Диагностико-развивающий этап. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Диагностико-развивающий этап.

2019-05-26 145
Диагностико-развивающий этап. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Задачи: обеспечение условий для динамической диагностики речевого развития детей младшего дошкольного возраста в процессе ее целенаправленного формирования.

Одновременно продолжают решаться профилактические задачи.

Возраст воспитанников: 4-5 лет.

Вед.специалист- воспитатель.

Координатор-консультант учитель- логопед.

Содержание этапа:

В процессе взаимодействия с детьми в специально-организованных видах деятельности воспитатель обеспечивает два основных направления работы.

· Развитие просодической стороны речи, выработка умения произвольно использовать силу голоса, темп и ритм речи, интонирования, паузация для передачи выразительных образов, обучение пониманию и использованию разнообразных интонаций говорения.

·  Развитие артикуляторных, дыхательных и фонематических возможностей, которые составляют основу для освоения детьми правильной устной речи.

В процессе формирования данных сторон речи становятся заметными проблемы речевого развития, которые вболее старшем возрасте станут предметом деятельности учителя-логопеда.

 

Коррекционно-развивающий этап.

Задача: обеспечение условий коррекции речевых нарушений у воспитанников, оптимизация их речевого развития.

Возраст воспитанников: 5-7 лет.

Ведущий специалист: учитель- логопед.

Участники коррекционно- педагогического процесса: педагог–психолог, муз. руководитель, инструктор по физической культуре, воспитатель.

                 Содержание этапа.

В процессе разных видов деятельности детей специалисты обеспечивают выработку речевых навыков и их введение в самостоятельную речьвоспитанников как в повседневных ситуациях общения, так и в ситуациях специально организованных занятий, досуга.

    Каждый специалист решает круг тех задач,  которые соответствуют задачам его профессиональной деятельности и его профессиональным методическим средствам. Вводятся персонажи, которые использует не только логопед, но и разные специалисты в процессе проведения занятий и организации досуга.

Обеспечивается осознание детьми языковых явлений. Для этого дети вводятся в воображаемую ситуацию и действуют по ее законам. Широко используется персонификация игровых персонажей, например, Звукоежка, Слыш, Буковка, Рассказчик связываются в сознании детей с определенными речевыми упражнениями, а для учителя- логопеда с определенными направлениями коррекционно- развивающей работы.

    С их помощью не только создается игровая ситуация и тем самым повышается мотивация воспитанников, но и формируются навыки самоконтроля за речью, осваиваются приемы ее самокоррекции.

Ожидаемый результат реализации рабочей программы:

- соответствие показателей речевого развития возрастной норме;

-сформированность предпосылок к учебной деятельности.

 

 

Продолжительность программы (в часах, модулях, в занятиях)

Продолжительность занятий с детьми с ФФН, ЛГНР, НФСР – от 6 месяцев до 1 года.

ОНР 3 уровень – 2 года.

На логопедическом пункте форма обучения в основном индивидуальная.

Учитывая требования к организации режима дня и учебных занятий максимально допустимый объем нагрузки индивидуальных занятий не должен превышать по СанПину с детьми в старшей группе – 20 минут. В подготовительной - 25 мин.

2 раза в неделю проводятся  подгрупповые занятия с детьми, имеющими сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения (по 4 – 6 человек).

20 - 25 минут для детей шестого года жизни  и  25- 30 минут для подготовительной группы.

Учитель-логопед распределяет свое рабочее время так, чтобы в 4 часа рабочего времени входила только коррекционная деятельность с детьми.

 

Понедельник

 8.30-12.30 Индивидуальные занятия         8 часов

12.30-13.00   Организационная работа

13.00-13.30 Обед

13.30 – 15.00 Организационная работа

 15.00-19.00 Индивидуальные занятия

 

Вторник

8.30-9.00 Индивидуальная работа             4 часа

 9.00-9.30  Подгрупповое занятие

9.30-12.30 Индивидуальные занятия

Среда

8.30-12.30 Индивидуальные занятия 4 часа

12.30.13.00 Организационная работа

Четверг

8.30-9.00     Индивидуальная работа             4 часа

9.00-9.30     Подгрупповое занятие

9.30-12.30   Индивидуальные занятия

                                                                               Итого: 20 часов - 1 ставка

Учебно-методическое и информационное обеспечение

Теоретический блок

1. Агранович З.Е. Преодоление недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. СПб,  2005.

2. Белобрыкина О.А. Речь и общение. Ярославль, 1998.

3. Бельтюков В.И. Об особенностях усвоения детьми звуковой речи. М., 1964.

4. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М.,1991.

5. БородичА.М. Методика развития речи детей. – М., 1974.

6. Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М., 1995.

7. Васильева С.А., Соколова Н.В. Логопедические игры для дошкольников М., 2001.

8.  ВолковаГ.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников. – СПб,  2003.

9. ВолковаГ.А. Логопедическая ритмика. – М., 2003.

10. Волкова Л.С. и др. «Логопедия» (М.: Просвещение, Владос, 1995.)

11. ВыгодскаяИ.Г. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях. – М., 1993.

12. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961.

13. Герасимова А.С. Популярная логопедия М., 2008.

14. Головчец Л.О. О предупреждении отклонений в развитии слухового восприятия у дошкольников// Дошкольное воспитание. 1998. № 8.

15.  Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников. СПб, 2000.

16. Гризик Т.И. Обучение детей 6 лет грамоте. М., 1996.

17. Громова О.Е. Инновации – в логопедическую практику. М., 2008.

18. Дурова Н.В. Формирование фонематического слуха. М., 1996.

19. Жукова Н.С., Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. Логопедия – Екатеринбург, 1998.

20.  ЖуковаН.С., Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М.,1990.

21. Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу формирования фонематического воспитания у детей дошкольного возраста. Запорожец А.В. Некоторые психологические вопросы сенсорного воспитания в раннем и дошкольном детстве// Сенсорное воспитание дошкольников/ Под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. М., 1970.

22. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа с детьми дошкольного возраста. М., 2005.

23. ЛалаеваР.И. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – СПб, 2000.

24. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. СПб, 2001.

25. Лопухина И.С. Логопедия. Упражнения для развития речи. СПб., 1997

26. МакароваН.Ш. Коррекция неречевых и речевых нарушений у детей дошкольного возраста на основе логопедической ритмики. – СПб., 2009.

27. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите играя. М., 1983.

28. Селиверстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми. М., 1974

29. ТумаковаГ.А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом. – М., 1991.

30. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. М., 1991.

31. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей» (М.: Альфа, 1993.)

32.  Филичева Т.Б., Г.В. Чиркина. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М., 2009.

33. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. М., 2002.

34. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. – М., 2000.

35. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М., 1988.

36.  ШевцоваЕ.В., Н.Н. Воробьева. Развитие речи ребенка от одного года до семи лет. – М., 2007.

 

Практический блок

1. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления фонематической стороны речи у старших дошкольников. СПб.:Детство – ПРЕСС, 2007.

2. АграновичЗ.Е. Сборник для заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико – грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. – СПб, 2007.

3. АкименкоВ.М. Новые логопедические технологии. Ростов на Дону, 2008.

4.  АлександроваТ.В. Практические задания по формированию грамматического строя речи у дошкольников. – СПб., 2007.

5. АлифановаЕ.А. Логопедические рифмовки и миниатюры. – М 2001.

6. Безрукова «Грамматика русской речи»

7.  БелоусоваЛ.Е. Удивительные истории. – СПб. 2000.

8. Большакова С.Е. Преодоление нарушения слоговой структуры слова у детей. – М., 2009.

9.  БольшаковаС.Е. Речевые нарушения и их преодоления. – М., 2005.

10.  БольшаковаС.Е. Формирование мелкой моторики рук. – М., 2005.

11. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика – СПб. 2006.

12. Володина В.С. Альбом по развитию речи.- М. 2008.

13. Воробьёва В.К. Методика развития речи детей с системным недоразвитием речи. – М., 2006

14. Гомзяк О.С.Развитие связной речи у шестилетних детей.-М.:Сфера,2007

15. ГорецкийВ.Г. Дидактический материал к урокам обучения грамоте – М., 1984.

16.  ГромоваО.Е. Инновации – в логопедическую практику – М., 2008.

17. Дедюхина Г.В., Кириллова Е. В. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком. – М., 1997.

18. Дунаева Н.Ю., Зяблова С.В. Предупреждение общего недоразвития речи у детей 3-4 лет.- М., 2013

19. Е.А. Пожиленко. Волшебный мир звуков и слов.-М.:Владос,2002

20.  ЕльцоваО.М., ГорбачевскаяН.Н., ТереховаА.Н. Организация полноценной речевой деятельности в детском саду – Спб., 2008.

21.  ЖуковаН.С. Букварь. Екатеринбург, 2005.

22. Журнал “Логопед” (периодическое издание с приложениями)

23. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда.-М.:Владос,2003

24. Каше Г.А., Филичева Т.Б.. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи-М.:Просвещение,1978

25. Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика и ее использование учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи. – СПб,2002

26.  Колесникова Е.В. Готов ли ваш ребёнок к школе? Тесты. М.: Ювента,2007.

27. Колесникова Е.В. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет.
М.: Ювента, 2008.

28.  Коненкова И.Д. Обследование речи дошкольников с ЗПР. - М., 2004.

29.  КоноваленкоВ.В. Развитие связной речи. – М., 2008.

30.  КоноваленкоВ.В., КоноваленкоС.В. Фронтальные логопедические занятия. – М., 2007.

31. КоновскаяМ. Игры и скороговорки для развития речи. – М.,2007.

32. КосиноваЕ.М. Большой логопедический учебник с заданиями и упражнениями для самых маленьких. – М., 2007.

33. Крупенчук О.И. Тренируем пальчики – развиваем речь. – СПб., 2009.

34. Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Обучение грамоте детей с нарушениями речи.-М.:ТЦ,1999

35. Лебедева И.Л. «Трудный звук, ты наш друг!» - М., 2008.

36. ЛопатинаЛ.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста – СПб., 2005.

37. Лынская М.И. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий. – М., 2012.

38. МариничеваО.В. Учим детей наблюдать и рассказывать: времена года – Ярославль, 2006.

39. МикляеваЮ.В. Логопедический массаж и гимнастика. Работа над звукопроизношением. – М., 2010.

40. Невская В.П. Речевые игры – М., 2013.

41. ПавловаТ.А. Развитие пространственного ориентирования у дошкольников и младших школьников. – М., 2004.

42. СеливерстовВ.И. Практикум по дошкольной логопедии – М., 1988.

43. Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкольном
образовательном учреждении. – М.: ТЦ Сфера, 2003.

44. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. СПб, 1998.

45. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. М., 2005.

46.  Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учитесь правильно говорить.(в 2 частях) – М. 1995.

47. Филичева Т.Б., Соболева А.В. Развитие речи дошкольника. – Екатеринбург, 2000.

48. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. – М., 1987.

49. Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения. – М., 1989.

50. Ханьшева Г.В.. Практикум по логопедии. Коррекция звукопроизношения – Ростов на Дону, 2006.

51. Цуканова С.П., Бетц Л.Л. «Учим ребёнка говорить и читать».М., 2007

52. Четвертушкина Н.С. Слоговая структура слова: системный метод устранения нарушений. – М., 2013. + видеоматериал на диске.

 

Учебное пособие для детей:

1. Баскакина И.В., Лынская М.И. Логопедические игры (серия по звукам). М.: АЙРИС ПРЕСС, 2010.

2. Безрукова О.А. Грамматика русской речи. – М., 2013

3. Безрукова О.А. Слова родного языка. – М., 2013.

4. Дедюхина Г.В., Кириллова Е. В. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком. – М., 1997.

5. Датешидзе Т.А. Альбом по звукопроизношению. – С-Пб., 2004.

6. Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста. Под ред. Н.В. Серебряковой – С-Пб., 2005.  

7. Ткаченко Т.А. Логопедический альбом (серия по звукам)

8. Ткаченко Т.А. Формирование навыков звукового анализа и синтеза. М., 2003.

9. Ткаченко Т.А. Формирование лексико-грамматических представлений. – М., 2003.

10. Серия «Логопедическая тетрадь» (по звукам) – Киров, 2006.

11. Смирнова Л.Н. Логопедия. Играем со звуками: Речевой дидактический материал: пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей (серия) – М.,2004.

12. Грецкая Т.Е. Учим звуки (по группам звуков) //Конфетка. 2010

13. Резниченко Т.С., Ларина О.Д. «Говорим правильно» (серия по звукам) – М., 2002 + аудиоальбомы.

14. Теремкова Э. Домашние логопедические задания для детей с ОНР. (4 части) - М.: Гном, 2007.

15. Киселёва Г.А. Книжка –учишка Альбом игровых упражнений для развития речи и графических навыков у детей 4-6 лет (3 части) – М,2006.

16. Цуканова С.П., Бетц Л.Л. «Я учусь говорить и читать»

17. 30 занятий для успешного развития ребенка. 5 лет. Часть 1, 2 (серия для всех возрастов)

 

 

Методические рекомендации по организации занятий дома с целью закрепления материала, полученного на логопедических занятиях

Зачем логопед задаёт домашние задания? Рекомендации родителям и домашние занятия родителей с детьми необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей, как в речевом, так и в общем развитии. Особое значение родителей в исправлении речевой патологии заключается в том, что, используя предложенный материал домой, они получают возможность закрепления ребёнком полученных на логопедических занятиях речевых умений и навыков в свободном речевом общении – во время игр, прогулок, экскурсий, походов в магазин, на рынок, в библиотеку и т. д., то есть в повседневной жизни. Следует отметить, что успех коррекционной логопедической работы во многом зависит от того, насколько добросовестно относятся родители детей-логопатов к выполнению «домашних заданий» логопеда. Только тесный контакт в работе специалиста и родителей ребёнка может способствовать устранению речевых нарушений в дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему полноценному школьному обучению. В последние годы значительно возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. Самый главный из них – овладение навыком чтения. Проблема нарушения письма и чтения – одна из самых актуальных для школьного обучения.
В процессе занятий с детьми родителями и педагогами должны соблюдаться следующие правила:

1. Занятия дают наибольший эффект, если они проводятся в игровой форме и интересны ребёнку. Принуждать ребёнка заниматься нельзя!

2. Подготовить ребёнку удобное место для занятий, достаточно и правильно освещённое.

3. Проверить, правильно ли ваш ребёнок сидит, кладёт тетрадь, держит ручку или карандаш.

4. Перед началом любой работы следует внимательно прочитать задание, обсудить и проговорить с ребёнком его выполнение.

5. За одно занятие не следует давать больше 2-5 занятий (в зависимости от индивидуальных возможностей ребёнка), не следует торопить ребёнка во время выполнения заданий.

6. Продолжительность одного занятия должна быть не больше 20-25 минут, важно соблюдать последовательность выполнения заданий.

7. К следующим заданиям можно переходить только после прочного усвоения содержания предыдущего материала, а также умения применять его на практике.

8. Всю работу по формированию у ребёнка фонематического восприятия родители и воспитатели должны согласовывать с логопедом, обращаться к нему при всех затруднениях.

Памятка логопеда родителям (правила занятий с ребёнком дома).

· Заниматься с ребёнком дома ежедневно.

· Занятия проводить в спокойной доброжелательной обстановке

· Время проведения занятий 10-15 минут.

·  Хвалите ребёнка за каждое, даже небольшое достижение.

·  Артикуляционные упражнения выполнять перед зеркалом, чтобы ребёнок мог себя контролировать.

· Все задания (кроме графических) выполняются устно, а взрослый вписывает ответ ребёнка.

·  Графические задания ребёнок выполняет самостоятельно под обязательным наблюдением взрослого.

· Очень важно следить за аккуратностью выполнения заданий.

· Выполняйте только то, что требуется в задании.

· Тетрадь домашних заданий логопеда для родителей всегда должна быть аккуратной и хорошо оформленной. Это также один из моментов педагогического воздействия.

 

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.