Правовая система создания юридических лиц. Классификация способов создания юридических лиц. — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Правовая система создания юридических лиц. Классификация способов создания юридических лиц.

2019-06-06 243
Правовая система создания юридических лиц. Классификация способов создания юридических лиц. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В юридическом смысле жизненный цикл юридического лица начинается с его создания, что предполагает соблюдение установленных законодателем требований. В основе возникновения в праве категории "юридическое лицо" просматривается эволюционная связь с государством. Следует подчеркнуть, что эта связь проявляется своеобразно. Во-первых, изначально юридическое лицо было создано по "образу и подобию" публичных образований (как форма участия муниципии, городских общин и римского государства в гражданском обороте). Во-вторых, как правило, "рождение" организации в качестве субъекта гражданского оборота, т.е. возникновение у нее право- и дееспособности, подтверждается актом государства.

Степень участия государства в судьбе юридического лица служила основной для формирования различных систем (порядков, способов) его создания. История возникновения юридических лиц прошла путь от признания их правоспособности с момента фактического образования (по правилу de facto) до развитых систем различного рода санкционирования со стороны публичной власти: явочная (заявительная, уведомительная), концессионная (разрешительная), распорядительная, регистрационная (явочно-нормативная, нормативно-явочная и др.) <1>.

--------------------------------

<1> См. подробнее: Козлова Н.В. Правосубъектность юридического лица. М.: Статут, 2005. С. 176 и далее.

 

Если в древнем праве процесс создания частных корпораций и союзов рассматривался как автономный порядок и не предусматривал специальной процедуры возникновения или санкционирования со стороны государства, то с развитием гражданского и в первую очередь торгового оборота государство начинает сдерживать автономное создание юридических лиц запретительными нормами. Еще в классическом римском праве, пишет Н.В. Козлова, "автономная система создания юридических лиц сменилась концессионной" <1>. Сущность концессионной системы предполагает создание юридического лица на основании разрешения со стороны государства <2>. Это потребовало в дальнейшем закрепить в правовых нормах условие о том, что возникновение корпоративных прав обусловлено получением такого специального дозволения.

--------------------------------

<1> Козлова Н.В. Понятие и сущность юридического лица. Очерки истории и теории: Учебное пособие. М.: Статут, 2003. С. 56.

<2> При концессионной системе юридическое лицо создавалось с разрешения государственной власти, которое выражалось посредством утверждения основного документа (как правило, устава) компании. Утвержденный таким образом устав приобретал, по сути, значение нормативного правового акта, рассчитанного не только на регулирование отношений внутри компании, но и на все ее сношения с внешним миром.

 

На примере римского права мы уже можем проследить, что с развитием гражданского оборота, усложнением товарообмена и движения капиталов государство ставит под контроль частную инициативу, направленную на создание юридических лиц. Это подтверждает и история развития законодательства Западной Европы: на смену свободному частному промыслу сначала пришло требование об обязательном публичном уведомлении о создании юридических лиц, т.е. сформировался явочный порядок, а к началу XVII в. он повсеместно стал запрещаться, создание юридических лиц (в первую очередь акционерных компаний) без специального разрешения (лицензии) стало преследоваться под угрозой применения наказания <1>. Такие полицейские подходы стали закономерной реакцией на увеличивавшиеся злоупотребления правами в ущерб добросовестным участникам, нередко сопряженные с мошенническими действиями. Кроме того, государство расширяло свое участие в гражданском обороте посредством создания казенных предприятий и акционерных компаний, что послужило поводом для формирования еще одной системы - распорядительной <2>.

--------------------------------

<1> В Англии для воспрепятствования созданию "мыльных пузырей", т.е. фальшивых спекулятивных компаний, в 1720 г. был принят Закон о "мыльных пузырях" (Bubles Act). Названный Закон ввел понятие зловредного проекта либо предприятия, присвоившего себе без законного основания корпоративные права. Такие действия признавались недействительными, а учреждение компании признавалось наказуемым деянием.

<2> Сущность распорядительной системы предполагает, что основанием для создания юридического лица является распорядительный акт государственной власти (указ императора, резолюции коллегий и др.).

 

С 60-х гг. XIX в. стал намечаться определенный поворот в пользу более свободного образования юридических лиц - переход от концессионной системы к нормативно-явочной <1>. Это обосновывалось необходимостью облегчить возникновение обществ в торговом обороте, что, в свою очередь, должно было способствовать развитию экономических отношений, созданию новых рабочих мест. Обратные процессы начинаются в XX в. Постепенно государство увеличивает свои контрольные функции над процессом создания юридических лиц. Для отдельных видов юридических лиц устанавливается подробная законодательная регламентация процедуры их создания. Императивные начала вытесняют диспозитивные нормы <2>. Детальное регулирование порядка возникновения юридических лиц коснулось в первую очередь акционерных обществ.

--------------------------------

<1> В германской юридической науке явочно-нормативная система появилась под термином "normativbestimmungen" и предусматривает нормативные положения права, устанавливающие минимальные требования к уставам юридических лиц; от их выполнения зависит регистрация юридического лица в государственном реестре.

<2> "За определенными видами хозяйственной деятельности, - писал М.И. Кулагин, - в ряде государств признается монополия государства, осуществление других запрещено как противоречащее общественному порядку. Кроме того, ведение некоторых предприятий дозволяется частным товариществам лишь по получении концессии от государства либо органа местного самоуправления. Наконец, для осуществления отдельных видов хозяйственной деятельности требуется специальное разрешение. Эти ограничения настолько многочисленны, что некоторые авторы задают вполне резонный вопрос: что же осталось от принципа свободы торговли и промышленности?" // Кулагин М.И. Избранные труды по акционерному и торговому праву. 2-е изд. М.: Статут, 2004. С. 81.

 

Усиление контрольных функций государства обосновывалось в одних случаях фискальными полномочиями, направленными на повышение собираемости налогов и сборов, в других - необходимостью обеспечить интересы мелких инвесторов, которые нередко становились жертвами афер при учреждении компаний. Во многих развитых государствах явочный порядок был заменен на разрешительный для создания кредитных организаций и организаций с участием иностранного капитала. Специальный порядок через закрепление обязательной системы лицензирования на практике привел к тому, что оказалось невозможным "создать компанию, занимающуюся соответствующим делом, в явочно-нормативном порядке" <1>. Новой тенденцией XXI в. в системе создания юридических лиц и последующего допуска их на рынок стала обязательность участия в профессиональных объединениях.

--------------------------------

<1> Кулагин М.И. Избранные труды по акционерному и торговому праву. 2-е изд. М.: Статут, 2004. С. 81, 82.

 

Тенденции развития отечественного законодательства в части регулирования вопросов создания юридических лиц отражали основные дискуссии последних столетий. "Одним из первых в ряду этих основных вопросов, - писал еще И.А. Покровский, - является вопрос об условиях для возникновения юридических лиц" <1>. Если акт частной воли признавался, несомненно, необходимым, то вопрос о санкционировании со стороны государства являлся предметом жарких споров. В отношении последнего в теории сформировались две противоположные точки зрения, каждой из которых соответствовали и две различные практические системы: первая - система утверждения или концессионная, вторая - система свободного образования <2>. Общим для сторонников взглядов выступало то, что все приходили к выводу о необходимости публичного признания юридического лица со стороны государства. Различие заключалось лишь в форме получения такого признания. Введение государственного контроля обосновывается в большинстве случаев необходимостью обеспечить законность при их создании в интересах всех участников имущественного оборота.

--------------------------------

<1> Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. Изд. 4-е. М.: Статут, 2003. С. 148.

<2> Там же. С. 148.

 

Результатом обсуждений стало закрепление в большинстве развитых правопорядков, в том числе и в отечественном законодательстве, регистрационной (административной) системы, которая предполагает, что юридическое лицо считается созданным с момента регистрации в уполномоченном государственном органе.

Порядок государственной регистрации юридических лиц относится к отрасли административного права и не содержит гражданско-правовых норм. Вместе с тем внесение записи в ЕГРЮЛ является важным юридическим фактом, имеющим гражданско-правовое значение, поскольку с момента внесения записи в ЕГРЮЛ для гражданского оборота "рождается" новый субъект права (ст. 51 ГК).

В пункте 1 ст. 51 ГК закреплена норма, которая указывает на обязательность государственной регистрации юридических лиц и закрепляет право на оспаривание отказа уполномоченного органа в государственной регистрации или уклонения от такой регистрации <1>. Судебная практика свидетельствует о том, что в силу ст. 49, 51 ГК суды исходят из того, что организации, не прошедшие государственную регистрацию в качестве юридических лиц, не приобретают правоспособности юридического лица, а их действия, направленные на установление, изменение и прекращение гражданских прав и обязанностей, не могут быть признаны сделками <2>. В таких случаях негативные последствия (гражданско-правовые, налоговые и иные) возникают у участников соответствующих правоотношений.

--------------------------------

<1> См., например: п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих".

<2> См., например: Определение ВАС РФ от 17 мая 2010 г. N ВАС-505/10 о передаче дела в Президиум ВАС РФ // СПС "КонсультантПлюс".

 

В основе регистрационной системы сохранены ставшие традиционными подходы к созданию юридических лиц в зависимости от роли государства: нормативно-явочный, распорядительный, разрешительный. Принципиальное различие в названных способах создания юридических лиц выделил еще С.Н. Братусь. Он считал, что различие в порядке возникновения государственных предприятий и учреждений, кооперативных организаций, обществ и союзов как юридических лиц определялось различием в формах социалистической собственности, а также в характере и содержании задач, для решения которых образуется юридическое лицо <1>. Там, где необходимо было строжайшее соблюдение принципов добровольности и всемерное поощрение инициативы и самодеятельности граждан, государство допускало (в минимальных пределах) создание юридических лиц в явочно-нормативном порядке.

--------------------------------

<1> См.: Братусь С.Н. Субъекты гражданского права. М., 1950. С. 184.

 

Нормативно-явочный (явочно-нормативный, заявительный, уведомительный) порядок стал преобладающим способом создания юридических лиц после перехода России от плановой экономики к рыночной, что потребовало от государственной власти кардинально изменить форму своего участия в создании юридических лиц. В соответствии с указанным способом федеральный законодатель определяет минимальный набор условий, необходимых для создания юридических лиц. Его суть заключается в том, что в установленном порядке заинтересованному лицу достаточно принять решение о создании юридического лица, утвердить документы, на основании которых будет действовать юридическое лицо, и направить соответствующее заявление о регистрации юридического лица в уполномоченный орган.

Долгое время такой способ считался наиболее соответствующим принципу гражданского законодательства об автономии воли (п. 2 ст. 1 ГК). Действие этого принципа проявляется в том, что регистрирующий орган не вправе проверять решение о создании юридического лица на предмет необходимости и целесообразности его создания и не может отказать в регистрации при формальном наличии всех документов, предусмотренных законом о ЕГРЮЛ.

Вместе с тем, несмотря на утвердившийся нормативно-явочный порядок создания юридических лиц, государство оставляет за собой возможность контролировать допуск к хозяйственной деятельности, особенно в сфере предпринимательства. Для большинства видов хозяйственной деятельности на уровне федерального закона установлена обязанность получения специального разрешения - лицензии <1>.

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" // СПС "КонсультантПлюс".

 

Усиление государственного контроля над созданием юридических лиц проявилось и в установлении уголовной ответственности за представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере. Соответствующие дополнения были внесены в 2002 г. в ч. 1 ст. 171 УК РФ. Кроме того, во многих сферах хозяйственной деятельности сохраняется исключительная монополия государства, которое осуществляет свое присутствие через государственные юридические лица (как правило, через казенные предприятия).

В законодательстве <1> и в литературе <2> можно встретить упоминание об уведомительном способе применительно к созданию профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, первичной профсоюзной организации, которые могут функционировать и без приобретения статуса юридического лица. Вместе с тем до момента государственной регистрации профсоюз осуществляет свою деятельность в ограниченном объеме и не может приобретать имущественных прав и обязанностей как юридическое лицо.

--------------------------------

<1> См.: абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" // СПС "КонсультантПлюс".

<2> Гражданское право: Учебник: В 3 т. Т. 1 / Е.Н. Абрамова, Н.Н. Аверченко, Ю.В. Байгушева и др.; Под ред. А.П. Сергеева. М.: ТК "Велби", 2009. С. 214.

 

Чрезмерная либеральность действующего законодательства о регистрации юридических лиц дает небезосновательные поводы для утверждения о том, что нормативно-явочный порядок на практике сводится к заявительному <1>.

--------------------------------

<1> Горбунова Е. Штрихи к "портрету" Закона о регистрации // Бизнес-адвокат. 2002. N 3. С. 35.

 

Распорядительный порядок, преобладавший в дореволюционный и советский период, в настоящее время постепенно утрачивает свое значение. Согласно концепции о разгосударствлении публичной собственности и сокращении участия публично-правовых образований в хозяйственной деятельности уменьшается общее количество решений о создании юридических лиц.

В распорядительном порядке возникают государственные и муниципальные унитарные предприятия <1> и учреждения, другие некоммерческие организации, учредителем которых могут выступать публично-правовые образования. Частным случаем распорядительного порядка являются специальные правила о создании государственных корпораций <2>.

--------------------------------

<1> Так, в соответствии со ст. 114 ГК унитарное предприятие создается от имени публично-правового образования решением уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. Субъекты, правомочные принимать решение об учреждении унитарного предприятия и федерального казенного предприятия, определены в ст. 8 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".

<2> Специальные правила были установлены для государственной регистрации государственной корпорации "Росатом". Согласно ст. 36 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" ее государственная регистрация осуществляется на основании названного Федерального закона в течение 10 дней со дня его официального опубликования без представления дополнительных документов.

 

Участие публично-правовых образований в создании юридических лиц имеет свои особенности, основанные на дуализме публично-правовых и частноправовых элементов. Полномочия публично-правовых образований определяются, с одной стороны, их конституционно-правовым и административным статусом, с другой - государственной политикой о пределах их участия в экономической деятельности. Такая постановка предопределяет широкий перечень нормативных документов, регулирующих создание публично-правовыми образованиями новых юридических лиц.

Кроме того, развивая либеральные идеи, федеральный законодатель ограничил возможности создания унитарных предприятий и закрепил на уровне федерального закона исчерпывающий перечень таких случаев <1>.

--------------------------------

<1> См.: ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" // СПС "КонсультантПлюс".

 

Вместе с тем законодатель расширил полномочия Правительства Российской Федерации и субъектов Федерации, наделив их правами создавать государственные фонды поддержки промышленности в организационно-правовой форме фонда или автономного учреждения <1>. Новым полномочием стало наделение правом создавать такие государственные фонды поддержки промышленности в организационно-правовой форме фонда совместно с организациями, входящими в состав инфраструктуры поддержки деятельности в сфере промышленности.

--------------------------------

<1> См.: ст. 11 Федерального закона от 31 декабря 2014 г. N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".

 

Разрешительный способ создания юридических лиц, получивший также широкое распространение в советский период <1>, не утратил своего значения и в современных условиях развития экономики. Конечно, в классической форме, когда необходимо было испрашивать разрешение, а уполномоченный орган мог отказать по причине нецелесообразности создания юридического лица, такой порядок в настоящее время не применяется, за исключением, может быть, создания организаций с иностранными инвестициями на территории закрытого административно-территориального образования <2>.

--------------------------------

<1> В.А. Рахмилович обосновывал распространенность распорядительного способа сущностью государственной социалистической собственности, которая не допускала никакого иного способа возникновения юридических лиц // Рахмилович В.А. Возникновение и прекращение юридических лиц. Советское гражданское право. В кн.: Советское гражданское право. Часть I / Отв. ред. В.А. Рясенцев. С. 124.

<2> Согласно п. 2.1 ст. 3 Закона России от 14 июля 1992 г. N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании" и Постановлению Правительства Российской Федерации от 22 мая 2006 г. N 302 "О создании и деятельности на территории закрытого административно-территориального образования организаций с иностранными инвестициями" создание таких организаций допускается с согласия Федеральной службы безопасности Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации.

 

О сохранении элементов разрешительного порядка можно вести речь в отношении федеральных законов, которыми устанавливается специальный порядок создания отдельных видов юридических лиц. Такой порядок установлен в отношении некоммерческих организаций <1>; кредитных организаций <2>. Кроме того, признаки разрешительного способа ученые усматривают в отдельных нормах законодательства о защите конкуренции <3>. Так, в ст. 27 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" установлены случаи, когда создание новой коммерческой организации путем ее учреждения или реорганизации допускается исключительно с предварительного согласия антимонопольного органа <4>. В отношении отдельных форм некоммерческих организаций федеральный законодатель установил дополнительные требования к процедуре их регистрации (срок предоставления документов, их перечень, основания для отказа) <5>.

--------------------------------

<1> Согласно п. 2 ст. 13.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) некоммерческой организации принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций (далее - уполномоченный орган), или его территориальным органом. Правовая природа такого решения нетождественна решению о создании. В ее основе административные полномочия по принятию одного из следующих актов: 1) разрешить государственную регистрацию некоммерческой организации; 2) отказать в ее государственной регистрации; 3) приостановить ее государственную регистрацию.

<2> Согласно абз. 2 ст. 12 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" решение о государственной регистрации кредитной организации принимается Банком России. Внесение в ЕГРЮЛ сведений о создании, реорганизации и ликвидации кредитных организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным регистрирующим органом на основании решения Банка России о соответствующей государственной регистрации. Соответствующее полномочие Банка России закреплено в ст. 59 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

<3> Габов А.В. Общества с ограниченной и дополнительной ответственностью в российском законодательстве. М.: Статут, 2010. 253 с.

<4> Коммерческая организация, созданная без получения предварительного согласия антимонопольного органа, в том числе в результате слияния или присоединения коммерческих организаций на основании ст. 34 Федерального закона "О защите конкуренции", подлежит ликвидации либо реорганизации в форме выделения или разделения в судебном порядке по иску антимонопольного органа, если ее создание привело или может привести к ограничению конкуренции, в частности в результате возникновения или усиления доминирующего положения.

<5> См.: ст. 21 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", ст. 15 - 18, 20 Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях", ст. 11 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях", ст. 6 Федерального закона от 17 июня 1996 г. N 74-ФЗ "О национально-культурной автономии".

 

Независимо от того, кем разрешено создание некоммерческой организации или кредитной организации, сохраняет силу общее правило о том, что юридическое лицо создается с момента внесения соответствующей записи уполномоченным органом в ЕГРЮЛ.


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.052 с.