблизи воды), позволяет груп­пе, не совершая работ по заброске веревки или переправы первых участников, натянуть перила (рис. 6).

Перила организуют из основной веревки. Вероятнее всего, од­ной веревки может не хватить. Рекомендуется, оценив приблизи­тельно ширину участка на исходном берегу, связать две — три веревки

17


так, чтобы при их натяжении и закреплении узлы находи­лись не над водой, а над сушей, что позволит избежать процесса перестежки карабина во время переправы. Оба конца веревки закрепляют на исходном берегу в ближней и дальней точках. Же­лательно, чтобы середина веревки, проходящая через противопо­ложный берег, была зафиксирована среди камней или кустов, что уменьшит амплитуду колебания веревки в горизонтальной плос­кости при переправе первого участника. Выходя на противопо­ложный берег, участник вытягивает (после снятия крепления ве-

Рис. 6. Организация перил для переправына участке

крутого поворота реки:          ;,

А — общее направление маршрута группы; Б — на­чальное положение перильной веревки; В — перильная веревка в натянутом положении; 1 — ближняя точка закрепления веревки; 2 — дальняя точка

ревки в дальней точке) дальний конец веревки к себе. Если не­обходимо, он развязывает узлы, соединяющие веревки. Крепит конец первой веревки за камень, дерево и т. п. После чего участ­ники находящиеся на исходном берегу, снимают крепление на­чала первой веревки, выбирают слабину, натягивают веревку и снова закрепляют ее конец. Теперь перила готовы для переправы всей группы. Применяют различные варианты наведения перил. Забросверевки важная операция, удачный исход которой

18


снимает с группы проведение большинства подготовительных ра­бот по переправе ее участников. Она экономит силы и время, резко повышает безопасность преодоления водной преграды. Од­нако этот вариант можно осуществить не на каждом участке, что определяется двумя обстоятельствами: шириной реки в месте предполагаемой переправы и характером противоположного бе­рега. Прицельная дальность заброса веревки с «кошками» не превышает 40 45 м, с ледорубом — 30—35 м. Максимальная ши­рина реки в месте предполагаемой переправы составит для забро­са веревки с «кошками» около 30, а с ледорубом — до 20 м. При большей ширине реки группа должна готовить переправу вброд первых туристов.

Выбирая место для заброса веревки, главное внимание обра­щают на противоположный берег. Необходимо, чтобы на нем бы­ла зона или, в худшем случае, группа крупных, диаметром по­рядка 0,5 м, камней, расположенных близко друг к другу, но на некотором удалении от воды, выброшенные течением стволы упавших больших деревьев, растущие деревья или густой кустар­ник. Берег, покрытый камнями среднего размера (диаметром 25—30 см), а тем более мелкими камнями или травой для забро­са веревки не годится.

Длина вспомогательной веревки, как правило, 40, реже 60 м. Один конец ее надежно закрепляют на исходном берегу за большой камень, дерево и т. п. Если ничего подобного нет, на конце вяжут узел проводника, который в момент броска удерживает один из туристов. К другому концу привязывают «кошки», ледо­руб или обломок толстой и крепкой ветки в форме рогатки, а при забросе в зону деревьев — небольшой камень в расчете на то, что веревка захлестнется за одну из ветвей дерева.

Рис. 7. Крепление ледоруба к веревке с помощью петли проводника


При забросе веревки с «кошками» рекомендуется использо­вать только задние 6-зубые части. Их складывают друг на друга кольцами вовнутрь, зубьями наружу. Фитили наматывают между зубьями обеих «кошек». Затем «кошки» обвязывают концом вспо­могательной веревки так, чтобы фитили не разматывались.

Ледоруб прикрепляют к веревке с помощью узла проводни­ка (рис. 7).

Для броска выбирают площадку примерно 3х3 м, ровную, без выступающих камней, за которые веревка могла бы заце­питься, расположенную как можно ближе к воде. После закреп­ления свободного конца веревки на исходном берегу рядом с площадкой, остальную ее часть большими кольцами укладывают вблизи воды перед бросающим так, чтобы конец веревки с при­вязанным предметом оказался наверху.

Бросающий становится на площадке боком к реке, лицом к сложенной веревке на одной с ней линии удаления от воды, берет в руку конец веревки с привязанным предметом так, чтобы пред­мет свисал примерно на 0,5 м. Не меняя положения ступней, раз­ворачивает корпус спиной к реке и заносит руку с веревкой назад до упора. Затем турист делает резкий поворот корпусом в обрат­ном направлении с одновременным бросанием снизу — сбоку ве­ревки под углом 45" к горизонту в направлении противоположно­го берега. Движения бросающего напоминают последнюю фазу движений метателя диска (т. е. без кругового вращения). По­добный способ бросания обеспечивает максимальную дальность, но точность его весьма незначительна.

Если прежде всего требуется высокая точность при средней (порядка 15 м) дальности броска, то рекомендуется следующий способ. Бросающий становится лицом к противоположному бе­регу. Рука с концом веревки опущена вниз. Затем турист делает два-три раскачивания веревки с предметом с постепенным уве­личением амплитуды в плоскости, совпадающей с выбранным участком приземления, и бросает веревку снизу под углом 45° к горизонту. После того, как предмет с веревкой приземлился на противоположном берегу, веревку плавно, без резких рывков вытягивают в направлении исходного берега. Если предмет не заклинился и он свободно дошел до воды, веревку вытягивают на исходный берег, одновременно укладывая ее на площадке большими кольцами. Заброс повторяют. При заклинивании пред­мета турист должен сначала плавно, а затем двумя-тремя рыв­ками проверить натяжение веревки. Проверив таким способом готовность перил, группа может приступать к переправе первого участника.

В случае, если заклинивание предмета на противоположном берегу произошло далеко в стороне от линии кратчайшего рас­стояния между берегами, или веревка заброшена под большим углом против движения потока, бросавшему туристу следует после проверки степени удержания заброшенного предмета при

20


косом к руслу реки положении веревки перейти вдоль берега в сторону заклиненного предмета на новое место так, чтобы рас­стояние через реку между предметом и туристом было наимень­шее. Поскольку положение веревки изменилось, а следовательно изменилось и направление приложения сил на камни, удер­живающие предмет, то на новом месте необходимо еще раз ис­пытать прочность заклинивания предмета. Если новая трасса переправы не так уж сильно отличается по сложности от пре­дыдущей, можно готовить выход первого переправляющегося.

Этот участник выходит на переправу вброд со страховкой ос­новной веревкой, прикрепленной на груди к карабину на страхо­вочном поясе петлей проводника. При выходе туриста на проти­воположный берег основную веревку отстегивают, прочно закреп­ляют и в дальнейшем используют в качестве перил для переправы остальных участников, а прежние временные перила применяют в качестве страховочной веревки.

Переправляющемуся и остальным участникам нужно знать, что временно закрепленные перила могут и не выдержать наг­рузки, тем более, что в процессе переправы направление прило­жения сил на камни, удерживающие, например, «кошки», из-за

Рис 8 Изменение положения приложенных сил на дальнюю точку крапления перильной веревки при пере­праве туриста:

1 — общее направление переправы; 2 — положение перильной веревки в начале переправы; 3 — положение перильной веревки на заключительном этапе пере­правы туриста; А и Б — по


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.089 с.