Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Интересное:
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Дисциплины:
2019-05-27 | 143 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Главное – уметь целостно мыслить, т.е. одинаково хорошо владеть методами работы левого и правого полушарий и их совокупной работой. Педагог новой генерации должен уметь трансформировать негативные проблемы, настроения в позитивные.[35] Он – педагог «умеющий», педагог-психолог, знающий законы психики человека.
Это определяет и другие умения педагога:
- не навредить здоровью, психике, стремлению к творчеству ученика;
- мотивировать целостное восприятие мира учеником;
- работать в биоадекватных методиках и технологиях образования;
мотивировать позитивный выбор ученика во всех ситуациях.
Взращивание мыслящего и ищущего педагога, способного сделать самостоятельный мировоззренческий выбор не только в познавательном плане, но и жизненно-практический – важнейшая задача ноосферного перехода к целостному мышлению.
Экологичность мировоззрения, понимаемая как природосообразность, не нарушение природных закономерностей,[36] во многом способствовала бы и устойчивости личности. Наряду с «экологией тела» (сохранение и приумножение здоровья), «экологией действия» (ориентация на системы и режимы, соответствующие понятию «экологически чистых технологий»), «экология духа» является ключевым звеном экологизации мышления педагога. Духовность в условиях толерантности мировоззренческой позиции педагога, устремлённость к вечным общечеловеческим ценностям и идеалам – сложный, но возможный и необходимый путь трансформации мышления в сторону целостности, экологичности, здоровья.
Методологизация (от греч. «methodos» – приём, способ, образ действия; «методология» – теория метода) – как принцип преломления мировоззрения в метод деятельности, реализация мировоззрения и творческого потенциала в учебно-воспитательном процессе и саморазвитии учителя. Методологизация экологичного мировоззрения педагога превращает этот процесс в непрерывную смысложизненную активность. Это становится способом жить в мире по законам этики как ненарушения законов природы, творчества и культуры. Неслучайно поэтому в практических шагах педагог осознаёт и реализует содержание образования неразрывно с формой и методом. Понятия «стиль мышления», «картина Мира», «теория», «гипотеза», «научная проблема», «факт», «аргументация», «доказательство», «научная идея» и др. уже составляют сегодня важнейшие смысловые поля освоения педагогом новаций жизни, науки, своего предмета. А ориентация образовательных стандартов на межпредметные связи, интегративные учебные курсы, новые образовательные области знания («искусство», «технология», «человек» и др.) ставит в разряд актуальных более общую задачу: от экологичного мировоззрения педагога – к формированию экологичного мировоззрения в школе. Принцип биоадекватной и тем самым этичной методологизации образования позволяет практически осуществить процесс взращивания мировоззрения биоадекватности на культурологической основе. Это мировоззрение ставит в разряд актуальных теоретические и практические вопросы культуросообразности и мировоззренческой ориентации, как общей направленности ноосферного образования, так и профессиональной, личностной позиции каждого педагога.
|
Триединство задач формирования биоадекватного мышления, экологичного мировоззрения и этичной методологии составляют те необходимые этапы, которые в сумме способны дать то, что называется ноосферным сознанием педагога. Иначе говоря, ноосферное сознание педагога − это тесное взаимодействие мышления, метода и мировоззрения.
Целостное Экологичное
биоадекватное мировоззрение
|
мышление
Ноосфер-
ное
сознание
Этичный
биоадекватный
метод
Схема № 19
Не столь важно, с чего начинать работу по формированию ноосферного сознания педагога. Любая трансформация приведёт к изменениям всего сообщества. В практике работы известны случаи перехода к ноосферному сознанию педагогов, начинавших с этики метода либо экологизации мировоззрения, либо мышления.
Каждый идёт своим путём к ноосферному сознанию: кто-то углублён в поиски этичного метода преподавания, кто-то увлечён экологизацией образования или познанием тайн мышления. Осознание сущности и взаимодействие природосообразности этих трёх «М» – мышления, метода и мировоззрения, дающих в совокупности новый тип сознания педагога представляется неизбежным.
Концепция ноосферного образования, по сути, ставит во главу угла педагога, владеющего экологичным (синонимы – здоровым, целостным, гармоничным, естественным) мышлением как первой и главной ступенькой на пути к ноосферному сознанию.
Целостное мышление повлечёт за собой трансформацию устоявшегося типа манипулятивной педагогики. На пути к ненасилию есть три основные формы реализации отношений учитель–ученик: полярность авторитаризма и гуманизма и промежуточная форма – манипулятивная.
Неманипулятивная педагогика является гуманной и может быть названа педагогикой сотрудничества, этической педагогикой, биоадекватной ноосферной педагогикой. Современная ориентация на педагогику сотрудничества и ценности человека в мире свидетельствует о культуросообразности ноосферного образования, единении образования с историческими ценностями и актуальным потенциалом культуры по линии возрастания духовности человека, самой системы образования. Воссоединение личностного, социального и «образовательного» пространства через сохранение и приумножение его истинно гуманистического потенциала − это подлинная составляющая преодоления многомерного кризиса современности. Таковы ориентиры ноосферного образования. В реальной же практике обнаруживается торможение, а порой – отрицание возможности становления этой перспективы. Разрыв единства образования и культуры может проявить себя и в так называемых «превращённых формах» (Г.Гегель). «Превращённость» в данном случае – отход от природосообразного основания образовательного метода к основанию «иной» сущности (к примеру,– идеологической, политической, религиозной, атеистической, коммерческой) влечёт за собой практическое изменение самой сущности, содержания и функций реальной культуры и реального образования.
|
Демократизация, гуманизация, человекоориентированность и культуроёмкость через биоадекватность методов, технологий, учебников – таковы узловые позиции концепции ноосферного образования. Она не предполагает противостояния собственным «превращённым формам» системы образования. Она предлагает осознание подлинного содержания познания и воспитания сообразно Всеобщим Законам Мира, выраженным применительно к человеку в специальных законах психики человека [3] и специальных законах образования [69].
|
|
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!