Какими умениями должен владеть педагог-новатор? — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Какими умениями должен владеть педагог-новатор?

2019-05-27 143
Какими умениями должен владеть педагог-новатор? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Главное – уметь целостно мыслить, т.е. одинаково хорошо владеть методами работы левого и правого полушарий и их совокупной работой. Педагог новой генерации должен уметь трансформировать негативные проблемы, настроения в позитивные.[35]  Он – педагог «умеющий», педагог-психолог, знающий законы психики человека.

Это определяет и другие умения педагога:

- не навредить здоровью, психике, стремлению к творчеству ученика;

- мотивировать целостное восприятие мира учеником;

- работать в биоадекватных методиках и технологиях образования;

мотивировать позитивный выбор ученика во всех ситуациях.

Взращивание мыслящего и ищущего педагога, способного сделать самостоятельный мировоззренческий выбор не только в познавательном плане, но и жизненно-практический – важнейшая задача ноосферного перехода к целостному мышлению.

Экологичность мировоззрения, понимаемая как природосообразность, не нарушение природных закономерностей,[36] во многом способствовала бы и устойчивости личности. Наряду с «экологией тела» (сохранение и приумножение здоровья), «экологией действия» (ориентация на системы и режимы, соответствующие понятию «экологически чистых технологий»), «экология духа» является ключевым звеном экологизации мышления педагога. Духовность в условиях толерантности мировоззренческой позиции педагога, устремлённость к вечным общечеловеческим ценностям и идеалам – сложный, но возможный и необходимый путь трансформации мышления в сторону целостности, экологичности, здоровья.

Методологизация (от греч. «methodos» – приём, способ, образ действия; «методология» – теория метода) – как принцип преломления мировоззрения в метод деятельности, реализация мировоззрения и творческого потенциала в учебно-воспитательном процессе и саморазвитии учителя. Методологизация экологичного мировоззрения педагога превращает этот процесс в непрерывную смысложизненную активность. Это становится способом жить в мире по законам этики как ненарушения законов природы, творчества и культуры. Неслучайно поэтому в практических шагах педагог осознаёт и реализует содержание образования неразрывно с формой и методом. Понятия «стиль мышления», «картина Мира», «теория», «гипотеза», «научная проблема», «факт», «аргументация», «доказательство», «научная идея» и др. уже составляют сегодня важнейшие смысловые поля освоения педагогом новаций жизни, науки, своего предмета. А ориентация образовательных стандартов на межпредметные связи, интегративные учебные курсы, новые образовательные области знания («искусство», «технология», «человек» и др.) ставит в разряд актуальных более общую задачу: от экологичного мировоззрения педагога – к формированию экологичного мировоззрения в школе. Принцип биоадекватной и тем самым этичной методологизации образования позволяет практически осуществить процесс взращивания мировоззрения биоадекватности на культурологической основе. Это мировоззрение ставит в разряд актуальных теоретические и практические вопросы культуросообразности и мировоззренческой ориентации, как общей направленности ноосферного образования, так и профессиональной, личностной позиции каждого педагога.

Триединство задач формирования биоадекватного мышления, экологичного мировоззрения и этичной методологии составляют те необходимые этапы, которые в сумме способны дать то, что называется ноосферным сознанием педагога. Иначе говоря, ноосферное сознание педагога − это тесное взаимодействие мышления, метода и мировоззрения.

 

                 Целостное       Экологичное

             биоадекватное   мировоззрение

                мышление

 

                                  Ноосфер-

                                       ное

                                  сознание

                                   Этичный

                              биоадекватный

                                     метод

 

     Схема № 19

 

Не столь важно, с чего начинать работу по формированию ноосферного сознания педагога. Любая трансформация приведёт к изменениям всего сообщества. В практике работы известны случаи перехода к ноосферному сознанию педагогов, начинавших с этики метода либо экологизации мировоззрения, либо мышления.

Каждый идёт своим путём к ноосферному сознанию: кто-то углублён в поиски этичного метода преподавания, кто-то увлечён экологизацией образования или познанием тайн мышления. Осознание сущности и взаимодействие природосообразности этих трёх «М» – мышления, метода и мировоззрения, дающих в совокупности новый тип сознания педагога представляется неизбежным.

Концепция ноосферного образования, по сути, ставит во главу угла педагога, владеющего экологичным (синонимы – здоровым, целостным, гармоничным, естественным) мышлением как первой и главной ступенькой на пути к ноосферному сознанию.

Целостное мышление повлечёт за собой трансформацию устоявшегося типа манипулятивной педагогики. На пути к ненасилию есть три основные формы реализации отношений учитель–ученик: полярность авторитаризма и гуманизма и промежуточная форма – манипулятивная.

Неманипулятивная педагогика является гуманной и может быть названа педагогикой сотрудничества, этической педагогикой, биоадекватной ноосферной педагогикой. Современная ориентация на педагогику сотрудничества и ценности человека в мире свидетельствует о культуросообразности ноосферного образования, единении образования с историческими ценностями и актуальным потенциалом культуры по линии возрастания духовности человека, самой системы образования. Воссоединение личностного, социального и «образовательного» пространства через сохранение и приумножение его истинно гуманистического потенциала − это подлинная составляющая преодоления многомерного кризиса современности. Таковы ориентиры ноосферного образования. В реальной же практике обнаруживается торможение, а порой – отрицание возможности становления этой перспективы. Разрыв единства образования и культуры может проявить себя и в так называемых «превращённых формах» (Г.Гегель). «Превращённость» в данном случае – отход от природосообразного основания образовательного метода к основанию «иной» сущности (к примеру,– идеологической, политической, религиозной, атеистической, коммерческой) влечёт за собой практическое изменение самой сущности, содержания и функций реальной культуры и реального образования.

Демократизация, гуманизация, человекоориентированность и культуроёмкость через биоадекватность методов, технологий, учебников – таковы узловые позиции концепции ноосферного образования. Она не предполагает противостояния собственным «превращённым формам» системы образования. Она предлагает осознание подлинного содержания познания и воспитания сообразно Всеобщим Законам Мира, выраженным применительно к человеку в специальных законах психики человека [3] и специальных законах образования [69].

 

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.