Как Мартин использует жесты? — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Как Мартин использует жесты?

2019-05-27 137
Как Мартин использует жесты? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Он вообще не пользуется жестами, если рядом находится тот, кто не понимает жесты или не умеет ими пользоваться, за этим он внимательно следит и в таких случаях не принимает активного участия в разговоре. Но чем больше собеседник использует жесты, тем активнее изъясняется жестами и сам Мартин. Он умеет читать и произносить слова, состоящие из трех букв: дом, кот, рад и так далее; произнося звуки, он помогает руками, одновременно с произношением изображает пальцевый алфавит.

Что вы сделали бы по-другому, если бы вам пришлось начинать все с начала?

В принципе, я довольна тем, как мы начали, мы быстро освоились, и в младенчестве нам с Мартином вполне хватало нужных жестов. Мы чувствовали, что у нас получается, и это вдохновляло нас на дальнейшее. Однако потом прошло время, прежде чем мы сменили занятия для начинающих на занятия для совершенствующихся, где преподают жесты для общения со старшими детьми и молодежью. Долгий перерыв, к сожалению, привел к тому, что язык, а, следовательно, и знания Мартина не обогащались на протяжении лет. Сейчас мы снова ходим на курсы и развиваемся.

Вы когда-нибудь задумывались, что…

... если ребенок умеет разговаривать, то и инициатива, и тема разговора чаще всего принадлежат ребенку. В разговоре между родителями и ребенком, использующим альтернативную коммуникацию, к сожалению, все, как правило, наоборот. В этом случае инициативу берет взрослый, и именно он предлагает тему разговора. Представьте, что вы – взрослый – можете помочь ребенку почувствовать себя личностью, способной к общению. Используйте малейший шанс, когда вы можете откликнуться на инициативу ребенка, и, общаясь с ним, не задавая слишком много вопросов. Это трудно, но важно.


Формирование жестовой среды

(рекомендации из опыта Швеции)

Условием для формирования жестовой среды является использование жестов всеми, кто окружает ребенка. Изучение жестов и их применение – это основа. Существует множество эффективных методов, позволяющих начать изучение и употребление жестов дома, в дошкольном учреждении и школе. Бритт Классон, педагог ААС эксперт референтной группы при Управлении развития специального образования (Швеция), делится опытом многолетней работы.

 

РОДИТЕЛЯМ И БЛИЗКИМ

Как и когда можно определить, что ребенок нуждается в жестах?

Почувствовать, что ребенок отстает в речевом развитии, можно в разные периоды. В ряде случаев уже при рождении известно, что ребенку понадобится помощь в развитии речи и коммуникации. В других случаях отставание замечают родители, патронажная сестра из поликлиники или персонал дошкольного учреждения. Например, ребенок слишком долго не начинает говорить, или родители и близкие понимают его с трудом. Ребенок может предпочитать одиночество и испытывать трудности в общении со сверстниками. Ребенка не понимают, и это вызывает у него фрустрацию.

 

Где и как следует начинать?

Прежде всего, следует подчеркнуть, что родителям, братьям, сестрам и всем близким ребенка нужно обязательно предоставить возможность заниматься на курсах жестовой коммуникации. Это должно стать нормой – родителям нужно предлагать пакет обучающих услуг, подобный тому, который по закону предоставляется родителям глухих и слабослышащих детей. Сегодня обучающие программы выглядят по-разному. Но в любом случае, занятия на курсах – это первое, что я посоветовала бы родителям и близким, которые хотят и нуждаются в жестах для общения с ребенком. Далее вы найдете и другие советы о том, как построить работу в начале. А пока несколько подсказок:

 

 

v Ребенок должен иметь возможность общаться с разными людьми из своего окружения, поэтому снова призываю всех поступать на курсы жестовой коммуникации, и чем больше людей пройдет обучение на курсах, тем лучше! Спросите представителя абилитационной службы или логопеда о работе курсов для родителей и близких. Если занятия посещают только родители, то они могут организовать собственные курсы, на которых будут делиться полученными знаниями с другими людьми из окружения ребенка. Кстати, известно, что лучше всего учишься, когда обучаешь других!

v Старайтесь привлечь к жестовой коммуникации родственников, друзей, соседей или даже кого-нибудь из сотрудников «вашего» магазина. «Тетя из магазина» для начала вполне может ограничиться жестами МОРОЖЕНОЕ, КОНФЕТЫ, КУПИТЬ, ДЕНЬГИ и СПАСИБО – но это уже позволит ребенку самостоятельно общаться с «тетей».

v Играйте! Используйте жесты и во время игры ждите от ребенка инициативы и ответной реакции! Общаться легче в благоприятной ситуации. Многие дети любят игру «делай, как я!», которая основана на повторении, и в которой, разумеется, уместно применять жесты. Для примера можно также взять катание с горки. В этом случае можно использовать жесты ПОДОЖДИ, ТЕПЕРЬ МОЖНО, ПРИЕХАЛИ, ЕЗЖАЙ, ЕЩЕ, ЕЩЕ ОДИН РАЗ, СКОРЕЕ, МЕДЛЕННЕЕ, ОЧЕРЕДЬ и т.д. Не забывайте останавливаться, чтобы дать ребенку возможность объяснить вам, как ему хочется играть дальше. Порой на то, чтобы подобрать подходящий жест, ребенку требуется продолжительное время. Руководите игрой по очереди. Игры, основанные на подражании и выполнении действий по очереди, дают ребенку массу возможностей проявить инициативу и ответную реакцию. Играйте в игры, имитирующие реальность, например, мытье посуды, визит к доктору, праздник, поход в магазин. Пение, чтение книг и стихов также предполагают повторение. Собираясь читать или петь с ребенком, продумайте заранее, для каких слов вы будете использовать жесты.

v Жесты должны найти естественное применение в таких повседневных ситуациях, как прием пищи, смена подгузников, одевание, собирание рюкзака и т.д.

v Выделяйте особое время, когда вы будете заниматься с ребенком тем, что вам нравится. Ребенок, использующий жесты, иногда с трудом понимает, что́ нужно сделать, чтобы начать общение. Это означает, что некоторые дети используют жесты, не адресуя их кому-либо, и тогда трудно понять, жесты это или нет. Ребенок, который выражается жестами, нуждается в особых моментах, когда взрослый направляет внимание только на него, и деятельность осуществляется совместно. Крайне важно дать ребенку представление о том, как нужно поступить если хочешь начать разговор. Вы можете сделать это по-разному, например, научить ребенка производить определенный звук ртом или руками, или показывать жест «ДАВАЙ ИГРАТЬ» или нечто похожее; или коснуться того, с кем хочешь поиграть. Не забывайте рассказывать другим о том, как ведет себя ребенок, когда хочет установить контакт.

 

Как лучше подготовиться к началу занятий в дошкольном учреждении?

Первый совет родителям – обратиться к специалисту по специальной педагогике вашего района или области. Здесь вам наверняка помогут спланировать будущие занятия в дошкольном учреждении. В остальном мои рекомендации могут выглядеть по-разному, в зависимости от того, есть ли в семье другие дети-дошкольники или школьники, или вы впервые открываете дошкольный или школьный мир.

v Родителям, у которых нет других детей-дошкольников, я бы рекомендовала – при наличии нескольких дошкольных учреждений – посетить все и поговорить с сотрудниками, задав им несколько вопросов, например, таких:

1.  Используются ли в вашем дошкольном учреждении жесты?

2. Мой ребенок пользуется жестами. Как вы предполагаете подготовиться к этому?

Выбирая дошкольное учреждение для ребенка, доверяйте своим чувствам. Вместе с сотрудниками дошкольного учреждения составьте подробный план обучения и дальнейшего развития контактов.

Условием создания жестовой среды является использование жестов всеми, кто окружает ребенка.

v Если в семье есть старшие дети-дошкольники, то младшего целесообразно отправить в то же учебное заведение. Вместе с сотрудниками учреждения до начала учебного процесса составьте подробный план занятий. Даже если вы знакомы с этим учебным заведением, у вас появятся моменты, связанные с обучением и контактами между персоналом и родителями, о которых нужно подумать заранее.

В обеих вышеупомянутых ситуациях я бы посоветовала родителям следующее:

v Сделайте книжку, в которой поместите фотографии важных для ребенка людей и вещей. Дополните каждое фото картинкой или описанием соответствующего жеста. Пусть ребенок берет с собой эту книгу в детский сад.

v С самого начала планируйте регулярные встречи, на которых вы будете обсуждать коммуникацию ребенка.

А когда настанет пора идти в школу? О чем нужно будет подумать в этой связи? Заблаговременно составьте план! Вы должны прояснить для себя множество вещей. Я рекомендую и в этом случае воспользоваться помощью районного или областного специалиста по специальной педагогике. Вы также можете встретиться с директорами различных школ, прийти с ознакомительным визитом в школу, поговорить с учителями, которые, возможно, будут работать с вашим ребенком. Узнайте у родителей друзей вашего ребенка, в какую школу они отправляют своих детей. Многие дети чувствуют себя более уверенно, если в новой для них среде (школе) рядом с ними те, кого они уже знают. Когда вы определились с выбором школы, организуйте встречу, на которой вы и все, кто знает вашего ребенка, расскажут о его достижениях и трудностях с тем, чтобы персонал школы мог подготовиться.

 

Знаете ли вы, что…

… для некоторых детей жесты прокладывают дорогу к речи, а для других так и остаются главным средством коммуникации.

В обоих случаях, чем раньше вы начинаете использовать жесты, и чем больше людей в окружении ребенка их употребляют, тем эффективнее коммуникация и языковое развитие ребенка.

 

ПЕРСОНАЛУ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.