II . Основная (главная) часть. — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

II . Основная (главная) часть.

2019-05-26 170
II . Основная (главная) часть. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Задачи главной части: сообщить информацию; обосновать свою точку зрения; убедить аудиторию; опровергнуть позицию оппонента; побудить слушателей к конкретным действиям.

Общие требования риторики к содержанию главной части: точно сформулировать тезис (зачастую тезис формулируется во вступлении); следует приводить те факты, которые имеют непосредственное отношение к теме речи; при выборе аргументов необходимо заботиться не о количестве, а об их качестве; аргументы должны быть истинными и достаточными для доказывания тезиса; не следует подменять аргументы собственным мнением; нужно избегать нисходящего порядка расположения аргументов; следует придерживаться так называемого гомерова порядка: вначале сильные аргументы, затем масса доказательств средней силы, в конце один наиболее мощный аргумент.

Главная часть может варьировать непосредственное расположение компонентов. В связи с этим выделяют и типы композиции: 1. Хронологически последовательный тип – то или иное положение раскрывается постепенно, в описании; в изложении фактов сохраняется временное, либо пространственное, либо причинное следование; 2. Пунктирный тип – изложение строится на базовых опорных пунктах с пропуском каких-то смысловых звеньев; 3. Возвращающееся изложение – используется повторение или варьирование отдельных смысловых частей; 4. Изложение по спирали – постепенное раскручивание тезиса с последующим обогащением главной мысли, которая повторяется каждый раз, но в новом облике.

III. Заключение.

Цель: подвести итоги сказанному; закрепить впечатление от сказанного и способствовать лучшему усвоению тезиса. Типы заключений в зависимости от целей, которые ставит перед собой оратор: 1) подвести итог сказанному, суммировать идеи речи; 2) заострить проблему, усилить впечатление от речи; 3)повторить основные этапы развития темы; 4) показать пути выхода из проблемы, наметить её возможное развитие; 5) выдвинуть конкретное предложение; 6)высказать пожелания аудитории.

Заключение несет сильный эмоциональный заряд, склоняя слушателей к определенному убеждению и конкретному действию, поэтому оно должно быть энергичным, эмоциональным. Заканчивать заключение на отрицательной фразе нельзя, только на положительных эмоциях.

Расположение содержания в описании, повествовании, рассуждении. Понятие о хрии. Строгая и искусственная хрия

Рассмотрим риторические правила, определяющие расположение содержания (смысловую структуру) описания, повествования, рассуждения.

В истории развития риторики, поэтики, стилистики они имели разные названия: способы изложения, типы текста, словесно-стилевые единства, композиционно-речевые формы и др.

Функционально-смысловые типы речи – коммуникативно обусловленные типизированные разновидности монологической речи, к числу которых традиционно относят описание, повествование, рассуждение.

Описание служит для подробной передачи состояния действительности, изображения природы, местности, интерьера, внешности.

В «Общей риторике» Н.Ф. Кошанского указаны правила описания: 1)предмет нужно представить отдельно от других (выделить его), просто (четко), в его единстве, целостности; 2) выделить характерные свойства (или даже единственно определяющее свойство) предмета, которые и делают его интересным для адресата.

Повествование предназначено для изображения последовательно ряда событий или перехода из одного состояния в другое. Правила повествования: 1)оно должно соответствовать предмету речи; 2) быть хронологически последовательным и немногословным; 3) представлять факты в соответствии с характером людей; 4) выбирать основные факты; 5) интерес читателя и слушателя является следствием интереса самого рассказчика к излагаемым фактам; 6) разнообразия и украшения необходимы в произведениях, в которых рассказы связываются одно с другим.

Риторика рассказа требует: автор постоянно должен отдавать себе отчет в том, что, кому и с какой целью он рассказывает. Принципы создания интересного, увлекательного для аудитории: простота, ясность, краткость, правдоподобие, постепенное нарастание интереса до кульминации и развязки в заключении.

Рассуждение.

В классической античной и в современной риторике умению хорошо говорить, рассуждая, придавалось особенно большое значение: ведь это умение – основа мастерства оратора-политика и оратора судебного; фундамент искусства полемики, дискуссии, спора; база риторики интересной содержательной беседы. Все эти области красноречия требуют хорошей аргументации – доказательства верности некоего тезиса, точки зрения, позиции. Искусство строить рассуждение – формулировать и доказывать мнение – необходимо для всякой речи (торжественной речи, эристической речи, направленной на поиски истины при обсуждении некоей проблемы; научной статьи и др.).

Рассуждение связывается с хрией как видом упражнений. В русской риторике использовался специальный термин, обозначавший такую речь-рассуждение, – «хрия». Хрия – это мини-речь, содержащая несколько периодов, которые позволяли полностью раскрыть тему. Всякая речь оратора состояла из частей – хрий.

Структура строгой хрии. В строгой хрии содержание располагается в восьми последовательных частях. Их приводит в своей риторике М.В. Ломоносов.

Часть I. Приступ, в котором «похвален или описан быть должен тот, кто речь сказал или дело сделал, что соединяется с темою хрии» (М.В. Ломоносов).

Часть II. Парафразис (греч. Paraphrasis – описательный оборот, описание), или экспозиция (лат. Expositio – изложение, описание) – «изъяснение темы через распространение» (М.В. Ломоносов).

Часть III. Причина (Aetiologia или Causa): в этой части выступает топ «причина и следствие». Причин может указываться несколько, они должны использоваться для доказательства тезиса-темы.

Часть IV. Противное, или Contrarium: в четвертой позиции речи используется топ «сопоставление: противоположное».

Часть V. Подобие, или Simile (или Comparatio), «которым изъясняется и подтверждается тема» (М.В. Ломоносов). В пятой позиции речи употребляется топ «сопоставление: сходное».

Часть VI. Пример, или Exemplum: здесь приводится подтверждающий пример из истории, топ «пример».

Часть VII. Свидетельство, или Testimonium: используем «мнение или учение древних Авторов» (М.В. Ломоносов); используется топ «свидетельство» во всем его возможном многообразии, а не только как ссылка на авторитет, как указывает М.В. Ломоносов.

Часть VII. Заключение – Conclusio – «кратное увещевательное заключение всего слова» (М.В. Ломоносов).

Схема хрии может быть свободной в расположении «идей» в речи-рассуждении: меняется последовательность её частей; некоторые их них могут быть вообще опущены. Например, «приступ» как похвала или описание какого-нибудь мудреца или исторического деятеля может заменяться разъяснением темы («парафразисом»), рассуждением по поводу самой её формулировки. Может отсутствовать часть «свидетельства». В структуре классической восьмичастной (строгой) хрии выделяется начало (Приступ и парафразис, разъяснение темы), середина (собственно рассуждение) и конец (Заключение).

Искусственная хрия. Схема строгой хрии всегда требует того, чтобы формулировка и разъяснение самой темы (предложения, тезиса) предшествовали всевозможным следствиям или частным выводам из тезиса. Эта схема предполагает рассуждение от общего к частному, от целого к частям, от рода к виду. Это способы рассуждения дедуктивный и аналитический.

Существует и обратный ход мысли – от частей к целому, от видов к роду, от частного к общему (индуктивный, синтетический). Эти разные способы мысли диктуют и разные способы расположения «идей» в речи-рассуждении, определяют различие структуры последней. Кроме простой хрии или «простого» рассуждения, в риторике практикуется и обратная схема. Такая хрия, в которой расположение «идей» идет от частного к общему, от доказательства к тезису, называется «обратной», или «искусственной», хрией (рассуждением) – chria inverse.

Сократ использовал в своих беседах образец расположения «от доказательства к выводу (тезису)», т.е. структуру искусственной (обратной) хрии. Такой способ получил название «сократического» (доказательства – тезис), в отличие от «прямого» – «аристотелевского» (тезис – доказательства).

Таким образом построена и первая речь Цицерона против заговорщика Каталины. Основной её тезис – Каталина должен быть изгнан – является в этой речи, обращенной к сенаторам, не в начале её, а ближе к концу, после многочисленных доказательств.

Хрия не является доказательством, но, используя её, можно изложить любой материал так, что он обретет убеждающую силу. Хрия не содержит точного доказательства, но используется для обоснования какого-либо положения и выступает одним из способов и средств убеждения.

Таким образом, в целях лучшего восприятия речи слушателями, установления гармонии в отношениях между ритором и адресатом речи, в риторике существуют определенные принципы расположения идей в речевом произведении.

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.