Изобразительная деятельность в средней группе — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Изобразительная деятельность в средней группе

2019-05-27 233
Изобразительная деятельность в средней группе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

За год, с трех до четырех лет, ребенок проходит большой путь развития: не только увеличивается его рост и вес, но и совершенствуются все психические процессы. Более устойчивый характер приобретает внимание, уточняется, дифференцируется зрительное, слуховое, осязательное восприятие. Дети научаются различать довольно сложные формы предметов, более разнообразные цвета. Развиваются их эстетические чувства и отношения. Повышается способность детей откликаться на содержание песен, сказок, стихотворений, иллюстраций. Они пытаются передать выразительные черты образов в рисунке, лепке, аппликации. Все это позволяет усложнить и задачи изобразительной деятельности.

В средней группе дети закрепляют умение изображать предметы различной формы (освоенной в предыдущей группе), как одночастные, так и состоящие из нескольких частей, учатся передавать расположение частей, окраску предметов, некоторые характерные детали. Дальнейшее обучение идет в направлении дифференциации округлых (различение круга и овала) и прямоугольных форм (различение квадрата и прямоугольников разных пропорций: длинных и коротких, узких и широких). В рисунке, аппликации дети осваивают треугольную форму предметов.

Нужно научить детей передавать различие предметов по величине и по положению — вертикальному и горизонтальному, рисовать прямые линии, и дуги в разных направлениях. Это требует дифференциации формообразующих движений, их уточнения: рисуется не просто округлая форма, а предмет круглой или овальной формы.

Например, дети получают задание нарисовать или вылепить шарики и яички. Это им не сразу удается: круглые предметы они изображают удлиненными, а овальные круглыми.

Особенно трудна передача точной формы в рисунке, где ничего нельзя переделать, исправить, как это можно в лепке и аппликации (отклеить неудавшуюся часть, вырезать ее заново). Поэтому лучше вначале предлагать для рисования предметы, резко различающиеся по форме, чтобы дети осознали разницу формообразующего движения (например, яблоки и огурцы). Усвоению нового для детей движения при рисовании овала поможет пояснение педагога, сопровождающее вначале процесс обследования предмета (огурца), а затем его изображения. Обводя пальцем огурец по контуру, следует говорить: «Кругленько, длинненько, опять закругление и снова длинная сторона». Этими же словами нужно сопровождать показ приема изображения.

При такой последовательности обучения движения будут отрабатываться сознательно. Целесообразно, чтобы на одном занятии дети выполняли несколько изображений предмета новой для них формы (особенно это необходимо в рисовании, где формообразующее движение осваивается с бодьшим трудом, чем в лепке).

Дети скорее поймут особенности новой для них формы и отличие ее от ранее усвоенной, если сначала показать, а потом предложить изобразить предмет овальной формы в сравнении с каким-либо предметом круглой формы.

Приведем в качестве примера занятие лепкой.

Воспитательница показывает огурец, свеклу и говорит детям: «Мы сегодня будем лепить эти овощи. Кто скажет, какие это овощи?»

Дети отвечают: «Свекла и огурец».

Воспитательница продолжает: «Посмотрите, чем они отличаются друг от друга».

Дети: «Свекла круглая, а огурец продолговатый. У свеклы есть хвостик, а у огурца нет».

Убедившись, что дети уловили и отметили различие предметов по форме (форма одного из них им знакома), педагог переключает внимание на огурец — предмет новой для детей формы. «А как можно сказать про огурец, какой он формы?»

Лена: «Длинненький». «И кругленький»,— добавляет Олег.

Воспитательница уточняет: «Да, длинненький и закругляющийся с обеих сторон. Такя форма называется овальной»,— и предлагает всем детям пальчиком в воздухе как бы обвести огурец. Все дети воспроизводят в воздухе овальную форму.

Далее воспитательница говорит: «Подумайте, как нужно лепить свеклу и огурец.

Катя: «Свеклу катать, как шарик».

Воспитательница предлагает показать в воздухе движение ладошками. Затем сама показывает, как оттянуть хвостик.

«А как лепить огурец?» — спрашивает педагог.

Таня: «Сначала скатаю шарик, а потом покатаю как колбаску».

Несмотря на то что предмет овальный формы дети лепят впервые, они, используя прошлый опыт, находят нужные приемы. Показа всем детям не требуется, он нужен лишь тем, кто не владеет достаточно свободно движениями рук, не может привлечь свой прошлый опыт.

В заключение воспитательница еще раз повторяет название формы огурца — овальная.

На занятии рисованием детям предложили изобразить надувные воздушные шары круглой и удлиненной формы.

Показывая эти шары в начале занятия, воспитательница обращает внимание на то, что они разные по цвету и по форме, предлагает показать рукой в воздухе круглый шар, затем удлиненный (овальный), спрашивает, как называется такая форма. Дети отвечают: «Как огурчик», «Как палочка».

Воспитательница напоминает: «Овальная. С обеих сторон закругленная и немного удлиненная — такая форма называется овальной». Воспитательница предлагает Ане повторить, как называется эта форма. Затем вызывает к доске Катю, чтобы она показала, как рисовать воздушную «колбаску».

По окончании занятия дети рассматривают рисунки. Воспитательница спрашивает, как называется форма воздушных шаров. Дети называют правильно.

На вопрос, чем отличается воздушный круглый шар от овальной колбаски, дети отвечают: «У овального с обеих сторон закруглено, а сам он длинный».

Затем воспитательница предлагает детям назвать предметы круглой формы. Дети называют: «Яблоки, черешня, вишня, арбуз, виноград, сливы, мандарины, лимоны». Очевидно, у некоторых детей нет еще достаточно четких представлений, и они называют не только круглые, но и овальные предметы, близкие по форме к круглым.

Когда воспитательница просит назвать предметы овальной формы, дети вначале молчат, затем перечисляют: «Огурец, колбаска, рыбка».

Ответы свидетельствуют о том, что опыт детей еще очень ограничен, предметов овальной формы они знают мало, не научились еще их выделять в окружающих вещах. Последующая работа в этом направлении, расширение круга предметов, которые они будут изображать, помогут детям точнее определять форму, дифференцировать предметы по данному признаку.

Когда дети получили представление о том, что наряду с круглыми есть предметы овальные, выяснили, чем они отличаются и как их надо изображать, можно подобрать для передачи в рисунке, лепке, а потом и в аппликации предметы овальной формы уже без сопоставления с круглыми.

На следующем занятии рекомендуется предложить детям нарисовать яички — простые и золотые, привлекая образы сказки «Курочка-ряба». При этом пусть дети сначала нарисуют много простых яичек, а потом самое лучшее, которое получилось более точным по форме (овальное), самое красивое покрасят желтой краской — сделают золотым.

Так дети подводятся к оценке результата своей работы, учатся видеть красоту изображенного предмета в удачно переданной форме.

Постепенно от занятия к занятию формообразующие движения, направленные на передачу предметов круглой и овальной формы, все более совершенствуются, делаются свободнее и увереннее, становятся точнее. Это позволяет детям изображать разнообразные предметы данной формы (и части их) в разном пространственном положении.

Наряду с обучением изображению предметов более сложной формы совершенствуются технические навыки и умения, которые способствуют более свободному решению изобразительных задач в разных видах деятельности.

Продолжается обучение правильному владению карандашом и кистью, формируется навык различно держать инструменты: широкие линии рисуются краской при наклонном положении кисти по отношению к бумаге, с опорой на весь ворс; рисование точек и мелких деталей может быть осуществлено концом кисти, при этом кисть держат палочкой вверх, касаясь бумаги лишь кончиком ворса.

Положение карандаша в руке тоже не остается неизменным: при рисовании вертикальных линий рука с карандашом должна двигаться сбоку линии, а при рисовании горизонтальных — внизу линий, чтобы обеспечить зрительный контроль за движением на всем протяжении линии. При рисовании этих линий краской способ движения руки будет другим, так как ворс у кисти мягкий, и надо вести кисть по ворсу, поднимая палочку кисти и держа ее над рисунком, иначе линии получаются неровными, лохматыми.

Эти навыки входят в умение рисовать прямые линии и различные прямолинейные формы. Их закрепление должно продолжаться и в старшей группе.

Введение в средней группе обучения декоративному рисованию способствует отработке ритмичности движения при повторении однородных элементов узора. Закрепление этих навыков продолжается и в старшей, и в подготовительной группах детского сада, как в процессе закрашивания, в декоративном рисовании, так и при повторении элементов изображения.

Важно учить детей закрашиванию предметов, закрепляя навыки, полученные во второй младшей группе, и вводя новые требования: закрашивать без просветов, не выходить за линии контура.

Умение изменять направление движения руки в зависимости от формы изображаемого предмета усложняется в связи с задачей изображения предметов прямолинейной формы (прямоугольных, квадратных, треугольных), а также округлых форм разного характера (круг, овал). Движение руки при рисовании овала отличаетея от движения руки при рисовании круга по направлению: чтобы нарисовать предмет овальной формы, необходимо овладеть навыком изменения направления движения (переход от движения по одной дуге к движенлю по другой дуге).

Обучение детей дифференцированию прямолинейных форм на квадратные, прямоугольные, треугольные следует вести в сравнении этих форм, чтобы дети, сопоставив их, видели, что у них общее и что различное.

Первым занятием, на котором дети встретятся со всеми этими формами, может быть передача в аппликации постройки из настольного строителя. Дети получают в готовом виде вырезанные из бумаги прямоугольники и квадраты (треугольники дети могут сделать сами, разрезав прямоугольник на два квадрата, а затем разрезав квадрат с угла на угол, по диагонали).

Самостоятельное преобразование формы и получение из одной путем ее разрезания совершенно другой имеет важное знат чение для сенсорного и умственного развития ребенка. Оно позволит ребенку в дальнейшем быстрее определять форму предметов и их частей и точнее передавать ее в изображении. Этот момент важен и для развития математических представлений детей.

Занятие строится таким образом: дети рассматривают готовую постройку, называют ее части, их расположение в пространстве и по отношению друг к другу; затем воспитатель предлагает найти (среди готовых, а недостающие нарезать) формы, соответствующие частям постройки, называть их и раскладывать на своём листе так, как потом будут их наклеивать.

По окончании наклеивания выполненные раббты выставляются на доске, рассматриваются, сравниваются с постройкой; одновременно уточняются названия формы частей, подчёркивается, что красота постройки — в точности форм, в правильной композиции на листе.

Занятия по вырезыванию прямолинейных форм, наклеиванию конструкции из них могут быть повторены в течение года, но постройки нужно взять более сложные. Формы, которые дети при этом используют, должны быть такими же, как на предыдущих занятиях: прямоугольники, квадраты, треугольники, но в большом количестве и разных размеров.

На одном из занятий можно предложить вырезать и наклеить постройку, какую каждый захочет, и украсить ее. Детям дается бумага разных цветов, нарезанная крупными прямоугольниками.

Части постройки и украшения к ней дети вырезают сами, затем самостоятельно наклеивают части аппликации. Если дети овладели навыками вырезывания в соответствии с «Программой», работы получаются разнообразными, красивыми. Тем детям, которые не успели завершить украшение, можно разрешить закончить аппликацию в свободное время. Такие работы на некоторое время могут служить украшением группы, вестибюля.

Все эти занятия следует проводить не подряд, одно за другим, а с интервалом не менее месяца: повторяющаяся тема занятий может создать ощущение однообразия; к тому же детям необходимо приобрести некоторый опыт вырезывания, чтобы изображения построек становились богаче, разнообразнее, интереснее.

При подготовке к занятиям необходимо особое внимание обратить на подбор бумаги для частей постройки. Нужно, чтобы цвета хорошо сочетались друг с другом, чтобы наклеенные детьми изображения выглядели красиво, иначе эстетическая ценность занятий будет снижена: некрасивые по цвету работы не вызовут эмоционального отклика детей. Важно, чтобы занятия, где большее место занимает учебная задача (преобразование форм, расположение их в пространстве), тоже носили эстетический характер, и выполненные работы радовали детей четкостью форм, исполнения и красивым цветосочетанием.

Овладение передачей предмета прямолинейной формы лучше начинать с аппликации. В лепке, как правило, прямолинейные формы не изображаются, так как конструктивные формы противоречат специфике пластичного материала.

На одном из первых занятий воспитатель предлагает такую тему: «Мама постирала белье и повесила сушить» (простыни, полотенца, платочки). Объясняя задание, педагог подчеркивает, что платочки квадратной формы: все стороны одинаковые — и рисовать их нужно одинаковыми, тогда они получатся красивыми; простыни большие и длинные, а полотенца узкие и длинные, но все прямоугольной формы.

Проводя занятие по рисованию, лепке, аппликации, и в средней группе следует больше активизировать детей, обращаясь к ним с вопросами о форме предметов, о способе их изображения, предлагать показать нужное для изображения движение руки с карандашом или кистью в рисовании, двумя руками при лепке и т. п., вызывать детей для показа способа изображения к доске. Эти методические приемы дают возможность детям активно осваивать формообразующие движения, вспоминать и использовать усвоенные ранее способы изображения, осмысл«нно искать новые, а не ждать постоянно показа и помощи со стороны воспитателя. Когда дети в основном научатся изображать простые предметы овальной формы, можно переходить к рисованию и лепке предметов, имеющих несколько частей, например, состоящих из овальных частей и прямых линий (цветок), из частей овальной и круглой формы (рыбы, птицы).

Рисование животных начинается с простых в изобразительном отношении — с рыбок. Прежде чем предложить рисовать рыб, полезно, чтобы дети овладели передачей формы тела, частей (плавники, хвост) в лепке. Нужно предоставить детям возможность лепить рыб, разных по величине и пропорциям: длинную и толстую, длинную и тонкую или толстую и короткую и т. д.

Лепка способствует лучшему усвоению представлений о форме и пропорциях животного, развитию кинестезических ощущений формы и величины. Когда дети перейдут к рисованию рыбок, они уже смогут их изобразить разными.

Чтобы обеспечить возможность повторения изображения, следует предлагать на одном занятии несколько однородных предметов. Так, уже на первом занятии нужно посоветовать-детям нарисовать, как в аквариуме плавают разные рыбки. Овальную форму тела рыбки детям передать относительно легко: способы ее рисования дети уже усвоили; трудность состоит в том, что нужно нарисовать рыбок, плавающих в разном направлении: дети должны представить себе, где будет находиться голова, где хвост; движения руки при изображении рыбы, плывущей вертикально, горизонтально, по диагонали, необходимо менять.

Занятие начинается разговором о рыбках, о том, какие они красивые, разные (большие и маленькие) и плывут в разные стороны (вверх, вниз, слева направо и справа налево). Воспитатель может при этом показать, как игрушечная рыбка «плывет» в разных направлениях. Необходимо вспомнить с детьми, какой формы тело рыбки, предложить им показать рукой в воздухе, как нужно нарисовать его. После этого можно вызвать кого-нибудь из детей для показа у доски. Нужно уточнить, что тельце рыбки покрыто чешуйками и можно раскрасить только чешуйки; показать, как это сделать. Полезно сказать детям о том, что совсем не обязательно закрашивать всю рыбку одним цветом; хвостик и плавнички могут быть другого цвета. Рыбка также может быть полосатой, пятнистой и т. п. Разнообразное заполнение контура придает изображению особую выразительность.

Важно, чтобы уже в этой группе дети поняли, что приемы заполнения формы цветом могут быть различными. При рисовании каждой новой рыбки движения руки ребенка будут становиться все более свободными, уверенными. Тем детям, которые начали рисовать очень крупно и поэтому на листе смогли поместить только одно изображение, нужно дать дополнительный листок, чтобы и они нарисовали несколько рыбок.

Анализируя работы детей в конце занятия, следует отметить, как много разных красивых рыбок нарисовано, обратить внимание на то, как по-разному раскрашены рыбки, предложить найти самых красивых. Воспитатель склеивает рисунки в одну общую полосу и помещает на несколько дней в групповой комнате или вестибюле, чтобы красивыми рисунками могли полюбоваться и дети, и родители.

Через некоторое время можно снова провести подобное занятие, предложив дополнительно нарисовать в аквариуме травку, камешки. Представления о форме тела рыбок нужно уточнить, но прием ее изображения показывать уже не надо. На данном занятии воспитатель обращает внимание на то, чтобы рыбок в разном положении рисовали все дети, и, если на прошлом занятии кому-то это не удалось (ребенок нарисовал «рыбок всех плывущими в одном направлении), надо помочь таким детям, проделав с рукой ребенка в воздухе или на бумаге пальцем (без кисти и карандаша) нужные движения в разном направлении.

Такое упражнение может сопровождаться объяснением, которое воспитатель давал на одном из первых занятий по изображению предметов овальной формы.

Освоив изображение простой по форме и частям рыбки, дети могут перейти к лепке и рисованию птиц, форма и строение которых более сложны: голова вычленяется из тела, есть ноги и крылышки; когда птица летит, она расправляет крылья, а когда ходит по земле или сидит на веточке, складывает их. Эти знания, полученные в результате многократных наблюдений на прогулке, в живом уголке, при рассматривании книжных иллюстраций, помогут детям в создании изображения птиц в лепке и в рисунке.

Дети умеют уже лепить и рисовать предметы круглой и овальной формы. Теперь основное, внимание нужно обратить на положение частей тела птички в пространстве и по отношению друг к другу. Тело птички, когда она спокойно сидит, расположено наклонно, под углбм к горизонтальной плоскости земли, головка вверху, а не впереди тела, как у рыбки, лапки чуть ближе к хвостику. У всех птиц тело к голове утолщается, а к хвосту сужается. Дети должны уметь передать правильное положение частей и их относительную величину (голова меньше туловища).

Ставя перед детьми задачу сначала выледить птичку, а затем на другом занятии нарисовать ее, не следует расчитывать только на те знания и представления, которые они получили путем предварительных наблюдений. Необходимо уточнить эти представления, проведя обследование игрушечной птички или картинки, максимально активизируя детей при этом.

В цикл рисования и лепки птиц может входить и изображение плавающей уточки. Форма тела у нее такая же, как у других птиц; иной, чем у мелких птичек, хвостик: он совсем маленький и приподнят кверху; голова овальная и не так сливается с телом, видна шея.

В средней группе детям доступна лепка некоторых четвероногих животных, у которых форма тела близка к овальной, туловище расположено горизонтально по отношению, к земле и опирается на четыре ноги.

Лучше всего показать детям обобщенное (без лишних деталей) изображение животного в игрушке. Процессу изображения должно предшествовать обследование этой игрушки с включением движения рук по предмету, показ детьми способов лепки или рисования у доски, причем каждый из вызываемых детей лепит или рисует какую-то одну часть. Анализируя изображение, выполненное у доски, воспитатель имеет возможность отметить, что получилось удачно, а что не совсем и почему.

Начиная со второй половины года мы считаем необходимым подвести детей к более детальному изображению фигуры человека. Трудность заключается в том, что фигура человека состоит из нескольких частей и надо правильно их расположить, а также передать относительную величину.

Четко продуманная последовательность заданий помогает детям научиться рисовать и лепить человека. Им предлагается передать образ Снегурочки или своей любимой куклы, или сказочного персонажа. В результате целого ряда занятий дети овладевают формой частей фигуры, их пропорциями, строением. Рисунки, аппликационные работы, лепка обогащаются разными персонажами. Расскажем об одном из возможных циклов занятий.

На первых занятиях, чтобы облегчить детям решение задачи, нужно подобрать такой персонаж, фигуру которого можно изобразить с меньшим количеством частей, например вылепить куклу или маленькую девочку в длинной шубке, закрывающей ноги. В этом случае ребенок лепит расширяющуюся книзу шубку, а затем присоединяет в верхней части туловища голову и руки. Получившееся изображение радует ребенка, вылепленная кукла оживает в его руках, он начинает с ней действовать.

Вместе с этим ребенок получил опыт самостоятельного изображения фигуры человека. Правда, пропорции фигуры решены здесь лишь в элементарном виде, так как ставилась задача передать соотношения по величине между головой, туловищем и руками и не нужно было устанавливать фигуру на ногах; ее постановка проста (широкая шубка) и прочна.

После того как вылеплена девочка (или кукла) в длинной шубке, можно предложить нарисовать какую-либо куклу: матрешку в длинном сарафане или Снегурочку в длинной шубке (в зависимости от того, какой образ более знаком и близок детям, какую игрушку или картинку удастся подобрать для показа, уточнения представлений детей об образе).

Например, воспитательница показывает детям Снегурочку в длинной шубке и говорит: «Мы с вами лепили девочку в длинной шубке, а сегодня вы будете рисовать Снегурочку. У нее тоже такая длинная шубка, что ножки почти совсем закрыты. Посмотрите, какая у нее шубка: вверху поуже, а книзу пошире. Покажите в воздухе руками, какая у Снегурочки шубка».

Дети двумя руками, постепенно разводя ладони, показывают, как она книзу расширяется. Важно, чтобы, показывая боковые линии контура шубки, дети следили глазами за движениями рук: только тогда у них будет закрепляться зрительный образ движения. Затем воспитательница предлагает «нарисовать» шубку пальчиками на листе бумаги. Дети повторяют на бумаге то же движение, которое только что проделали в воздухе. Не у всех сразу оно может получиться. Нужно побуждать детей повторить движение несколько раз, помочь им словами: «Вот какая шубка: вверху поуже, а книзу пошире, вот как мы ее «рисуем».

После того как дети показывали в воздухе, «рисовали» пальчиками на бумаге, им нетрудно будет нарисовать. Снегурочку кистью. Можно одного ребенка вызвать к доске и предложить показать, как он будет рисовать краской шубку Снегурочки (это самое трудное, так как голову — круглую форму — дет» умеют рисовать, а владея способом рисования линий, нарисуют и руки), но можно этого и не делать, а сразу после показа пальчиками на бумаге начинать рисовать. Надо рисовать Снегурочку с головы (следует показать жестом место ее расположения), тогда все изображение хорошо разместится на листе.

Когда дети нарисуют Снегурочку, предложите ее шубку украсить. В процессе рисования следует напоминать, как закрашивать шубку, чтобы она получилась ровная, красивая, но не надо спешить говорить все. самим, пусть дети подумают, вспомнят. Дети, как правило, повторяют освоенное изображение, когда им предоставляется возможность рисовать или лепить по замыслу. Следующая тема — рисование куклы в красивом платье. Рекомендуется предварительно принести в группу красивую куклу. Дети радостно встречают новую игрупгку, играют с ней, устраивают ей комнату. После этого воспитатель предлагает нарисовать куклу.

На занятии организуется обследование игрушки: уточняется форма платья (дети показывают руками в воздухе его очертания); впервые обращается внимание на то, что у куклы есть ноги; уточняется величина и расположение рук, головы. Этот рисунок дети выполняют цветными карандашами, что дает им возможность четче передать части изображаемого, элементарные пропорции, а благодаря твердости карандашей яснее ощутить формообразующие движения руки.

Нужно учить детей создавать крупное, отчетливое изображение (на это следует обратить внимание в начале занятия). Однако для рисования карандашами не нужно давать такой же большой лист, как для рисования красками; достаточно, если он будет 1/2 писчего листа. Удачному решению изобразительной задачи поможет хорошее техническое исполнение. Поэтому в ходе занятия нужно уточнить, как дети должны закрасить платье кукле, чтобы оно было красивым. Если дети сами не вспомнят, необходимо им напомнить, что не нужно выходить за линию, спешить, размахивать сильно рукой и нажимать на карандаш, иначе рука быстро устанет и будет плохо рисовать; неровно закрашенное платье куклы будет некрасивым. Отрабатывать технику рисунка нужно не отдельно, а в связи с решением изобразительной задачи.

Спустя некоторое время можно снова вернуться к образу человека. В начале занятия воспитатель говорит детям: «Сегодня вы будете рисовать свою любимую куклу или человека из сказки. Это может быть Аленушка, мальчик с пальчик, солдатик, лыжник; кто кого хочет, кто кого любит. И девочка, и мальчик, и солдатик, и космонавт - это человек, а как рисовать человека, вы знаете».

Затем выясняется, что у всех кукол есть общее: голова, туловище, руки, ноги. Только одежда разная: у девочки платье, у мальчика — штанишки с рубашечкой. Воспитатель обращает внимание на все части тела, их положение и простейшие пропорции: откуда начинаются руки, какой они длины, сколько места занимает платье, кофточка, штанишки и ноги. На этом занятии можно предъявить более высокие требования к изображению, помочь каждому ребенку понять, что не получилось на предыдущем занятии, на что теперь надо обратить внимание.

Изображение человека дети могут создавать и в аппликации. По программе в третьем квартале детей нужно научить вырезать круглые формы из квадратов и прямоугольников. Когда дети немного освоят этот навык, они смогут вырезать и круглую голову. А резать по косой (платьице, шубка) они уже научились. Отрезав полоски бумаги нужной длины, дети смогут сделать руки (рукава платьица или шубки) и ноги.

У каждого ребенка должны быть приготовлены квадрат розового цвета, прямоугольник для платья или шубки (лучше каждому разного цвета) и прямоугольник такого же цвета, из которого дети вырезают рукава, небольшой кусочек темного цвета для вырезывания глаз.

Учитывая, что способы вырезывания всех частей детям знакомы по ранее создаваемым изображениям, целесообразно не показывать- их детям, а лишь напомнить, спросив, как нужно вырезать голову, из какого кусочка бумаги. Затем также спросить про вырезывание платья, рукавов платья (сама воспитательница объясняет только в том случае, если дети не ответят).

Нужно следить, чтобы при вырезывании головы из квадрата дети не срезали много бумаги, а закругляли только одни уголки, иначе головка получится слишком маленькой и все изображение будет выглядеть некрасивым, непропорциональным. Поэтому необходимо сказать детям, что нужно слегка поворачивать бумагу в руке, срезать только самый уголок, и каждый отдельно, так, чтобы он сразу отпал. Если это не подчеркнуть, дети режут не останавливаясь; получается бумажная спираль, а круг становится все меньше и меньше (и в дальнейшем надо на каждом занятии, на котором дети осваивают этот прием, подчеркивать, что срезать надо так, чтобы уголок отпал).

Тем, кто с первого раза не усвоил этот прием, можно на отдельном листочке показать еще раз, можно вырезать самой вместе с рукой ребенка, чтобы он видел результат и рукой почувствовал, как его можно достигнуть, Вырезывание округлых форм из прямоугольных — один из самых трудных приемов на первом этапе освоения вырезывания, он же является одним из основных, овладев которым дети получают возможность вырезать круг для самых разнообразных изображений.

Для вырезывания и наклеивания девочки или куклы не следует давать больших листов бумаги. Они должны быть такими, чтобы вырезанные из них части хорошо поместились на половине писчего (или половине большого альбомного) листа; слишком крупное изображение будет выглядеть грубым, аляповатым. Нужно привлечь внимание детей к расположению изображения на листе бумаги. Педагог не должен спешить с соответствующими указаниями, а ставить перед детьми вопрос, учить их думать. «Как нужно положить листочек,- спрашивает воспитательница детей,— чтобы куколка хорошо уместилась и красиво смотрелась?»

Ребенку из-за отсутствия опыта и знаний в области изобразительной деятельности трудно представить, как будет выглядеть изображение на листе. Чтобы помочь ему, возьмите лист бумаги и поставьте его сзади за игрушкой сначала по горизонтали, затем по вертикали: «Так или так надо положить листок?»

Дети видят, при каком положении листа изображение будет выглядеть наиболее красиво. Пусть они сразу положат лист, как надо. В процессе занятия следите, чтобы дети не забывали о композиционной задаче и не перевернули лист. Напоминать об этом следует на кажДом занятии. Лишь при этом условии дети впоследствии смогут хорошо располагать изображения самостоятельно.

На занятиях изобразительной деятельностью нужно воспитывать самостоятельность детей при подготовке материалов и уборке их по окончании работы. Обычно материал для занятия каждому ребенку раскладывают дежурные вместе с воспитателем, а остальные дети в это время играют или занимаются своими делами; если же чего-то не хватает к началу занятия, претензии предъявляются к дежурным. Более целесообразным следует считать такой порядок, при котором дежурные вместе с воспитателем готовят все необходимое на отдельном столе. Например, для рисования ставят подставки с красками, приготовленные воспитателем, банки для воды (а воспитатель наливает в них воду); приготавливают кисти, подставки для них, выкладывают салфетки для осушения кисти. Затем каждый ребенок по предложению воспитателя берет и ставит на свое рабочее место все необходимое. Если же дети сидят за. шестиместными столами, то каждый готовит для себя кисточку, салфетку, а краски и банки с водой дети приносят по очереди или одни приносят, а другие убирают после занятия. По окончании работы каждый ребенок убирает свое, рабочее место, унося все на тот общий стол, с которого брал. Такой порядок приучает детей к самостоятельности, к продумыванию всего, что нужно будет на занятии, к умению убрать за собой.

В программе по изобразительной деятельности для средней группы предусмотрены занятия декоративным рисованием и декоративной аппликацией. В течение года на декоративное рисование может быть выделено около 8—10 занятий, учитывая, что остальные 30 занятий будут отведены на освоение предметного и сюжетного рисования, а также на создание рисунков vno замыслу детей; из 20 занятий по аппликации для декоративной аппликации может быть выделено 5—6 занятий.

При создании декоративных изображений в рисовании и аппликации есть общие задачи: обучение расположению узора на бумаге той или иной формы, распределению элементов узора на данной форме. Поэтому занятия декоративным рисованием и декоративной аппликацией должны быть взаимосвязаны.

В декоративной аппликации элементы узора дети получают в готовом виде и частично создают сами. Например, сложив пополам прямоугольник и разрезав по сгибу, получают два квадрата, разрезав квадрат по диагонали, — два треугольника, разрезав круг пополам,— два полукруга. Эти элементы можно разложить, а потом, если получилось некрасиво, поменять местами, подвигать, заменить форму, взять другие цвета, словом, поискать наиболее интересное решение, соответствующее поставленной задаче и удовлетворяющее ребенка. Поэтому составлением узора в аппликации дети овладерают быстрее.

Следовательно, овладение навыками создания узора на новой форме надо начинать с аппликации, тогда в декоративном рисовании внимание детей в основном будет сосредоточено на передаче элементов узора.

Прежде всего дети должны получить представление о том, что значит украшать вещь узором и для чего это нужно. Показать и объяснить это лучше всего на одежде детей: передниках, свитерах, шапочках, шарфах и т. п. Провести такую беседу нужно со всеми детьми, выделив для этого 10—15 минут во вторую половину дня. Каждую вещь следует рассмотреть отдельно, обратив внимание на композицию узора и элементы, его составляющие. Если после этого провести декоративное рисование, дети отнесутся к заданию осознанно.

Для первого занятия декоративным рисованием можно приготовить из плотной бумаги разного цвета спортивные шапочки (вырезав их по линии контура). Дети должны будут заполнить узором полоски, которыми затем каждый украсит свою шапочку.

Целесообразно подготовить для первого занятия несколько образцов оформления полоски, чтобы дети видели возможные варианты узора, состоящего из сочетания линий, расположенных вертикально и горизонтально; мазков, которые тоже интересно положить вертикально и горизонтально; разноцветных точек. Чтобы дети сами продумывали композицию простых элементов узора на полоске, образцы после рассматривания следует убрать.

Воспитатель рекомендует детям подобрать цвета, контрастные к цвету шапочки: если шапочка светлая, пусть узор будет выполнен темными красками, и наоборот; или если шапочка красная, желтая, то узор сделать синим, зеленым и т. д. Таким образом у детей будет развиваться чувство цвета.

Для закрепления умения оформлять узором полосу, хорошо после этого занятия провести еще одно-два. Как и на первом занятии, можно соединить рисование узора на полоске с украшением вещи, например свитера (свитеры вырезаются из плотной бумаги разного цвета). Детям предлагается украсить полосками с узором рукава, грудь или нижнюю часть свитера. К этому занятию готовить образцы не надо, а в начале занятия вызвать 2—3 детей к доске, чтобы они показали элементы, которые собираются использовать для узора. Надо напомнить детям, что полоски на рукавах и внизу должны иметь одинаковый узор.

Обучение декоративной аппликации можно начать также с украшения квадрата. На этих занятиях детей надо познакомить с принципами расположения узора на квадрате. На первом занятии следует научить детей располагать элементы узора в углах и по сторонам. Так как задача украшения квадрата ставится перед детьми впервые (полоску они украшали уже в младшей группе), целесообразно подробно проанализировать форму: выделить и сосчитать углы, Провести рукой по сторонам, сосчитать их. Затем предложить детям нарезать небольшие квадратики (3X3 см) из полос бумаги разного цвета, подготовленных воспитателем, и выбрать для украшения, уголков квадратики одного цвета. Несмотря на то что это первое занятие, можно предоставить детям свободу в расположении элементов узора по сторонам, напомнив толькр, что все стороны надо украшать одинаково. Такая методика проведения занятия, когда что-то задается детям, а что-то оставляется на их собстренное усмотрение, способствует развитию творческой активности и самостоятельности.

Некоторые воспитатели к каждому занятию декоративным рисованием и аппликацией готовят образцы и требуют их точного воспроизведения. Считается, что, точно скопировав образец, ребенок научится составлять узоры на разных формах. Однако это не так. Привыкая точно выполнять лишь показанны<


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.059 с.