Индикаторная диаграмма рабочего цикла и ее построение — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индикаторная диаграмма рабочего цикла и ее построение

2018-01-30 914
Индикаторная диаграмма рабочего цикла и ее построение 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Индикаторная диаграмма рабочего цикла представляет собой графическое изображение теоретического и реального циклов в р, V координатах (рисунок 6).

Полученные в результате теплового расчета рабочего процесса двигателя параметры состояния смеси и газов в характерных точках (а, с, z и в) дают возможность построить расчетную или теоретическую диаграмму цикла. Вначале строят индикаторную диаграмму теоретического расчетного цикла, а затем индикаторную диаграмму реального действительного цикла.

При построении теоретической индикаторной диаграммы предполагается, что линия сжатия и расширения являются политропными с постоянными средними показателями n1 и n2, процесс сгорания протекает при v=const (карбюраторные двигатели) или при v=const и р = const (дизели).

Для построения теоретической индикаторной диаграммы, необходимы следующие данные:

– Значения давления газов в характерных точках (а, с, z, в, r) диаграммы

в МПара, рс , рz, рв, рr;

– значения средних показателей политроп сжатия n1 и расширения n2;

– величина степени сжатия ε, для четырехтактных дизелей дополнительно значение коэффициента предварительного расширения ρ.

Значения этих величин удобнее свести в таблицу 10.

а) б)

а – карбюраторного двигателя; б – дизеля без наддува

Рисунок 6 – Индикаторные диаграммы четырехтактных двигателей

 

 

Таблица 10

Необходимые данные для построения теоретической индикаторной диаграммы

Тип двигателя МПа n1 n2 ε
ра рс рz рв рr
Карбюраторный                  
Дизельный                  

 

Предварительное построение

Построение индикаторной диаграммы начинают с осей координат р (МПа) и V (м3 и мм) (рисунок 6, а,б).

Размеры по осям давления и объема предварительно следует брать не менее 200…250 мм в целях удобства последующего построения и обработки индикаторной диаграммы. Затем на оси абсцисс (ось - V) в произвольном масштабе откладывают величину объема камеры сгорания Vс (отрезок ОА, рисунок 6, а,б), принимая его за единицу объема Vс = ОА, мм=1. (Можно рекомендовать величину отрезка ОА для карбюраторных двигателей – 28÷36 мм, для дизелей – 14÷22 мм). Тогда рабочий объем цилиндра Vh изобразится отрезком АВ, величина которого определяется из соотношения

 

(98)

 

т.е. АВ=ОА·(ε-1), мм,

где АВ·Мs=Vh ·Мs= S, мм;

S – ход поршня в мм;

– масштаб хода поршня, в мм.

Полный объем цилиндра

 

, мм. (99)

 

По оси ординат (ось - р) откладывают давление газов. Масштаб давления устанавливают так, чтобы получить высоту диаграммы в 1,2…1,7 раза больше ее основания, т.е.

 

МПа·мм (100)

 

где рz – максимальное давление газов в конце сгорания.

Полученную цифру округляют до ближайшего стандартного масштаба Мр= 0,01; 0,0125; 0,016; 0,02; 0,025; 0,04; 0,05; 0,07…0,10 МПа, в мм, тогда , мм.

В установленном масштабе Мр находят линию давления окружающей среды ро или рк, для чего ординатой или , мм, проводят горизонталь параллельно оси абсцисс. Проводя вертикальные линии через точки А и В, которые будут соответствовать положениям поршня в верхней и в нижней мертвых точках, по данным теплового расчета на диаграмме откладывают в том же масштабе величины давлений в характерных точках: а (ра), с (рс), z (рz), в (рв), r (рr).

Для дизелей на вертикальной линии, проходящей через точку А, отмечают точку z' (рz'), а отрезок z' z (рисунок 6, б) определяется по уравнению

 

(101)

 

Соединяя точки с и z для карбюраторных двигателей точки с - z'- z для дизелей прямыми линиями, получаем расчетные теоретические прямые процесса сгорания, прямые в l и lr являются расчетными прямыми процесса

выпуска, а z z'' и z'' а – прямыми процесса выпуска.

Построение политроп сжатия и расширения можно производить

аналитическим и графическим методом. При аналитическом методе построения политроп сжатия (линия ас) и расширения, (линия zв, рисунок 6), вычисляется ряд (5…6) точек (давлений рх) для заданных промежуточных объемов (Vх = ОХ), расположенных между Vс и Vа и между Vz и Vв по уравнению политропы и .

Для политропы сжатия

 

(102)

 

откуда

(103)

 

где рх и Vх – давление и объем в искомой точке процесса сжатия.

Отношение изменяется в пределах 1… ε.

Аналогично для политропы расширения

 

. (104)

Для карбюраторных двигателей отношение изменяется в интервале 1… ε, а для дизелей – 1… δ.

При аналитическом методе построения диаграммы определение ординат расчетных точек политроп сжатия и расширения удобно производить в табличной форме 11.

 

Таблица 11

Результаты расчетов точек политроп сжатия и расширения

№ точек ОХ= Vх, мм Политропы сжатия Политропы расширения
рх, МПа рх, МПа
                 
                 
                 
                 
                 
                 

 

Давления политроп сжатия и расширения ( или рх, МПа) для соответствующих объемов наносим на поле диаграммы. Соединяя точки а и с

плавной кривой, проходящей через вычисленные и нанесенные на поле

диаграммы точки политропы сжатия, а точки z и в – кривой, проходящей через точки политорпы расширения, и соединяя точки с с z, а в с а прямыми линиями (при построении диаграммы дизеля точка с соединяется прямой линией с точкой z', а z' – с z (рисунок 6, б), получаем расчетную индикаторную диаграмму (без учета насосных ходов). Процессы выпуска и впуска принимаются протекающими при р = const и v = const (прямые в l, lr, z z' и z'а).

Округление действительной индикаторной диаграммы осуществляется на основании следующих соображений и расчетов.

Действительная индикаторная диаграмма ас' с''zДв' в отличается от расчетной, так как в реальном двигателе за счет опережения зажигания или впрыска топлива (с') рабочая смесь воспламеняется до прихода поршня в в.м.т. (точках f) и повышает давление в конце процесса сжатия (точка с''). Процесс видимого сгорания происходит при изменяющемся объеме и протекает по кривой сzД, а не по прямой сz для карбюраторных двигателей (рисунок 6, а) или по прямым сz' и z'z для дизеля (рисунок 6, б); открытие выпускного клапана до прихода поршня в н.м.т. (точка в') снижает давление в конце расширения (точка в'', которая обычно располагается между точками в и а). На основании фазы газораспределения двигателей (таблица 12) необходимо устанавливать с учетом получения хорошей очистки цилиндра отработанных газов и обеспечения до зарядки в пределах, принятых в расчете. В связи с эти начало открытия впускного клапана (точка r') до прихода поршня в в.м.т., а закрытие (точка а'') после прихода поршнем н.м.т.; начало открытия выпускного клапана (точка в') до прихода поршня в н.м.т., а закрытие (точка а'') после прихода поршня в.м.т.

 

Таблица 12

Примерные значения фаз газораспределения четырехтактных двигателей (в градусах угла поворота коленчатого вала (п.к.в.) φ)

Двигатели Выпускной клапан Впускной клапан
Карбюраторные 50-75 15-45 15-30 45-70
Дизели без наддува 40-60 15-25 15-20 30-50
Дизели с наддувом 40-60 40-60 50-80 40-50
Примечание – Меньшие значения относятся к малооборотным двигателям, а большие – к быстроходным двигателям.

 

Для правильного определения местоположения указных точек необходимо установить взаимосвязь между углом поворота коленчатого вала и перемещением поршня Sx. Эта связь устанавливается на основании выбора

длины шатуна Lш и отношения радиуса кривошипа R к длине шатуна .

Выбор величины λ производится при проведении динамического расчета,

и при расчетах они обычно задаются:

– для автомобильных двигателей – λ = 0,26…0,33;

– для быстроходных дизелей – λ = 0,23…0,31.

Угол в градусах поворота коленчатого вала от момента подачи искры в свече (в карбюраторных двигателях) или топлива в форсунке (в дизелях) до в.м.т. (положение точки с') называются соответственно углом опережения зажигания θзаж и углом опережения впрыска топлива θвпр .. Для современных двигателей угол опережения зажигания при работе на номинальном режиме колеблется в пределах 25-40 °, а угол опережения впрыска топлива в пределах 15-30°. Положение точки f (отрыв линии сгорания от линии сжатия (с'f)) определяется периодом задержки воспламенения ∆φ1 рабочей смеси (рисунки 3 и 4). Значения ∆φ1 для дизелей изменяется в пределах 8…12° п.к.в., а для карбюраторных двигателей – 5…7° п.к.в. (поворот коленчатого вала).

В соответствии с принятыми фазами газораспределения и углами опережения зажигания (впрыска) определяется положение точек в',r',a',a",c',f по формуле для перемещения поршня

 

(105)

 

где – отношение радиуса кривошипа к длине шатуна.

Положение точки с'' определяют из выражения

 

, МПа (106)

или

мм. (107)

 

Действительное давление сгорания для карбюраторных двигателей:

 

МПа (108)

или

, мм (109)

 

Для дизелей точка zД лежит на линии z'z ориентировочно вблизи точки z и .

Положение точки zД по горизонтали определяется допустимой скоростью нарастания давления на градус поворота коленчатого вала (нарастание давления от точки с'' до zД) МПа/(град. п.к.в.).

Положение точки zД по горизонтали определяется величиной ∆φ2° п.к.в., ∆φ2° для карбюраторных двигателей находится в пределах 8÷12 ° п.к.в., а для дизелей – 6÷10 ° п.к.в. после в.м.т.

Соединяя плавными кривыми точки r с а', с' с f и с'' и далее с zД и кривой расширения, в' с в'' (точка в'' располагается между точками в и а) и далее с r' и r, получаем скругленную индикаторную диаграмму r а' ас' fс'' zД в' в'' r.

Расчеты ординат точек в',r',a',a",c',f сводятся в таблице 13.

 

Таблица 13

Расчеты ординат точек в',r', а',а'', с' и f.

Обозначение точек Положение точек φ° п.к.в. по таблице 12 Расстояние точек от в.м.т. (АХ), мм
в' …° до н.м.т.      
r' …° до в.м.т.      
а' … ° после в.м.т.      
а'' …° после н.м.т.      
с' …° до в.м.т.      
(φзам(впр)∆φ)° до в.м.т.      

 

Отклонение действительного скругленного цикла от расчетного оценивается коэффициентом округления (или коэффициентом полноты) диаграммы φД, который представляет собой отношение площади действительной индикаторной диаграммы FД к площади теоретической расчетной диаграммы FТ. По опытным данным .

После построения индикаторной диаграммы переходят к следующему этапу теплового расчета – определению теплового баланса двигателя.

 

Тепловой баланс двигателя

Тепловой баланс двигателя – дает представление о количественном распределении теплоты, выделяющейся при сгорании топлива на полезную работу и различные тепловые потери.

Уравнение теплового баланса двигателя в абсолютных единицах может

быть представлено в следующем виде [1], [8]:

 

Дж/с (110)

 

где Q – теплота сгорания израсходованного топлива;

Qе – тепло, превращенное в полезную работу:

Qохл – тепло, передаваемое охлаждающей среде;

QГ – тепло, уносимое с отработанными газами.

Qн.с. – тепло, не выделившееся вследствие неполноты сгорания;

Qост. – остаточный член баланса, включающий все виды неучтенных потерь.

Теплота сгорания израсходованного топлива

 

Дж/с (111)

 

где Ни – низшая теплота сгорания топлива, кДж/кг

GТ – часовой расход топлива, кг/ч

Тепло, превращенное в полезную работу

 

Дж/с (112)

 

где Nе – эффективная мощность двигателя, кВт.

Тепло, передаваемое охлаждающей среде:

 

– для карбюраторных двигателей

 

Дж/с (113)

 

– для дизелей

Дж/с (114)

 

где с – коэффициент пропорциональности (для четырехтактных двигателей с= 0,45…0,53);

i – число цилиндров;

D – диаметр цилиндра, см;

m – показатель степени (для четырехтактных двигателей m = 0,6…07);

nNе – частота вращения коленчатого вала двигателя при эффективной мощности Ne, мин-1;

– коэффициент избытка воздуха;

∆Ни – количество теплоты, потерянное вследствие химической неполноты сгорания топлива, кДж/кг;

Ни – низшая теплота сгорания топлива, кДж/кг.

Теплота, унесенная с отработанными газами QГ, может быть определена как разность между теплосодержанием отработанных газов

 

(115)

 

и теплосодержанием свежего заряда

 

(116)

из уравнения

 

Дж/с (117)

 

где , (кДж/(кмоль·град)) – средняя мольная теплоемкость остаточных газов определяется по таблицам 3 и 4 методом интерполяции при и tr = Tr – 273°C (Тr определяется по формуле (69));

, (кДж/(кмоль·град)) – средняя мольная теплоемкость свежего заряда определяется по таблице 14 для воздуха методом интерполяции при (для двигателей без наддува), а для двигателей с наддувом ;

М1 (кмоль гор. см./ кг топл) и М2 (кмоль пр. сг/кг топл) – количество соответственно свежего заряда и продуктов сгорания топлива определяются из (24), (25), (27), (32);

tr и tк – температура отработанных газов и температуры свежего заряда (окружающей среды) на впуске в цилиндр в °С;

GТ – часовой расход топлива, кг/ч.

 

Таблица 14

Средняя мольная теплоемкость свежего заряда (воздуха) при постоянном объеме

Температура tк , °С , кДж/(кмоль·град)
  20,759
  20,839
  20,985
  21,207

 

Тепло, не выделившееся вследствие неполноты сгорания топлива, определяют в тепловом балансе только в карбюраторных двигателях в случае < 1 и определяют из выражения

 

Дж/с (118)

 

где ∆Hu – количество теплоты, потерянное вследствие химической неполноты сгорания топлива, кДж/кг;

GТ – часовой расход топлива, кг/ч.

Величину для дизелей, работающих при > 1, обычно отдельно не подсчитывают ввиду ее малости и включают в остаточный член теплового баланса Qост .

Остаточные неучтенные потери теплоты (остаточный член теплового баланса) определяют по разности

 

Дж/с (119)

 

Для анализа чаще используют уравнение теплового баланса, составленное в относительных единицах или в процентах от всего количества введенной теплоты, если ее принять за 100%.

 

(120)

где

 

и т.д. (121)

 

Результаты расчетов удобнее свести в таблицу 15.

Таблица 15

Составляющие теплового баланса двигателя.

Составляющие теплового баланса Q, Дж/с q, %
Теплота, превращенная в полезную работу Qе    
Теплота, передаваемая охлаждающей среде Qохл.    
Теплота, уносимая с отработанными газами QГ    
Теплота, не выделившаяся вследствие неполноты сгорания Qн.с.    
Остаточные неучтенные потери теплоты Qост    
Теплота сгорания израсходованного топлива Q   100,0

 

Для исключения возможных грубых ошибок, составляющие теплового баланса, найденные расчетным путем, следует сопоставить с данными в таблице 16.

 

Таблица 16

Значения составляющих (в %) теплового баланса двигателей различных типов

Двигатели qe qохл qг qн.с. qост
Карбюраторные 22-29 14-28 30-55 0-45 3-10
Дизели без надува 29-42 15-35 30-55 0-5 2-5
Дизели с надувом 35-45 10-25 25-40 0-5 2-5

 

Тепловой баланс двигателя в целом и отдельные его составляющие позволяют судить о тепло-напряженности деталей двигателя, рассчитать систему охлаждения, выяснить возможности использования тепла отработанных газов, например, для системы наддува, а также разработать рациональные средства, повышающие тепловую экономичность двигателя или установки в целом.

После определения теплового баланса двигателя переходят к следующему этапу расчета – построения внешней скоростной характеристики двигателя.

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.