Устройство амортизатора и его характеристики — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Устройство амортизатора и его характеристики

2019-07-12 169
Устройство амортизатора и его характеристики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Рекомендуемый амортизатор «косичка» изготавливают на конце основной веревки или для этой цели используют отдель­ный кусок веревки, соединяемый впоследствии с основной ве­ревкой через узел или карабин. Кроме этого нужен капроно­вый (нейлоновый, полиамидный) шнур с прочностью на разрыв 60—80 кгс для скал и бинт марлевый медицинский шириной 5 см прочностью 8—10 кгс для льда и снега. Бинт можно заменить прядью хлопчатобумажных ниток с той же прочностью. Для из­готовления амортизатора нужны также спички и нож.

На одном из концов веревки вяжут узел проводника или «восьмерку» для соединения с беседкой туриста. Начиная от уз­ла, веревку вяжут в петли, последовательно вставляемые друг в друга, подобно бесконечной вязке узла булинь (рис. 29, а,б). Количество таких петель — 20, на них расходуется около 3,5 м веревки. Каждую петлю связывают с предыдущей кольцом из шнура (рис. 29,в). Расход шнура (бинта) на одну «косич­ку» — 3 м.

Более удобна в обращении «косичка», сложенная пополам и помещенная затем в чехол размером с рукавицу. Противо­лежащие петли в этом случае связывают в пяти местах тем же шнуром.

Для работы на скальных участках следует изготавливать «косичку-250», рассчитанную на усилие срабатывания 250 кгс. Ее вяжут заранее, перед выездом в горы или в базовом лагере.

зз


Петли связывают капроновым шнуром, который имеется в продаже. Например, рекомендуется шнур капроновый плетеный из отходов нити, арт. 00-070-01-207, ТУ 6-06-15-18-79, в мотке 25 метров, диаметр 3 мм, цена 1 р. 54 коп., изготовитель — ЭПО «Химволокно», г. Энгельс. Разрывное усилие — 60 кгс. После связывания колец прямым узлом (без контрольных узлов) концы шнура обрезают, оплавляют на пламени и при прибли­жении пламени горящего шнура к узлу прижимают его кара­бином или крюком. Таким образом предотвращают ослабление прямого узла на кольце. Для отдельного амортизатора требу­ется 4,5 м веревки. Однако «косичку» можно сделать частью страховочной системы ведущего, если взять кусок веревки дли­ной 7,5 м и после изготовления амортизатора использовать свободный конец веревки для связывания беседки и в качестве самостраховочного конца. Число узлов в такой «триединой» системе и общий расход веревки минимальны (рис. 29, г).

Рис. 29. Амортизатор типа «косичка»:

а— первый шаг вязки; 6— последовательность вязки петель амортизатора; в— общий вид амор­тизатора; г — способ переноски амортизатора

На маршрут со снежно-ледовыми склонами следует брать с собой бинт или нити. Перед выходом на склон все участники должны изготовить себе «косичку-60», рассчитанную на усилие срабатывания 60 кгс. Нити, используемые вместо бинта, рекомен­дуются № 10, 12 или 20. Прядь состоит из 6—12 нитей (под­бирается экспериментально по усилию срабатывания «косички»). Прядь нитей или бинт перед связыванием смачивают водой

34


для равномерного натяжения и надежной фиксации прямого узла. Свободные концы после связывания обрезают до длины около 1 см, контрольные узлы не вяжут. «Косичку-60» сохраня­ют до конца восхождения или развязывают, если в ней отпала

необходимость и она стала помехой.

Выбирая или меняя материал для связывания петель, нуж­но проверить работоспособность «косичек». Усилие срабатывания звеньев «косички-60» проверяют нагруженном ее весом челове­ка. Таким же образом определяют прочность капронового шнура на разрыв. «К.осичку-250» проверяют нагруженном ее под из­вестным весом нескольких человек, динамометром либо рас­четным путем при сбрасывании известного груза на известную глубину по длине тормозного пути (см. формулу 1 на с. 39). Характеристики «косичек» приведены в табл. 1.

'Таблица 1,

Наименование характеристики   <Косичка-250»   <Косичка-60»  
Длина в развернутом варианте, см Длина в сложенном вдвое варианте, см Тормозной путь, м Энергоемкость, кгм   60—65 30—35 3—3,5 750   60—65 30—35 3-3,5 180  
Допустимый выход над крюком на отвесе при весе 80 кг, м   3     Не использовать  
Допустимая скорость скольжения при за­держании на снежно-ледовом склоне при весе 80 кг, м/с  

Не использовать               7 (т.е. б с на дли­не                                

                                       веревки 40 м)

 

То же при нагружении обеих «коси-чек-60», находящихся у партнеров по связке   »   10 (t. е. 4 с на длине веревки 40 м)  
Потребное количество на группу, шт.   1- 2 (только для идущих с нижней страховкой)   По 1 на каждого участника  

 

ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ

«Косичка» работает по тому же принципу, что и ленточные амортизаторы — за счет поочередного разрыва связующих ко­лец. При этом петли поочередно распускаются, высвобождая за один цикл до 20 см веревки. Динамическая картина торможения представляет собой пилообразную кривую с глубиной зубцов (модуляцией) 15—20% от максимального усилия. Благодаря устройству плетения «косички» нагрузка на разрывные элементы передается ослабленной в 4—6 раз, за счет чего большой эффект достигается малыми средствами.

ОСОБЫЕ УКАЗАНИЯ

Надо иметь в виду, что амортизатор — средство безо­пасности. Обычно такие средства изготавливаются промышлен­ностью, подвергаются техническому контролю и сопровождаются

35


паспортами. «Косичка» предлагается для самодеятельного из­готовления альпинистам и туристам любой квалификации. На­вык вязки амортизатора должен быть таким же прочным, как навык вязки альпинистских узлов. Хотя «косичка» показала себя безотказной при ее многочисленных испытаниях, следует сделать ряд предостережений, чтобы исключить ошибки.

При многолетнем использовании амортизатора необходимо помнить о сроке годности веревки.

Периодическая работа с «косичкой», предусматривающая срабатывание и реставрацию, позволяет снизить вероятность ошибок до минимума. Кроме того, ошибки в изготовлении амор­тизатора легко обнаружить при его осмотре. Наиболее характер­ные ошибки приведены в табл. 2.

Таблиц я 9

пп   Ошибка   Следствие  
1   2     3   4   Петли при сборке амортизатора за­тянуты неплотно Непостоянен рисунок вязки петель и мест их перевязки кольцами или свя­зующие кольца затянуты нетуго Петли «косички-250» перевязаны шну­рами из непрочного материала (х/б шнуры, киперные ленты) и, следова­тельно, имеют большое поперечное сечение, или концы капроновых шнуров не оплавлены, или длина концов бин­тов больше, чем 1 см, или нитки швов чехла не заправлены Оплавленные концы капронового шну­ра не прижаты плотно к прямому узлу   Амортизатор громоздкий и неудоб­ный   Повышена вероятность нагрузки по­следующих колец до разрыва преды­дущих — рывок больше расчетного Захват нескольких разорванных шну­ров или ниток чехла последующими нетлями — рывок больше расчетного   Развязывание узла без разрыва шну­ра — усилие срабатывания данного звена ниже расчетного  

 

РАБОТА СТРАХОВОЧНОЙ ЦЕПИ ПРИ НАЛИЧИИ АМОРТИЗАТОРА

Амортизаторы предназначены для ограничения рывка в уз­ком интервале при срыве страхуемого. Тем самым достигается высокая вероятность сохранения точки закрепления: крюка, ледоруба, альпиниста в положении самозадержания. Снижается и вторая опасность — травмирование о скалы сорвавшегося при глубоком падении из-за малого усилия задержания.


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.