Этапы становления семейно-ориентированного подхода — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Этапы становления семейно-ориентированного подхода

2019-05-27 351
Этапы становления семейно-ориентированного подхода 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В своем докладе профессор Хеннинг Рюе (26) описывает следующие этапы:

1. Профессионально - центрированный подход (1940-1970 года).

- профессионалы (специалисты) проводят диагностику проблем у ребенка и назначают «лечение»;

- лечебный процесс осуществляют профессионалы, и проходит он в кабинете в учреждении, часто курсом по 10-20 процедур с дальнейшим значительным временным промежутком в «лечении»;

- в процессе лечебного процесса родителям даются советы для ежедневного ухода за ребенком, при этом советы носят общий и абстрактный характер, их трудно выполнить в ежедневной ситуации.

2. Семейно – ориентированный подход при ведущей роли профессионалов (1970-1980 года).

- профессионалы продолжают самостоятельно проводить диагностику;

- в основе назначений для «лечения» лежат знания профессионалов о том, как все должно быть, они стремятся «вылечить» ребенка;

- профессионалы отвечают за выполнение всех «лечебных» мероприятий;

- родители и другие профессионалы начинают в большей степени включаться в выполнение предписаний, изменились предписания, родителям составляется подробный план для работы дома;

- появилось требование, чтобы родители начали вписывать «лечебные» мероприятия в режим дня, который должен быть строго соблюден.

3. Семейно – ориентированный подход, позволяющий строить партнерские отношения с семьей (1990 -). Службы помощи начинают поощрять семьи к активному участию в терапевтическом процессе, помогая семье вставлять (встраивать) развивающие или помогающие стратегии в режимные моменты семьи. Родители - это те, кто реально обеспечивает и реализует программу помощи в семье. Они творчески приспосабливают их жизнь с ребенком так, чтобы способствовать развитию ребенка, одновременно координируя потребности ребенка и собственные потребности. Главные изменения, по сравнению с предыдущим подходом:

- отказ профессионалами от покровительствующего отношения к родителям;

- профессионалы включают членов семьи в описание и определение природы трудностей ребенка;

- точка отправления для построения ИПРП – потребности ребенка и семьи, а не модели или теории профессионалов;

- сама семья представляет себя, как важных людей в усилии помочь ребенку, семья берет на себя ответственность за обучение и развитие ребенка;

- семья активно включена в оценку эффективности «курса лечения» в отношении его достаточности и осуществимости.

В системе оказания помощи ребенку и его семье появились и используются такие новые понятия, как:

- «уполномочивание» - профессионал в работе с семьей стремится сохранять и развивать у родителей чувство уверенности в себе и в своей способности к действиям в повседневной жизни;

- «предоставление возможностей» - создание для семьи возможности отыскать и выстроить их собственные ресурсы и способности, чтобы справляться с проблемами и нуждами ребенка;

- «родительское участие» - позитивное отношение профессионалов к активной работе с родителями (взаимное уважение, взаимная открытость в отношении чувств и отношений, обмен опытом и знаниями, обсуждение, чтобы найти выход, с которым каждый согласен);

- изменение представлений о роли детей в их собственном развитии: до 50-х годов представление о ребенке как пассивно воспринимающем информацию из окружающего мира. С 60-х годов понимание того, что дети активно постигают, организуют, отбирают, обрабатывают информацию и их собственный опыт, исследуют их отношение к окружающей среде и являются равным партнером другому человеку в процессе обучения.

 


Сравнительный анализ взаимодействия специалистов и родителей в процессе оказания помощи ребенку:

Взаимодействие: специалист - родитель Кто формулирует проблему, запрос Кто производит оценку Кто планирует программу Кто осуществляет программу
Специалист, как профессионал работает с ребенком, родитель за дверью Родители, врач или воспитатель сообщают родителям о проблемах у ребенка, направляют к специалисту, который решает, что делать дальше. Специалист, как профессионал. Сообщает родителям результаты. Специалист, как профессионал. Специалист, как профессионал.
Специалист, как профессионал работает с ребенком, родитель - наблюдатель То же или родители сообщают о проблемах у ребенка специалисту, который решает, что делать дальше, ставит родителей в известность. Специалист, как профессионал. Сообщает родителям результаты. Специалист, как профессионал. Может рассказать о ней родителям. Специалист, как профессионал. Иногда родитель дома выполняет задание специалиста.
Специалист, как профессионал работает с ребенком, родитель - ученик Родители сообщают о проблемах у ребенка, специалист решает, что делать дальше, говорит родителям о важности их активного включения в развитие ребенка, но они должны этому научиться у специалиста. Специалист, как профессионал. Сообщает родителям результаты. Специалист, как профессионал. Родитель должен подробно познакомиться с ней. Специалист, как профессионал. Родитель регулярно дома выполняет задания специалиста.
Специалисты и родители - партнеры Родители сами формулируют свой запрос специалисту исходя из контекста семейной ситуации. В процесс оценки включены родители, которые для этого наблюдают за ребенком, играют с ним. Их мнение – самое важное для специалистов. Программа помощи семье и развития ребенка планируется совместно – родители и специалисты. Родители совместно со специалистом. При этом специалисты лишь консультанты и помощники для семьи. Они осуществляют поддержку родителей в их жизни с ребенком.

 


То есть, программа помощи будет эффективной в том случае, если семья принимает участие, как равноправный партнер во всех стадиях реализации программы ранней помощи: принятии решения об участии в программе; процессе планирования программы, включая оценку и мониторинг; реализации программы и пр.Причем именно семья – включает приемы и особенные подходы к развитию ребенка в ее повседневные домашние дела, способствуя максимально возможному развития ребенка.

Так, в службу по направлению врача пришла семья с ребенком с синдромом Дауна, когда ему был 1 месяц. Специалисты стали предлагать семье следующие услуги: индивидуальные занятия с педагогом для оптимизации развития ребенка, организацию его повседневной активности, участие мамы в родительском клубе. Однако родители не хотели принимать поставленный ребенку диагноз, они пришли в службу только потому, что их направил врач, им были не нужны подобные услуги, и они, отказавшись от всех услуг, ушли из службы.

Когда малышу было 2 года, семья вновь обратилась к специалистам. Родители хотели, чтобы ребенок посещал детскую группу развития, как многие дети этого возраста. Пересмотрев свои взгляды на эту семью и свою роль, специалисты попытались учесть потребности родителей. Они проконсультировали маму об особенностях данных групп, помогли начать посещать ее. Начав ходить в группу с ребенком, мама заметила, что у ее сына есть задержка в развитии речи и вновь обратилась к специалистам за помощью. Согласно ее запросу, теперь они с ребенком посещают занятия с логопедом, и продолжают ходить в группу.

 

Развивая партнерские отношения с родителями, следует постоянно помнить, что:

- одно из самых больших страданий для любой семьи – понимать, что ребенок исключен из повседневной жизни и не может участвовать во всех делах его семьи;

- одна из самых важных вещей для семьи – суметь включить ребенка в жизнь семьи;

- родители имеют огромную способность обеспечить развитие и обучение их ребенка внутри их повседневной жизни, привычных действий и игр;

- способность родителей поддерживать и помогать ребенку увеличивается, когда услуги раннего вмешательства становятся частью типичных ежедневных действий ребенка и повседневной жизни семьи, вместо предложений специалистов «делать еще что-то»;

- родители хотят не только заниматься с ребенком, но и делать типичные вещи, которые все семьи делают, иметь обычные развлечения и праздники.

 

Семейно-ориентированный подход означает также, что специалисты, которые работают в службе, развивают добрые отношения с родителями. Они включают в свою работу разговоры с родителями относительно их восприятия ситуации, их чувств и потребностей. Развитие понимания восприятия родителями ребенка, ободрение, поддержка, усиление семьи – неотъемлемая часть работы с родителями и ребенком.

4. Командная работа, междисциплинарность.

В настоящее время все большее число профессионалов во всем мире склонны рассматривать ребенка в целом, как человека, в котором все взаимосвязано, скорее, чем как собрание отдельных частей, свойств, явлений. Кроме того, проблемы маленьких детей часто слишком сложны, чтобы ими занимались отдельные дисциплины, такие, как медицина, педагогика или психология. Именно это в свое время подтолкнуло создателей служб ранней помощи к идеям использования междисциплинарного командного подхода к оказанию помощи маленьким детям.

Сейчас междисциплинарный подход понимается, как совместная работа специалистов разных областей знаний (медицины, педагогики, психологии, социальной работы и др.), составляющих единую команду и действующих в соответствии с технологиями междисциплинарного взаимодействия. Междисциплинарный подход направлен на преодоление границ между отдельными дисциплинами, увеличение возможных связей, взаимодействий среди членов команды, построение сотрудничества, которое позволяет формировать единый взгляд на ребенка, его сильные стороны и проблемы, планировать программу помощи (12).

Поскольку базовым для ранней помощи является то, что семья имеет самое большое влияние на детское развитие, члены семьи являются очень важной частью междисциплинарной команды и вовлечены в процесс междисциплинарной оценки, постановку целей, создание программы помощи для себя и своего ребенка, реализацию программы и планирование ее развития. Наиболее важная часть междисциплинарного подхода - развивать сильные, добрые отношения между семьей и специалистами службы.

Все члены команды разделяют ответственность за реализацию программы помощи семье, при этом выполняет план семья и один член команды, который обозначен как ведущий специалист. Именно этот специалист сосредоточивается на формировании отношений с семьей и ребенком. Таким образом, он имеет возможность лучше узнать ребенка и семью, замечать происходящие изменения и возникающие потребности. Он курирует процесс выполнения программы, привлекая, в случае необходимости других специалистов команды. Этот специалист обучает родителей использовать игру и повседневные дела для развития ребенка, отвечает на вопросы родителей, предлагает возможные способы изменения и приспособления окружающей среды к потребностям ребенка.

Команда в службе ранней вмешательства может состоять из разных специалистов: педиатр развития, физический терапевт (специалист по двигательному развитию), эрготерапевт, логопед, детский психолог, педагог. Иногда данный состав специалистов может быть расширен за счет социального работника, координатора по работе с семьями, аудиолога, физиолога зрения, невролога.

 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.