Тема: Производственная программа. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Тема: Производственная программа.

2019-07-12 168
Тема: Производственная программа. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема: Производственная программа.

Яценко В.

Каракозов С.

Научный руководитель –

Козлов

Ростов-на-Дону

2012

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

Понятие производственной программы

Основные  разделы и показатели   производственной      программы предприятия.

Обоснования производственной программы: Расчетами производственных мощностей, Сырьевыми ресурсами

1.4 Виды планирования на предприятии.

Этапы разработки и основные показатели производственной программы

ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ПЛАНИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

2.1 Технология планирования производственной программы

2.2 Управление производственной программой предприятия на примере ОАО «Великолукский мясокомбинат»

ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

Методы оптимизации производственной программы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ


ВВЕДЕНИЕ

  Производственная программа – основной раздел перспективного и годового бизнес-плана развития предприятия, в котором определяются объем изготовления и выпуска продукции по номенклатуре, ассортименту и качеству в натуральном и стоимостном выражениях. Производственная программа отражает основные направления и задачи развития предприятия в плановом периоде, производственно-хозяйственные связи с другими предприятиями, профиль и степень специализации и комбинирования производства. Основные разделы производственной программы для предприятий, занятых производством материального продукта:

•   план по производству товарной (валовой) продукции;

•   план выпуска продукции на экспорт;

•   план по повышению качества продукции;

•   план реализации продукции.

При разработке производственной программы основываются на потребностях народного хозяйства и мирового рынка в продукции предприятия, общей рыночной ситуации, состоянии конкурентных предприятий и отраслей. Формирование разделов производственной программы осуществляется с применением балансового метода, позволяющего приводить в соответствие объемы планируемых работ и потребности на них, а также осуществлять расчеты обеспеченности производственной программы производственными мощностями,

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

Понятие производственной программы

Основным показателем, характеризующим деятельность любого промышленного предприятия, является объём выпуска продукции, определяющий масштаб организации и её возможность влиять на конкурентную борьбу в отрасли. В свою очередь, качество производимой продукции и её разнообразие, наряду с ценовыми параметрами, определяют устойчивость предприятия во взаимоотношениях с потребителем на рынке товаров и услуг.

Объём производства, его качественные характеристики и ассортимент играют ключевую роль во внутрифирменном планировании на предприятии. Непосредственное отражение данные показатели находят в производственной программе, являющейся, таким образом, одним из главных плановых документов предприятия.

Термин «производственная программа» не всегда толкуется однозначно. В работах А.И. Ильина, О.П. Коробейникова, М.В. Назаровой, С.Д. Ильенковой, Х.Р. Паршекяна, Т. Перича, Л. Праденаса, Н.Д. Рогалёва, Н.А. Сафроновой, Н.Г. Сычёва, К. Тафта, Г. Частека, Т.В. Яркиной признаётся, что основным назначением производственной программы является определение необходимого объёма выпуска продукции. Большинство исследователей подчёркивает также необходимость соответствия продукции качественным, ассортиментным и номенклатурным требованиям.

Следует отметить, что далеко не всеми авторами учитывается активное воздействие на производственную программу факторов внешней среды и рыночных условий хозяйствования, равно как и не рассматривается её эффективность. Подобный подход к определению производственной программы и пониманию её сущности восходит ко времени доминирования административно-командной экономики, когда рыночные отношения отсутствовали, а производство осуществлялось монополией в масштабах всей страны по жёстко установленным адресным заданиям и планам.

Однако развитие рыночных отношений, подразумевающих эффективное управление ограниченными ресурсами, привело к росту неопределённости внешней среды, усложнению запросов потребителей и обострению конкуренции. При этом на отечественных предприятиях в целом сохранилась система планирования, хотя методы научного управления практически не используются.

Следует также отметить, что ни одно из существующих определений не охватывает изучаемое явление со всех объективно существующих сторон, описанных выше. Следовательно, на современном этапе необходимость синтеза сущностных характеристик производственной программы является очевидной. Попытка такого синтеза представлена на рис. 1.1.

Рис. 1.1 Содержание понятия «производственная программа»

Таким образом, на основании вышеприведённых рассуждений можно прийти к следующему определению понятия «производственная программа»: производственная программа - это эффективный план производства различных видов продукции в натуральном и стоимостном выражении в установленные сроки, учитывающий требования к её качеству, номенклатуре и ассортименту и разработанный на основе анализа рыночной конъюнктуры и внутренних производственных возможностей предприятия с применением методов научного управления.

Расчет калькуляции себестоимости продукции рассчитывается как сумма: Затрат на сырье, основные, вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты, топливо, энергию на технологические цели определяют умножением норм расхода на цену их приобретения с учетом транспортно-заготовительных расходов, за вычетом возвратных отходов.

Заработная плата производственных рабочих рассчитывается следующим образом: По основной сдельной зарплате: на основе норм выработки и расценок; По повременной оплате труда: исходя из числа часов работы и установленных тарифов; По дополнительной заработной плате по отдельным видам продукции: путем распределения затрат на дополнительную зарплату производственных рабочих с помощью процентной ставки от суммы основной зарплаты.

Размер отчислений на социальные нужды (пенсионный фонд, социальное страхование, медицинское обслуживание, фонд занятости) происходит по установленной законодательством норме от суммы начислений зарплаты (38,5%). Косвенные расходы (расходы по содержанию и эксплуатации оборудования, общепроизводственные расходы, общехозяйственные) распределяются на себестоимость конкретных изделий пропорционально основной заработной платы производственных рабочих. Расходы по содержанию и эксплуатации машин и оборудования включают стоимость товарно-материальных ценностей на содержание машин и оборудования, расходы на зарплату рабочих по ремонту, износ инструмента, амортизацию оборудования, услуги вспомогательных производств. Общепроизводственные расходы включают затраты на содержание аппарата управления цеха, износ МБП, стоимость товарно-материальных ценностей по содержанию зданий, оборудования, цехов, охрану труда. Общехозяйственные расходы включают затраты на содержание аппарата заводоуправления, прочего персонала, износ инвентаря общезаводского назначения, расходы на командировки, подготовку кадров, налоги, сборы и другие общезаводские платежи. Коммерческие расходы (внепроизводственные) связаны со сбытом продукции: упаковкой, хранением, транспортировкой, реклама, ярмарки, выставки и т.д.

      6. Цена – это денежное выражение его стоимости. Цена отдельного товара может отклониться от его стоимости под воздействием случайных рыночных факторов, в том числе и инфляции. Расчет цены производится по методу "средние издержки плюс прибыль" и имеет вид:

                                       СРЦ=С+П+НДС+СН+Нт                    ,где

СРЦ - свободная рыночная цена; С - себестоимость изделия; П – прибыль;

От производственной мощности зависит степень удовлетворения рыночного спроса, который может изменяться по объему, номенклатуре и ассортименту, поэтому производственная мощность должна предусматривать гибкость всех технологических операций, т.е. возможность своевременно перестроить производственный процесс в зависимости от роста конкурентоспособности продукции, изменения объема, номенклатуры и ассортимента.

Расчет производственной мощности ведется также по всем производственным подразделениям промышленного предприятия начиная с низшего производственного звена к высшему, т. е. от станка к группе взаимозаменяемого оборудования, далее к участку, от участка к цеху основного производства, от цеха к предприятию в целом.

Производственная мощность зависит от ряда факторов. Важнейшие из них следующие:

— количество и производительность оборудования;

— качественный состав оборудования, уровень физического и морального износа;

— степень прогрессивности техники и технологии производства;

— качество сырья, материалов, своевременность их поставок;

— уровень специализации предприятия;

— уровень организации производства и труда;

— фонд времени работы оборудования.

Выбытие мощности происходит по следующим причинам:

— износ оборудования;

— уменьшение часов работы оборудования;

— изменение номенклатуры или увеличение трудоемкости продукции;

— окончание срока лизинга оборудования.

Для анализа производственной мощности используются показатели, которые характеризуют: изменение фондоотдачи как разницу между фондоотдачей проектной (ФОпр) и рассчитанной исходя из среднегодовой мощности (ФОпм); изменение выпуска продукции на единицу установленного парка основного технологического оборудования, т.е. отношение товарной (валовой) продукции к среднегодовому количеству установленного оборудования по плану и фактически; изменение уровня использования производственных мощностей как следствие улучшения использования производственных площадей на основе сопоставления плановой и фактической стоимости валовой (товарной) продукции, приходящейся на 1м2 производственной площади.

Производственная мощность предприятия определяется по мощности ведущих цехов, участков, агрегатов. К ведущим относятся цеха, участки, агрегаты, в которых выполняются основные наиболее трудоемкие технологические процессы и операции по изготовлению изделий или полуфабрикатов.

Измеряется мощность, как правило, в натуральных или условно-натуральных единицах. Так мощность текстильных предприятий определяется максимально возможным выпуском тканей в погонных и квадратных метрах, прядильных фабрик — в тоннах пряжи, кирпичах заводов — в тыс. штук условного кирпича, металлургических комбинатов — в тоннах выплавленной стали и т. п. Использование натуральных показателей для измерения производственной мощности возможно только на узкоспециализированных предприятиях, выпускающих однородную несложную продукцию. При многономенклатурном производстве суммарная мощность предприятия определяется в денежном выражении.

Поскольку производственная мощность представляет собой максимально возможный объем выпуска продукции при лучших условиях производства, то коэффициент ее использования не может быть больше единицы. Несоблюдение этого условия означает, что расчетная производственная мощность предприятия занижена и требуется уточнение расчетов.

Коэффициент использования среднегодовой мощности в плановом периоде может быть определен по формуле:

Кип = Кио * J                            где Кип — коэффициент использования производственной мощности в плановом периоде, ед.; J — индекс роста коэффициента использования производственной мощности в плановом периоде.

Увеличение производственной мощности возможно за счет:

— ввода в действие новых и расширения действующих цехов;

— реконструкции;

— технического перевооружения производства;

— организационно-технических мероприятий, из них:

— увеличение часов работы оборудования;

— изменение номенклатуры продукции или уменьшение трудоемкости;

— использование технологического оборудования на условиях лизинга с возвратом в сроки, установленные лизинговым соглашением.

Чем меньше продолжительность оборота оборотных средств или больше число совершаемых ими кругооборотов при том же объеме реализованной продукции, тем меньше требуется оборотных средств, и, наоборот, чем быстрее оборотные средства совершают кругооборот, тем эффективнее они используются.

Общая норма запаса материальных ресурсов состоит из транспортного и складского запасов, а последний, в свою очередь, исходя из характера их назначения, расчленяется на подготовительный, текущий и страховой запасы. Эти элементы норм образуются под воздействием различных факторов. Транспортный запас охватывает оборотные средства, которые отвлекаются с момента акцепта счета поставщика либо со дня оплаты счета поставщика и до прибытия груза на склад получателя. Транспортный запас возникает на предприятиях, отдаленных от баз снабжения на значительные расстояния. Приближение предприятий к источникам сырья, увеличение скорости движения на железнодорожном транспорте, увеличение доли трубопроводного транспорта в общих перевозках топлива способствует сокращению необходимых оборотных средств для транспортного запаса. Подготовительный запас создается в тех случаях, когда данный вид сырья и основного материала нуждается в выдержке в течение определенного времени до запуска в производство для приобретения определенных свойств (например, пиломатериалы в мебельной промышленности, чугунное литье для определения назначения. Текущий запас предназначается для обеспечения потребности производства в период между двумя очередными поставками данных видов сырья, материалов, топлива и занимает наиболее значительное место среди производственных запасов. Текущий запас должен определяться по интервалам поставок данного вида сырья, и материалов, по их специфицированной номенклатуре (например, по прокату черных металлов данной марки, профиля и размера).

Сезонные запасы создаются: а) в связи с сезонным характером заготовки данного вида сырья (это относится главным образом к различным видам сельскохозяйственного сырья при невозможности его длительного хранения); б) в связи с сезонным характером потребления (например, топливо для отопительных нужд); в) с использованием водного транспорта в навигационный период. Страховой запас материальных ресурсов создается на предприятии для обеспечения ими в случаях превышения фактических сроков поставки против плановых. Величина страхового запаса может быть определена на основе изучения за предыдущий период максимального и средневзвешенного превышения сроков поставки против плановых, а также экономической эффективности использования страхового запаса различной величины.

 1.4  Виды планирования на предприятии

В целях определения места и роли производственной программы в системе планирования промышленного предприятия необходимо выделить основные виды планирования для установления взаимосвязи изучаемого понятия с каждым элементом в указанной системе.

Виды планирования можно классифицировать в зависимости от степени централизации процесса (централизованное, децентрализованное планирование), степени обобщения (агрегированные, дезагрегированные) и возможности внесения изменения (жёсткое, гибкое планирование).

В Приложении 1 приведена классификация форм и видов планирования, характеризующих его с разных сторон.

Основополагающим видом планов для формирования производственной программы является стратегический план. Его основная цель - создание условий для адаптации деятельности организации в условиях меняющейся внешней среды. Главное в стратегии не срок, а изменения (их глубина, масштаб, характер) и укрупнённая оценка возможности их осуществления с точки зрения ресурсов.

Стратегическое планирование должно обеспечивать основные параметры эффективности развития промышленного предприятия, такие как устойчивое положение на рынке, своевременная адаптация систем производства и управления к динамичным изменениям внешней среды.

Тактическое планирование является средством детализации стратегического планирования. Если в рамках стратегического планирования выявляются основные направления развития бизнеса, то результатом тактического планирования является конкретизация стратегических целей в средства их достижения с привязкой к конкретным срокам их исполнения.

В состав тактического планирования на промышленных предприятиях обычно включают план инвестиций и капитальных вложений, план логистики, план маркетинга, план научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, финансовый план, план по труду и кадрам, план сбыта, а также план социального развития коллектива предприятия.

Указанные виды планов и содержащаяся в них информация оказывают прямое влияние на производственную программу предприятия, формируя вокруг неё активное информационное поле.

Рис. 1.2 Система показателей производственной программы

Качественные показатели не являются предметом изучения в данной теме, но они могут быть представлены достаточно сложной системой самостоятельных показателей.

Валовая продукция (ВП) характеризует весь объем работы, выполненной предприятием за определенный период времени. В состав валовой продукции входит как законченная, так и незаконченная продукция, так называемое незавершенное производство.

Чистая продукция (ЧП) – это вновь созданная стоимость на предприятии. В нее входят оплата труда в виде заработной платы, оплата труда, не выплаченная в виде заработной платы, но вошедшая в стоимость товара в виде налога и различных начислений, а также прибыль. В ЧП не входит перенесенная стоимость, созданная на других предприятиях (оплата сырья, материалов, энергии, топлива и амортизационные отчисления основных фондов).

ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ПЛАНИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

2.1 Технология планирования производственной программы

Производственная программа предприятия формируется таким образом, чтобы обеспечить выполнение плана продаж в конкретном периоде с учетом имеющихся производственных возможностей. Проблема состоит в том, что производственные возможности предприятия могут быть больше или меньше запланированного объема продаж.

Фактором производства, который чаще всего определяет возможности предприятия, является производственная мощность. Поэтому если производственная мощность предприятия больше объема продаж, то имеет место неполное использование (недогрузка) мощности, что, в свою очередь, приводит к завышенным издержкам на производство продукции. Если же производственная мощность, наоборот, будет меньше объема продаж, то в этом случае объем продаж не может быть выполненным и необходимо либо увеличивать производственную мощность, либо уменьшать объем продаж. В этой связи производственная программа служит инструментом согласования возможного объема продаж с производственной мощностью предприятия в планируемом периоде.

Производственная программа не только устанавливает объем выпуска конечной продукции, но и является основой для расчета планов производства структурных подразделений предприятия. При расчете планов производства структурных подразделений (цехов, корпусов, производств, участков, поточных линий) помимо объемов товарной продукции, необходимой для обеспечения плана продаж, учитывается также необходимость изменения межцеховых и внутрицеховых заделов незавершенной производственным процессом продукции.

Задания по выпуску конечной продукции финишным цехам, как правило, устанавливаются на уровне производственной программы предприятия. Что касается заданий промежуточным цехам, участвующим в изготовлении конечной продукции, то они могут быть больше показателей производственной программы, в случае если планируется увеличение межцеховых заделов, или менее производственной программы, если предусматривается их уменьшение. Поэтому планирование производственной программы основными подразделениями предприятия производится обратно ходу технологического процесса. Объемы производства по цехам планируются исходя из плановой себестоимости одного изделия или по планово-расчетным внутрипроизводственным ценам.

На небольших предприятиях производственная программа цехов рассчитывается в натуральных или условно-натуральных показателях, на средних и крупных предприятиях, у которых имеется внутрипроизводственный хозрасчет в стоимостных и натуральных показателях.

Производственная программа предприятия рассчитывается на год с разбивкой заданий по кварталам, а квартальных по месяцам. В планах структурных подразделений задания производственной программы могут распределяться по более коротким периодам.

Открытое акционерное общество «Великолукский Мясокомбинат» является коммерческой организацией, уставный капитал которой разделен на определенное количество акций. Место нахождения Общества: Российская Федерация, Псковская обл., г. Великие Луки.

Транспортные услуги.

Внешнеэкономическая деятельность осуществляется Обществом в порядке, установленном законодательством, в пределах предмета деятельности, указанного в учредительных документах. [11.с 63]

В производственную структуру ОАО "Великолукский мясокомбинат" входят следующие подразделения:

- колбасные цеха, совокупная производительность которых составляет 91 колбасное изделие за смену, или 182 т в сутки, так как работа в цехах ведется круглосуточно в две смены по 12 ч;

- мясожировой цех с производительностью 50 т в смену;

- холодильник, предназначенный для хранения привозимого сырья, мощность которого 2440 т единовременного хранения;

- складской цех готовой продукции, также оборудованный холодильниками с мощностью 4000 т единовременного хранения.

Специализацией мясокомбината является производство колбасных изделий, а именно вареных колбас, доля которых в общем объеме производства составляет более 40%, следовательно, основное ограничение на выпуск продукции накладывает мощность именно колбасного цеха по производству вареных колбас (колбасного цеха №1). Если планировать оптимальный ассортимент продукции на год, то совокупный выпуск не будет превышать 66 400 т с дополнительным распределением по видам.

Вторым внутренним фактором, выделенным в качестве ограничения разработанной модели, является нормативный расход мяса на производство мясоколбасной продукции, который определяется согласно рецептуре. ОАО "Великолукский мясокомбинат" производит 8 основных видов изделий. В табл. 1 представлен расход мяса на производство одной тонны того или иного вида продукции. В связи с тем, что предприятие выпускает более 200 наименований изделий, они сгруппированы по однородным видам. Расход сырья приводится в среднем по виду продукции.

Таблица 1. Расход мяса на производство одной тонны мясоколбасных изделий ОАО "Великолукский мясокомбинат"

N п/п Вид продукции Нормативный расход мяса, т/т
1 Вареные колбасы 0,585
2 Сардельки 0,648
3 Сосиски 0,551
4 Полукопченые колбасы 0,896
5 Варено-копченые колбасы 0,941
6 Сырокопченые колбасы 0,954
7 Паштеты 0,457
8 Деликатесные изделия 0,998

От сроков поставок сырья предприятие не зависит, так как большая его часть поступает из ближнего и дальнего зарубежья (около 40%), где в отличие от отечественных производителей практически не наблюдается сезонных колебаний в объемах и стоимости поставок; поставки достаточно диверсифицированы, т.е. зависимости от какого-либо одного поставщика не существует; размер холодильника, куда поступает мясо для производства, является достаточным для осуществления запасов (2440 т) и имеет отделение глубокой заморозки. Однако, несмотря на то, что модель не следует перегружать дополнительными ограничениями, так как это приведет к сужению области допустимых решений, размер холодильника можно привести в качестве такого дополнительного ограничения модели во избежание простоя производства в случае перебоев в поставках сырья по каким-либо причинам.

Важнейшим фактором внешней среды в предложенной модели является фактор сезонности потребления населением производимой продукции (фактор спроса). ОАО "Великолукский мясокомбинат" с точки зрения географического положения осуществляет производственную и сбытовую деятельность в основном в условиях средней климатической полосы, следовательно, на него оказывают влияние сезонные предпочтения населения данного региона. Автором был разработан и рассчитан на примере ОАО "Великолукский мясокомбинат" коэффициент сезонности потребления производимой им продукции.

Условно разделив календарный год на два равных по времени периода (январь - июнь и июль - декабрь), для каждого из них можно определить так называемый коэффициент сезонности потребления, который будет представлять собой отклонение потребления мясоколбасных изделий в тот или иной период года от среднегодового.

Коэффициенты сезонности потребления продукции ОАО "Великолукский мясокомбинат" за последние пять лет приведены в табл. 2.

Таблица 2. Коэффициенты сезонности потребления продукции ОАО "Великолукский мясокомбинат"

Коэффициент сезонности

Год

В среднемза 5 лет

2002 2003 2004 2005 2006 К1 0,428 0,408 0,434 0,414 0,433 0,423 К2 0,572 0,592 0,566 0,586 0,567 0,577

Таким образом, для определения предполагаемого к производству объема продукции в натуральном выражении на первое или второе полугодие анализируемого года необходимо скорректировать его с учетом коэффициента сезонности потребления на соответствующее полугодие.

На рисунке представлена схема реализации готовой продукции предприятия. Производственные цеха вырабатывают продукцию с различными сроками хранения: от 7 суток (ветчина говяжья, ветчина со шпигом) до 90 суток (сосиски молочные глубокой заморозки). Произведенная продукция либо поступает на склад для хранения, либо подлежит немедленной отгрузке. В целях экономии трудовых и материальных затрат сбыт продукции должен производиться в соответствии со сроком ее хранения в максимально короткие сроки, т.е. изделия со сроком хранения меньше 15 - 17 суток нецелесообразно хранить на складе.

Производственные мощности предприятия в 2006 г. использовались на 70,8% (было произведено 46 989 т продукции из возможных 66 400 т). Это свидетельствует о недостаточно компетентном проведении сбытовой политики, так как предприятие не испытывает недостатка в сырье и рабочей силе, в то время как производственные мощности загружены не полностью.

Таким образом, если ориентироваться в первую очередь на производственные мощности, руководству предприятия придется расширять сеть каналов сбыта, причем, учитывая скоропортящийся характер продукции, не очень удаленных географически, что в существующих условиях высокой конкуренции проблематично.

После количественной оценки влияния выделенных факторов на объект исследования представляется возможным перейти непосредственно к построению экономико-математической модели на примере производственных данных ОАО "Великолукский мясокомбинат". Исходные данные для построения модели представлены в табл. 3, показатели в которой обозначены следующим образом:

xi - планируемый объем производства i-го вида продукции;

ni - прибыль от реализации 1 т i-го вида продукции, тыс. руб/т;

ci - максимальная производственная мощность по i-му виду продукции, т;

ai - норма расхода основного вида сырья (мяса) на производство 1 т i-го вида продукции, т;

V - запланированный к производству объем продукции в натуральном выражении, т;

К1, К2 - коэффициенты сезонности потребления продукции ОАО "Великолукский мясокомбинат" на I и II полугодие календарного года соответственно;

С - максимально возможный объем производства в соответствии с совокупной производственной мощностью предприятия, т;

Вид продукции

Показатели

xi ni ci ai 1 Вареные колбасы x1 1,91 28 000 0,585 2 Сардельки x2 1,88 300 0,648 3 Сосиски x3 1,92 500 0,551 4 Полукопченые колбасы x4 2,09 9 500 0,896 5 Варено-копченые колбасы x5 1,93 10 500 0,941 6 Сырокопченые колбасы x6 2,23 9 000 0,954 7 Паштеты x7 2,19 8 500 0,457 8 Деликатесные изделия x8 1,73 100 0,998   Итого - ∑ni - > max С = 66 400 А = 2 440

V = 46 989; K1 = 0,423; K2 = 0,577

Прибыль (в данной модели - критерий оптимальности) по каждому виду продукции рассчитывается путем вычисления средней прибыли за предыдущий период по всем наименованиям продукции, входящим в данный вид, и ее корректировки с учетом уровня инфляции.

Запланированный к производству объем продукции (V) определяется на основании аналогичных данных предыдущего года, так как предполагается, что реализация такого же количества продукции не вызовет трудностей, а в случае появления дополнительных незапланированных заявок имеется возможность использовать резервы производства в виде неиспользованной производственной мощности.

В данном случае в качестве предшествующего периода рассматривается 2006 г., в котором было реализовано 46 989 т мясоколбасной продукции. При этом учитывался товарооборот пяти фирменных магазинов (двух в Санкт-Петербурге и трех в Псковской области), а также количество мясо-колбасных изделий, отгруженных заказчиками на основании заявок и договоров на поставку.

Исходя из данных табл. 3 по основным восьми группам продукции, которую производит ОАО "Великолукский мясокомбинат", и, используя алгоритм построения экономико-математической модели, произведем формализацию целевой функции применительно к объекту исследования.

С практической точки зрения эффективное применение и широкое распространение получили оптимизационные модели, позволяющие выявить максимум (или минимум) оптимизации производственной программы при четко заданных ограничениях.

Основной целью применения такой модели является всестороннее обоснование и правильный выбор критерия оптимизации. Чаще всего критериями оптимизации производственной программы могут быть следующие показатели максимальных значений: выпуска продукции, получения прибыли, использования производственной мощности.

Для использования таких моделей необходимо решить главный вопрос — обосновать факторы, вводимые в модель. При этом их число должно быть ограничено, а влияние существенно. Цель применения таких моделей — найти наиболее экономичные пути достижения заданного уровня объема производственной программы.

Имитационные модели воспроизводят и сопоставляют варианты решений в ходе производства и являются наиболее сложными, требующими применения широкого математического аппарата, включая оптимизационные, детерминированные, матричные модели.

Имитационные модели могут быть широко применимы в перспективном, текущем и оперативном планировании производственной программы.

Таблица 4. Ассортиментное соотношение производимой продукции в общем объеме производства ОАО "Великолукский мясокомбинат"

№п/п

Вид продукции

Прибыль тыс.руб/т

Производство, т

Общая прибыль, тыс.руб

I полугодие

II полугодие

Производство, т Общая прибыль, тыс.руб Производство, т Общая прибыль, тыс.руб 1 x1 1,91 25850 49374 4978 9508 6655 12711 2 x2 1,88 305 573 0 0 0 0 3 x3 1,92 423 812 64 123 86 165 4 x4 2,09 8855 18507 4015 8392 5365 11213 5 x5 1,93 10580 20314 3638 7021 4862 9387 6 x6 2,23 212 473 3829 8540 5117 11411 7 x7 2,19 674 1476 3586 7853 4793 10497 8 x8 1,73 90 156 0 0 0 0

Итого

    20111 41437 26878 55384

Итого за год

46989 91685     46989 96821

Согласно данным табл. 4 общая сумма прибыли по результатам 2006 г. фактически составляла на ОАО "Великолукский мясокомбинат" 91 685 тыс. руб. при объеме реализованной продукции в натуральном выражении 46 989 т.

В результате решения предложенной экономико-математической модели были получены видоизмененные данные, представленные в табл. 5 (гр. 6 - 9). Для того чтобы получить максимальную сумму прибыли от реализации, предприятию предлагается отказаться от производства двух наименее прибыльных групп продукции - сарделек и деликатесных изделий, увеличив в то же время выпуск некоторых других ее видов.


Таблица 5. Изменение ассортиментного соотношения продукции ОАО "Великолукский мясокомбинат" на основе результатов решения линейной модели оптимизации

№ п/п


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.105 с.