Рисование пальчиковыми красками. — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Рисование пальчиковыми красками.

2019-05-27 195
Рисование пальчиковыми красками. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Рисование пальчиковыми красками - пре­красный способ привлечь внимание ребенка к крас­кам и их свойствам (цвету, консистенции), органи­зовать движения его рук (размазывать краску по листу бумаги, «печатать» пятна, проводить линии), научить создавать простейшие предметные изобра­жения. Цветовые пятна, выполненные кулачком, пальцем, тычком11 (поролоновая подушечка, закре­пленная на конце карандаша) волшебным образом (с помощью взрослого) превращаются в бабочку, жука, ромашку, следы мишки на снегу. Яркими

1' Выбор способа действия осуществляется в соответствии с уровнем сформированности изобразительных умений

183


цветовыми пятнами можно украшать наряды кукол, посуду. Процесс рисования сопровождается ком­ментированием действий и речевыми стимулами в виде потешек, стихотворных текстов. В ходе совме­стного рисования у ребенка формируется активная направленность на взаимодействие со взрослым, первичные коммуникативные умения.

Рисование проводится в виде игровых зада­ний, которые содержат несколько уровней сложно­сти. Выбирая уровень, взрослый должен руково­дствоваться двигательными возможностями ребен­ка (состоянием моторной функции руки) и особен­ностями организации его деятельности (способами принятия инструкции, приемами выполнения зада­ний, видами и мерой используемой помощи). Изо­бразительные умения (печать кулачком, пальчиком, круговые движения кулачком по часовой стрелке) формируются с использованием доступных для де­тей способов действия: совмещенных действий, по­каза способа действия, рисования по образцу («На­рисуй такую же»).

Задание 1. Создавать предметное изображение с помощью оттиска ладошки.

1-ый уровень: создавать предметное изобра­жение («Листочки разлетелись», «Веселые друзья» «Дерево», «Елочка», «Бабочки»), используя оттиск раскрытой ладошки (пальцы разведены, большой палец отведен). Взрослый оказывает помощь в про­рисовывании деталей (лиц у друзей, ствола у дере­ва, головки с усиками у бабочки).

2-ой уровень: создавать предметное изобра­жение («курочка, петушок, лебедь»), используя от-


тиск ладошки с прижатыми друг к другу четырьмя пальцами и отведением большого пальца. Взрослый оказывает помощь, дорисовывая детали (головку, лапки у петушка, курочки). Хвостовые перья может нарисовать ребенок, нанося разноцветные мазки указательным пальцем (совмещенными действиями или по подражанию).

Задание 2. Создавать предметное изображение с помощью оттиска кулачка.

1-ый уровень: создавать предметное изобра­жение («Цыплята»), используя оттиск кулачка. Взрослый оказывает помощь в прорисовывании де­талей (клюва, глаза, гребешка, хвостика и лапок).

2-ой уровень: создавать предметное изобра­жение («шарики, мячики, бусы рассыпались»), ис­пользуя формообразующие круговые движения ку­лачка по часовой стрелке, распределять изображе­ние в пространстве листа (актуально для детей с выпадением или ограничением полей зрения). В процессе рисования взрослый побуждает ребенка комментировать действия, используя доступные речевые средства (от звукоподражаний до коротких стихотворных текстов).

3-ий уровень: создавать предметное изобра­жение («Яблоки», «Репка», «Поросенок», «Рыбка»), используя формообразующие круговые движения кулачка по часовой стрелке. Взрослый оказывает помощь, дорисовывая вместе с ребенком детали (вершки и хвостик у репки, лапки, хвостик пятачок и глаз у поросенка и др.).

Задание 3. Создавать предметное изображение с помощью оттиска пальца.


 


184


185


1-ый уровень: создавать предметное изобра­жение (следы зверей, цветок, жучок, мотылек, сол­нышко), используя оттиск большого/указательного пальца и дорисовывание деталей изображения с помощью взрослого.

2-ой уровень: дополнить предметное изобра­жение деталями, используя оттиски указательного или среднего пальца.

3-ий уровень: создавать предметные изобра­жения различной степени сложности (тучка и дож­дик, снежные комочки, елка, дерево, собачка и др.), заполняя контур многочисленными оттисками ука­зательного пальца.

В качестве предварительной работы прово­дятся упражнения на использование указательного жеста/движения (пальцы сжаты в кулак, указатель­ный палец выпрямлен) в играх с пластилином, раз­личными поверхностями (мокрым, песком, тестом, паралоном).

Задание 4. Создавать предметное изображение по теме «Животные» с помощью оттиска кулачка и указательного пальца.

1-ый уровень: создавать предметное изобра­жение («Овечка», «Кошечка»), используя формооб­разующие круговые движения кулачка и оттиски указательного пальца.

2-ой уровень: создавать предметное изобра­жение («Лошадка», «Собачка»), соединяя формооб­разующие круговые движения кулачка и оттиски указательного пальца линией.


Взрослый оказывает помощь в виде коммен­тированного дорисовывания деталей изображения (глаз, ушей, хвостов, шубки у овечки и др.).

3-ий уровень: создавать предметное изобра­жение («Гусеница», «Мишка», «Зайка», «Снего­вик») с помощью формообразующих круговых движений кулачком, соединяя детали изображения в заданном пространственном расположении.

В качестве предварительной работы прово­дится конструирование плоскостных изображений с помощью кружков заданной величины.

Игры с музыкальными инструментами.

Упражнение 1.

На столе перед ребенком 2 коробки, в одной из которых находится колокольчик. Взрослый вы­таскивает его из коробки, демонстрирует звучание, затем убирает инструмент и, переставив коробочки местами, предлагает малышу найти колокольчик (выбрать нужную коробочку).

Варианты:

- использование погремушки, коробочки с
мелкими предметами.

- увеличение количества пустых коробочек,
участвующих в игре (ребенок выбирает из трех-
четырех коробочек, в одной из которых находится
колокольчик или погремушка).


 


186


187


Упражнение 2.

Два колокольчика находятся на расстоянии 1м.- 1.5м. друг от друга (в поле зрения ребенка). Взрослый попеременно звенит в колокольчики, предлагая ребенку повернуться к звучащему пред­мету.

Варианты:         •

а) "Где же, где же колокольчик?"

Взрослый произносит стихотворную фразу, сопровождая ее демонстрационными действиями:

- Где же, где же колокольчик? (показывает
колокольчик и прячет его в коробочку).

- Нет — нет, нет - нет (покачивает головой, по­
буждая ребенка к аналогичным действиям).

- Где же, где же колокольчик? (вынимает ко­
локольчик из другой коробочки).

- Вот-вот, вот-вот, (звенит в колокольчик, по­
буждая малыша к аналогичным действиям рукой).

Б) использование погремушек, звуковых ко­робочек.

Упражнение 3.

Ребенку демонстрируется звучание барабана, дается звукоподражание: "Бом - бом". Взрослый показывает движение раскрытой ладонью по столу, сопровождая его звукоподражанием и побуждая малыша к подражанию.

По просьбе взрослого ребенок выбирает бара­бан из ряда звучащих предметов (игрушки находят­ся перед малышом). Большое внимание уделяется имитационным движениям, согласованным со зву­коподражанием.


Упражнение 4.

Взрослый поочередно показывает ребенку иг­рушки (барабан, колокольчик, погремушку, звуча­щую коробочку), демонстрирует их звучание. Затем игрушки убираются за ширму, и ребенок не видит, а только слышит звучание предметов. Взрослый учит узнавать и выделять барабан из ряда звучащих предметов. Если возникают трудности понимания задания, можно сделать его более доступным, по­ложив перед ребенком парную игрушку- второй ба­рабан. Услышав звучание барабана за ширмой, ма­лыш начинает стучать по лежащему перед ним ин­струменту.

Вариант: "Играет - не играет": ребенку пред­лагается определить, звучит ли барабан среди дру­гих инструментов за ширмой. Правильным ответом является имитационное движение, согласованное со звукоподражанием. Упражнение 5.

Ребенку предлагается раскидывать на ковер (диван) игрушки из коробки (корзинки) на каждый удар бубна (барабана) с одновременным проговари-ванием звукоподражания "бух", "бом". В конце иг­ры взрослый помогает малышу собирать игрушки в корзинку.

Упражнение 6.

Взрослый обучает ребенка различать звучание простейших музыкальных инструментов (барабана, погремушки, дудочки, бубна, колокольчика).

Взрослый предлагает ребенку прослушать звучание 2 музыкальных инструментов (барабана и дудочки, погремушки и колокольчика). Каждое


 


188


189


действие с ними он предваряет фразой: "Сначала я поиграю колокольчиком, потом - погремушкой" (интонационно выделяя слова "сначала", "потом").

Затем ребенка просят:

а) ответить на вопрос или показать, какую иг­рушку взяла сначала (потом)?

Б) воспроизвести звучание игрушек: "Поиг­рай, как я "(ребенок повторяет действия взрослого с игрушками)

Упражнение 7.

Взрослый учит ребенка различать звучание разных музыкальных инструментов, развивает слу­ховую память.

Взрослый предлагает ребенку последователь­но прослушать звучание 3-4 музыкальных инстру­ментов (или звучащих игрушек), затем воспроизве­сти его.

Усложнение за счет:

а) увеличения количества звучащих игрушек;

б) действия с игрушками производятся за
ширмой (без опоры на зрительное восприятие);

в) к уже знакомым игрушкам добавляется зву­
чание новой игрушки, которое необходимо выде­
лить;

г) игра с предварительным планированием
действий: "Сначала я поиграю в колокольчик, по­
том - в барабан". Ребенку предлагается соотнести
план с производимыми действиями (план может
быть нарушен для того, чтобы активизировать
внимание ребенка).


Примерный режим дня.

Определите время занятий, решите для себя в какой половине дня вам удобнее проводить занятия и игры.

Как определить время для занятий? Для нача­ло спланируйте свою неделю так, чтобы в опреде­ленные дни и часы, у вас было время, как для своих дел, так и для занятий с ребенком. Для этого необ­ходимо знать, на сколько минут планировать заня­тие. Многие дети могут заниматься только 15 ми­нут, другие 20; многое зависит и от вида занятия. Количество учебных дней так же индивидуально, но в среднем это 3-5 дней в неделю. Все зависит от навыка, над которым вам приходится работать. Например, навыки самообслуживания - это еже­дневная систематическая работа, которая осущест­вляется и в режимных моментах, и в процессе игро­вой деятельности («Накорми мишку»), в процессе занятий («Найди рубашку»).

Правильнее всего установить те часы занятий, когда вы полностью можете посвятить себя ребен­ку, не отвлекаясь на быт и других членов семьи. Сделайте выбор - что для вас важнее ребенок или беседа с подругой. Так же не надо проводить заня­тие, когда ребенок устал, или голоден. Трудно най­ти «идеальное время»? Планируйте свою деятель­ность! Составьте режим дня для себя и ребенка. Продумывайте и намечайте совместные занятия с ребенком, распределяя их виды, формы и нагрузки на неделю вперед. В случае необходимости вносите коррективы. В качестве образца приведем пример­ное планирование с ребенком на неделю:


 


190


191



Как определить место для занятий? Главное в этом вопросе то, что не важно, где вы будете зани­маться, а то, что место должно быть как можно дальше от различных отвлекающих факторов и по­мех (телевизор, стиральная машина, кухня). Ничего не должно отвлекать внимание ребенка, когда вы садитесь (ложитесь на ковер) с ним играть. Обяза­тельно оборудуйте уголок ребенка, поставив туда столик, повесьте полки для ребенка и на его уровне. Вместе с ним расставьте в этих полках необходи­мые для занятий предметы: альбомы, краски, пла­стилин и т.п. Приучайте ребенка ориентироваться в этих предметах; позволяйте ему самому определять чем заниматься. Купив какую-то книгу, игрушку, попросите ребенка «поселить» ее в домике на пол­ках.

Какое оборудование и какие материалы необ­ ходимы для занятий? Что главное для вас в этом вопросе: интересны ли материалы для ребенка, безопасны ли они для него, не слишком тяжелы, не ломаются ли если их случайно уронить и т.д. Глав­ное в выборе материалов - это цель занятия. Если вы учите ребенка играть в мяч - значит мяч должен


192


193


^


быть выбран по возрасту (не большой, легкий, удобный в применении, яркий и интересный, нака­чанный и т.д.). Если учите одеваться - то одежда, с которой ребенок может легко справиться (тянущая­ся ткань, вместо пуговиц - липучки или резинки). Ваш ребенок имеет определенные физические и сенсорные нарушения, поэтому ваша задача облег­чить ему процесс овладения навыками. Это очень просто: не делайте вешалку для пальто ему слиш­ком высоко. Пусть ребенок подойдет к стене и вы­тянет руку вверх. Вот на этом месте и вешайте крючок для одежды; если у него скользит бумага по столу - подложите ему салфетку под лист бумаги и т.д. Научитесь заменять бытовые предметы более удобными: кружка не с одной, а двумя ручками; ложка со специальным изгибом; мыло по размеру ладони ребенка или дозатором и т.д. Если ребенок плохо слышит, добавьте знаки, жесты или любые элементы понятные ребенку. Если ребенок плохо видит, пользуйтесь более крупными предметами, ярче окрашенными или выпуклыми (сенсорными поверхностями). Выбор за вами, только вы так хо­рошо знаете своего ребенка, как не один специалист не узнает его до конца.

Ниже мы предлагаем систему занятий с деть­ми, направленную на развитие личности ребенка во всех ее аспектах. Наши предложения составлены с учетом ваших возможностей (мы прекрасно пони­маем, что Вы - не специалист). Именно поэтому, они «привязаны» к режиму дня и опираются на ис­пользование предметов быта, мебели, одежды. Кстати, дети очень любят играть со всей домашней


утварью. Вы можете смело браться за них т.к. заня­тия разработанные для вас, занимают непродолжи­тельное время (2-5 минут), привлекательны и очень полезны для детей по содержанию, разнообразны по видам деятельности.

От вас, уважаемые родители, потребуется лишь пригласить ребенка поиграть\ Не надо ему говорить, что вы собираетесь с ним заниматься. Это отпугнет его от Вас. Вы будете с ним играть, отме­чая в своей тетрадочке «Дневнике наблюдения» да­ту занятия и результаты выполнения каждого уп­ражнения (ведение этой тетрадки - способ контроля и фиксации успехов ребенка. А успехи у него будут обязательно). Проводить эти занятия можно через день, но главное, чтобы вы не бросили их, а потом начинали опять. Только при постоянных упражне­ниях (пусть даже через два дня) вы почувствуете изменения, которые будут проявляться не только в новых умениях и навыках. Вы сами заметите (и ре­зультаты в вашей тетрадочке подтвердят это), что ребенок стал ориентироваться в окружающем, стал менее зависим в бытовом плане, у него появились «собственные» знания и опыт, а главное - у него появилась уверенность в том, что он может сам до­биться результата!

Режим дня для ребенка с ОВЗ имеет большое значение. Вы должны придерживаться режима дня, так как при его четком соблюдении у ребенка выра­батывается динамический стереотип поведения. Потребность в еде, сне возникает в определенное время, и предложение взрослых перейти от игры к


 


194


195


кормлению или сну не будут вызывать особых воз­ражений.

Режимные процессы (кормление, укладывание на сон и подъем, сборы на прогулку и возвращение с нее, гигиенические процедуры) занимают 35% всего времени бодрствования детей.

В нашей программе подобраны игры и упраж­нения, которые можно проводить в ходе выполне­ния режимных процессов; особое внимание при этом необходимо уделять развитию у детей соци­альных навыков и умений. Как известно дети с ОВЗ дошкольного возраста обслуживать себя сами не могут. Задача взрослого - научить ребенка, активно взаимодействуя с ним.

Поведение детей носит преимущественно не­произвольный характер и строится на интересе к окружающему. Действия, совершаемые во время режимных процессов, новы и должны быть привле­кательны ребенку. Научить ребенка многим навы­кам можно, если вы будете соблюдать ряда усло­вий:

* делайте предварительную установку на про­
цесс («Заканчивай игру, скоро будем собираться на
прогулку»), так как дети не в состоянии быстро пе­
реключаться с одного вида деятельности на другой;

* при обучении (игре) уделяйте внимание по­
казу каждого элемента действия (как правильно
умываться, как насухо вытирать руки полотенцем и
т.д.), сопровождая его неторопливым объяснением;

* объяснения, уточнения взрослого должны
быть краткими, четкими, понятными;


 

* всегда соблюдайте строгую последователь­
ность выполняемых действий, это способствует
скорейшему их запоминанию и успешному форми­
рованию умений;

* исключайте любые неприятные для ребенка
ощущения (туго завязанный шарф и т.п.) не торо­
пите его, не раздражайтесь по поводу его медли­
тельности, чтобы не закрепить отрицательное от­
ношение к самому процессу.

Предлагаемые нашей программой игры и уп­ражнения проводятся не только во время режимных процессов, но и как самостоятельные в первой и второй половине дня: утром 10.00 - 11.00 и вечером 17.00 - 18.00 часов. Приведем примерные варианты таких занятий, которые мы проводили в течение ряда лет 3 раза в неделю в семье с ребенком 4-7 лет, имеющего интеллектуальное недоразвитие тяжелой степени лет.

Утром (10:00-11:00^

1. Упражнения для развития мелкой мотори­
кируки
'(любое по выбору ребенка):

Сложи фасолины в бутылку. Возьми прищеп­ки и прикрепи их к коробке. Открой пачку бумаги. Накапай пипеткой воды в формочки из подо льда. Пересыпь ложкой крупу (пшено, гречку) из одной салатницы в другую и т.п.

2.       Упражнения на развитие мышления:
Найди такую же игрушку, как у меня (это мо­
гут быть геометрические фигуры, предметы быта).
Дай мне красный круг, большой круг. Разложи на 2


 


196


197


 


части игрушки: большие и маленькие. Сложи кар­тинку (из 2-х, 3-х, 4-х... частей).

3. Развитие речи и памяти:

Упражнения с посудой (предметами быта, одеждой): развитие речи и памяти). Возьмите большой пакет и сложите туда посуду или одежду или обувь...

Схема игр следующая:

Вы по очереди достаете эти предметы и назы­ваете их: «Это большая (маленькая) ложка, это чашка, это тарелка». Предметы ставьте на стол.

Затем, вы просите ребенка дать вам тот или иной предмет: «Артем, дай мне, пожалуйста, боль­шую ложку. Спасибо!».

«Дай мне, пожалуйста, маленькую ложку» и т.д. Полученные предметы вы прячете в пакет.

Затем, вы говорите ребенку, что теперь его очередь просить то, что у вас лежит в пакете. При этом, ребенок должен четко повторить тот вариант фразы, который был использован вами: «Мама, дай мне, пожалуйста, большую ложку». Если ребенок не говорит, подключайте пантомимику, жесту, пик­тограммы.

Вы достаете предмет и выкладываете его на стол.

4. Упражнения для общей моторики. Побе­
гать,
поползать, попрыгать, постоять, достать иг­
рушку; включайте детские песенки, музыку.

Завершить занятие надо какой-то похвалой или каким-то призом. Это может быть «красный кружочек», жетончик и т.п., а самое главное - ваша словесная оценка, в которой вы обязательно похва-


лите отношение ребенка к тому, как он выполнял ваши задания. Например: «Артем, ты меня сегодня порадовал (огорчил), ты был такой внимательный. А как быстро ты сложил картинку! А ты знаешь, эту картинку не смогли сложить дети в 1 классе, а ты справился!»

Вечером (17:00 -18:00) Занятие

2 Упражнение на развитие внимания, мыш­
ления, памяти:
лабиринт, запоминание ряда карти­
нок (5-17 шт.; запоминание слов, считалок). Помоги
ежику найти дом.

3 Закрепление названии предметов быта,
одежды, обуви.
Сложи одежду в коробку (пакет).
Вы называете предмет одежды «Кофта» и кладете
ее в пакет. Затем, берете другой предмет - «носки»
и также называете, и т.д. (до 5-7 предметов). Затем,
ребенок должен попросить одежду у Вас: «Дайте
мне, пожалуйста кофту». Вы достаете этот предмет,
выкладывая его на стол и называете и т.д.

4 Развитие памяти, пространственной ориен­
тировки дома.
Игра в прятки: «Игрушка убежала».
Положите в ряд 3-4 игрушки, накройте их платком.
Пусть ребенок закрывает глаза, а вы, в это время,
убрать одну игрушку (бросили на диван). Ребенок


 


198


199


должен назвать, чего нет; найдет ее и положит на место.

5 Развитие внимания, прослеживающего
движения глазного яблока. Упражнение с экраном.

Берется большой лист плотной бумаги (можно повесить простынь на стул). Пусть ребенок смот­рит: откуда появляются игрушки (сверху, снизу, справа, слева от экрана), какие, сколько.

6 Развитие коммуникативных форм обще­
ния, поведения.
Кукольный театр дома. Купите
несколько сказок и играйте с ребенком дома.
Детям очень нравятся такие представления. По­
ставьте 2-3 стула в ряд; накройте их простынею
и у вас будет занавес. Можно подключить му­
зыкальное сопровождение (магнитофон), но это
- чуть позднее. Домашний кукольный театр
просто завораживает детей. Кроме того, ребенок
не в состоянии осмыслить многие правила и мо­
ральные нормы поведения, которые очень дос­
тупно можно показать через героев сказок и да­
же через придуманные вами истории Верьте в
успех и приступайте к занятиям. Готовность
продвигаться неуклонно вперед, несмотря на
проблемы и разочарования, послужит на благо
вашего ребенка.

Быт, повседневные заботы и дела занимают львиную долю вашего времени. В сутках всегда не хватает одного - двух часов для решения всех про­блем семьи и ребенка. И иногда, именно этого вре­мени не хватает на занятия с ребенком. Не огорчай­тесь. Вы можете разделить с ребенком ваши хозяй­ственные заботы, конструктивно общаться с ним


между делом. Когда ваши руки заняты уборкой, стиркой, приготовлением еды, ваши голова и серд­це могут быть отданы ребенку. Ведь общение с ним это не только и не столько уход, сколько возмож­ность обмениваться эмоциями, информацией, дей­ствиями. Например, в ванной комнате, где, как пра­вило, хорошая акустика вы можете не только по­стирать, ко и спеть с ребенком дуэтом, позволить ему набирать воду резиновыми мячиками или ков­шиком, дуть на шарик, плавающий в тазике с во­дой, играть с мылом, прикреплять и отстегивать прищепки.

Ниже мы приводим варианты конструктивно­го общения с ребенком в различных бытовых си­туациях с фиксацией ожидаемых результатов.


 


200


201


На прогулке._________

Одевая и раздевая ребенка

на прогулку, проговаривайте свои действия

Вы, конечно, торопитесь, и не будете терпеливо ожи­дать, пока он сам натянет колготки на ноги. Но вы мо­жете, использовать свою ро­дительскую смекалку, пред­ложив ребенку начать дейст­вие: «Возьми колготки», или закончить начатое вами дей­ствие (подтянуть колготки, одетые до середины бедра)

Перед выходом на улицу за­ держите внимание ребенка на его отражении в зеркале

Предложите взять на про­
гулку
одну из двух любимых
игрушек. _________________

202


в это время он усваи­вает названия вещей и глагольную лексику • ему придется сделать выбор из разных предметов одежды) он учится понимать ваши   инструкции, развиваются билате­ральные движения рук

он учится узнавать свое отражение в раз­ной одежде

перед ним трудная задача - сделать вы­бор


Если ребенок не справился с ситуацией (не смог выбрать), возьмите обе игрушки. Предложите ребенку сло­жить их в сумку или пакет, вместе громко пересчитайте каждую игрушку На прогулку и с прогулки идите по лестнице, пересчи­тывайте ступеньки или дек­ламируйте знакомые стихи

Поездка в лифте дает воз­можность обсудить:

- погоду («На улице холод­
но, я замерзла, потрогай мои
ручки. Холодные? А как
твой носик, не замерз? По­
трогай его. Он холодный или
теплый?»)

- события прогулки («Какая
большая собака бегала по
улице. Покажи, какая она
большая. Как она лаяла? Она
понюхала мою перчатку. Как
она понюхала?...»)

- планы на ближайший час


он учится самостоя­тельно действовать и сопровождать свои действия речью, ходь­ба стимулирует разви­тие координации, со­провождение движе­ния речью формирует ритмическую способ­ность

он учится сопережи­вать, активизируются его ощущения, закре­пляются названия частей лица и тела

развиваются имити­рующие движения, активизируется носо­вой вдох, развивается речь


203


 


На кухне.

Вы заняты приготов­лением еды на кухне, а ребенок не хочет оста­ваться один в комнате. Возьмите его с собой на кухню. Подготовьте для него один шкаф или выдвижной ящик в кухонной секции, заполните его короб­ками, деревянными ложками и мисочками, бумажными стаканчи­ками, игрушечными кастрюльками.

- Предложите ребенку
открывать и закрывать
ящик. Разрешите пе­
рекладывать эти вещи
из ящика в большой
пластмассовый  таз.
Пусть ребенок ищет
спрятанный    среди
других вещей предмет

- Освободите несколь­
ко жестяных банок из-
под крупы: больших,
средних и маленьких.


Развивается* мелкая мото­рика рук, внимание, фор­мируются манипулятивные движения с предметами, формируется представле­ние о форме и размере предметов, развиваются различные формы захвата.

Осваиваются орудийные действия


Продемонстрируйте, как можно вкладывать банки одну в другую и выкладывать их. По­буждайте малыша по­вторять ваши дейст­вия.

- Наполните банку
разными предметами,
закройте ее крышкой.
Предложите, открывая
и закрывая крышку,
прятать новые предме­
ты в банку, доставать
их из банки, греметь
ими.

- Предложите запол­
нить бутылку из под
молока или кефира
(банку) фасолью, дей­
ствуя ложкой или ру­
кой. Дайте возмож­
ность пересыпать кру­
пу, переливать воду из
одной емкости в дру­
гую

- Предложите поиг­
рать с пипеткой: раз­
ливать разноцветную
воду в формочки из-


Формируется понимание речевых инструкций и возможность действовать в соответствии с ними.

какой у меня помощник!!!


 


204


205



Уважаемые родители, занимаясь по нашей программе, вы научитесь лучше понимать ребенка, его проблемы - возможности - перспективы. Ваше общение с ним станет более развернутым и значи­мым для ребенка. Поощряйте и хвалите ребенка за любой, даже самый маленький шаг к победе над своим недугом. И если он чему-то научился, сумей­те и вы оценить его усилия, его готовность и жела­ние трудиться. Обучение для ребенка - громадный труд. Терпеливо относитесь к неудачам, помните о том, что не нужно торопиться в таком непростом и многотрудном деле. Будьте терпеливы, доброжела­тельны, и ваш совместный с ребенком труд будет успешен.


Список литературы рекомендуемой для и подготовки к занятиям

1. Авдеева И.С., Борисенко М.Г., Лукина Н.А.
Помоги мне сделать самому (Развитие навыков само­
обслуживания) - СПб.: «Паритет», 2003 - 112с- (Се­
рия «Рождаюсь. Расту. Развиваюсь»)

2. Баенская Е.Р., Разенкова Ю.А., Выродова
И.А. Мы: общение и игра взрослого с младенцем.
Книга для родителей М. ООО «Полиграф сервис»,
2002-132с.

3. Бардиер Г., Ромазин И.Чередникова Т. «Я хо­
чу!» психологическое сопровождение естественного
развития маленьких детей. - С-Петербург, 1996г.

4. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П. Игры-
занятия с природным и рукотворным материалом: Ме­
тодическое пособие. - СПб.: НОУ «Союз», 2005 г.

5. Баряева Л.Б., Е.Т. Логинова, Л.В. Лопатина Я
- говорю! Ребенок в семье. Упражнения с пиктограм­
мами: рабочая тетрадь для занятий с детьми. - М.:

Дрофа, 2007 г.

6. Борисенко М.Г., Датешидзе Т.А., Лукина
Н.А. Ползаем. Ходим. Бегаем. Прыгаем. (Развитие
общей моторики) - СПб.: «Паритет», 2002 - 160с-
(Серия «Рождаюсь. Расту. Развиваюсь»).

7. Борисенко М.Г.,  Датешидзе Т.А., Лукина
Н.А. Учимся слушать и слышать. - СПб.: «Паритет»,
2003 - 144с- (Серия «Рождаюсь. Расту. Развиваюсь»)

8. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Наши пальчики
играют (Развитие мелкой моторики) - СПб.: «Пари­
тет», 2002 - 144с- (Серия «Рождаюсь. Расту. Развива­
юсь»)


 


206


207


9. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Смотрим, ви­
дим, запоминаем (Развитие зрительного восприятия,
внимания и памяти). - СПб.: «Паритет», 2003 - 128с-
(Серия «Рождаюсь. Расту. Развиваюсь»)

10. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Чтобы чисто
говорить, надо... (Развитие общеречевых навыков). -
СПб.: «Паритет», 2005, - 128с. (Серия «Рождаюсь.
Расту. Развиваюсь»).

11. Венгер А.Л. Психологическое консультиро­
вание и диагностика. - М.: «ГЕНЕЗИС», 2001.

12. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О.Ступени об­
щения: от года до семи лет. - м.: Просвещение, 1992.

13. Дедюхина Г.В., Кириллова Е.В. Учимся го­
ворить. 55 способов общения с неговорящим ребен­
ком. - М.: Издательский центр «Техинформ» МАИ,
1997. - 88 с. Илл. Приложение к занятиям. - 16 с,
илл.

14. Джонсон-Мартин Н.М., Дженс KJ\, Аттерми-
ер СМ., Хаккер Б.Дж. Программа «Каролина» для
младенцев и детей младшего возраста с особыми по­
требностями/ Под ред. Н.Ю. Барановой. - СПб.:
Санкт-Петербургский Институт раннего вмешательст­
ва, КАРО, 2005 г.

15.Если ваш ребенок не такой, как другие... Кни­га для родителей детей с ограниченными возможностя­ми здоровья/ под ред. О.И. Волжиной. - М.: НИИ се­мьи, 1997-180с.

16. Забрамная С.Д. От диагностики к развитию: Материалы для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях и начальных классах школ. Серия «Школа для всех». - М.: Новая школа, 1998 г.


17. Жизнь с ДЦП. Проблемы и реше-
ния//Информационно-практический журнал. Изда­
тельский дом «Кодекс».

18. Игры и занятия с детьми раннего возраста,
имеющими отклонения в психофизическом развитии.
Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной. М. Поли­
граф сервис. 2002 - 128с.

19. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические
игры и упражнения в обучении умственно отсталых
дошкольников /Книга для учителя. М., 1993

 

20. Клюева КВ., Касаткина Ю.В. Учим детей об­
щению. Популярное пособие для родителей и педаго­
гов. Ярославль, 1996.

21. Комплексное сопровождение и коррекция
развития детей-сирот: социально-эмоциональные про­
блемы. Под науч. ред. Л.М. Шипицыной, Е.И. Казако­
вой. - СПб, 2000 г.

22. Кривцова СВ. «Навыки жизни: в согласии с
собой и миром». — Москва, «Генезис», 2002г.

23. Крупенчук О.И. Ладушки: Пальчиковые иг­
ры для малышей. — СПб.: Издательский дом «Литера»,
2005 - 32с.:илл. - (Серия «Готовимся к школе»)

24. Кряжева Н.А. Развитие эмоционального ми­
ра детей. Популярное пособие для родителей и педа­
гогов. Ярославль, 1997.

25. Леб система. Система символов как вступле­
ние в коммуникацию с неумеющими говорить или
только изучающими язык детьми. Минск, 1997

26. Леб система. Система символов как вступле­
ние в коммуникацию с неумеющими говорить или
только изучающими язык детьми. Минск, 1997

27. Леб система. Система символов как вступле-


 


208


209


ние в коммуникацию с неумеющими говорить или только изучающими язык детьми. Минск, 1997

28. Леб система. Система символов как вступле­
ние в коммуникацию с неумеющими говорить или
только изучающими язык детьми. Минск, 1997

29. МакКланнахан Л.И., Крантц П.Дж. Расписа­
ния для детей с аутизмом./ Пер.с англ. О. Чикурова, С.
Морозовой. -М.: «СигналЪ», 2003 г.

30. Малер А.Р. «Помощь детям с недостатками
развития». - Москва, «Аркти», 2006г

31. Малер А.Р., Цикото Г. «Воспитание и обуче­
ние детей с тяжелой интеллектуальной недостаточно­
стью».

32. Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными воз­
можностями. Книга для родителей. М., 1996.

33. Приходько О.Г., Т.Ю. Моисеенко. Дети с
двигательными нарушениями: коррекционная работа
на первом году жизни. Методическое пособие. М:
Полиграф сервис, 2003 г.

34. Сборник   научных   трудов   Санкт-
Петербургского Института раннего вмешательства.
Том I. СПб.: Санкт-Петербургский Институт раннего
вмешательства, 1996 г.

35. Силберг Дж. 125 развивающих игр для детей
до 1 года /Пер. с англ. Е.А. Бакушева; Мн.: ООО «По­
пурри», 2003 - 144с.илл.

36. Снегирева Л.А. Игры и упражнения для раз­
вития навыков общения у дошкольников: методиче­
ские рекомендации. Минск, 1995

37. Стребелева Е.А., Разенкова Ю.А., Орлова
А.Н., Шматко Н.Д. Психолого-педагогическая диаг­
ностика развития детей школьного возраста/ Под ред.


Е.А. Стребелевой. -М.: Полиграф сервис, 1998 г.

38. Ткачева В.В. Технологии психологической помощи семьям детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие. -М.: ACT; Астрель, 2007.

39.Худенко Е.Д., Марунова Л.А., Любимова М.Н. «Открой окно в мир». - М., АНМЦ «Развитие и коррекция», 2007 г.

40.Худенко Е.Д., Мельникова Т.С., Шаховская С.Н. Как научить ребенка думать и говорить? М.: НПФ «Унисерв», 1993 г.

41.Целуйко В.М. Вы и ваши дети. Психология семьи. - Ростов н/Д: «Феникс». 2004 - 448с.

42. Штрасмайер В. «Обучение и развитие ребенка
раннего возраста». - Москва, «Академия», 2002г.

43. Эйнон Д. Творческая игра: от рождения до
десяти лет/Пер, с англ. - М.: Педагогика - Пресс, 1995
- 192с:илл.

44. Янушко Е. Игры с аутичным ребенком. Ус­
тановление контакта, способы взаимодействия, разви­
тие речи, психотерапия. - М.: «Теревинф», 2007 г.


 


210


211



Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.18 с.