Типы и виды профессиональной памяти — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы и виды профессиональной памяти

2019-05-26 93
Типы и виды профессиональной памяти 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Запоминание (лат. memorio) – этап подготовки к произнесению речи – является одной из важнейших задач риторики, сформулированных ещё античными теоретиками ораторского искусства. Память – процесс запоминания, сохранения и воспоминания информации.

Типы памяти: 1) логическая; 2) эмоциональная; 3) моторная; 4) зрительная; 5) слуховая; 6) осязательная; 7) обонятельная; 8) вкусовая.

Виды памяти: 1) по продолжительности сохранения материала: а) долговременная, б); кратковременная, в) оперативная; 2) по характеру целей деятельности: а) произвольная, б) непроизвольная; 3) по способу запоминания: а)рациональная, б) механическая, в) мнемотехническая.

Долговременная память – механизм формирования грамматических форм и хранения лексики, синтаксических структур в мозгу человека, который можно представить в виде трех зон: в первой зоне находятся слова, легко воспроизводимые – активный словарь, во второй – такие, которые находятся труднее, – пассивный словарь, и в третьей – забытые слова.

Кратковременная память – работающий несколько секунд механизм отбора какой-либо синтаксической схемы и включения в неё отобранных из долговременной памяти слов. Объем кратковременной памяти характеризует способность механически, т.е. без использования специальных приемов, запоминать воспринимаемую информацию. Благодаря кратковременной памяти перерабатывается значительный объем информации, сразу же отсеивается ненужная и остается потенциально полезная.

Понятием оперативная память обозначают мнемические процессы, обслуживающие непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции.

 

Методы и способы запоминания

По степени активности протекания процесса запоминания выделяют два вида: непреднамеренное (или непроизвольное) и преднамеренное (или произвольное).

Непреднамеренное запоминание – это запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов и проявления волевых усилий; преднамеренное запоминание характеризуется тем, что человек ставит перед собой определенную цель – запомнить некую информацию – и использует специальные приемы запоминания.

Основной способ запоминания –  рациональный, основанный на установлении смысловых, логических связей внутри запоминаемого материала, а также между ними накопленными знаниями. Методы рационального запоминания: 1) метод смысловых опорных пунктов; 2) метод «отсечения главного»; 3) метод «восстановления с конца»; 4) метод «неожиданного вопроса»; 5) метод «смысловой догадки»; 6) метод «объяснения другому»; 7) метод «доказательства противного».

Способы алгоритмизации запоминания.

Механический способ запоминания («зубрежка»), его методы: 1) запоминание зрительных впечатлений; 2) запоминание действий; 3) запоминание движений; 4) запоминание намерений; 5) запоминание цифр; 6) запоминание названий, терминов; 7) запоминаний иностранных слов.

Мнемотехнический как способ опосредованного запоминания в основном несмысловой информации. Методы мнемотехнического способа запоминания: 1) цифро-буквенное перекодирование; 2) запоминание последовательности мыслей; 3) метод «искусственных знаков»; 4) метод «воображаемых знаков».

Тренировкой памяти служит воспоминание: 1) зрительное воспроизведение; 2) визуализация, или тренировка зрительной фантазии; 3) слуховое воспроизведение.

Таким образом, именно благодаря памяти, человек способен накапливать информацию, не теряя прежних знаний. Новейшие достижения в области психологии памяти, а также разработка эффективных технологий мнемоники, позволяют по-новому взглянуть на реализацию такой важной задачи общей риторики как запоминание.

 

Лекция 10. РИТОРИЧЕСКИЙ КАНОН: ПРОИЗНЕСЕНИЕ (АКЦИО)

План:

10.1. Стиль произношения

10.2. Невербальная коммуникация

 

Стиль произношения

Оратор реализует свою речь в произношении, мимике и жестах. Голос как акустический феномен, несущий информацию об индивидуальных особенностях оратора (его физическом и жмоционально-психологическом состоянии, интеллектуальном и социокультурном уровне, профессиональной и национальной принадлежности).

С точки зрения научения искусному произношению и его восприятия выделяют категории голосоведения и произношения.

1. Постановка дыхания лежит в основе работы над голосом;

2. У ритора должно быть ощущение ясного композиционного дробления текста: деление речи на такты.

3. Вне паузы не может быть осмыслено воспринимаемой речи. Речь – чередование звучания и молчания.

4. Темп, или скорость речи, также необходимая часть восприятия речи. Современное убыстрение речи приводит к невозможности говорить на серьезные, значительные темы. Ритм, как гармоническое чередование определенных частей, в произношении проявляется в таком качестве, как плавность, благозвучие в соединении отдельных сегментов речи.

5. Интонация, или мелодика речи, выражается в особой музыкальной выразительности звучащего слова.

6. Логическое ударение есть следствие правильной смысловой акцентировки, которое показывает, насколько ритор грамотно доносит до слушателя смысл своей речи.

7. Тембром называется особая голосовая окраска (бархатный, жесткий, крикливый, мрачный, нежный, звенящий и т.д.).

8. Дикцией называют ясное отчетливое произношение, позволяющее обеспечить донесение содержания речи до слушателя (хорошая/плохая, поставленная/непоставленная речь).

9. Недостатком может быть слишком громкий голос (отторгает слушателей, мешая воспринимать содержание речи) и тихий голос (не доходит до слушателей, вызывая их раздражение).

Итак, основными требованиями к произношению являются «напряжение в груди», влечет постановку дыхания и произносительную энергетику ритора, твердость языка; не стремительный и не медленный темп речи.

 

Невербальная коммуникация

Средствами невербальной коммуникации являются все движения тела, его временная и пространственная организация, интонационные, ритмические, высотные характеристики голоса.

Основные функции невербальных средств коммуникации: создают образ собеседника, являются индикатором психических состояний личности, выполняют функцию экономии речевого общения и т.д.

Кинесика – совокупность значимых жестов, мимических и пантомимических движений.

Мимика – взгляды, их неоднозначная трактовка и национальная специфика.

Жест как кинетическая единица, имеющая пантомимическую и мимическую формы выражения. Жесты могут быть коммуникативные и некоммуникативные (физиологические, ритмические).

Физический контакт (прикосновения, рукопожатия, похлопывания и т.д.) является также элементом системы невербального поведения человека.

Проксемика – пространственное положение собеседников, их размещение относительно друг друга. Зоны общения: 1) зона интимного общения; 2) зона личностного общения; 3) зона социального общения; 4) зона публичного общения.

Компонентом невербального общения являются значимые фонации (звучащие невербальные знаки): интонационные и тембральные модуляции, степень громкости и скорость речи, молчание, придыхания, связанные с эмоциональным состоянием и др.

Таким образом, оратор реализует свою речь в произношении, мимике и жестах, знание их особенностей и владение ими, позволит управлять вниманием слушателей.


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.