Передвижение в связке и задержание на снежно-ледовом склоне — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Передвижение в связке и задержание на снежно-ледовом склоне

2019-07-12 140
Передвижение в связке и задержание на снежно-ледовом склоне 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В этом случае необходимо предотвратить срыв всей связки. Точки закрепления:

при попеременном движении — ледоруб, воткнутый в снежную

 

36


площадку. Он выдерживает от 70 до 200 кгс в зависимос­ти от состояния снега и личных качеств страхующего;

при одновременном движении — альпинист в положении самозадержания на льду и в положении задержания партнера на снегу. Он выдерживает от 70 до 100 кгс.

В этих условиях обоим партнерам по связке нужна «косичка-60». При попеременном движении на снегу страхующий осуществляет те же приемы, что и обычно. В случае срыва срабатывает его динамическая страховка плюс амортизатор, соединенный с сорвавшимся. При одновременном движении по снежно-ледовому склону первый партнер держит в руке ми­нимум 4—5 колец веревки—около 5 м. Они нужны в крити­ческой ситуации, когда второй партнер, находящийся сзади и вне поля видимости, упал и, скользя, внезапно нагрузил веревку. У первого в этом случае секунда времени, чтобы сбро­сить кольца веревки и принять положение задержания товарища. Это положение совпадает с положением самозадержания при помощи клюва ледоруба на льду и лопаточки ледоруба на жестком фирне. На мягком снегу задерживающий вонзает древ­ко ледоруба в снег и, держась за ледоруб обеими руками, упирается в склон плотно вбитыми ботинками. Сбрасывание колец задерживающим необходимо для того, чтобы его амор­тизатор тоже был включен в работу. При срабатывании обоих амортизаторов энергоемкость системы удваивается, а опасность травмирования сорвавшегося при скольжении по снежно-ледово­му склону невелика (если нет сбросов, камней и выходов скал): скорость скольжения через 10—15 м становится постоянной. Если же задерживающий попытается произвести задержание при уже натянутой веревке, он может быть сорван и усилием в 60 кгс.

Задача здесь — задержание свободно, падающего тела. Самая слабая точка в цепи страховки — верхний крюк. На него действуют две силы, направленные вниз: одна со стороны сорвавшегося и другая, в два раза меньшая, со стороны страхую­щего. Снижение надежности крючьев наблюдается при наг­рузке 400 кгс: эту нагрузку выдерживает около 95 % вертикаль­ных и 100% горизонтальных крючьев (рис. 30). Приняв пре­дельно допустимой нагрузку на крюк Ркр=400 кгс, получим требуемое усилие срабатывания амортизатора Pi=250 кгс. При меньшем усилии дополнительно увеличивается вероятность травмирования сорвавшегося о скалы пропорционально глубине падения на участке торможения (рис. 31).

Однако не все крючья выдерживают нагрузку в 400 кгс. «Ко­сичка», сложенная пополам и перевязанная тем же шнуром в шести местах, частично решает эту проблему при срывах на глу­бину до одного метра, что часто случается на предельно слож­ных скалах. На первой ступени амортизации «косичка» раскрывается



Рис. 30. Зависимость параметров надежности страховки на скалах от усилия рывка на сорвавшегося:


 

I—увеличение вероятности травмирования о скалы относительно случая мгновенной остановки щ пощ.нлпй остановки (вес 75 кг), (Н + ∆Н)/Н:

1] — усилиена верхний крюк при срыве Ркр, кгс;

III — количество вырываемых крючьев. %;

[V усилие рывкаикл на сорвавшегося Pi. кгс



Рис. 31. Схема движения связки (пример, с. 40)


 


подобно ленточному амортизатору, обеспечивая усилие срабатывания 120—160 кгс на протяжении 0,7 м. При этом на­чальный рывок на крюк не превышает 240 кгс. Такую нагрузку (даже с небольшим запасом) выдерживают все горизонтальные крючья.

САМОСТРАХОВКА

-,В последние годы участились случаи обрыва петель само­страховки из 6-миллиметровых репшнуров при падении горово­сходителя на один метр в случае потери им равновесия. Петля самостраховки, беседка и тело человека не способны вместе поглотить энергию падения. В этом случае развивается усилие более чем 400 кгс, приводящее к разрыву петли. Поэтому следует осуществлять самостраховку концом основной веревки. Однако 10-миллиметровая веревка более жестка, чем репшнур и еще менее способна к поглощению энергии при малых нагрузках. Уси­лие рывка на самостраховочный крюк еще более возрастает, по­вышается вероятность его вырыва.

Элементы «косички-250» способствуют решению проблемы. Достаточно связать всего две ступени на самостраховочном кон­це (см. рис. 29, г), и рывок на самостраховочный крюк не превы­сит 250 кгс, если страхующий упадет на глубину свободного па­дения до одного метра.

ПУНКТ СТРАХОВКИ

При нормальной работе связки, имеющей амортизатор, про­травливания веревки страхующим не происходит. Однако страхующий

38


должен быть готов к протравливанию на тот случай, если все-таки произойдет вырыв верхнего крюка. В этом случае из-за большой глубины падения может полностью выработаться энер­гоемкость амортизатора, и при жестком закреплении веревки па пункте страховки возникнет глухой рывок.

Страхующий должен обеспечить усилие рывка на сорвавшегося не меньше, чем Pi=250 кгс. Верхним пределом нагрузки для Pi следует считать 400 кгс, выше которого вероятность вырыва ве­ртикальных крючьев выходит за 40 % и, кроме того, возникает опа­сность вырыва и более надежных, горизонтальных крючьев. Следо­вательно, задача состоит в обу­чении и контроле навыка дина­мической страховки при среднем значении Piср = 300 кгс. Данное требование соответствует суще­ствующим нормам страховки и отражает реальные возможности туристов, обученных на страхо­вочных стендах.

Если не применить динами­ческой страховки, то вероятность вырыва двух крючьев (вертикаль­ных) — верхнего и следующего за ним составит 5 %. Динамическая страховка с Pi = 300 кгс снижа­ет вероятность вырыва двух крю­чьев до 1 %.

Рис. 32. Схема организации учебного места страховки:

Р — груз точка срыва: 

Р— усилие торможения, начало торможения, 

 Н— общая глубина падения,

Н2 — половина пути падения до и после крюка. 1

И IK'tlH.IH r;l\flllll.l!-1.1' '•'х. 1 '

половина пути падении <до крюка» и i.'i.

Усилие рывка на сорвавшегося — Pi проще оценить по длине верёвки, необходимой на протравливание — ∆Н, необходимой для удержания груза — Р (рис. 32). При этом исходят из ра­венства потенциальной энергии, выделившейся при падении груза весом Р до полной остановки, и энергии, поглощаемой на тормоз­ном пути:  Р х (Н + ∆Н) = Pi х АН,        (1)

где Н — глубина свободного падения. Отсюда:

∆Н = (Р х Н)/ (Pi х Р)        (2)

В ряде случаев удобнее использовать коэффициент протрав­ливания. Он равен отношению Н/∆Н:

Кпр = Н/(Н/2) = 2/ (Pi/Р-1)         (3)

 

39


Так, при Р = 80 кгс и Pi = 250 кгс получаем Кпр == 1, а при Pi == 400 кгс Кпр = 0,5, или, иными словами, «на метр превыше­ния над крюком — от полуметра до метра протравливания».

На страховочных стендах участники не всегда понимают, с какой силой они должны удерживать веревку при протравлива­нии в конкретном случае, и часто с первой попытки не выполняют задания. Рывки на верхний крюк достигают 1000 кгс, часты слу­чаи потери равновесия. При срыве на реальном маршруте стра­хующему нужна ориентировка. Возможны два способа ориенти­ровки.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.