Изобразительная деятельность в подготовительной к школе группе — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Изобразительная деятельность в подготовительной к школе группе

2019-05-27 458
Изобразительная деятельность в подготовительной к школе группе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Программа знаний, умений и навыков, которую дети усваивают в детском саду, распределена на 4—5 лет. В подготовительной к школе группе происходит закрепление и некоторое усложнение приобретенного ранее, а кроме того, решаются новые задачи, которые очень важны для школьного обучения.

К сожалению, далеко не всегда дети шести лет оказываются достаточно подготовленными, и воспитателю приходится обучать их тому, что они должны были усвоить в средней и старшей группах. Но все же при этом надо учитывать, что занятия проводятся с детьми седьмого года жизни, которые стоят на пороге школы: характер обучения, применяемые методы должны соответствовать развитию и интересам детей этого возраста. В беседах с детьми следует объяснять, почему надо так или иначе действовать, почему важны те или иные умения, знания. И возбуждая интерес к тому, что дети узнают и что усваивают, легко вызвать желание постараться сделать хорошие работы.

Развитие детей этого возраста характеризуется становлением более сложных форм познавательной деятельности. Восприятие протекает целенаправленнее. Развивается наблюдательность, подчиненная определенной задаче. При специальном руководстве развитием восприятия к концу дошкольного детства могут быть сформированы важные сенсорные способности: точный глазомер, зрительная оценка пропорций.

На основе этого возможно усложнение задач изобразительной деятельности. Поэтому воспитателю необходимо построить работу с детьми так, чтобы решать специфические задачи в изобразительной деятельности и вместе с тем способствовать подготовке детей к школе. Надо обогатить детей такими знаниями, умениями и навыками, которые позволят им шире и свободнее отражать события и явления окружающей жизни.

Предметы, которые дети рисуют, лепят и вырезывают, имеют различную форму, цвет, строение, по-разному расположены в пространстве. В предшествующих группах дети усвоили, что предметы бывают прямоугольной, круглой, овальной и других геометрических форм. Если предметы состоят из нескольких частей, то следует определить и передать форму каждой части и воспроизводить целое по частям.

В подготовительной группе нужно подводить детей к восприятию и воспроизведению сложной, многочастной формы в целом. В первую очередь это относится к фигурам человека и животных. Дети учатся лепить всю фигуру из одного куска глины, намечая сперва ее общую форму, а затем детали. При лепке из целого куска возможно и отделение лишней глины, а также прибавление недостающей к той или иной части фигуры. Вся основная работа производится движениями пальцев, иногда всей кистью руки. Скатывание ладонями, которое применялось в предшествующих группах при лепке отдельных частей простой формы, теперь используется значительно реже. Старшие дети пользуются стекой — ею они надрезают, разделяют части в целом куске глины. Детям показывается прием повертывания лепки на дощечке, чтобы рассматривать ее то с одной, то с другой стороны.

В рисовании применяется прием «построения» предмета сложной формы также от целого к деталям. Такой прием требует умения делать набросок, т. е. намечать форму без деталей, а затем ее уточнять и отделывать. С этой целью используются графитный карандаш, мелки или акварель. Краска для наброска выбирается светло-серая, голубоватая или светло-коричневая, чтобы рисунок можно было исправлять, дополнять. Рисунки-наброски могут выполняться на отдельном листке бумаги относительно быстрыми движениями, легкой слитной линий; полезно сделать несколько набросков одного и того же предмета.

В отдельных случаях детям предлагается хорошо рассмотреть и обвести пальцем контур предмета, а затем рисовать контур не каждой части отдельно, а всего предмета одной линией, не отрывая руки от рисунка. Таким приемом рисуются упрощенные по форме керамические фигурки животных, глиняные народные игрушки.

В старшей группе дети лепили, расписывали и создавали декоративные рисунки по мотивам дымковской глиняной игрушки. Подобные занятия проводятся и в подготовительной группе, но содержание работы усложняется: можно предложить детям создание декоративных композиций на темы «Боярышни», «Олени» и др.

Изображения дымковских игрушек дети создают слитной линией, а не по частям, как раньше. При решении этой задачи дети встречаются с трудностью осуществления зрительного контроля за непрерывным движением, его своевременной остановки и изменения направления движения, координации зрительного и двигательного компонентов изображения, соотнесения уже нарисованной части с тем, что рисуется в данный момент. Несмотря на эти трудности, все дети справляются с поставленной задачей.

Первое занятие «Коняшки» может быть проведено таким образом. Каждый ребенок получает по листу белой бумаги для поисков контура фигурки. После обследования игрушки по ее контуру с включением движения руки ребенка следует предложить порисовать фигурки простым карандашом. Когда они получатся удачными, можно разрешить выбрать лист цветной бумаги и нарисовать на нем простым карандашом несколько разных коней. Затем они расписываются так же, как это делают дымковские мастера: все покрывается белой гуашью, а по мере высыхания наносятся элементы украшения. Для композиции лучше подобрать бумагу разных ярких цветов: это придаст декоративность, которая соответствует характеру дымковских игрушек.

Воспитателю следует иметь в виду, что у многих детей красивый контур получится не сразу, а после некоторых поисков.

Неудавшийся рисунок нужно проанализировать вместе с ребенком, иногда вновь предложить обвести фигуру по контуру, определяя при этом, какую часть тела описывает палец (шея, спина, одна нога, вторая нога, шея, голова). Такое словесное определение движения поможет осознать его направленность и затем контролировать его при рисовании. Дети к этому времени должны уже усвоить, что движение руки по контуру предмета соответствует движению руки, рисующей этот предмет, поэтому так же, как ведешь рукой по предмету, надо и рисовать.

После такого анализа получившегося изображения и повторного обведения предмета по контуру в сочетании с объяснением рисунки, как дравило, становятся лучше. Неудачи некоторых детей связаны с неумением соотнести то, что рисуется в данный момент, с тем, что уже нарисовано. Предлагая обвести фигурку по контуру, обратите внимание детей на положение одной части по отношению к другой, например: передние ноги начинаются напротив шеи и т. д. Если детям не удается сразу нарисовать контур игрушки слитной линией, следует побудить их продолжать попытки, дать для этого дополнительный листок бумаги.

Данное занятие, требующее много времени, можно разделить на два этапа и каждый проводить как отдельное занятие. Лучше, если оба они будут организованы в один день (с перерывом), тогда дети увидят результат своего напряженного труда в тот же день и работа не покажется им скучной.

Чтобы закрепить способ рисования контура предмета слитной линией, нужно вскоре после этого занятия провести другое по такой же методике, предложив детям создать декоративную композицию «Дымковские олешки».

Если на предыдущем занятии вы уделили достаточно внимания овладению способом рисования фигуры слитной линией, то теперь не будет необходимости выделять на это специальное время: дети быстро справятся с задачей и сразу смогут перейти к созданию декоративной композиции. Тем же детям, которые с трудом овладевают данным способом или пропустили предыдущее занятие, следует помочь индивидуально. Предложите им порисовать таким же способом другие фигурки (например, дымковскую птичку, козлика) во время прогулки палочками на земле, мелом на асфальте, в группе на грифельной доске. Эту индивидуальную работу надо провести до второго занятия, тогда дети не будут чувствовать себя ущемленными из-за отсутствия необходимого умения.

Для рисования предметов слитной линией можно использовать также прибалтийскую и украинскую керамику, изображающую животных.

В аппликации таким же обобщенным, целостным способом передачи формы является силуэтное вырезывание, т. е. вырезывание всей фигуры из одного куска бумаги. При этом дети учатся согласовывать повороты ножниц с переходом от одной части предмета к другой. Для этого необходимо уметь хорошо представлять себе целое и составляющие его части, например: ножницы движутся от хвоста птицы к спине, от спины к голове, затем к грудке, брюшку и вновь к хвосту. Прием силуэтного вырезывания требует наглядного показа и называния частей предмета, которые вырезываются. Такое умение приобретается детьми не сразу и требует многократных упражнений. Поэтому на занятии надо предложить вырезать несколько одинаковых фигурок (для упражнений лучше дать не цветную, а обычную белую нетолстую бумагу). В результате у детей уточняются представления о форме предмета, рука упражняется в выполнении разнонаправленных движений с плавными, мягкими или угловатыми поворотами (вырезанные детьми силуэты могут быть использованы для теневого театра или декоративных аппликаций).

Наряду с новыми способами лепки, рисования и вырезывания дети продолжают пользоваться и более привычными для создания целого по частям. При этом важно, чтобы они определяли и выделяли наиболее существенные, основные, части (обычно эти части и наиболее крупные), а затем переходили к деталям.

При изображении предметов сложной формы большое значение имеет соблюдение правильных пропорций — соотношения частей по величине и по расположению. Если дети более младшего возраста рисуют, лепят и вырезывают, пользуясь создавшимися у них представлениями о предмете, то в подготовительной группе нужно учить детей чаще и больше всматриваться з предмет, непрерывно уточнять свои знания о нем, сравнивать предметы между собой по тем или иным свойствам, накапливать все больше представлений и знаний о сходстве целых групп предметов, их основного строения, формы. Так, например, дети определяют сходство и различие в форме и строении грузового и легкового автомобиля, реактивного самолета и вертолета, теплохода и моторного катера. Когда же им предлагается нарисовать ракету или ледокол, они самостоятельно устанавливают сходство, и различие ракеты с самолетами, а ледокола с пассажирским теплоходом и передают в рисунке особенности этих предметов, которые раньше не рисовали. То же можно сказать о различных породах деревьев, о зданиях разного назначения, о различных видах зверей и птиц.

Если в средней и старшей группах воспитательница указывала детям на сходство и различие предметов в каждом случае, наводила на сравнение их путем прямых вопросов, та в подготовительной группе детям предоставляется большая самостоятельность в наблюдении, сравнении и определении сходства и различия не отдельных предметов, а целых групп таких предметов. Чем отличается, например, береза от других лиственных деревьев? Чем отличается белка от других четвероногих животных? Все, что возможно, следует понаблюдать с детьми в натуре, во время прогулок. Рассматривание же фотографий и картин явится дополнительным материалом, уточняющим и закрепляющим полученные детьми впечатления. Дети, приученные наблюдать, по-иному рассматривают и картинки, получают в результате много сведений и наглядных представлений.

У детей седьмого года жизни можно и нужно воспитывать более глубокий интерес к окружающему, к общественной жизни, сообщая им доступные сведения 6 значении того, что они видят. Дети этого возраста живо интересуются событиями, происходящими в нашей стране и за рубежом. Они многое узнают и слышат от взрослых, в кино, по телевизору. Их волнуют спортивные соревнования, полеты наших космических кораблей и спутников, возвращение из промыслового рейса китобойной флотилии, наши праздники, и многое другое. Все это они с удовольствием отражают в рисунках, лепке, аппликациях, заново переживая изображаемые события. И надо предоставлять им такую возможность, включая в занятия общественную тематику, знакомя детей с различными явлениями нашей жизни.

От более известного по предшествующему опыту воспитательница будет вести детей к новому, к тому, что раньше они не знали, не замечали. Так, от наблюдения отдельных зданий воспитательница перейдет к выявлению различий зданий по их назначению, покажет и объяснит, что жилой дом отличается от школы, фабрика выглядит не так, как здание детского сада, а затем скажет о городах, где живут, работают, учатся множество людей, назовет крупные города нашей страны и подробно расскажет о столице нашей Родины — Москве.

Воспитательница обращает внимание детей на строительство новых домов, кварталов, целых городов, на особенности их архитектуры. Подчеркивает, какую большую заботу проявляет Советское государство о людях, как важен труд строителей. Рассматривая с детьми деревья, воспитательница рассказывает об озеленении городов, о лесонасаждениях в нашей стране, о значении лесов в жизни людей и о необходимости бережного к ним отношения. Объясняет, что такое тайга, сосновый бор, дубрава, березовая роща и т. д. Показывает картины художников И. Шищкина, И. Левитана, советских пейзажистов: И. Грабаря, К. Юона, А. Рылова и др.

Воспитательница подчеркивает богатство природы и красоту нашей Родины. При этом она старается привлечь и личный опыт детей: одни из них бывали в разных городах, другие видели широкие поля, высокие горы, безбрежные моря. Обогащенные знаниями о родной стране, о ее природе, о жизни советских людей, дети с большим интересом выполняют рисунки и аппликации на эти темы. У них воспитывается любовь к Родине, гордость за ее богатства и достижения.

Шестилетние дети проявляют большой интерес к труду взрослых. Из книг, радио и телевизионных передач они узнают о людях разных профессий, об их трудовых буднях и подвигах. Дети и сами часто говорят о том, кем они будут работать, когда вырастут. Вот почему предложение воспитателя нарисовать, кем они хотят быть, принимается ими с радостью. Программа по родному языку предусматривает проведение с детьми бесед о труде взрослых, разучивание стихотворений соответствующего содержания. Поэтому необходимо так спланировать всю работу, чтобы занятия рисованием опирались на полученные детьми знания, тогда у детей образуется богатый запас представлений о том, что им предстоит изображать. Занятие может быть проведено во второй половине года. Перед детьми встанет задача — передать движения фигуры человека, связанные с его работой: врач склонился над постелью больного, шофер заводит автомобиль и т. п. Детям также нужно передать особенности костюма, типичного для людей той или иной профессии, например летчика, космонавта и др.

 

Чтобы облегчить детям успешное выполнение задания, целесообразно подобрать иллюстрации, изображающие людей разных профессий, и рассмотреть их накануне занятия, обратив особое внимание на характер движений, одежды, орудий труда. В начале занятия проводится короткая беседа о том, как работают люди в нашей стране, затем воспитатель спрашивает нескольких детей, кем они хотят быть, и предлагает каждому нарисовать об этом. При рассматривании законченных рисунков воспитатель, указывая на наиболее интересные, просит детей сказать, кем, по их мнению, хочет быть автор рисунка. Дети могут выполнять рисунки как цветными карандашами, так и красками. Если рисование проводится красками, следует дать простой карандаш для контурного рисунка, чтобы дети могли поискать и точнее передать строение человеческой фигуры, ее движение.

Для развития восприятия и уточнения представлений большое значение имеет рисование, лепка и вырезывание с натуры.

В подготовительной к школе группе можно ввести и такие занятия, когда рисуют с натуры сразу несколько предметов. Полезно поставить на видном месте не один предмет, а два-три разной величины и формы. Путем сравнения одного предмета с другим дети лучше улавливают их сходство, различие и отражают свои представления в рисунке. А в лепке и аппликации метод будет иным: лепить или вырезывать дети могут каждый предмет в отдельности, а затем располагать их по своему желанию. Например, детям предлагается для вырезывания с натуры несколько ваз разной высоты, ширины и формы. Дети вырезают их, используя прием складывания бумаги вдвое, затем располагают вырезанные вазы на листе бумаги, как кому кажется красивее, и наклеивают их. К группе из двух-трех ваз можно предложить детям прибавить фрукты, ветви, цветы и пр. На занятии такого рода знакомство с натурой является первым этапом, а затем дети создают композицию по своему вкусу и воображению.

Иногда можно проводить такие занятия рисованием, на которых весь процесс изображения соответствует натуре: передается не только форма каждого предмета, но и относительная величина их и взаимоположение (что стоит справа, что слева, в середине, близко или подальше). При этом дети замечают, что с разных мест группу предметов видно по-разному, одни предметы частично загораживают другие. Часть детей быстро, с первого же занятия, овладевают способностью охватывать взором группу предметов в их взаимоотношениях и переносить увиденное целое на бумагу. Другие же в течение нескольких занятий рисуют предметы врозь, располагая их по всему листу бумаги, искажают их величинные и пространственные отношения. Однако через несколько месяцев после начала этих занятий все дети овладевают способами изображения нескольких предметов с натуры в простейшем плоскостном выражении. Новое достижение доставляет детям большое удовольствие. Частичное загораживание одних предметов другими они используют затем в сюжетных рисунках по представлению.

При обучении детей изображению с натуры основное внимание надо направлять на соотношение предметов по величине, а форму каждого предмета дети должны рисовать без особых затруднений. Рисунки могут выполняться графитным карандашом с последующим раскрашиванием акварелью. Воспитатель учит детей, наносить контур легкой тонкой линией, чтобы можно было исправить неточности. Когда правильная линия контура найдена, ребенок просит воспитателя стереть все лишнее, ненужные линии (мы не советуем давать резинку детям в руки: во многих случаях они используют ее недостаточно разумно и портят начатый рисунок). В некоторых случаях можно предложить детям рисовать только мягким графитным карандашом. Для этой цели следует подобрать нецветущие комнатные растения, в окраске которых отчетливо видны разные оттенки зеленого цвета.

Детей надо научить не только передавать форму всех частей натуры, но и тоновые отношения; темные листы покрыть штриховкой более густо, при закрашивании светлых — легко нажимать на карандаш. Этот технический прием детям уже знаком. На данном занятии его надо вспомнить. Не следует думать, что перед детьми ставится задача передать светотень. Достаточно при анализе растения обратить внимание на то, что одни части растения светлее, другие темнее, и это отразить в рисунке.

Уже в старшей группе дети могут передавать в лепке и рисунке несложное движение человека и животных. В подготовительной к школе группе они получают более точное представление о строении человеческой фигуры, об изменении при движении не только положения ног и рук, но и головы и туловища. Воспитатель подводит детей к передаче движений прежде всего в лепке, например, согнутых в локтях рук, ног в коленях у спортсмена.

В рисунках детей 6—7 лет еще часты нарушения отношений при изображении ног до колена и ниже, верхней и нижней частей рук, но передача движений делается более разнообразней и живой; появляются фигуры бегущих, несущих что-либо, катающихся на коньках. Овладев передачей движения, дети могут изобразить действия сказочных персонажей или сцену из жизни.

Сюжетное рисование также требует умения правильно располагать предметы в пространстве. Во время прогулок и экскурсий дети Под руководством воспитателя наблюдают, как расположены предметы по отношению друг к другу, замечают, что одни загораживают другие или видны из-за других. Умение охватывать взглядом группы предметов, чему дети учатся при рисовании с натуры, помогает им и при рисовании улицы города, двора и пр. В каждом городе растут новые кварталы, строятся высокие чздания, и располагаются они не так, как на старой улице. Наблюдение и зарисовка нового квартала позволяет свободно расположить здания в широком пространстве.

Значительно обогащаются в подготовительной группе представления о цвете. Дети получают знания о распределении и составе цветов в радуге, т. е. о спектральных цветах. Изображение радуги мржно найти в картинках и предварительно показать детям. Образное описание радуги дается также в стихах.

Воспитательница предлагает детям нарисовать радугу-дугу, соблюдая последовательность цветов в ней. Для такой работы более всего подходят акварельные краски. Их влажность позволяет достигнуть слитности цветовых полос и переходов из одной в другую. Надо предварительно на отдельном листке бумаги поупражнять детей в нанесении краской дуг быстрым неотрывным движением. После этого намечаются те краски, которые будут нужны, и подготавливаются для рисования. Начинать следует с верхней части радуги. Кисть увлажняется и насыщается краской. Намечаются точками места, где радуга соприкасается с землей. Быстрым плавным движением наносится дуга красного цвета. Кисть промывается. Набирается оранжевая краска и наносится полоса вплотную к красной, так что цвета могут немного слиться друг с другом. Так же наносятся затем и все остальные цвета по порядку. Когда радуга будет нарисована, находящуюся под ней землю можно покрасить зеленым (трава на лугу), а на небе сделать голубые просветы среди белых облаков. Можно нарисовать радугу над морем или над горами, если дети имели возможность это наблюдать или видели на картинке: пусть дети сами выберут пейзаж.

Представление о спектральном круге (расположение цветов радуги по кругу) дети могут получить также, если предложить им нарисовать или вырезать из цветной бумаги, а потом наклеить цветик-семицветик, о котором говорится в одноименной сказке В. Катаева. Каждый лепесток вырезывается или раскрашивается отдельно; дети упражняются в выборе цветов и соблюдении их последовательности.

Воспитатель учит детей делить спектральный круг на части, различать цвета теплые и холодные, а также контрастные (противолежащие): красный — зеленый, синий — оранжевый и т. д. Можно дать детям задание нарисовать или вырезать и наклеить букет цветов только холодных или только теплых тонов. В предварительной беседе с детьми предложить им называть различные цвета и оттенки, как теплые, так и холодные, например: голубой и синий, сиреневый и темно-фиолетовый или вишнево-красный, розовый, ярко-красный, кирпично-красный и др. Листья и стебли разрешается рисовать зеленым, но в букете теплых тонов к зеленой краске нужно прибавить светло-коричневый, а в букете холодных — голубой. На одном занятии все дети могут рисовать «теплый» букет, а на другом «холодный» или на одном и том же занятии одним детям предлагается рисовать теплыми тонами, а другим — холодными.

Нужно давать задания на введение в рисунок или аппликацию пар контрастных тонов. Например, дать тему «Цирк» или «Петрушки на празднике в детском саду». При рисовании на эти темы в окраске костюмов персонажей предполагается использование контрастных сочетаний.

В окружающем мире дети видят множество оттенков каждого цвета. Они узнают, что оттенок цвета часто получает название по окраске предмета. Так, бывают цвета лимонный, малиновый, салатный, песочный и многие другие. Обостряется восприятие детьми цвета в окружающем, они сами ищут оттенки цвета согласно окраске предметов.

Воспитатель обращает внимание детей не только на многообразие, но и на изменчивость цвета предметов и явлений. Дети уже знают, что осенью листва деревьев меняет свою окраску. Теперь это представление уточняется: разные породы деревьев окрашиваются осенью по-разному; С изменением погоды меняется цвет неба. Изменчивы и богаты оттенки цвета облаков, туч. Распускаясь и увядая, меняют окраску цветы. Наблюдая город вечером, дети отмечают, как изменились цвета предметов в сумерки.

Дети уже знакомы с нейтральными цветами. Теперь они узнают, что цвет может быть ярким, чистым и затемненным. Для детей открываются все новые и новые возможности изменения цвета, все большее богатство оттенков. Конечно, дети не могут перенести в свои рисунки и аппликации всего, что видят вокруг; цвет в их работах остается во многом упрощенным, с малым количеством оттенков, но некоторые изменения все же происходят. К сожалению, некоторые воспитатели оказываются равнодушными к цвету, не побуждают детей к более точной передаче оттенков, довольствуются бедной, приблизительной раскраской изображений, использованием одного какого-нибудь зеленого цвета, одного красного, из тех, что имеются в наборе крбсок и карандашей.

Иногда дети используют не подходящий для изображения данного предмета оттенок цвета и воспитатель не обращает на это внимания. Так, рисуя ветку ели с натуры, дети иногда берут не темно-зеленый, а светло-зеленый цвет, а воспитатель не побуждает детей к поискам более точного оттенка и при оценке не отмечает неточность цвета. У таких воспитателей детские рисунки получаются пестрыми, яркими, грубоватыми: они не отражают ни наблюдений детей, ни их вкуса и склонностей.

У каждого есть цвета любимые и нелюбимые. Эти цветовые симпатии и антипатии ярко выражены у детей старшего дошкольного возраста. Но они могут заглохнуть, если детям всегда будут давать один и тот же набор красок и устанавливать твердые правила, определяющие, какие предметы какой краской надо окрашивать. Эти правила условной окраски прочно закрепляются и мешают проявлению и развитию художественного вкуса: дети делаются равнодушными к подбору цвета в рисунке.

Рекомендуется давать детям такие задания, которые с необходимостью требуют активного цветового решения, сознательного выбора цветов и цветосочетаний. Некоторые из них мы уже называли. Занятие по аппликации, когда дети вырезывают три вазы разной формы, а затем наклеивают их, составляя красивые группы, может быть соединено с сознательным выбором цвета: каждый ребенок по своему вкусу отбирает цвет бумаги для ваз, а затем для фона. Когда, наклеив вазы, дети дополнительно вырезывают и наклеивают фрукты, цветы, ветви, они также заботятся о получении красивых цветосочетаний.

Можно предложить детям сделать цветные странички. При этом, например, дети, сидящие в одном ряду, получают указание использовать только красный цвет и его оттенки, другие (второй ряд) только оранжевый, третьи только желтый и т. д. К спектральным цветам разрешается прибавлять белый, черный и серый. Содержание рисунка каждый ребенок придумывает сам. Рисунки скрепляются между собой и полосой вывешиваются в групповой комнате, или из них составляется альбом «Цветные странички». В конце года может быть проведено как бы итоговое занятие по цвету, например на тему «Цвета радуги» (см. конспекты).

Перед рисованием на темы «Поздняя осень», «Зима в лесу», «Ранняя весна» и др. воспитатель беседует с детьми о том, какие цвета можно использовать в рисунке, какие оттенки надо будет составлять самим. Выполняя рисунок «Октябрьский праздник», дети подбирают цвета радостные, праздничные, торжественные, ищут различные оттенки красного для башен и стен Кремля, для праздничных стягов, звезд на башнях. Тщательного отбора цветной бумаги потребует аппликация «Север нашей Родины» или «Жар-птица на ветке с золотыми яблоками».

Особого внимания к цветам требует рисование с натуры. Каждый предмет имеет свой оттенок цвета: он не просто желтый или зеленый, а желтый или зеленый определенного оттенка. Кроме того, одни предметы оказываются темнее, другие светлее. Задача воспитателя — научить детей видеть и передавать эти оттенки.

Многие дети хорошо замечают оттенки цвета в натуре и дают им подчас очень точные названия, но им трудно найти подходящий цвет краски и тем более составить его. Воспитательница предварительно сама пробует найти нужные оттенки акварельных красок или получить их, составляя из нескольких красок. Показывая, какие краски выбирать и как их смешивать, воспитательница задает детям вопросы, старается, чтобы они получали нужные тона самостоятельно или с некоторой ее помощью. Иногда дети превращают смешивание красок в самостоятельное интересное занятие и разводят большое количество краски, тогда как для рисунка ее требуется совсем немного. Надо учить детей брать столько краски, сколько нужно: чаще всего к более светлой краске понемногу прибавляется более темная, например к желтой или светло-зеленой — синяя или коричневая для получения темно-зеленой.

Умение смешивать краски, находить новые цвета и оттенки нужно и в рисовании по представлению, например для передачи богатства оттенков осенней листвы, многоцветности праздника новогодней елки и др.

Большие возможности для развития чувства цвета у детей заключены в декоративном рисовании и разного рода работах декоративного характера (аппликация, раскрашивание лепки). Богатый материал для художественного воспитания дает народное, в частности русское, декоративное творчество. Уже в старшей группе дети познакомились с дымковской игрушкой и с узорами, которыми украшается эта игрушка. Теперь дети рассматривают городецкую и хохломскую роспись по дереву, рисунки на металлических жестовских подносах и др. В разных республиках, входящих в состав нашего государства, в разных областях имеются многоцветные керамические, тканые изделия, ковры, вышивки и пр., которые могут быть использованы в работе с детьми.

Из всего богатства предметов, имеющихся в краеведческих и художественных музеях, а также воспроизведенных в книгах и альбомах по народному искусству, необходимо выбрать доступный для рассматривания с детьми материал. Наиболее тщательно надо отбирать образцы для детских декоративных работ. Наряду с альбомами желательно иметь в детском саду сами вещи, украшенные узорами, работы народных мастеров и постепенно создавать художественный фонд, использование которого обогащает представления детей о декоративном творчестве.

Знакомству с каким-либо видом народных художественных промыслов отводится самостоятельное занятие. В основном оно проходит в виде беседы с детьми, в процессе которой дети получают новые знания, а также уточняется и обогащается их словарь. Хорошо в этот день после небольшого перерыва дать занятие декоративным рисованием с привлечением тех впечатлений, которые дети только что получили.

Как могут проходить такие беседы? Приводим описание занятия по знакомству с художественными изделиями Хохломы. Банки, тарелки, вазы, подносы и другие предметы, украшенные хохлом-ской росписью, воспитательница дает на каждый стол и обращает внимание детей на то, что вещи эти красивые, нарядные. Далее она говорит о том, что выточены они из дерева, а затем украшены народными мастерами из Хохломы. Так и называются эти вещи — хохломские. Дети повторяют это слово. Воспитательница просит детей сказать, какие цвета входят в рисунок на тех вещах, которые стоят на столах. Дети рассматривают предметы, которые находятся перед ними.

Понемногу поднимается все больше рук. Воспитательница спрашивает у одного ребенка, какие цвета он нашел на предмете. Ребенок перечисляет. «А у тебя?» — спрашивает воспитательница второго. «А у тебя?» — спрашивает третьего. У всех трех оказываются одинаковые цвета: черный, красный, золотой. «Теперь поднимите руки все, у кого на предмете есть красный цвет». Все дети поднимают руки. «А теперь поднимите руку, у кого есть золотой!» Вновь все поднимают руки. «А у кого есть черный?» И черный есть у всех. «Значит,— говорит воспитательница,— мы можем сказать, что на всех предметах хохломской росписи есть три цвета — красный, черный и золотой. А у кого есть еще какие-нибудь цвета?» Дети-поднимают руку и называют желтый, зеленый. «Хорошо,— говорит воспитательница,— а есть ли у кого-нибудь синий, фиолетовый?» — оказывается, что таких цветов в хохломской росписи нет. «А что нарисовано на предмете, который стоит перед вами?» — спрашивает педагог. Дети поднимают руки и называют: «Ветки, листья, ягоды, цветы». «Можно сказать,— уточняет воспитательница,— что хохломская роспись состоит из растительных узоров. Теперь рассмотрите хорошенько листья и скажите, какие они». Одни дети замечают широкие крупные листья зеленого или желтого цвета в сочетании с золотым и черным; другие видят тонкие черные листики с завитками. «Теперь посмотрим, как расположен рисунок на вещи. Проведите пальцем по основной ветке»,— предлагает воспитательница. Дети убеждаются, что ветви окружают вещь, завиваются на ней. «Теперь мы хорошо рассмотрели хохломские узоры. Узнаете ли вы их, если увидите где-нибудь?» Дети уверены, что обязательно узнают (и действительно, после такого занятия дети безошибочно отличают предметы с хохломской росписью).

«А сможете вы нарисовать на полоске хохломской узор?» — спрашивает воспитательница. Детям кажется, что смогут. «Тогда отдохнем немного, а дежурные пока приготовят все для занятия рисованием».

После перерыва дети занимают свои места. Воспитательница показывает им поясок на банке. «Смотрите, как извивается веточка, а на ней листики чередуются с ягодами. Каждый из вас украсит веточку по-своему, но так подберет цвета и так расположит листья и ягоды, чтобы узор получился хохломским. Начинайте с веточки, постарайтесь, чтобы она красиво вилась по полоске. Рисуйте концом кисти тонкие линии, не спешите, тогда рисунок получится красивым.

Можно предложить для рисования хохломского узора полоски бумаги желто-золотистого цвета, а узор сделать черным, красным, ярко-желтым и мутно-зеленым. Лучше дать плотные краски гуашь: красный, черный и желтый цвета дети будут иметь готовыми, а зеленый составят сами, прибавив к зеленой краске белую. Хорошо обеспечить детей кистями двух размеров: более толстыми и тонкими.

После рисования на полоске следует предложить расписать по хохломским мотивам бумажные стаканчики, тарелочки или просто создать узор на бумаге в форме прямоугольника, овала. Такого рода занятия можно проводить по различным видам народного прикладного искусства. Важно при этом, чтобы дети поняли и усвоили характерные черты именно данного вида (подбор цветов — колорит, содержание рисунка и составляющие его элементы, построение рисунка, расположение его на вещи).

Познакомившись в течение года с двумя или тремя видами народного прикладного искусства, дети могут сравнивать их между собой, отмечать их особенности. Когда воспитательница спрашивает детей о различии в расцветке, в характере узоров, в их расположении, дети отвечают самостоятельно, так как у них уже выработалось умение всматриваться в изделия. У некоторых детей накапливается личный опыт наблюдений. Очень полезно посетить с детьми музей прикладного искусства или выставку. В «Программе воспитания» имеются указания о последовательности усвоения знаний, умений и навыков, необходимых для декоративных работ. Образцы народного прикладного искусства помогут детям усвоить эти умения и навыки в художественной форме. Для примера рассмотрим роспись городецких мастеров (Горьковская обл.).

Прежде чем давать предметы детям, воспитатель сам внимательно рассматривает и анализирует эти росписи. Они состоят из бутонов, цветов и листьев. Особенность колорита городец-кой росписи заключается в том, что для одного цветка или бутона, используются два оттенка цвета — темно-красный и розовый или синий и голубой, темно-фиолетовый и светло-сиреневый и т. д. Эту особенность дети усваивают очень хорошо и при раскрашивании не допускают ошибок. Характерна и обязательная последовательность в рисовании цветка: сперва выбранным цветом рисуется круг, на нем более темным оттенком того же цвета маленький кружок, но не посередине, а ближе к краю, и под ним дуга белого цвета. Это — бутон. У распустившегося цветка вокруг бутона рисуются круглые ле<


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.049 с.