Программа построена на следующих принципах отбора содержания и организации учебного материала: — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Программа построена на следующих принципах отбора содержания и организации учебного материала:

2019-05-26 154
Программа построена на следующих принципах отбора содержания и организации учебного материала: 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Протокол № 2от 07.10. 2015г.

      Программа разработана на преодоление нарушений речи у детей дошкольного возраста в условиях логопедического пункта общеобразовательного детского сада.

      Программа составлена на основе программы Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием» и рассчитана на детей 5-7 лет.

     Коррекционно-образовательный процесс осуществляется в соответствии с ФГОС, программой «От рождения до школы» и основной общеобразовательной программой ДОУ.

Содержание программы включает рекомендации по коррекционной логопедической работе с дошкольниками, имеющих ФФН, ФФН дизартрия; ОНР ІІІ уровня, ОНР 3, диз. на занятиях и в повседневной деятельности. Задачи программы распределены в соответствии с возрастом детей.

  К программе прилагаются методические рекомендации для родителей.

Пояснительная записка

Профессиональная деятельность учителя-логопеда МБДОУ д/с № 5 направлена на оказание своевременной коррекционно-педагогической помощи детям с различными видами речевых нарушений (ОНР 3 уровень, ОНР 3 дизартрия; ФФН;ФФН, дизартрия; НФСР).

Рабочая программа коррекционно-развивающей логопедической работы для детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи, разработана в соответствии с ООП МБДОУ д/с № 5, в соответствии с ФГОС ДО.

  Рабочая программа по развитию детей старшего дошкольного возраста обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 5 до 7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по направлениям – речевому, физическому, социально-коммуникативному, познавательному, и художественно – эстетическому. Реализуемая программа строится на принципе личностно–развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми. 

Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

• Конституция РФ, ст. 43, 72.

• Конвенция о правах ребенка (1989 г.).

• Закон РФ «Об образовании».

• Типовое положение о ДОУ.

• СанПиН 2.4.1.3049-13

• Устав ДОУ.

• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.         

        В основе создания этой программы использован опыт работы на дошкольном логопедическом пункте, подкреплённый современными коррекционно-развивающими программами Министерства Образования РФ

 (Т.Б.Филичева,Г.В.Чиркина,Т.В.Туманова,С.А.Миронова,А.В.Лагутина), научно-методическими рекомендациями, инструктивными письмами, представленными в библиографии. Программа направлена на создание условий развития ребёнка, имеющего нарушение речи, открывающих возможности для его позитивного личностного и познавательного развития, социализации, развития инициативы и творческих способностей. 

       Современная система дошкольного образования предъявляет высокие требования к организации образовательного процесса в детском саду. Одной из основных задач дошкольного учреждения является подготовка ребенка к школьному обучению, в том числе к усвоению письменной речи. Речевое развитие в дошкольном возрасте (ФГОС ДО) включает обогащение активного словаря, развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Формирование звуковой стороны речи рассматривается, как одно из необходимых средств воспитания звуковой культуры и подготовки к успешному овладению письменной формой речи. Известно, что звукобуквенный ана­лиз базируется на четких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова. Процесс овладения звуковым составом слова, в свою очередь, тесно связан с формированием слухо-рече-двигательного взаимодействия, который выражается в правильной артикуляции звуков и их тонкой дифференциации на слух. Таким образом, предпосылки для успешного обучения письму и чтению формируются в дошкольном возрасте.

    Как показывают исследования детей с нарушениями речи (Р. Е. Левина, Г. А. Ка­ше, Л. Ф. Спирова, Т. Б. Филичева, М. Ф. Фомичева, Г. В. Чиркина, С. Н. Шаховская и др.), а также практический опыт логопедической работы, обучение детей по коррекционно-развивающим программам позволяет не только устранить речевые нарушения, но и сфор­мировать устно-речевую базу для овладения элементами письма и чтения еще в дошкольный период. Своевременное и личностно ориентированное воздействие на нарушенные звенья речевой функции позволяет вернуть ребенка на онтогенетический путь развития. Это является необходимым условием полноценной интеграции дошкольников с нарушениями речи в среду нормально развивающихся сверстников.

    Теоретической и методологической основой программы являются: положение Л.С.Выгодского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка; исследования закономерностей развития детской речи в условиях ее нарушения, проведенные Р.Е. Левиной, Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной и др. Логопедическая работа строится на основе теоретических положений о роли полноценных фонетических процессов в развитии речи и становления письма и чтения (Н.И. Жинкин, Р.Е. Левина, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия и др.). В связи с этим программа ориентирована на овладение артикуляционными характеристиками звуков и их перцептивными признаками, которые лежат в основе восприятия речевых сообщений и определяют уровень сформированности языковой способности ребёнка и готовности к овладению грамотой.

В рабочей программе представлена коррекционно-развивающая система, направленная на устранение фонематического недоразвития (ФНР) и общего недоразвития речи (ОНР) и обеспечивает полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка дошкольного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе, а так же его социализации.

  В нашем дошкольном образовательном учреждении реализуется программа “От рождения до школы”, которая не рассчитана на дошкольников с речевой патологией, но в которой предусматривается включение психолого-педагогического сопровождения лиц с ОВЗ, в т.ч. коррекционно-развивающую работу с дошкольниками, имеющими нарушения речи. Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, т.к. их физиологические и психические особенности затрудняют успешное овладение ими учебным материалом в школе. Готовность к школьному обучению во многом зависит от своевременного преодоления нарушений речи. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в особой организации коррекционно-логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям детей. 

Логопедический пункт при чёткой организации обладает высокой эффективностью коррекционного воздействия, разнообразием в выборе средств и играет важную роль в речевой и общей подготовке детей к школе. Такая модель организации органично вписывается в систему ДОУ любого типа.

 

 

Основная цельрабочей программы – раскрыть пути формирования у воспитанников МБДОУ с речевыми нарушениями полноценной структуры речевой деятельности, создавая условия для овладения детьми родным языком условиях логопункта МБДОУ д/с № 5.

Основными задачами выступают:

1. Выявление, преодоление и своевременное предупреждение речевых нарушений у воспитанников МБДОУ д/с № 5:

 

· развитие общеречевых навыков (воспитание правильного физиологического и речевого дыхания, совершенствование навыка правильной голосоподачи, силы и тембра голоса);

· развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;

· совершенствование фонематических процессов;

· формирование правильной звукопроизносительной стороны речи;

· развивать понимание и употребление лексико-грамматических конструкций;

· развитие навыков звукового анализа и синтеза.

· развитие диалогической и монологической форм речи (в соответствии с возрастными и произносительными возможностями детей).

· развитие мотивации к обучению;

· профилактика устной и письменной речи, подготовка к обучению грамоте;

· развитие самоконтроля;

· развитие ВПФ, которые взаимосвязаны с развитием речевой функции;

 

2. Формирование профессиональной компетентности педагогов в сфере эффективного взаимодействия с детьми, имеющими речевые нарушения, а также в сфере профилактики и выявления проблем в речевом развитии;

3. Обучение родителей эффективным приемам воспитания ребенка с нарушениями речи и организации коррекционно-развивающей среды в семейных условиях.

C ОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

Логопедическая работа

Старшая группа

Основные направления работы

Составлено на основе программ:

- «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием» (старшая группа). Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина.

- «Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим  недоразвитием речи 6 года». Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина.

ЗВУКОВАЯ СТОРОНА РЕЧИ:

Произношение:

1. Выработка дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата.

2. Развитие речевого дыхания.

3. Уточнение правильного произношения сохранных звуков (гласных и согласных).

4. Постановка звуков, их автоматизация и введение в речь.

5. Развитие просодической стороны речи.

 

Фонематическое восприятие:

1. Развитие способности узнавать и различать неречевые и речевые звуки.

2. Развитие слухового внимания к звуковой оболочке слова, слуховой памяти.

3. Развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза.

4. Практическое усвоение понятий «гласный – согласный» звук.

5. Знакомство с понятиями «твёрдый», «мягкий», «звонкий», «глухой» согласный звук.

6. Представление о слове.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ:

Грамматический строй:

1. Единственное и множественное число существительных.

2. Глаголы ед. и мн. числа настоящего, прошедшего и будущего времени.

3. Согласование существительных с прилагательными, числительными, глаголом в единственном и множественном числе.

4. Притяжательные, качественные, относительные прилагательные.

5. Различные падежи существительных в ед. и мн. числе.

6. Предложно-падежные конструкции.

7. Уменьшительно-ласкательная форма существительных.

8. Приставочные глаголы.

9. Однокоренные слова. Синонимы. Антонимы.

10. Словообразование.

11. Действительное и страдательное причастие.

12. Наречия

Л ексика:

1. Расширить пассивный словарь детей по темам:

· Игрушки · Осень · Овощи · Фрукты · Сад и огород · Посуда · Мебель · Части тела · Одежда · Обувь · Дом и его части Продукты питания · Зима · Новый год · Дикие животные · Домашние животные · Домашние птицы · Зимующие птицы · Перелётные птицы · Весна · Транспорт · Профессии · Семья · Части суток · Насекомые · Лето

2. Активизировать данную лексику в речи детей.

Связная речь:

1. Составление предложений по демонстрации действий.

2. Составление простого распространенного предложения.

3. Составление небольшого рассказа из простых предложений.

4. Составление предложений по сюжетной картине.

5. Составление предложений по серии сюжетных картин.

6. Пересказ текста с опорой на предметные картинки по схеме.

7. Составление рассказа с опорой на предметные картинки по схеме.

8. Составление рассказа-описания с опорой на схему.

9. Составление коротких рассказов по серии картинок.

10. Сложноподчиненное предложение.

11. Пересказ текста по вопросам и самостоятельно.

12. Заучивание наизусть стихотворений, чистоговорок, скороговорок.

 

 

В итоге логопедической работы дети должны знать и уметь:

· Правильно артикулировать звуки речи в различных фонетических позициях.

· Дифференцировать изученные звуки.

· Делить слова на слоги.

· Определять место звука в слове.

· Находить в предложении слова с заданным звуком.

· Различать понятие «звук», «слово», «предложение (фраза)», «часть слова (слог)».

· Владеть интонационными средствами выразительности речи при пересказе, чтении стихов.

· Составлять предложения с опорой на предметные картинки, сюжетную картинку.

· Составлять короткие описательные рассказы с опорой на схему.

· Заучивать короткие стихотворения, скороговорки, чистоговорки.

· Грамматически правильно оформлять самостоятельную речь: единственное и множественное число, падежные и родовидовые окончания слов, простые предлоги должны употребляться адекватно. Владеть навыками словообразования: образовывать от существительных прилагательные, изменять глагол с помощью приставки, существительные – с помощью суффикса.

· Объём пассивного и активного словаря должен соответствовать возрастной норме.

 

Логопедическая работа

На логопедическом пункте

МБДОУ д/с № 5

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Работа учителя-логопеда в МБДОУ д/с № 5 строится с учетом возрастных, индивидуальных особенностях детей, структуры речевого нарушения этапа коррекционной работы с каждым ребенком, а также его образовательных достижений.

Коррекционно-педагогический процесс организуется на диагностической основе, что предполагает систематическое проведение мониторинга речевого развития воспитанников, включающего следующие этапы: первичный, промежуточный, итоговый.

В речевой карте дошкольника отражаются комплексные данные, полученные в процессе изучения ребенка учителем-логопедом и другими специалистами МБДОУ д/с № 5.

С целью раннего выявления проблем в речевом развитии детей проводится скрининговое исследование детской речи, задача которого состоит в выявлении возможных затруднений в развитии речи воспитанников МБДОУ.

Все дети МБДОУ, начиная с 2,5 лет, проходят логопедическое обследование на Психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк МБДОУ д/с № 5) по графику – 4 раза в год. Данные мониторинга используются для проектирования индивидуальных образовательных маршрутов воспитанников. Ребенка с 4,5 лет зачисляют на логопедический пункт МБДОУ детского сада № 5, или ставят на очередь в логопедические группы в МБОУ «Образовательный центр «Созвездие»», определяя его дальнейший коррекционный маршрут.

 

КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

Учителем-логопедом МБДОУ д/с № 5 организуется как индивидуальное, так и групповое консультирование родителей. Консультирование предполагает работу с запросом родителей или педагогов с обязательной разработкой соответствующих рекомендаций.

На индивидуальных консультациях родителям воспитанников, обучающихся на логопункте,  учитель-логопед сообщает результаты диагностического обследования речи детей, дает ответы на запросы родителей по поводу организации воспитания, обучения и развития ребенка с нарушениями речи.

Родители постоянно информируются о достижениях ребенка в речевом развитии. Групповые консультации проводятся при условии, что у нескольких родителей появляется общий запрос на логопедическую помощь специалиста. Даются рекомендации по коррекции и развитию детской речи.

Консультации по запросу проводятся учителем-логопедом также и для родителей других воспитанников МБДОУ детского сада № 5, которые не посещают логопункт. Круг вопросов касается профилактики устной и письменной речи, дифференциации возрастного и индивидуального в развитии речи конкретного ребенка.

Консультирование педагогов также проводится в индивидуальной или групповой форме (по плану МБДОУ). В итоге происходит комплексный подход к работе с конкретным воспитанником и его семьей.

 

               ПРОПАГАНДА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ

Пропаганда логопедических знаний является условием решения задач коррекционно-развивающего направления деятельности учителя-логопеда. Она осуществляется в работе учителя-логопеда по взаимодействию с педагогами и родителями.

Программа составлена с учётом интеграции основных образовательных направлений в работе с детьми старшего дошкольного возраста:

· Речевое развитие.

Основная цель – обеспечивать своевременное и эффективное развитие речи как средства общения, познания, самовыражения ребёнка, становления разных видов детской деятельности, на основе овладения русским языком.

· Социально-коммуникатикативное развитие.

Основная цель – овладение навыками коммуникации и обеспечение оптимального вхождения детей с нарушениями речи в общественную жизнь.

· Познавательное развитие.

Основная цель – формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности, усвоение знаний о природе и обществе; развитие познавательных интересов.

· Художественно-эстетическое развитие.

Основная цель – формирование у детей эстетического отношения к миру, накопление эстетических представлений и образов, развитие эстетического вкуса, художественных способностей, освоение различных видов художественной деятельности. В этом направлении у детей с нарушениями речи стимулируется развитие сенсорных способностей, чувства ритма, цвета, композиции, умение выражать в художественных образах свои творческие способности.

· Физическое развитие.

Основная цель – совершенствование функций формирующегося организма, развитие двигательных навыков, тонкой ручной моторики, зрительно-пространственной координации. На занятиях по физической культуре решаются не только образовательные и оздоровительные, но и специальные коррекционные задачи.

Работа по этим направлениям предполагает взаимодействие учителя- логопеда с педагогами детского сада.

 

Образовательные технологии

 

Образовательный процесс строится в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности.

    В коррекционно-развивающей логопедической работе используются следующие виды педтехнологий:

· здоровьесберегающие технологии (Е.А.Алябьева, А.С.Галанов).

· игровые технологии в логопедической коррекции (Л.В.Забродина, Е.С.Ренизрук);

· арт-педагогические технологии в специальном образовании (А.С.Медведева);

· технологии речедвигательной ритмики (А.Я.Мухина);

· технологии коррекции психомоторного развития (Л.А.Сиротюк);

· технологии логопедической, фонетической и речедвигательной ритмики (Н.Ю.Костылева, М.Ю.Картушина);

· информационно-коммуникационные технологии (Т.С. Резниченко,

· О.Д. Ларина);

Для обеспечения высокой результативности коррекционно-развивающей работы с воспитанниками адаптируются и модифицируются с учетом специфики обучения детей на логопедическом пункте современные

методические разработки, в том числе А.Я.Мухиной, А.Л.Сиротюк, И.В.Блыскиной, Н.Г.Метельской, Н.Ю.Костылевой, Т.С.Овчинниковой, О.В.Бачиной, Н.Ф.Коробовой, А.Н.Лебедевой, О.С.Гомзяк, В.К.Воробьевой, И.А.Поваровой.

Разнообразие, вариативность используемых методик позволяет обеспечить дифференцированный подход к коррекции речевых нарушений, индивидуализировать коррекционно-развивающий процесс, обеспечить индивидуальное сопровождение каждого ребенка в зависимости от вида и структуры речевого нарушения, наличия вторичных нарушений развития, микросоциальных условий жизни воспитанника.

В логопедическом кабинете создается коррекционно-развивающая среда с учетом эргономических, педагогических, психологических, санитарно-гигиенических требований. С целью усиления коррекционной направленности педагогического процесса в группах оформляются логопедические зоны. Например, «Советы логопеда», «Говори правильно». Таким образом, обеспечивается закрепление речевых навыков в свободной деятельности детей. 

Профилактический этап.

Задачи: обеспечение условий для профилактики речевых нарушений у детей раннего возраста при их переходе из условий семейного воспитания к условиям дошкольного образования.

Возраст воспитанников: от 1,5 до 4 лет.

Ведущий специалист: воспитатель.

Координатор-консультант: учитель-логопед.

 

Содержание этапа

Создается микросоциум, являющийся базой для речевого развития детей. Его создание предполагает реализацию следующих направлений:

· создание условий для эмоционального комфорта и обогащения жизни ребенка положительными переживаниями;

· обогащение чувственного опыта ребенка;

· развитие предпосылок высших психических функций, прежде всего интеллектуальных, становление которых в данном возрасте опережает развитие речевых функций;

· развитие неречевых психических функций, составляющих анализаторную основу развития речи;

· развитие речевой функциональной системы.

Среда в группе вариативно меняется с учетом потребностей речевого развития детей. Ее функциональность обеспечивает стимулирование потребности в речевом высказывании, дает широкие возможности для ее удовлетворения и развития.

Педагогические усилия направлены на создание социально-игровых, а затем реальных коммуникативных ситуаций, например, «матрешки встречают гостей».

Создаем образ, фиксируем в речи, ребенок входит в образ, образ вызывает потребность говорить.

Побуждается самостоятельность речевого высказывания.

Понедельник

 8.30-12.30 Индивидуальные занятия         8 часов

12.30-13.00   Организационная работа

13.00-13.30 Обед

13.30 – 15.00 Организационная работа

 15.00-19.00 Индивидуальные занятия

 

Вторник

8.30-9.00 Индивидуальная работа             4 часа

 9.00-9.30  Подгрупповое занятие

9.30-12.30 Индивидуальные занятия

Среда

8.30-12.30 Индивидуальные занятия 4 часа

12.30.13.00 Организационная работа

Четверг

8.30-9.00     Индивидуальная работа             4 часа

9.00-9.30     Подгрупповое занятие

9.30-12.30   Индивидуальные занятия

                                                                               Итого: 20 часов - 1 ставка

Учебно-методическое и информационное обеспечение

Теоретический блок

1. Агранович З.Е. Преодоление недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. СПб,  2005.

2. Белобрыкина О.А. Речь и общение. Ярославль, 1998.

3. Бельтюков В.И. Об особенностях усвоения детьми звуковой речи. М., 1964.

4. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М.,1991.

5. БородичА.М. Методика развития речи детей. – М., 1974.

6. Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М., 1995.

7. Васильева С.А., Соколова Н.В. Логопедические игры для дошкольников М., 2001.

8.  ВолковаГ.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников. – СПб,  2003.

9. ВолковаГ.А. Логопедическая ритмика. – М., 2003.

10. Волкова Л.С. и др. «Логопедия» (М.: Просвещение, Владос, 1995.)

11. ВыгодскаяИ.Г. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях. – М., 1993.

12. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961.

13. Герасимова А.С. Популярная логопедия М., 2008.

14. Головчец Л.О. О предупреждении отклонений в развитии слухового восприятия у дошкольников// Дошкольное воспитание. 1998. № 8.

15.  Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников. СПб, 2000.

16. Гризик Т.И. Обучение детей 6 лет грамоте. М., 1996.

17. Громова О.Е. Инновации – в логопедическую практику. М., 2008.

18. Дурова Н.В. Формирование фонематического слуха. М., 1996.

19. Жукова Н.С., Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. Логопедия – Екатеринбург, 1998.

20.  ЖуковаН.С., Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М.,1990.

21. Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу формирования фонематического воспитания у детей дошкольного возраста. Запорожец А.В. Некоторые психологические вопросы сенсорного воспитания в раннем и дошкольном детстве// Сенсорное воспитание дошкольников/ Под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. М., 1970.

22. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа с детьми дошкольного возраста. М., 2005.

23. ЛалаеваР.И. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – СПб, 2000.

24. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. СПб, 2001.

25. Лопухина И.С. Логопедия. Упражнения для развития речи. СПб., 1997

26. МакароваН.Ш. Коррекция неречевых и речевых нарушений у детей дошкольного возраста на основе логопедической ритмики. – СПб., 2009.

27. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите играя. М., 1983.

28. Селиверстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми. М., 1974

29. ТумаковаГ.А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом. – М., 1991.

30. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. М., 1991.

31. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей» (М.: Альфа, 1993.)

32.  Филичева Т.Б., Г.В. Чиркина. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М., 2009.

33. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. М., 2002.

34. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. – М., 2000.

35. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М., 1988.

36.  ШевцоваЕ.В., Н.Н. Воробьева. Развитие речи ребенка от одного года до семи лет. – М., 2007.

 

Практический блок

1. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления фонематической стороны речи у старших дошкольников. СПб.:Детство – ПРЕСС, 2007.

2. АграновичЗ.Е. Сборник для заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико – грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. – СПб, 2007.

3. АкименкоВ.М. Новые логопедические технологии. Ростов на Дону, 2008.

4.  АлександроваТ.В. Практические задания по формированию грамматического строя речи у дошкольников. – СПб., 2007.

5. АлифановаЕ.А. Логопедические рифмовки и миниатюры. – М 2001.

6. Безрукова «Грамматика русской речи»

7.  БелоусоваЛ.Е. Удивительные истории. – СПб. 2000.

8. Большакова С.Е. Преодоление нарушения слоговой структуры слова у детей. – М., 2009.

9.  БольшаковаС.Е. Речевые нарушения и их преодоления. – М., 2005.

10.  БольшаковаС.Е. Формирование мелкой моторики рук. – М., 2005.

11. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика – СПб. 2006.

12. Володина В.С. Альбом по развитию речи.- М. 2008.

13. Воробьёва В.К. Методика развития речи детей с системным недоразвитием речи. – М., 2006

14. Гомзяк О.С.Развитие связной речи у шестилетних детей.-М.:Сфера,2007

15. ГорецкийВ.Г. Дидактический материал к урокам обучения грамоте – М., 1984.

16.  ГромоваО.Е. Инновации – в логопедическую практику – М., 2008.

17. Дедюхина Г.В., Кириллова Е. В. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком. – М., 1997.

18. Дунаева Н.Ю., Зяблова С.В. Предупреждение общего недоразвития речи у детей 3-4 лет.- М., 2013

19. Е.А. Пожиленко. Волшебный мир звуков и слов.-М.:Владос,2002

20.  ЕльцоваО.М., ГорбачевскаяН.Н., ТереховаА.Н. Организация полноценной речевой деятельности в детском саду – Спб., 2008.

21.  ЖуковаН.С. Букварь. Екатеринбург, 2005.

22. Журнал “Логопед” (периодическое издание с приложениями)

23. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда.-М.:Владос,2003

24. Каше Г.А., Филичева Т.Б.. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи-М.:Просвещение,1978

25. Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика и ее использование учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи. – СПб,2002

26.  Колесникова Е.В. Готов ли ваш ребёнок к школе? Тесты. М.: Ювента,2007.

27. Колесникова Е.В. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет.
М.: Ювента, 2008.

28.  Коненкова И.Д. Обследование речи дошкольников с ЗПР. - М., 2004.

29.  КоноваленкоВ.В. Развитие связной речи. – М., 2008.

30.  КоноваленкоВ.В., КоноваленкоС.В. Фронтальные логопедические занятия. – М., 2007.

31. КоновскаяМ. Игры и скороговорки для развития речи. – М.,2007.

32. КосиноваЕ.М. Большой логопедический учебник с заданиями и упражнениями для самых маленьких. – М., 2007.

33. Крупенчук О.И. Тренируем пальчики – развиваем речь. – СПб., 2009.

34. Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Обучение грамоте детей с нарушениями речи.-М.:ТЦ,1999

35. Лебедева И.Л. «Трудный звук, ты наш друг!» - М., 2008.

36. ЛопатинаЛ.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста – СПб., 2005.

37. Лынская М.И. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий. – М., 2012.

38. МариничеваО.В. Учим детей наблюдать и рассказывать: времена года – Ярославль, 2006.

39. МикляеваЮ.В. Логопедический массаж и гимнастика. Работа над звукопроизношением. – М., 2010.

40. Невская В.П. Речевые игры – М., 2013.

41. ПавловаТ.А. Развитие пространственного ориентирования у дошкольников и младших школьников. – М., 2004.

42. СеливерстовВ.И. Практикум по дошкольной логопедии – М., 1988.

43. Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкольном
образовательном учреждении. – М.: ТЦ Сфера, 2003.

44. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. СПб, 1998.

45. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. М., 2005.

46.  Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учитесь правильно говорить.(в 2 частях) – М. 1995.

47. Филичева Т.Б., Соболева А.В. Развитие речи дошкольника. – Екатеринбург, 2000.

48. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. – М., 1987.

49. Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения. – М., 1989.

50. Ханьшева Г.В.. Практикум по логопедии. Коррекция звукопроизношения – Ростов на Дону, 2006.

51. Цуканова С.П., Бетц Л.Л. «Учим ребёнка говорить и читать».М., 2007

52. Четвертушкина Н.С. Слоговая структура слова: системный метод устранения нарушений. – М., 2013. + видеоматериал на диске.

 

Учебное пособие для детей:

1. Баскакина И.В., Лынская М.И. Логопедические игры (серия по звукам). М.: АЙРИС ПРЕСС, 2010.

2. Безрукова О.А. Грамматика русской речи. – М., 2013

3. Безрукова О.А. Слова родного языка. – М., 2013.

4. Дедюхина Г.В., Кириллова Е. В. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком. – М., 1997.

5. Датешидзе Т.А. Альбом по звукопроизношению. – С-Пб., 2004.

6. Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста. Под ред. Н.В. Серебряковой – С-Пб., 2005.  

7. Ткаченко Т.А. Логопедический альбом (серия по звукам)

8. Ткаченко Т.А. Формирование навыков звукового анализа и синтеза. М., 2003.

9. Ткаченко Т.А. Формирование лексико-грамматических представлений. – М., 2003.

10. Серия «Логопедическая тетрадь» (по звукам) – Киров, 2006.

11. Смирнова Л.Н. Логопедия. Играем со звуками: Речевой дидактический материал: пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей (серия) – М.,2004.

12. Грецкая Т.Е. Учим звуки (по группам звуков) //Конфетка. 2010

13. Резниченко Т.С., Ларина О.Д. «Говорим правильно» (серия по звукам) – М., 2002 + аудиоальбомы.

14. Теремкова Э. Домашние логопедические задания для детей с ОНР. (4 части) - М.: Гном, 2007.

15. Киселёва Г.А. Книжка –учишка Альбом игровых упражнений для развития речи и графических навыков у детей 4-6 лет (3 части) – М,2006.

16. Цуканова С.П., Бетц Л.Л. «Я учусь говорить и читать»

17. 30 занятий для успешного развития ребенка. 5 лет. Часть 1, 2 (серия для всех возрастов)

 

 

Методические рекомендации по организации занятий дома с целью закрепления материала, полученного на логопедических занятиях

Зачем логопед задаёт домашние задания? Рекомендации родителям и домашние занятия родителей с детьми необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей, как в речевом, так и в общем развитии. Особое значение родителей в исправлении речевой патологии заключается в том, что, используя предложенный материал домой, они получают возможность закрепления ребёнком полученных на логопедических занятиях речевых умений и навыков в свободном речевом общении – во время игр, прогулок, экскурсий, походов в магазин, на рынок, в библиотеку и т. д., то есть в повседневной жизни. Следует отметить, что успех коррекционной логопедической работы во многом зависит от того, насколько добросовестно относятся родители детей-логопатов к выполнению «домашних заданий» логопеда. Только тесный контакт в работе специалиста и родителей ребёнка может способствовать устранению речевых нарушений в дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему полноценному школьному обучению. В последние годы значительно возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. Самый главный из них – овладение навыком чтения. Проблема нарушения письма и чтения – одна из самых актуальных для школьного обучения.
В процессе занятий с детьми родителями и педагогами должны соблюдаться следующие правила:

1. Занятия дают наибольший эффект, если они проводятся в игровой форме и интересны ребёнку. Принуждать ребёнка заниматься нельзя!

2. Подготовить ребёнку удобное место для занятий, достаточно и правильно освещённое.

3. Проверить, правильно ли ваш ребёнок сидит, кладёт тетрадь, держит ручку или карандаш.

4. Перед началом любой работы следует внимательно прочитать задание, обсудить и проговорить с ребёнком его выполнение.

5. За одно занятие не следует давать больше 2-5 занятий (в зависимости от индивидуальных возможностей ребёнка), не следует торопить ребёнка во время выполнения заданий.

6. Продолжительность одного занятия должна быть не больше 20-25 минут, важно соблюдать последовательность выполнения заданий.

7. К следующим заданиям можно переходить только после прочного усвоения содержания предыдущего материала, а также умения применять его на практике.

8. Всю работу по формированию у ребёнка фонематического восприятия родители и воспитатели должны согласовывать с логопедом, обращаться к нему при всех затруднениях.

Памятка логопеда родителям (правила занятий с ребёнком дома).

· Заниматься с ребёнком дома ежедневно.

· Занятия проводить в спокойной доброжелательной обстановке

· Время проведения занятий 10-15 минут.

·  Хвалите ребёнка за каждое, даже небольшое достижение.

·  Артикуляционные упражнения выполнять перед зеркалом, чтобы ребёнок мог себя контролировать.

· Все задания (кроме графических) выполняются устно, а взрослый вписывает ответ ребёнка.

·  Графические задания ребёнок выполняет самостоятельно под обязательным наблюдением взрослого.

· Очень важно следить за аккуратностью выполнения заданий.

· Выполняйте только то, что требуется в задании.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.