Порядок создания. Юридический состав как основание возникновения юридических лиц. Учредители юридического лица. — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Порядок создания. Юридический состав как основание возникновения юридических лиц. Учредители юридического лица.

2019-06-06 168
Порядок создания. Юридический состав как основание возникновения юридических лиц. Учредители юридического лица. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Порядок создания юридического лица как самостоятельная правовая категория в действующем законодательстве не отличается последовательностью и единообразием. С уверенностью можно утверждать об обязательности как минимум трех этапов, которые необходимо пройти для создания нового субъекта права: 1) принятие заинтересованными лицами решения о создании юридического лица с оформлением учредительных документов; 2) их представление в уполномоченный орган для государственной регистрации юридического лица; 3) принятие уполномоченным органом решения о внесении записи о создании юридического лица в ЕГРЮЛ.

В научной литературе можно встретить высказывание о том, что юридические лица возникают первоначально (учреждаются) или в результате реорганизации других юридических лиц как их правопреемники <1>. Такая классификация имеет как научное, так и прикладное значение <2>. Следует отметить, что при первоначальном учреждении юридическое лицо не отвечает по долгам своих учредителей (абз. 1 п. 3 ст. 56 ГК). Обязательное условие создания юридических лиц в результате реорганизации основано на универсальном правопреемстве (ст. 58, п. 1 ст. 120 ГК). Вследствие чего к вновь созданным организациям переходит не только актив, но и пассив имущества реорганизуемых юридических лиц. Вместе с тем реорганизуемые юридические лица не выступают учредителями своих правопреемников. Условие о правопреемстве юридических лиц, созданных при реорганизации, является специальным правовым средством, которое призвано обеспечить интересы кредиторов. Оно не оказывает влияния на сам порядок создания юридических лиц. Таким образом, в исследуемой системе норм, регулирующих создание юридических лиц, закреплены специальные правила, посвященные созданию юридических лиц в результате реорганизации.

--------------------------------

<1> Гражданское право: Учебник: В 3 т. Т. 1 / Е.Н. Абрамова, Н.Н. Аверченко, Ю.В. Байгушева и др.; Под ред. А.П. Сергеева. М., 2009. С. 214.

<2> Такой подход нашел определенное распространение и в действующем законодательстве. Так, п. 1 ст. 13 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" закреплено, что некоммерческая организация может быть создана в результате ее учреждения, а также в результате реорганизации существующей некоммерческой организации. Похожая норма закреплена в ст. 8 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", ст. 16 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" и др.

 

Юридическое лицо возникает на основании сложного юридического состава, который включает по общему правилу решение о создании, учредительный документ, внесение записи в ЕГРЮЛ. Это основной состав, в который законодательством о специальных видах юридических лиц могут включаться дополнительные основания (юридические факты) или требования к их содержанию. Так, законодатель постоянно расширяет правовое регулирование и контроль за образованием акционерных обществ, увеличивает объем информации, которую учредители должны предоставлять при создании <1>.

--------------------------------

<1> Согласно п. 2 ст. 9 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" решение об учреждении общества должно содержать результаты голосования учредителей и принятые ими решения по вопросам учреждения общества, утверждения устава общества, избрания органов управления общества, ревизионной комиссии (ревизора) общества.

 

В гражданском законодательстве отсутствуют нормы, в которых была бы определена правовая природа решения учредителя о создании юридического лица, что нередко приводит к различным толкованиям. Если следовать одному из основных принципов гражданского законодательства - свобода волеизъявления участников гражданских правоотношений на участие в гражданском обороте (п. 2 ст. 2 ГК) - для возникновения юридического лица необходимо волеизъявление заинтересованных лиц (волевой акт). В ГК правовое значение волеизъявления учредителей "размыто" по отдельным статьям и не имеет правового выражения в отдельной правовой норме. До недавнего времени собственно о решении как о юридически значимом акте законодатель упоминал в статьях ГК, посвященных реорганизации (ст. 57 и др.) и ликвидации (ст. 61 и др.) юридических лиц. В отдельных законах встречаются нормы, посвященные созданию юридического лица на основании решения и определяющие порядок принятия такого решения <1>, или упоминается о создании на основании решения <2>. С 2014 года в ГК была закреплена ст. 50.1 "Решение об учреждении юридического лица", которая не внесла существенной ясности.

--------------------------------

<1> См., например: ст. 9 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах"; ст. 11 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью".

<2> См.: ст. 16 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".

 

В юридической науке правовая природа решения о создании юридического лица продолжает оставаться предметом острых дискуссий <1>. Содержание норм действующего законодательства позволяет утверждать лишь о том, что федеральный законодатель не распространил на решение о создании юридического лица правовой режим гражданско-правовой сделки. Следовательно, нет оснований считать, что общие положения о сделках (гл. 9 ГК), а также правовое регулирование отдельных традиционных договоров (о совместной деятельности (гл. 55 ГК)) или новых правовых конструкций (например, корпоративные сделки) следует распространять на решения о создании лиц.

--------------------------------

<1> См.: Гражданское право: актуальные проблемы теории и практики / Под общ. ред. В.А. Белова. М.: Юрайт-Издат, 2008. С. 277 - 278; Козлова Н.В. Правосубъектность юридического лица. М., 2005 // СПС "КонсультантПлюс"; Грось Л. Участие публично-правовых образований в отношениях собственности: гражданско-правовые проблемы // Хозяйство и право. 2001. N 5. С. 33; Цепов Г. Договор или обязательство? // Журнал для акционеров. 1999. N 1. С. 36.

 

Вместе с тем действующее законодательство позволяет провести классификацию решений о создании юридических лиц: на акты частной воли, ненормативные и нормативные акты органов государственной власти и местного самоуправления. Такая классификация имеет юридическое значение в том смысле, что среди других признаков позволяет вести речь о возможности классификации юридических лиц на государственные и частные.

Специальный порядок, который не укладывается в общие правила создания юридических лиц, установлен для образования государственных корпораций. По сути, решение о создании в данном случае выражено в форме специального федерального закона.

Решение о создании юридического лица нужно рассматривать как самостоятельную правовую категорию, которая нуждается в дальнейшем законодательном развитии ее существенных признаков и правовых последствий. Решение о создании юридического лица относится к числу документов, которые в обязательном порядке должны быть представлены в регистрирующий орган при государственной регистрации юридического лица <1>.

--------------------------------

<1> Согласно п. "б" ст. 12 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" такое решение может быть представлено в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Статья 50.1 ГК вносит ясность в части содержательной стороны решения о создании юридического лица: в нем указываются сведения об учреждении юридического лица, утверждении его устава, о порядке, размере, способах и сроках образования имущества юридического лица, об избрании (назначении) органов юридического лица, а в решении об учреждении корпоративного юридического лица указываются также сведения о результатах голосования учредителей по вопросам учреждения юридического лица, о порядке совместной деятельности учредителей по созданию юридического лица. В специальных нормах, посвященных вопросам создания некоторых видов юридических лиц, федеральный законодатель уточняет, какие сведения должны содержаться в таком решении <1>.

--------------------------------

<1> Так, согласно подп. 3 ст. 21 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" для государственной регистрации должна быть представлена выписка из протокола учредительного съезда (конференции) или общего собрания, содержащая сведения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих органов и контрольно-ревизионного органа. В соответствии с подп. 3 п. 5 ст. 13.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" для государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании представляется решение о создании некоммерческой организации и об утверждении ее учредительных документов с указанием состава избранных (назначенных) органов в двух экземплярах.

 

В действующем гражданском законодательстве отсутствует единообразие в правовом регулировании оснований возникновения юридических лиц. Это зачастую приводит на практике к возникновению споров как между учредителями и регистрирующим органом, так и между учредителями.

За прошедшие годы учеными и практиками была проделана значительная работа, что позволило устранить одну из концептуальных проблем, порожденную отсутствием ясности и последовательности в отношении перечня документов, из которых достоверно можно было бы установить волю учредителей, направленную на создание и дальнейшую деятельность юридического лица, относящегося к определенной классификационной группе (коммерческие или некоммерческие, корпорации или учреждения и т.д.). Юридическое лицо могло действовать на основании: только устава; учредительного договора и устава; только учредительного договора (ст. 52 ГК в предыдущей редакции).

Редакционные изменения ст. 52 ГК закрепляют общее правило: юридические лица действуют на основании уставов, утверждаемых их учредителями. Исключение сделано для хозяйственного товарищества, действующего на основании учредительного договора, который заключается его учредителями (участниками) и к которому применяются правила ГК об уставе юридического лица. По общему правилу учредители не могут изменить состав учредительных документов. Такие нормы имеют в большинстве случаев императивный характер <1>.

--------------------------------

<1> См. дополнительно: Договоры, направленные на создание коллективных образований: Монография. В кн.: Брагинский М.И. Избранное / Составитель: М.И. Брагинский. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, 2008. С. 651.

 

Новая редакция ст. 52 ГК допускает использование типовых уставов, формы которых могут утверждаться уполномоченным государственным органом. Порядок утверждения таких уставов должен быть установлен Законом о государственной регистрации юридических лиц. Идея сама по себе не нова. Этот порядок получил распространение в советский период существования нашего государства. Тогда это соответствовало экономическим условиям и правопорядку. Большинство юридических лиц создавалось в распорядительном порядке на основе императивных норм, и не было необходимости в диспозитивном регулировании отношений учредительства. В современном гражданском обороте в основе создания юридического лица лежит частная воля его учредителей. Закрепление типового устава, по сути, означает замену частноправового регулирования на публично-правовой порядок. Типовой устав будет рассматриваться как нормативный правовой акт, регулирующий правовое положение для конкретных юридических лиц. Теперь гражданское законодательство допускает, что федеральным законом могут быть установлены случаи, когда учреждение может действовать на основании единого типового устава, утвержденного его учредителем или уполномоченным им органом.

Гражданское законодательство предусматривает, что учредителями юридического лица могут быть физические лица, публично-правовые образования, а также уже созданные юридические лица с соблюдением ограничений, установленных законом. Разнообразие субъектов гражданских правоотношений, которые потенциально могут стать будущими учредителями, обусловливает разветвление правового регулирования и дифференциацию норм об их статусе в различных отраслях права: конституционном, административном, гражданском. В гражданском праве статус учредителей также устанавливается дифференцированно применительно к первоначальным участникам (для хозяйственных обществ и товариществ, кооперативов, ассоциаций, общественных и религиозных организаций), которые впоследствии приобретают статус членов юридического лица, к учредителям - собственникам имущества юридического лица или уполномоченного им органа (при создании унитарных предприятий и учреждений), а также к иным лицам, вносящим в них имущественные вклады, но не принимающим затем непосредственного участия в их деятельности (учредители фондов).


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.