Что бы вы хотели порекомендовать тому, кто собирается использовать жесты? — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Что бы вы хотели порекомендовать тому, кто собирается использовать жесты?

2019-05-27 110
Что бы вы хотели порекомендовать тому, кто собирается использовать жесты? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Хелена и Йорген

У нас постоянно включен компьютер и есть доступ к программам и сайтам, на которых можно посмотреть жесты, нужные в данный момент. Это позволяет быстро находить то, что вы забыли или не знаете. Поиск жеста не должен становиться проблемой, вы должны найти его легко и быстро – а не ждать следующей недели, когда будет занятие на курсах…

Анн и Томми

Начинайте как можно раньше. Жесты полезны и ребенку, и его окружению. Мы же не хотим, чтобы ребенок отставал. Если ребенок не говорит, многие ошибочно думают, что он не понимает. Жесты помогают ребенку доказать, что он все умеет и понимает. И самое главное – найдите хорошего руководителя и организуйте социальную сеть. Сеть объединяет всех близких, дает каждому более четкое представление о языковом развитии ребенка и каждый может активно помогать. Не ограничивайтесь только небольшими тренингами. Если вы предоставите ребенку возможность развиваться, он наверняка освоит намного больше, чем вы предполагали!

Анника

С самого раннего возраста предоставьте ребенку возможность чувствовать себя «общающейся личностью». Ребенок будет общаться с вами, если вы дадите ему жесты! Сформируйте у него самоопределение «я могу участвовать в разговоре и говорить!» Если вы выжидаете, думая, что ребенок станет собеседником, только когда появится речь – а на это может уйти время – у него может сформироваться самоопределение «я тот, кто находится рядом и слушает». В этом случае ребенок, по-видимому, не будет активно использовать язык. И обязательное условие – учите и сразу же применяйте жесты! Не ждите, пока вы станете «специалистом». Привлекайте всех! Не забывайте о бабушках, дедушках, двоюродных братьях и сестрах.

Санна

Играйте, пойте – и обязательно всегда используйте жесты. Показывайте ребенку жесты, держа его руки в своих и делая жест вместе. Несколько раз, не торопясь, произнесите слово и сделайте жест – ребенок должен прочувствовать и звучание, и его жест.

Анетт

Следите, чтобы жестами пользовались ВСЕ. Не только специальный педагог, помощник или ответственное лицо, но и остальные: учителя, руководители внеклассных занятий, работники столовой, медсестры и, конечно, ученики! Только так можно создать коммуникационно-языковую развивающую среду!

Ирен

Помните, что если вы не владеете жестами, ребенок может отказаться от вас как от партнера по общению. Иными словами, жесты нужны вам самим! Я часто наблюдаю, как самые маленькие дети без промедления различают собеседника – и меняют жестикуляцию. Если человек не очень хорошо владеет жестами, ребенок опускается на более примитивный, детский уровень, и наоборот – общаясь с человеком, который владеет жестами бегло, ребенок тоже использует жесты более активно. Такой подход к выбору партнера по общению часто сохраняется и впоследствии, когда ребенок начинает говорить.

Мари и Катарина

Начните с небольшого запаса слов-жестов и наращивайте его далее. Когда-то все были новичками. Используйте известные вам жесты, не обращая внимания на то, что вам известно не всё. Тренируйтесь вместе с коллегами, делайте это весело и в игровой форме, подбадривайте друг друга. Не бойтесь ошибок. Пробуйте и экспериментируйте.

Бритт

Установить контакт с ребенком с помощью жестов – это потрясающе. Не ждите, пока появится речь. Жесты помогают ребенку сосредоточить внимание на говорящем и создают невидимую связь между тем, кто изъясняется жестами, и тем, кто воспринимает жест. Необременительный способ обучения – самому с собой говорить «вслух» жестами обо всем, что вы делаете или о чем думаете, когда, к примеру, готовите еду, убираете или находитесь на прогулке.


Не забывайте о том, что…

… необходимо постоянно добавлять новые жесты! Важно опережать ребенка! Ребенку показывают путь те, кто его окружают. Ребенок не может знать больше слов или жестов чем его окружение.

… простое использование жестов не является гарантией автоматического создания коммуникационной среды. Для того, чтобы сделать коммуникацию успешной, нужно приложить усилия. Поддерживайте визуальный контакт с ребенком, откликайтесь на его инициативы. Используйте малейшую возможность для развития у ребенка желания общаться.

… звуковой фон вреден. Избегайте, к примеру, постоянно работающего радио. Устраните звук жужжащего холодильника. Предоставьте ребенку максимально спокойную звуковую среду, и это повысит его способность слушать и понимать слышимое.

… важно с самого начала задействовать всех участников социальной сети. Оба родителя, а не мама ИЛИ папа! Другие дети в семье, разумеется, также должны изучить жесты. Это же относится к бабушкам, дедушкам, учителям и двоюродным братьям и сестрам. Все окружение ребенка должно изъясняться жестами: некоторые мастерски, другие на уровне ребенка, кто-то может знать меньше.

… вы научитесь бегло говорить жестами, если будете постоянно тренироваться. Это трудно, но это сделает вас хорошим собеседником / коммуникационным партнером!

… ребенку необходимо время! Общаясь с ребенком, нужно всегда дожидаться его отклика. Не задавайте одновременно несколько вопросов, старайтесь строить речь не только в форме монолога. Если ребенок не говорит и не пользуется жестами, ловите моменты, когда он издает какие-либо звуки и использует язык тела. Откликайтесь на такие проявления и «притворяйтесь», что вы разговариваете по очереди.

… жесты облегчают понимание. Разговор идет легче, его участники быстрее понимают друг друга. Верный способ добиться эффективной коммуникации – постоянно разговаривать и упражняться в выполнении диалоговых действий. Однако для развития языка необходим также сознательный и структурированный языковой тренинг. Одних жестов недостаточно для того, чтобы ребенок с речевым отставанием заговорил. Жесты – это один из инструментов формирования языка.

… необходимо разговаривать, принимать участие в ролевых ситуациях (к примеру, с доктором или другими людьми), играть в коллективные игры. Все это учит ребенка развивать социальные связи и участвовать в диалоговых действиях. Социальное взаимодействие – это ключ к общению.

… использовать жесты следует даже после того, как ребенок заговорил! Есть много подтверждений тому, что сохранение жестовой среды после того, как ребенок заговорил, способствует развитию речи и в дальнейшем. Есть также много подтверждений тому, то исчезновение жестов ведет к снижению скорости развития речи.

… нужно работать вместе! Задайте себе вопрос: что мы ждем от ребенка в плане коммуникации и языка? Продумайте, что нужно для того, чтобы ожидания оправдались? Определите и запишите цели. И далее объединяйте усилия для того, чтобы помочь ребенку достигнуть то, что он задумал. Не забывайте напоминать друг другу о целях при каждой встрече.

… не следует постоянно помогать ребенку, особенно, когда он взаимодействует с другими детьми. Попытайтесь также объяснить другим людям из окружения ребенка, что его не нужно чрезмерно опекать. «Я сам» - это важный компонент развития, который повышает самооценку у всех детей. У вашего – как и у любого другого ребенка – должны быть свои цели и требования.

… многие дети, нуждающиеся в жестах, не имеют слуховых нарушений, но слышат несколько иначе – прежде всего в шумной среде. Жесты помогают ребенку расслышать слова, поскольку ребенок одновременно видит их. Использование жестов повышают внимание / присутствие или вовлеченность ребенка в контакт.

… использование жестов в общих играх – это самый легкий способ включить в коллективную игру детей, нуждающихся в жестах. Это также дает детям возможность играть, не привлекая для перевода взрослых.

… строя общение, нужно исходить и интересов ребенка! Не задавайте слишком много вопросов, ждите, когда ребенок проявит инициативу и следуйте ей. Приучайте СЕБЯ не только спрашивать. Когда ребенок по собственной инициативе заводит разговор на какую-либо тему, расскажите о ваших знаниях или чувствах по этой теме, и ждите его ответ / ответный жест – в таком ключе продолжайте разговор и далее.

 

 


Исследования и факты

Историческая справка

Картинки и графические символы используются для коммуникации в различных вариантах уже около двухсот лет. Цель всегда одна – разорвать изоляцию людей, лишенных речи. Данный вариант получил название АКК (Альтернативная и дополнительная коммуникация). В настоящее время существует множество систем АКК, например, пиктограммы, цветные картинки PCS (Picture Communication Simbols 30000), ребусы, блисс-символика и жесты. Жесты являются наиболее распространенной системой АКК для людей с незначительными нарушениями мелкой моторики или без таковых.

ВО ВСЕ ВРЕМЕНА были люди с речевыми нарушениями различной тяжести, однако документальные свидетельства того, какие средства коммуникации использовались в помощь таким людям, весьма скудны. Исторические корни современных теорий и практик дополнительной коммуникации уходят в Европу XVIII и XIX веков. Именно там предпринимались различные попытки найти альтернативу речи, чтобы устранить проблемы и сломать изоляцию человека с серьезными коммуникативными нарушениями. Более раннее использование графических символов в качестве альтернативы или дополнения к речи зафиксировано в автобиографиях ряда людей с функциональными нарушениями; однако системное использование альтернативной коммуникации не только для глухих начинается лишь в конце 1960-х. В 1970-х, в связи с прорывом жестового языка, жесты получили распространение среди людей с нормальным слухом и интеллектуальными нарушениями. Степень популярности жестов различна в разных европейских странах. Позитивное отношение к жестовому языку, по-видимому, способствовало тому, что жесты начали применять и для слышащей части населения. Подобное положительное отношение характерно, прежде всего, для Северной Америки, Скандинавии и Великобритании, где жесты используются чаще, чем другие графические системы АКК.

Историческая справка приводится по книге «AUGUMENTATIVE AND ALTERNATIVE COMMUNICATION, EUROPEAN PERSPECTIVES» (Альтернативная коммуникация, европейские перспективы) (1997) Стефан фон Течнер, профессор психологии университета Осло, Могенс Хугам Йенсен, преподаватель педагогического института Эсбьерга, Дания

 

ИССЛЕДОВАНИЯ

Родители и педагоги свидетельствуют, что жесты положительно влияют на развитие коммуникативных и языковых навыков ребенка. Многие специалисты и эксперты-языковеды проводили различные исследования на данную тему. В нижеследующей главе приводится их краткое изложение.

ИРЕН ЮХАНССОН (1987) доказывает, что дети с синдромом Дауна, овладевающие жестами в дополнение к речи с первых лет жизни, начинают общаться намного раньше (благодаря жестам), чем они могли бы это делать с помощью речи. Таким образом, ребенок получает возможность общаться и развивать язык, несмотря на то, что еще не умеет говорить. Никто из детей, задействованных в исследовании, впоследствии не «ограничился» жестами; жесты – это скорее более короткий путь к речи. Если говорить о динамике развития, то устная речь у детей с синдромом Дауна развивается с годичным опозданием. Ирен Юханссон также считает, что дети, одновременно использующие жесты и развивающие речь, приобретают больший запас слов по сравнению с другими детьми.

ИРЕН ЮХАНССОН, профессор фонетики кафедры фонетики и специальной педагогики университетов Умео (ранее) и Карлстада. Основоположник Карлстадской модели

КАЙСА ЛАУМОНЕН в исследовании, в котором были задействованы дети с синдромом Дауна, доказывает, что речевое развитие детей, получающих жесты, более успешно, и что такие дети обладают большим запасом произносимых слов. Лаумонен следила за детьми на протяжении ряда лет и доказала, что группа, в которой использовались жесты, и в дальнейшем сохранила языковые и речевые преимущества, а также более успешно развивала навыки чтения и письма.

КАЙСА ЛАУМОНЕН, профессор логопедии кафедры языкознания Хельсинского университета

 

ДЖОН Ф. МИЛЛЕР: ПРОДОЛЖИТЕЛЬНЫЙ ОПЫТ доказывает, что жесты полезны многим детям с различными речевыми проблемами. Это могут быть дети с синдромом Дауна, аутизмом и ДЦП. Это также могут быть дети с различного рода задержкой речевого развития. Недавние наблюдения позволяют утверждать, что использование жестов в раннем возрасте у детей без речевых отклонений также оказывает благоприятное влияние как в языковом, так и в интеллектуальном плане. В исследовании Дж. Ф. Миллер (Miller et al 1991) показано, что дети, использующие жесты, владеют бо́льшим запасом речевых слов, чем дети, не использующие жесты. Миллер также подчеркивает, что жесты облегчают восприятие визуальной информации и способствуют лучшему пониманию.

ДЖОН Ф. МИЛЛЕР, доктор филологии, профессор кафедры коммуникативных расстройств, университет штата Висконсин, США


Главные преимущества жестов:

· по сравнению с речью, жесты требуют меньше мелкой моторики.

· Жесты используют другие чувства.

· Жесты помогают сосредоточить внимание.

· Жесты могут быть более конкретны.

· Жесты делают более четкой устную речь.

· Жесты всегда с вами.

· Жесты приостанавливают поток речи взрослых.

· Жесты служат мостиком между речью людей из окружения ребенка и его собственным врожденным способом выражения, языком тела.

Приводится по книге «ТАКК – АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ СПОСОБ КОММУНИКАЦИИ» Боэль Хейстер Трюгг (2004)

 

ЭТТ ВИЛКЕНС: «КОММУНИКАЦИЯ - ЭТО основополагающая потребность человека, которая чрезвычайно важна для качества жизни. Возможность коммуникации является обязательным условием, позволяющим вступать в социальные связи и производить социальные действия; кроме того, возможность коммуникации имеет особое значение для самооценки и развития личности. Поэтому мы должны предоставить детям, подросткам и взрослым с особыми потребностями эффективные средства коммуникации. Для человека, которому трудно пользоваться речью, таким инструментом становятся жесты; жесты также весьма положительно влияют на освоение языка. Жесты подходят детям с когнитивными трудностями и без серьезных проблем с моторикой, а также маленьким детям, которые понимают больше, чем могут выразить (снижают фрустрацию). Для многоязычных детей жесты служат своеобразным мостом между языками».

ЭТТ ВИЛКЕНС, профессор кафедры специальной педагогики, университет Ганновера, Германия «Unterstützte Kommunikation, Rine Einführung in Theorie und Praxis» (2. Auflage 2006)

СЬЮ БАКЛИ: «РЕБЕНОК начинает обучаться языку уже в грудном возрасте. Родителей следует призывать к использованию жестов и предоставлять им информацию о различных аспектах языкового развития с тем, чтобы они могли помочь ребенку. Родители – это, пожалуй, лучшие учителя, и они должны стремиться к постоянному наращиванию запаса слов у ребенка и дальнейшему развитию его языка. Занятия по развитию языка и речи следует, при необходимости, продолжать до подросткового возраста. Однако наш опыт показывает, что дети, занимавшиеся в раннем возрасте по методике, соединяющей слово и жест, в подростковом возрасте не нуждаются в дополнительных занятиях».

СЬЮ БАКЛИ, директор Международного фонда содействия образованию детей с синдромом Дауна, Портсмут, Англия, заслуженный профессор специальной педагогики Факультета психологии Портсмутского университета (Великобритания).

 

ЛИНДА АКРЕДОЛО и СУСАНН ГУДВИН (2000) провели исследования, которые финансировались Национальным институтом здоровья США, и выяснили, что жесты оказывают положительное влияние на развитие ВСЕХ детей. 140 детей без отклонений в языковом развитии в возрасте 11 месяцев были наугад разбиты на жестовую и без-жестовую группы. Языковое развитие детей оценивалось стандартными методами каждые четыре месяца до трехлетнего возраста. Результаты исследований показали, что в двухлетнем возрасте дети, использовавшие жесты, опережали детей, которые не использовали жесты, примерно на четыре месяца. В трехлетнем возрасте дети из жестовой группы в среднем разговаривали как четырехлетние и, таким образом, опережали сверстников уже практически на год. Исследования показали, что и впоследствии такие дети лучше усваивают знания. Можно также утверждать, что помимо задержки речи и стимулирования интеллекта, жесты дают ряд других преимуществ. Жестовая коммуникация у слышащих детей:

v Снижает фрустрацию и агрессивность

v Помогает родителям и учителям быть более внимательными

v Устанавливает доверие между ребенком и взрослыми

v Дает ребенку инструмент, с помощью которого он может продемонстрировать окружающим свою компетентность, а окружающие смогут его понять

v Способствует позитивному эмоциональному развитию, повышает самооценку ребенка и развивает его индивидуальность

ДОКТОР ЛИНДА АКРЕДОЛО, почетный профессор психологии, Калифорнийский университет и ДОКТОР СУСАНН ГУДВИН, профессор психологии, Калифорнийский государственный университет, США. Авторы книги “Babysigns: How to talk to your baby before your baby can talk” (Детские жесты: Как говорить с ребенком до того, как он научится говорить?)

 

Исследование групп детей с синдромом Дауна, проведенные, в частности, Джоном Ф. Миллером (1992) и Кайсой Лаумонен (2003) показывают, что дети, использовавшие жесты, опережают в развитии детей, которые не используют жесты, по следующим параметрам:

· Речь

· Язык

· Социальная компетенция

· Моторика

ДЖОН КЛИББЕНС, докладчик международного конгресса по синдрому Дауна, университет Портсмунда (2005). Клиббенс утверждает, что жестовая коммуникация построена по подобию устной речи – жесты имеют схожую «структуру», которая предполагает диалоговое взаимодействие и возможность усложнения грамматики по мере развития языка ребенка. Жесты благоприятно воздействуют на развитие языка, увеличивают запас слов, сокращают фрустрацию и способствуют разборчивости речи. Если продолжать использовать жесты с детьми старшего возраста, это будет способствовать формированию у них грамматически правильной речи.

ДОКТОР ДЖОН КЛИББЕНС, кафедра психологии, университет Плимута, Великобритания. «Ребенку нужно как можно раньше установить многочисленные контакт с людьми, которые важны для него в эмоциональном плане. Без диалога с другими невозможно формирование внутреннего мира ребенка, а без внутреннего мира ребенок не может общаться».

 

БЕРГ-БРУДЕН, М. & РИДДЕРСПОРРЕ, Б.: «ЖЕСТОВАЯ СРЕДА ВАЖНА для ребенка по многим причинам. Ребенок получает средство коммуникации исходя из своих индивидуальных особенностей. Возможность участия в сообществах увеличивается. Авторитет ребенка и его / ее коммуникативная компетенция растут. Жестовая среда важна также и для персонала. Если все сотрудники учреждения разделяют между собой ответственность и общими усилиями обеспечивают условия для создания жестовой среды, забота о конкретном ребенке увеличивается. Ребенок лучше учится, действует более активно, а сотрудники лучше справляются с обязанностями, если в работе принимают участие многие».

БЕРГ-БРУДЕН, М. & РИДДЕРСПОРРЕ, Б. (1993)

Вмешательство при ранних проявлениях аутизма. Интеракционная диагностика и социальная адаптация. Социо-медицинский журнал, 9-10, 428-435, 432

 

БОЭЛЬ ХЕЙСТЕР ТРЮГГ: «КОММУНИКАТИВНУЮ И ЖЕСТОВУЮ СРЕДУ в первую очередь важно создать дома. Необходимо, чтобы все окружение ребенка в семье осознавало его коммуникативные трудности и владело достаточными знаниями о том, какие методы в данном случае приемлемы. Курс обучения альтернативной коммуникации следует пройти всем членам семьи, а не только ближайшим родственникам».

«ПРЕБЫВАНИЕ В СРЕДЕ, где поддерживается и стимулируется коммуникация, является обязательным условием для того, чтобы ребенок освоил новый язык. Соответствующий язык должен использоваться многими и во всевозможных ситуациях. Параллельно с изучением языка, ребенок усваивает правила совместных действий и ведения разговора. Коммуникативные навыки и способности развиваются во взаимодействии и разговоре».

БОЭЛЬ ХЕЙСТЕР ТРЮГГ, логопед SÖK (Центр коммуникации региона Сёдра).

 

ГУНИЛЛА ЛАДБЕРГ: «ЛЮДИ – СУЩЕСТВА СОЦИАЛЬНЫЕ, и наша потребность в общении огромна. Получая в распоряжение один «инструмент», облегчающий общение, человек быстрее осваивает и другие инструменты, нужные ему для того, чтобы его понимали. Общение необходимо людям, и они стремятся к этому. Язык – это только одно средство. Эффективное общение, таким образом, важнее, чем язык, на котором оно осуществляется. Все, что благоприятно воздействует на общение, положительно влияет и на развитие языка».

ГУНИЛЛА ЛАДБЕРГ, специалист по поведенческим моделям, доктор философии и педагогики.

 

ДЭВИД Р. БУКЕЛЬМАН и ПЭТ МИРЕНДА собрали большой исследовательский материал по АКК (Альтернативная и дополнительная коммуникация), в связи с чем много писали о жесте как о АКК. Они утверждают, что жесты применимы для большого числа людей с различными речевыми трудностями. Ссылаясь на Ллойда и Карлана (1984), исследователи перечисляют шесть оснований для использования жестов вместе с речью:

· Жесты делают речь более медленной и четкой.

· Физически изобразить жест легче, чем произнести что-либо.

· Жесты повышают внимание при обучении.

· Жесты снижают требования к слуховой памяти и способности к умозаключению.

· Как правило, легче запомнить то, что видишь (жест), а не то, что слышишь (речь).

· Жест часто больше похож на понятие, чем слово.

ДЭВИД Р. БУКЕЛМАН, доктор философии, Университет Небраска, Линкольн, США, и ПЭТ МИРЕНДА, доктор философии, Британский Колумбийский университет, Ванкувер, Канада. “Augmentative & Alternative Communication, Supporting Children and Adults with Complex Communication Needs” (Альтернативная и дополнительная коммуникация, помощь детям и взрослым с особыми коммуникативными потребностями), (третье издание, 2007)

 

ВИБКЕ БЭКМАН (из доклада на международной конференции по АКК в Дюссельдорфе, 2006) – об исследованиях, в которых были задействованы учащиеся 6-9-летнего возраста с диагнозом аутизм. Было установлено, что устная речь не привлекает внимания детей настолько, чтобы вызвать у них желание заговорить даже в тех случаях, когда у детей нет проблем со слухом. Исследователи поставили цель – определить, повлияет ли смена языка: аудио (речь) / визуальный (жест) на способность детей к общению и взаимодействию. Результаты продемонстрировали, что использование учителями жестов способствовало изменению коммуникативной ситуации в классе. Как у взрослых, так и у детей повысилась способность удерживать внимание друг друга при общении. Школьная среда стала спокойнее. Дети, которые ранее не разговаривали, теперь легче контактировали с учителями и другими детьми. Различные взаимодействия стаи более эффективны. Вибке Бэкман утверждает, что жесты оказывают очевидное влияние на способность ребенка понимать. Жест помогает сосредоточить внимание и возможность понимания увеличивается. Как следствие улучшенного понимания, растет эффективность взаимодействия. Визуальная четкость жестов побуждает ребенка к имитации.

ВИБКЕ БЭКМАН, университет Гамбурга, Германия.



Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.053 с.