Реформирование системы создания юридических лиц - вопрос о смене фундаментальных парадигм. — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Реформирование системы создания юридических лиц - вопрос о смене фундаментальных парадигм.

2019-06-06 136
Реформирование системы создания юридических лиц - вопрос о смене фундаментальных парадигм. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Формирование концепций и отдельных идей по вопросам дальнейшего развития законодательства о создании юридических лиц подвержено интеграционным процессам, в которых участвует Российская Федерация в связи с вступлением в ВТО, формированием Евразийского союза, а также с намерением стать полноправным членом Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Вместе с тем ни в одной из стран - участниц указанных интеграционных объединений не существует оптимальной модели создания юридических лиц. Так называемые лучшие практики нуждаются в проверке на предмет их адаптации к российскому правопорядку и социально-экономическим реалиям. Каждый национальный правопорядок уникален и отражает национальные особенности сферы жизни государства и общества <1>.

--------------------------------

<1> Право Великобритании считается наиболее стабильным и привлекательным для хозяйствующих субъектов, где история создания (регистрации, инкорпорации) юридических лиц насчитывает уже несколько столетий, начиная с торговых экспансий в другие регионы и учреждения в 1600 году Ост-Индийской торговой компании, но это не означает, что их традиции создания юридических лиц (уставный, статутный, регистрационный) могут показать высокую эффективность в национальном правопорядке.

 

Возможно, в идеале было бы неплохо следовать исторически свойственному для России развитию в правовых традициях европейских стран <1> или пытаться создать на своей территории зону "офшорной юрисдикции" <2> и ожидать приток западных инвесторов. Однако в первом случае необходимо учитывать вектор интересов отечественного бизнес-сообщества, а второе направление в условиях санкций является бесперспективным.

--------------------------------

<1> Профессор Е.А. Суханов отмечает, "что в Западной Европе имеется две основные системы создания и функционирования юридических лиц, которые условно можно назвать "английской" и "германской". Первая из них предъявляет либеральные требования к уставному капиталу и регистрации юридического лица, но весьма жесткие требования к его последующему функционированию... Вторая система, наоборот, предъявляет достаточно жесткие требования к созданию юридического лица, но либерально относится к его дальнейшему функционированию". В кн.: Суханов А.Е. Проблемы реформирования Гражданского кодекса России: Избранные труды 2008 - 2012 гг. М.: Статут, 2013. С. 86.

<2> Таким юрисдикциям, как правило, свойственна облегченная система для создания юридических лиц, предполагающая минимум административных процедур для создания компаний, не осуществляющих основную деятельность в данной юрисдикции.

 

Отечественный бизнес постоянно инициирует предложения о снятии всех ограничений и объединений либеральных подходов как к созданию, так и к функционированию юридических лиц. По мнению профессора А.Е. Суханова, такое желание создать невиданный нигде в мире сверхлиберальный подход к юридическим лицам может привести (и ведет) только к развитию многообразных злоупотреблений <1>. В этом противоречии мы наблюдаем необходимость дальнейшего развития в отечественной науке пределов толкования значений "собственность", "свобода", "труд", "бизнес", "профессия" в их конституционно-правовом смысле. Следует отметить, что в развитых странах эти вопросы неоднократно становились предметом научного и судебного толкования <2>. В конечном счете их осмысление неизбежно приводит к вопросу о глобальной гегемонии капитала (в первую очередь корпоративного), пределах его влияния и возможностях ограничения.

--------------------------------

<1> Суханов А.Е. Проблемы реформирования Гражданского кодекса России: Избранные труды 2008 - 2012 гг. С. 86 - 87.

<2> См.: Коммонс Дж.Р. Правовые основания капитализма (текст) / Пер. с англ. А. Апполонова, А. Маркова; Под ред. М. Одинцовой. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2011. С. 161 и др.

 

Едва ли не большинство отечественных и зарубежных ученых характеризуют российскую экономическую систему последних десятилетий как рыночную или экономику с развивающимся рынком, переход к которой способствовал достижению многих позитивных результатов: ликвидация дефицита товаров и услуг, восстановление (или даже увеличение) до уровня 20-летней давности уровня доходов, формирование основных институтов рыночной экономики и частной собственности, удовлетворение платежеспособного спроса широким ассортиментом потребительских товаров и услуг (преимущественно, конечно, зарубежного производства) <1>. По различным оценкам, оборот розничной торговли за 20 лет вырос в 2 - 3 раза <2>.

--------------------------------

<1> Бузгалин А.В., Колганов А.И. Глобальный капитал. В 2-х т. Т. 2. Теория: глобальная гегемония капитала и ее пределы ("Капитал" re-loaded). Изд. 3-е, испр. и сущ. доп. М.: ЛЕНАНД, 2015. С. 663 - 669.

<2> Там же. С. 669.

 

Отечественная правовая система создания и функционирования юридических лиц была настроена таким образом, чтобы создать максимально благоприятные условия для функционирования торгового оборота. Работа экономического блока Правительства Российской Федерации, в первую очередь Министерства экономического развития РФ, в последние годы тоже была нацелена на минимизацию административных барьеров для сокращения сроков создания юридических лиц <1>. О достигнутых результатах свидетельствует и положительная динамика роста количества создаваемых юридических лиц <2>. Во многом это стало возможно благодаря изменениям в федеральном законодательстве.

--------------------------------

<1> Результаты исследований, проведенных РСПП, Doing business-2013, свидетельствуют о положительной тенденции в сокращении сроков создания новой компании. Среднее количество дней, необходимое для всей процедуры создания новой компании с момента сдачи документов на государственную регистрацию до получения всех документов, необходимых для начала деятельности, составило в 2012 - 2013 годах 32 дня (в 2011 эта процедура заняла бы 39 дней) // Доклад о состоянии делового климата в России в 2010 - 2013 годах. Российский союз промышленников и предпринимателей. Москва, 2014.

<2> По данным Федеральной налоговой службы России // http://www.nalog.ru/m50/yul/.

 

Вместе с тем такие результаты позволяют смоделировать следующие корреляции. В экономике, ориентированной на торговлю энергоресурсами и импортными товарами, заключение сделок по купле-продаже товаров в условиях быстрого и малозатратного способа создания юридических лиц в основном способствует развитию юридических лиц, специализирующихся на совершении торговых операций. Жизненный цикл их недолговечен. В случае накопления юридических, финансовых или уголовно-правовых рисков такие юридические лица очень быстро прекращают свое существование. Это позволяет обеспечить относительную безопасность их выгодоприобретателям. Такая система маловыгодна экономике, которая пытается ориентироваться на восстановление промышленного высокотехнологичного производства с высокой долей инновационных разработок в добавочной стоимости.

Для создания условий повышения инновационности экономики и развития гражданского оборота (а не теневого) государство должно быть заинтересовано в законодательстве, обеспечивающем, с одной стороны, максимально благоприятные возможности для создания нового бизнеса, оперативного изменения его формата, но, с другой стороны, публичной известности лиц, являющихся выгодоприобретателями такого бизнеса.

Рост влияния транснациональных корпораций (компаний) порождает дискуссию о необходимости их регистрации, в частности в специальном реестре с выдачей соответствующего свидетельства. Этот вопрос должен быть разрешен как в плоскости международно-правового регулирования, так и в национальном законодательстве. Для России он представляет особую актуальность в связи с увеличивающимся интересом ТНК к странам БРИКС. Объективно назрела необходимость расширения правового контроля над созданием и деятельностью таких организаций <1>.

--------------------------------

<1> Исследуя современные социально-экономические проблемы, Председатель Конституционного Суда Российской Федерации В.Д. Зорькин пишет следующее: "...действия системы транснациональных корпораций и транснациональных банков в глобальном мире в силу их финансово-производственного потенциала, нередко превышающего потенциал крупных государств, оказывают огромное влияние не только на локальные, но и на глобальные экономические процессы, в итоге неизбежно затрагивая конституционные права большого числа граждан в сферах частной собственности и предпринимательства" // Зорькин В.Д. Право в условиях глобальных перемен: Монография. М.: Норма, 2013. С. 118.

 

Не меньший интерес для научных исследований представляет расширение видов деятельности, для осуществления которых могут создаваться частные юридические лица. Одним из последних новшеств стал законопроект о частных военных компаниях.

Специальными вопросами для отечественного законодательства продолжают оставаться определение "свободы учреждения" и пределы реализации такого правомочия, с расстановкой приоритетов в защите прав кредиторов. В отношении свободы учреждения следует отметить, что в ст. 8 Конституции Российской Федерации закреплены гарантии единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Вместе с тем по факту сохраняется "привязка" к месту государственной регистрации, а для осуществления деятельности за пределами государственной регистрации требуется создание представительства или филиала. Этот вопрос приобретает особую актуальность в связи с интеграционными процессами, в которых участвует Российская Федерация, в частности для осуществления экономической деятельности на территории Республики Беларусь и Республики Казахстан.

Реализация свободы учреждения на практике тесно связана с вопросом об участии в экономической деятельности в указанных государствах юридического лица, созданного на территории одного из государств - членов Договора о Евразийском экономическом союзе. Во всяком случае, выполнение работ без учреждения юридического лица на территории другого государства остается пока под запретом <1>.

--------------------------------

<1> Подписав Договор о Евразийском экономическом союзе, Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация в ст. 66 названного Договора условились не вводить новые дискриминационные меры в отношении торговли услугами, учреждения и деятельности лиц других государств-членов по сравнению с режимом, действующим на дату вступления в силу Договора, и закрепили намерения проводить поэтапную либерализацию условий взаимной торговли услугами, учреждения, деятельности и осуществления инвестиций. Согласно подп. 2 п. 38 приложения N 16 к Договору каждое государство - член Договора обязывается предоставлять лицам любого другого государства право на поставку услуг без дополнительного учреждения в форме юридического лица.

 

В гражданском законодательстве периодически возникает проблема с распределением приоритетов в части защиты интересов кредиторов при создании юридических лиц в результате реорганизации. Существующий либеральный порядок "смешанной" реорганизации, упрощение ее порядка продолжают накапливать значительные риски для кредиторов, в том числе Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в части уплаты налоговых платежей <1>.

--------------------------------

<1> Речь идет о возможности проводить разделение или выделение акционерных обществ, осуществляемое одновременно со слиянием или присоединением и преобразованием, когда, например, из акционерного общества выделяется общество с ограниченной ответственностью, которое одновременно сливается с другим акционерным обществом.

 

В либерализации участия государства в экономике видится панацея от многих бед. Для этого, в частности, предлагается максимально сократить долю государственных и муниципальных унитарных предприятий на товарных рынках, где может работать частный бизнес. Государственная Дума уже приняла так называемый четвертый антимонопольный пакет <1>, который предусматривает, что создание государственных и муниципальных унитарных предприятий может осуществляться только с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа. Исключения составляют лишь случаи создания унитарных предприятий на основании федерального закона, акта Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

--------------------------------

<1> Законопроект N 602468-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции", иные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации (в целях развития конкуренции и совершенствования антимонопольной политики)" // http://asozd2.dmna.gov.m/mam.nsf/%28SpravkaNew%29?OpenAgent&RN=602468-6&02.

 

Поддержка конкуренции согласно п. 2 ст. 8 Конституции Российской Федерации является экономико-юридическим средством существования и эффективного развития государства с рыночной экономикой. В этом кроется проблема дуализма и извечного противоречия, порождаемая монопольным статусом публично-правовых образований по своей властной природе и возможностью выступать в гражданском обороте посредством создаваемых юридических лиц, что нередко приводит к злоупотреблению правом <1>. В то же время запретительные меры еще не означают, что в конкретном секторе экономики бизнес будет создавать новые хозяйствующие субъекты. Возможно, следует оценить перспективность создания унитарных предприятий с обязательным условием их последующей приватизации по истечении установленного промежутка времени или достижении уставных целей.

--------------------------------

<1> Мазаев В.Д. Публичная собственность в России: конституционные основы. М.: ОАО "Издательский дом "Городец", 2004. С. 246.

 

§ 2. УЧРЕДИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА:

ПОНЯТИЕ И ВИДЫ

 

К.Д. ГАСНИКОВ

 

По смыслу действующего гражданского законодательства учредительным следует считать документ, на основании которого юридическое лицо создается и действует в течение всего времени своего существования. Учредительный документ имеет конститутивное значение для правового положения юридического лица, его правоспособности, прав и обязанностей лиц, входящих в состав органов юридического лица, учредителя юридического лица (или собственника его имущества), а также участников юридического лица.

Положения, закрепленные в учредительном документе, имеют большое значение также для всех третьих лиц, являющихся потенциальными контрагентами (кредиторами или должниками) юридического лица в гражданском обороте, поскольку именно из учредительного документа можно сделать вывод о наличии ограничений полномочий лиц, действующих от имени юридического лица при совершении соответствующих сделок, по сравнению с тем, как эти полномочия определены законом. Учредительный документ, таким образом, регулирует весь спектр корпоративных отношений в юридическом лице (правоспособность, вопросы управления юридическим лицом, компетенцию его органов и т.д.) от момента его создания до момента прекращения его деятельности, включая порядок ликвидации юридического лица и распределение имущества после ликвидации, тем самым являясь для юридического лица основным правовым документом, своеобразной внутренней "конституцией".

Учредительный документ следует отличать от иных документов, составляемых при создании или в процессе деятельности юридического лица (например, решение об учреждении юридического лица <1>, договор о создании акционерного общества, внутренний регламент и иные внутренние документы юридического лица <2> и т.д.). Отличие заключается, прежде всего, в том, что эти документы не имеют конститутивного значения для юридического лица. Кроме того, они не имеют силы для третьих лиц, в то время как учредительный документ имеет юридическую силу и для третьих лиц и подлежит государственной регистрации в ЕГРЮЛ.

--------------------------------

<1> Юридическое лицо создается на основании решения учредителя (учредителей) об учреждении юридического лица. Такое решение порождает правовые последствия для всех лиц, имевших право участвовать в данном собрании (учредителей юридического лица), а также для иных лиц, если это установлено законом или вытекает из существа отношений (п. 2 ст. 181.1 ГК). При создании юридического лица несколькими лицами решение о его учреждении принимается учредителями единогласно.

В решении об учреждении юридического лица указываются сведения об учреждении юридического лица, утверждении его устава, о порядке, размере, способах и сроках образования имущества юридического лица, об избрании (назначении) органов юридического лица, а также иные сведения, предусмотренные законом (ст. 50.1 ГК).

<2> Согласно п. 5 ст. 52 ГК учредители (участники) юридического лица вправе утвердить регулирующие корпоративные отношения (п. 1 ст. 2) и не являющиеся учредительными документами внутренний регламент и иные внутренние документы юридического лица. При этом во внутреннем регламенте и иных внутренних документах не могут содержаться положения, противоречащие учредительному документу юридического лица.

 

Учредительный документ имеет важнейшее значение для определения правоспособности юридического лица, так как по общему правилу оно обладает специальной правоспособностью, содержание которой может устанавливаться только в результате анализа текста учредительного документа. Так, в соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 149 ГК юридическое лицо, независимо от его вида (корпоративное или унитарное) и организационно-правовой формы, может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительном документе, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Для коммерческих организаций правоспособность по общему правилу является общей, однако и она может быть ограничена в учредительном документе, тем самым становясь не общей, а специальной.

У подавляющего большинства юридических лиц единственным учредительным документом является устав, и только у хозяйственных товариществ (полного товарищества и товарищества на вере) - учредительный договор, к которому применяются правила гражданского законодательства об уставе юридического лица. Законодательство (п. 2 и 3 ст. 52 ГК) предусматривает возможность юридических лиц создаваться и действовать на основании типовых уставов, формы которых утверждаются уполномоченными государственными органами <1>. Сведения о том, что юридическое лицо действует на основании типового устава, утвержденного уполномоченным государственным органом, указываются в ЕГРЮЛ. Кроме того, типовой устав, утвержденный государственным органом, не содержит сведений о наименовании, фирменном наименовании, месте нахождения и размере уставного капитала юридического лица, которые указываются в ЕГРЮЛ. При этом принятие решения о том, что юридическое лицо действует на основании типового устава, относится к компетенции его учредителя(-ей). Следует отметить, что такие юридические лица, как государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также бюджетные учреждения, как правило, действуют на основании утвержденных уполномоченными органами власти типовых уставов.

--------------------------------

<1> Например, Типовой устав жилищно-строительного кооператива, создаваемого в целях обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан, предусмотренных законодательством Российской Федерации, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 6 июня 2012 г. N 558 // СЗ РФ. 2012. N 25. Ст. 3368.

 

В случаях, предусмотренных федеральным законодательством, учреждение может действовать на основании единого типового устава, утвержденного его учредителем или уполномоченным им органом для учреждений, созданных для осуществления деятельности в определенных сферах.

В хозяйственных товариществах учредительным документом является учредительный договор, подписываемый всеми учредителями (полными товарищами) <1>.

--------------------------------

<1> При этом в соответствии с ранее действовавшим законодательством учредительный договор являлся учредительным документом для обществ с ограниченной ответственностью, союзов и ассоциаций.

 

В учредительном договоре в обязательном порядке определяются фирменное наименование хозяйственного товарищества, место его нахождения, предмет и цели деятельности, права и обязанности каждого учредителя (участника) хозяйственного товарищества при его создании и деятельности, величина складочного капитала товарищества и условия его формирования, включая размер и порядок внесения вкладов, порядок управления деятельностью хозяйственного товарищества, выхода участников из состава товарищества, распределения имущества, остающегося после ликвидации товарищества, а также любые иные положения, не противоречащие законодательству.

Учредительный договор является гражданско-правовым договором в сфере корпоративных отношений, и к нему применяются соответствующие нормы гражданского законодательства об обязательствах и договорах.

Как указывал Г.Ф. Шершеневич, юридическое лицо "является не случайным обстоятельством, а результатом предварительного соглашения... в основании его лежит договор..." <1>.

--------------------------------

<1> См.: Шершеневич Г.Ф. Курс торгового права. Т. I: Введение. Торговые деятели. М.: Статут, 2003. С. 270.

 

Учредительный договор по своей правовой природе является многосторонним, консенсуальным, взаимным, возмездным, фидуциарным, а также смешанным, включая в себя элементы общецелевого договора - договора о совместной деятельности (простого товарищества) в части создания, функционирования, включая управление и ведение дел, юридического лица, договором в пользу третьего лица применительно к обязанностям полных товарищей внести свои взносы в складочный капитал и добросовестно действовать в интересах хозяйственного товарищества, а также договором по возмездному приобретению имущественных прав в отношении имущества образуемого хозяйственного товарищества (в частности, право на распределение прибыли среди полных товарищей, как правило, соразмерно размеру вклада в складочный капитал; право на получение стоимости своего вклада при выходе из хозяйственного товарищества; право на получение части имущества хозяйственного товарищества при его ликвидации, оставшегося после расчетов с кредиторами).

Наиболее близкими к учредительному договору конструкциями в сфере корпоративных договорных отношений являются:

- договоры об учреждении или создании хозяйственного общества <1>, относящиеся к разновидности договоров простого товарищества <2> и имеющие важное значение исключительно на стадии образования юридического лица. При этом договор о создании акционерного общества действует до окончания определенного им срока оплаты акций, подлежащих размещению среди учредителей;

- соглашение об управлении хозяйственным партнерством <3>, которое имеет организационно-распорядительный характер и целью которого является совместная деятельность учредителей (участников) хозяйственного партнерства, направленная на учреждение данного юридического лица, а также на определение и реализацию прав и обязанностей его сторон в сфере деятельности и управления данного юридического лица;

- акционерное соглашение, заключаемое между акционерами об осуществлении прав, удостоверенных акциями, и (или) об особенностях осуществления прав на акции, включая обязанность его сторон голосовать определенным образом на общем собрании акционеров, согласовывать вариант голосования с другими акционерами, приобретать или отчуждать акции по заранее определенной цене и (или) при наступлении определенных обстоятельств, воздерживаться от отчуждения акций до наступления определенных обстоятельств, а также осуществлять согласованно иные действия, связанные с управлением обществом, с его деятельностью, реорганизацией и ликвидацией.

--------------------------------

<1> См.: ч. 5 ст. 11 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью"; ч. 5 ст. 9 Федерального закона "Об акционерных обществах".

<2> См.: п. 6 Постановления Пленума ВАС РФ от 18 ноября 2003 г. N 19 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах" // Хозяйство и право. 2004. N 1.

<3> См.: ч. 1 ст. 2 Федерального закона "О хозяйственных партнерствах".

 

Несмотря на то что вышеуказанные договорные конструкции в отличие от учредительного договора учредительными документами не являются, они имеют важное значение для жизнедеятельности юридических лиц соответствующих организационно-правовых форм. Кроме того, учредители (участники) юридического лица вправе утвердить и иные регулирующие корпоративные отношения внутренние документы юридического лица (например, положение о наблюдательном совете (совете директоров), положение о коллегиальном исполнительном органе и т.д.). При этом во внутренних документах юридического лица не могут содержаться положения, противоречащие учредительному документу юридического лица.

В учредительные документы юридического лица могут вноситься изменения, включая принятие новых редакций. Как правило, решение данных вопросов относится в корпорациях к компетенции высших органов управления юридического лица, а в унитарных организациях - к компетенции собственника их имущества. Изменения, внесенные в учредительные документы юридических лиц, приобретают силу для третьих лиц с момента государственной регистрации учредительных документов, а в случаях, установленных законом, с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях. Однако юридические лица и их учредители (участники) не вправе ссылаться на отсутствие регистрации таких изменений в отношениях с третьими лицами, действовавшими с учетом этих изменений.

Общие для всех юридических лиц требования к содержанию учредительного документа (устава) установлены в п. 4 ст. 52 ГК <1>. В уставе должны содержаться сведения о наименовании юридического лица, месте его нахождения, порядке управления деятельностью юридического лица, а также другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующих организационно-правовой формы и вида. В уставах некоммерческих организаций, уставах унитарных предприятий и в предусмотренных законом случаях в уставах других коммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридических лиц. Предмет и определенные цели деятельности коммерческой организации могут быть предусмотрены уставом также в случаях, если по закону это не является обязательным. Применительно к отдельным разновидностям юридических лиц требования к содержанию устава конкретизируются специальными нормами ГК или иными федеральными законами.

--------------------------------

<1> Применительно к утвержденным государственными органами типовым уставам юридических лиц данная норма применяется с учетом особенностей, предусмотренных абзацем 2 пункта 2 статьи 52 ГК.

 

Следует отметить, что содержание учредительного документа определяется личным законом юридического лица.

В соответствии с п. 1 - 2 ст. 1202 ГК личным законом юридического лица считается право страны, где учреждено юридическое лицо, если иное не предусмотрено Федеральным законом "О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" и статью 1202 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации".

Таким образом, содержание учредительного документа юридического лица, создаваемого на территории России, должно соответствовать нормам отечественного законодательства. Для этой цели уполномоченный государственный орган в процессе регистрации проводит проверку достоверности сведений, вносимых в ЕГРЮЛ, включая содержание учредительного документа юридического лица.

Рассмотрим типичные сложившиеся на практике основные требования к структуре и содержанию учредительного документа юридического лица, в первую очередь его устава.

Любой устав юридического лица содержит следующие основные разделы:

1. Общие положения, включающие в себя полное и сокращенное (при наличии) наименование юридического лица и его место нахождения.

Наименование юридического лица является средством его индивидуализации, включается в ЕГРЮЛ при государственной регистрации юридического лица и содержит указание на его организационно-правовую форму. При этом наименование некоммерческой организации, а в предусмотренных законом случаях наименование коммерческой организации <1>, должны содержать также указание на характер деятельности юридического лица. Кроме того, коммерческие организации выступают в гражданском обороте под фирменным наименованием (п. 1 ст. 1473 ГК).

--------------------------------

<1> В частности, речь идет о кредитных и страховых организациях, а также о ломбардах.

 

Юридическое лицо должно иметь одно полное фирменное наименование и вправе иметь одно сокращенное фирменное наименование на русском языке. Юридическое лицо вправе иметь также одно полное фирменное наименование и (или) одно сокращенное фирменное наименование на любом языке народов Российской Федерации и (или) иностранном языке. При этом фирменное наименование юридического лица на русском языке и языках народов Российской Федерации может содержать иноязычные заимствования в русской транскрипции или соответственно в транскрипциях языков народов Российской Федерации, за исключением терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму юридического лица. Вместе с тем в фирменное наименование юридического лица не могут включаться: полные или сокращенные официальные наименования иностранных государств, а также слова, производные от таких наименований; полные или сокращенные официальные наименования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных правовыми актами соответствующего публично-правового образования; полные или сокращенные наименования общественных объединений; обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали. Включение в наименование юридического лица официального наименования "Российская Федерация" или "Россия", а также слов, производных от этого наименования, допускается в случаях, предусмотренных федеральными законодательными или подзаконными актами, либо по разрешению, выданному в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации может быть установлен порядок использования в наименованиях юридических лиц официального наименования субъектов Российской Федерации. Фирменное наименование государственного унитарного предприятия может содержать указание на принадлежность такого предприятия соответственно Российской Федерации и субъекту Российской Федерации.

При этом официальное наименование "Российская Федерация" или "Россия", а также слова, производные от этого наименования, используются без вышеупомянутого разрешения в наименованиях следующих некоммерческих организаций:

- централизованных религиозных организаций, структуры которых действовали на территории Российской Федерации на законных основаниях на протяжении не менее 50 лет на момент обращения такой религиозной организации с заявлением о государственной регистрации;

- некоммерческих организаций, созданных на основании федеральных законов, а также в соответствии с актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;

- общероссийских общественных объединений;

- структурных подразделений общероссийских общественных объединений в случае использования в наименованиях указанных структурных подразделений полного наименования такого общественного объединения;

- некоммерческих организаций, единственным учредителем которых является юридическое лицо, созданное на основании актов Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации, или юридическое лицо, использующее в своем наименовании официальное наименование "Российская Федерация" или "Россия", а также слова, производные от этого наименования, в силу закона или в соответствии с разрешением, полученным в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае использования в наименованиях указанных некоммерческих организаций полного наименования учредившего их юридического лица.

Не допускается использование юридическим лицом фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения, если указанные юридические лица осуществляют аналогичную деятельность и фирменное наименование второго юридического лица было включено в ЕГРЮЛ ранее, чем фирменное наименование первого юридического лица. Иначе юридическое лицо, нарушившее данное правило, по требованию правообладателя обязано будет по своему выбору либо прекратить использование фирменного наименования в отношении видов деятельности, аналогичных видам деятельности, осуществляемым правообладателем, или изменить свое фирменное наименование, а также возместить правообладателю причиненные убытки.

Если фирменное наименование юридического лица не соответствует установленным законодательством требованиям, то орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вправе обратиться с иском о понуждении к изменению фирменного наименования.

Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа. Как правило, место нахождения юридического лица совпадает с его юридическим адресом, поскольку юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.

2. Предмет и цели деятельности юридического лица.

Как следует из п. 1 ст. 49 ГК, юридические лица по общему правилу обладают специальной правоспособностью и могут иметь лишь те гражданские права, которые соответствуют целям деятельности, предусмотренным в учредительном документе. В то же время коммерческие организации, за исключением кредитных, страховых организаций, акционерных инвестиционных фондов, унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, обладают общей правоспособностью, что предполагает возможность заниматься любыми видами деятельности, не запрещенными законом. Вместе с тем в предусмотренных законом случаях, а также по решению учредителей (участников) коммерческой организации она может обладать специальной правоспособностью, что означает наличие у юридического лица прав и обязанностей, которые четко соответствуют целям его деятель<


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.08 с.