Человек как объект и субъект познания — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Человек как объект и субъект познания

2019-05-27 307
Человек как объект и субъект познания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

«Мы неизбежно должны перейти к обсуждению проблем эволюции внутреннего мира человека. Найти способы такого воздействия на него, чтобы внутренний мир человека превратился в его основную ценность. Вот здесь и лежит ключ к самому человеку – сохранению вида Homo sapiens на планете».

(Н.Н.Моисеев)

Сегодня невозможно изучать человека ни как объект, ни как субъект познания, не учитывая сложную и недостаточно изученную структуру этой живой системы. Современный этап её изучения характеризуется интеграцией знаний. Специалисты разных областей знания неоднократно указывали на необходимость новых подходов к изучению человека. Приведём некоторые.

«В настоящий момент мы переживаем глубокие изменения в нашей концепции природы и в структуре человеческого общества… Эти изменения породили потребность в новых отношениях между человеком и природой так же, как и между человеком и человеком» (И. Пригожин, [90, с.385-386]). «…Ещё никогда человек не становился столь проблематичным для себя, как в настоящее время» (М. Шелер [140]). «Мне совершенно ясно, что нужна новая психология которая начинает складываться... благодаря самым последним достижениям естественных наук» (С. Гроф [25]).

 Личность имеет три источника получения информации: природа, общество и сам человек. Возникающие между ними взаимосвязи различны по характеру (см. схему № 11).

Введём условные обозначения.

Материальные связи Человека с Природой и Обществом

обозначим: 

Всеобщие Законы Природы:           

Символьно-смысловые[10] информационные связи: – – – – – – –

 

Природа (Оно)

                                                                                                  

 


             Человек                          Общество «Я»

           «Сверх–Я»                               

 

                                      Схема № 11

 

Рассмотрим схему, которая показывает триаду контактов человека: природных, социальных, интеллектуальных [32].

Условно назовём природные потребности – «Оно»,

интеллектуальные потребности – «Я»,

духовные потребности – «Сверх–Я».

Таким образом, если рассмотреть личность с точки зрения её жизнедеятельности, т. е. её потребностей, то получится Личность = Л оно я сверх я (знаки + не есть арифметические знаки). По определению Н.Бердяева: «В человеке пересекаются все круги бытия» [13]. Это можно было бы назвать горизонтальным срезом личности. Однако этого понимания структуры личности явно недостаточно, т. к. оно не учитывает присутствия в человеке бессознательного, подсознательного, сознательного и сверхсознательного информационных уровней.

Обратимся к схеме профессора Ю.Д. Железнова и соавт. [32].

 

         


Уровень «С»                                                   Сверхсознание


Уровень «Д»                                                   Сознание


Уровень «Ф»                                                   Подсознание

 

Уровень«Ю»                                                   бессознательное

 

 


Схема № 12. Структура личности (по Ю.Д.Железнову и соавт. [32])                          

I. Уровень "Ю" (назван в честь К. Юнга): глубинный уровень, на котором воспринимается и хранится информация врождённого характера (безусловные рефлексы, информация по поводу самосохранения, продолжения рода.

II. Подсознательный уровень «Ф» (назван в честь З. Фрейда) – уровень, на котором воспринимается и хранится информация-компонент приобретённого сознательно или неосознанно, но не осознаваемого впоследствии опыта. (Например, входя в комнату, неосознанно машинально включать свет, здороваться при встрече.)

Стрелками показаны пути ухода в подсознание полученной информации о навыках, нравственных установках общества, неосознаваемых мотивах поведения, условных рефлексах. При этом информация обладает способностью к свёртке существенного. И эта свёртка уходит в подсознание в виде образа. Наиболее частым при введении новых методов в образовании является вопрос учителей, администраторов и родителей, а не влияют ли предлагаемые методы на подсознание ребёнка. Этот вопрос демонстрирует элементарную неосведомлённость населения о том, что нет такого слова, явления, действия, которое не проходило бы этой подсознательной фиксации, в силу природы восприятия.

III. Уровень осознания «Д» (назван в честь Р. Декарта) – уровень, на котором воспринимается и хранится информация собственного сознания.

IV. Уровень «С» (сверх-сознания) в эту схему введён нами. Это уровень, на котором воспринимается и хранится информация космического Сверхсознания о высшем предназначении человека, общества, о Всеобщих Законах Мира, о гармоничной с Космосом нравственности. Включённость человека в космический порядок не вызывает сомнения у многих мыслителей. «Человек – микрокосм и заключает в себе всё» (Н. Бердяев [13]).

Уровень сверхсознания  практически не изучен. Определить его можно условно как индивидуально расширенное, по сравнению с обычным диапазоном, восприятие, за счёт чего происходит восприятие из других частотных диапазонов. Эта точка зрения академика Ю.Н. Иванова, автора ритмодинамики и гипотезы Частотного пространства Вселенной.

Развивая идею расширенного индивидуального восприятия, указывая на волновые механизмы его и опираясь на представление о проектном сознании, можно определить сверхсознание как совокупную способность моделировать, знать и достигать цели на основе индивидуального предназначения во Вселенной. Такое понимание позволяет понять, почему сверхсознание входит в структуру личности и в значительной степени определяет её деятельность, мечты, целеустремлённость.

Подсознание и сверхсознание участвуют в познании и мышлении наряду с сознанием. Нельзя не отметить, что работа сверхсознания порой оказывается определяющей даже по сравнению с сознанием. К числу примеров отнесём деятельность пассионариев, новаторов разного уровня, излечение от «неизлечимых» болезней, преодоление сложных жизненных ситуаций.[11]

Сверхсознание рассматривается у К. Станиславского и П. Симонова как творческая сила или созидающая интуиция, порождающая новую информацию путём рекомбинации следов полученных извне впечатлений. Сверхсознание работает на сверхзадачу, т. е. доминирующую потребность [108]. Неосознаваемость этой работы служит для защиты от преждевременного вмешательства сознания.

Независимо от вариантов трактовки разных уровней личности, их совокупное функционирование составляет потенциал личности. Схема № 12 словно специально иллюстрирует слова Н. Бердяева о том, что «человек – существо многоэтажное». Ясно, что ПОЗНАНИЕ осуществляется на всех уровнях, хотя принято говорить о познании как о сознательном процессе. Отсюда игнорирование и боязнь трёх других уровней.

По нашим представлениям, гармония человеческого поведения и взаимоотношений с окружающим миром, т. е. наиболее полное раскрытие высшего потенциала человека будет определяться эффективным резонансным взаимодействием всех уровней личности вне зависимости от осознанности их человеком. Практика психолого-педагогической деятельности использует предложенную модель как отправную базу для методик управления, планирования эффективной деятельности человека. Сущность методик сводится к локальной, комплексной либо целостной потенциализации уровней личности. Все они основаны на работе с мыслеобразом.

Методов интеграции всех уровней личности достаточно много. Мы пользуемся простейшим и естественным безопасным методом визуализации. При этом каждый ребёнок легко представляет, каким он хочет быть, когда вырастет, кем мечтает стать. Обычно высший потенциал личности – это яркий мыслеобраз мечты, при котором человек ощущает прилив сил, энергии; у него появляется желание «горы свернуть», быть жизнерадостным, сильным, здоровым, красивым, добрым, любящим, ценимым друзьями, обществом, талантливым, несущим по жизни принципы справедливости и заботы о ближних. Часто интеграция лучших намерений и высших позитивных возможностей человека визуализируется в образе Солнца, неба, цветка, света, луча, дерева, водопада, радуги, Иисуса Христа и др.

Работа с высшим потенциалом гармонизирует личность сразу по всем уровням, даёт прилив сил, энергии, желание работать. Учащиеся и студенты, научившиеся работать со своим высшим потенциалом, часто обращаются к этому мыслеобразу. Они говорят, что он постоянно напоминает им, какими они хотят стать, и тянутся к нему в жизни и учёбе. Ребята находят внутреннего друга и помощника, своего единомышленника в себе, и их жизнь поистине изменяется к лучшему. Они учатся сами строить свою жизнь и планировать будущее.

В 70–80-е годы, когда появились крупные работы К. Прибрама («Языки мозга»), Р. Сперри («Mind and Moral priorities»), миру явилось понятие о голографических единицах мышления – мыслеформах. Поиски методик потенциализации личности активно ведёт физик и психолог Виктор Вернон Вульф. В 1990 г. им опубликована работа «Holodynamics. How to Develop and Manage Your Personal Power». Книга была переведена на русский язык в 1994 г. и дважды издана в России под названием «Холодинамика.[12] Как управлять своей внутренней силой». Главное достижение автора состоит в предложенной методике потенциализации личных возможностей человека через визуализацию. Однако мы далеки от того, чтобы считать книгу В.В. Вульфа совершенной в научном плане. Мы воспринимаем её как описание методики работы с мыслеформами.

Все объекты во Вселенной обладают собственной вибрацией. Исходя из этой посылки, можно понять, что скрывается за высшим потенциалом каждого человека, формирующимся в момент рождения.

Сформировавшаяся в первые часы после рождения человека картина резонансного взаимодействия с Миром воспринимается им как «его собственная» – присущая именно его организму, т. е. комфортная. Впоследствии именно в этом волновом спектре человек будет ощущать комфорт. Он будет подбирать музыку, окружение, работу, информацию, гармонирующие его зону комфорта.

Научно-практические подходы в исследовании личности дают основание видеть её сложную структуру; бессознательный, подсознательный, сознательный, сверхсознательный уровни хранения и функционирования информации. Независимо от уровня хранения информации она участвует в процессах сознания. Процессы познания проходят фазу сознанияи являются личностно ориентированными.

Сознание человека, будучи социально ориентированным, может быть адаптировано к решению человеческих задач по шести уровням: физическому, творческому (личностному), межличностному, социальному, принципиальному, универсальному.

Необходимость эффективного решения практических задач вызвало к жизни методы интенсификации внутренних резервов самого человека с привлечением информации всех уровней её хранения. Одной из методик является визуализация наставников и высшего потенциала человека.

Понимание этики как ненарушение естественного базового права человека развиваться сообразно своей природе позволяет  организовать природосообразное образование. На сегодняшний день этот шаг является базовым: всё прочее является лишь разговорами вокруг проблемы. Именно то, как позволено мыслить и как организовано научение этому в данном обществе, определяет творческий или не творческий [13] путь человека в дальнейшей жизни. В итоге складывается тот или иной взгляд на Мир и осознание человеком своего места в нём, роли и предназначения. Так, именно социум мотивирует личность делать тот или иной выбор: «Я – творец» или «Я – адаптер», в любой жизненной позиции.

 

ГЛАВА 6.

МЕТОДОЛОГИЯ НООСФЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

                                                                                                                                                                      «Метод важнее открытия, ибо

                                                   правильный метод приведёт к

                                                   ещё более ценным открытиям».

(Л.Д.Ландау)

 

Прежде всего, учение о педагогическом методе признаёт единство и системность Мира и включённость в это единство любого объекта или субъекта материального или идеального. Биологически адекватная методология преподавания как учение о структуре, внутренней организации, методах и средствах деятельности в педагогике строится на принципе системного видения образования. Из этого постулата вытекают важнейшие принципы биоадекватной педагогической методологии. Это:

- биологически адекватным называется системное преподавание, являющее единство Мира и построенное в соответствии с Всеобщими Законами Мира, Общими законами человеческого общества, Общими законами познания/постижения, специальными законами психики, образования;

- биологически адекватным является субъектно-объектное преподавание, являющее системность и целостность Мира через сознание субъектом материальных и идеальных объектов и субъектов познания;

- биологическая адекватность преподавания строится на личной включённости субъекта познания в познавательный процесс через все возможные каналы восприятия;

- биологически адекватное преподавание реализуется в трёхстороннем акте со-творчества субъекта познания с учителем и познаваемым объектом или субъектом как частей единого Мира;

- биологически адекватное преподавание организуется через восприятие и осознание субъектами образовательного процесса единства иерархии систем и подсистем разных уровней Мира – Вселенной – Солнечной системы – Земли и её биосферы – человеческого общества – человека;

- биологически адекватное преподавание строится на признании невозможности нарушать порядок, этапность, целостность, гармонию Мира, Вселенной и их компонентов;

- биологически адекватное преподавание нацелено на гармонизацию субъекта и объекта познания в их эволюционном движении к раскрытию их потенциальных возможностей в природе и обществе;

- биологически адекватное преподавание нацелено на формирование умения учащихся мыслить природосообразно на базе материала того или иного учебного предмета;

- биологически адекватное преподавание, будучи естественным для человека, является исходным принципом гармонизации общества: биосоциальная природа человека позволяет «лечить» социум через улучшение всех биоадекватных возможностей.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.