Рост государственного сектора: закупки и трансферты — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Рост государственного сектора: закупки и трансферты

2018-01-14 272
Рост государственного сектора: закупки и трансферты 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Мы можем получить общее представление о масш­табах и росте экономической роли государства, изу­чив, как осуществляются государственные закупки товаров и услуг и государственные трансфертные платежи. Различие между этими двумя видами дея­тельности весьма существенно.

1. Государственные закупки — это «истощающая» деятельность: закупки напрямую поглощают, или потребляют, ресурсы, и полученная в результате про­дукция составляет часть внутреннего продукта. На­пример, при закупке ракет потребляется труд фи­зиков и инженеров наряду со сталью, взрывчатыми веществами и множеством других компонентов.

2. Трансфертные платежи — «неистощающаяь форма деятельности: они не поглощают ресурсы не­посредственно и не связаны с производством. Со­циальные и благотворительные пособия, пособия ветеранам и пособия по безработице служат приме­рами трансфертных платежей. Их основная харак­теристика заключается в том, что получатели посо­бий в настоящий момент не вносят своего вклада в производство в обмен на эти выплаты.

Рисунок 5-6 показывает, что государственные за­купки товаров и услуг за последние 35 лет составля­ли около 20% внутреннего продукта. Конечно, объем внутреннего продукта существенно возрос за этот период, так что и абсолютная величина госу­дарственных закупок значительно увеличилась. В 1960 г. государственные закупки составили 113 млрд дол. в сравнении с 1454 млрд дол. в 1997 г.

Но если мы теперь рассмотрим трансфертные платежи, мы получим другое впечатление о роли государства и ее росте. Как показывает рис. 5-6,

Совокупные государственные расходы

 

Рисунок 5-6. Государственные закупки, трансферты и сово­купные расходы как доля внутреннего продук­та, 1960-1997 гг.

Объем государственных закупок начиная с 1950 г. колеб­лется вокруг величины 20% внутреннего продукта. Вместе с тем трансфертные платежи как доля внутреннего продукта суще­ственно выросли, так что совокупные государственные расходы (закупки плюс трансферты] тоже увеличились и составляют око­ло У3 внутреннего продукта.

трансферты значительно возросли начиная с 60-х годов, увеличившись с 5% внутреннего продукта в 1960 г. до 13% в 1997 г. В результате налоговые по­ступления, необходимые для финансирования со­вокупных государственных расходов — закупки плюс трансферты, - составляют теперь около !/з внутрен­него продукта.

В 1997 г. так называемый День свободы от нало­гов приходился на 9 мая. К этому дню налогопла­тельщик зарабатывал с начала года сумму, достаточ­ную для того, чтобы обеспечить правительственные закупки и трансферты на весь год. Совокупные налоговые поступления в 1996 г. как доля внутрен­него продукта некоторых стран показаны в «Меж­дународном ракурсе 5-2».

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ

Теперь давайте рассмотрим федеральное правитель­ство, правительства штатов и местные органы вла­сти по отдельности, чтобы сравнить их структуры расходов и налоговых поступлений. Рисунок 5-7 дает представление о бюджете федерального прави­тельства.

Расходы федерального правительства

Выделяют четыре важнейших направления феде­ральных расходов: 1) выплата пенсий и социальное обеспечение; 2) национальная оборона; 3) здраво­охранение; 4) выплата процентов по государствен-

 

МЕЖДУНАРОДНЫЙ РАКУРС 5-2

Совокупные налоговые поступления как доля внут­реннего продукта некоторых стран

Соотношение налоговых поступлений и внутреннего про­дукта служит одним из показателей налогоеого бремени в стране. Среди промышленно развитых стран мира наимень­шим налоговым бременем отличаются Австралия, США и Япония.

Совокупные налоговые поступления как доля ВВП, 1996 г. [в %)

20 25 30 35 40 45 50

 

Дания

Швеция

Финляндия

Франция

Италия

Норвегия

Германия

Канада Великобритания

Швейцария

Австралия Япония

США

Источник: Organization for Economic Cooperation and Development.

ному долгу. Пенсии и социальное обеспечение охваты­вают множество ранее упомянутых программ по поддержанию уровня доходов, которые предусмат­ривают помощь престарелым, нетрудоспособным, безработным, инвалидам, семьям без кормильца и т.д. На долю национальной обороны приходится при­мерно Уз расходов федерального бюджета, что ука­зывает на высокий уровень затрат на поддержание боеготовности. Расходы на здравоохранение отража­ют резкое удорожание государственных программ медицинской помощи пенсионерам и малообеспе­ченным гражданам. Выплата процентов по государ­ственному долгу в последние годы значительно воз­росла в связи с увеличением размера самого долга.

Доходы федерального правительства

Как видно из рис. 5-7, основными источниками по­ступлений в федеральный бюджет являются подо­ходный налог с граждан, налог на фонд заработной платы и налог на прибыль корпораций, принося­щие соответственно 45, 35 и 12% в расчете на каж­дый собранный в виде налогов доллар.

 

ичный подоходный налог. Личный подоходный на­лог составляет основу налоговой системы США и заслуживает особого внимания. Этот налог взима­ется с налогооблагаемого дохода, то есть с доходов домохозяйств и некорпоративных предпринима­тельских структур за вычетом налоговых освобож­дений (по 2450 дол. на каждого члена домохозяйст­ва) и скидок (расходов фирм, благотворительных взносов, процентов по закладным на жилье, неко­торых местных налогов и налогов штатов).

Федеральный личный подоходный налог — про­грессивный налог, то есть люди с более высокими до­ходами выплачивают в виде налога большую долю

Проценты по

государственному долгу (15%)

Акциз (4%)

Прочие

 

Налог на фонд

заработной платы

(35%)

Налог на прибыпь корпораций

(1

'О.

Совокупные расходы 156D млрд дол.

Совокупные налоговые поступления

1453 млрд дол.

5-7. Федеральные

расходы и налоговые поступления, 1996 г.

Подавляющая часть федераль­ных расходов приходится на выпла­ту пенсий, социальное обеспечение, расходы на национальную оборону. Основными источниками доходов -почти 80% - служат личный подо­ходный налог и налог на заработ­ную плату. [Источник: U.S. Office of Management and Budget.}

 

своего дохода, чем люди с низкими доходами. Про­грессивность достигается за счет системы растущих налоговых ставок, применяемых к разным доход­ным группам по мере повышения дохода внутри каждой группы.

Столбцы (1) и (2) табл. 5-2 отражают механизм расчета подоходного налога для семейной пары, за­полняющей совместную налоговую декларацию в 1997 г. Отметим, что ставка 15% применяется к лю­бому налогооблагаемому доходу ниже 41 200 дол., весь дополнительный доход свыше этой величины, но до верхнего предела 99 600 дол. облагается по ставке 28%. Дополнительный доход, получаемый тремя сле­дующими категориями получателей, облагается по более высоким ставкам — вплоть до 39,6%.

В столбце (2) табл. 5-2 перечислены предель­ные налоговые ставки. Предельная налоговая став­ка — это налог, выплачиваемый на каждую допол­нительную единицу дохода. Таким образом, если на­логооблагаемый доход семейной пары составляет 50 тыс. дол., то эта пара выплатит налогов по став­ке 15% на каждый доллар от 1 дол. до 41 200 дол. и налог по предельной ставке 28% на каждый доллар от 41 201 дол. до 50 тыс. дол. Вы должны уметь по­казать, что их суммарный налог составит 8644 дол.

Предельные налоговые ставки из столбца (2) завышают величину личного подоходного налога, поскольку растущие налоговые ставки применяют­ся только при переходе дохода из одной налоговой группы в следующую. Чтобы получить более ясное представление о налоговом бремени, мы должны рассматривать средние ставки налогообложения. Средняя ставка налогообложения — это частное от деления общей величины уплаченного налога на об­щую величину налогооблагаемого дохода. Семейная пара, пример которой мы приводили в предыдущем параграфе, чей доход входит в налоговую группу со ставкой 28%, платит налог с максимальной суммы дохода в этой группе. Средняя ставка их налогооб­ложения составляет 17,3% (8644 дол. / 50 тыс. дол.).

Налог, средняя ставка которого повышается по мере роста дохода, называется прогрессивным на-

логом. Такой налог составляет большую величину в абсолютном выражении и более крупную долю в до­ходе по мере роста этого дохода. Таким образом, можно утверждать, что личный подоходный налог в американской налоговой системе представляет со­бой умеренно прогрессивный налог. {Ключевой во-прос 15.)

Налоги на заработную плату. Взносы в систему со­циального обеспечения, или налог на фонд заработ­ной платы, представляют собой выплаты в обяза­тельные федеральные программы социального обес­печения и медицинского страхования (Medicare). Эти налоги взимаются и с предпринимателей, и с работников. Совершенствование и расширение про­грамм социального страхования в сочетании с рос­том численности работающих привели в последние годы к значительному увеличению налогов на зара­ботную плату В 1998 г, каждый наниматель и каж­дый работник заплатил налог в размере 7,65% с первых 68 400 дол. годового дохода работника и 1,45% со всех дополнительных доходов.

Налог на прибыли корпораций. Федеральное пра­вительство также взимает налоги с корпораций. Налогом на прибыль корпораций облагаются корпо­ративные прибыли, то есть разность между сово­купными доходами и совокупными расходами. Ба­зовая ставка составляет 35%.

Налог с пропаж и акшвы. Налоги, которыми обла­гаются продажи или товары, могут принимать фор­му налога с продаж или акциза. Эти два вида нало­гов различаются между собой в основном по степе­ни охвата. Налог с продаж применяется к широко­му кругу товаров, в то время как акцизом облагается небольшой, выборочный перечень товаров. Как сви­детельствует рис. 5-7, федеральное правительство собирает акцизы (с таких товаров, как алкогольная продукция, табачные изделия, бензин), но не взи­мает общего налога с продаж; этот налог — основ­ной источник их доходов для большинства местных органов власти.

Таблица 5-2, Ставки федерального личного подоходного налога, 1ЭЭ7 г.

11}

Общая величина

налогооблагаемого дохода (в дол.)

От 1 до 41 200 От 41 201 до 99 600 От 99 601 до 151 750 От 151 751 до 271 050

Более 271 050

(2)

Предельная нало­говая ставка [в %)

15,0 28,0 31,0 36,0 39,6

13)

Общая величина

налога (в дол.) в данной группе

6 180 22 532 38 699 81 647

(4)

Средняя ставка

налогообложения

на самый высокий доход

(в %) (ЗУ(1)

15,0

22,6 25,5

30,1

Данные о супружеских парах, заполняющих совместную налоговую декларацию.

Социальное обес:пйчение>р11ш

(0/

................1!...........

Здраво- ^В^ДИИВЙ^^^ИИ^^^^^ЖмИта! -::'.'.'.■.'.■■■■.■:■:':■':'^*ЦЛ:
охранение >SB^BIHI^V!-li!l|;i:i:
и больницы У^^щ^^^^^^^^мР^^вдтаГ.--
(10%) у^ЩШ/^Ш[.ш^ш1М^
Дороги ^ЩЩШШШ&
(10%) £ ^^*^^^_^J+* ■"."•«\^^^iJtf^^^
  Общественная
  безопасность
  (6%)
  Расходы штатов
  458 млрд дол.

Налоги на наследство и дарение

П%) Лицензионные Налог на и прочие сборы имущество (9%} (2%)

Налоговые поступления штатов 373 млрд дол.

Налог на

прибыль

корпораций

(7%)

Рисунок 5-8. Расходы и налоговые поступления штатов, 1994 г.

Правительства штатов тратят средства в основном на социальное обеспечение и образование. Основным источником налоговых поступлений служат налоги с продаж и акцизы. (Источник: U.S. Bureau of the Census.)

ФИНАНСЫ ШТАТОВ

И МЕСТНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ

Отметим, взглянув на рис. 5-8, что основными ис­точниками налоговых поступлений на уровне шта­та служат налоги с продаж и акцизы, которые со­ставляют около 49% всех налоговых сборов. Второй важнейший источник налоговых поступлений шта­тов — это личный подоходный налог, который здесь взимается по куда более умеренной ставке, чем на федеральном уровне. Налоги на прибыль корпора­ций, различные лицензионные и регистрационные сборы составляют оставшуюся часть налоговых по­ступлений.

Расходы правительств штатов направляются главным образом на: 1) социальное обеспечение; 2) образование; 3) здравоохранение и содержание больниц; 4) строительство и эксплуатацию дорог.

Рисунок 5-8 содержит обобщенные данные и не дает представления о бюджетах отдельных штатов. Различные штаты отличаются друг от друга по ти­пам применяемых налогов. Так, хотя личный по­доходный налог и служит основным источником налоговых поступлений для всех штатов вместе взя­тых, семь штатов вообще не взимают личный подо­ходный налог. Более того, в разных штатах наблю­даются большие различия в величине взимаемых на­логов и выплат.

На рис. 5-9 приведены данные о поступлениях и расходах всех местных органов власти, включая не только крупные и мелкие города, но и районы, му-

ниципалитеты, поселки и школьные округа. Выде­ляют один источник поступлений и одно направле­ние их использования: большая часть доходов мест­ных правительств проистекает из налога на имуще­ство. Поступления в местные бюджеты расходуют­ся в основном на образование.

Заметный бюджетный дефицит, наблюдаемый на рис. 5-9 при сравнении поступлений и расходов ме­стных властей, в основном устраняется, когда при­нимаются во внимание неналоговые источники до­ходов. В 1994 г. налоговые поступления местных органов власти были дополнены 242 млрд дол. меж­правительственных субсидий от федерального пра­вительства и правительств штатов. Более того, ме­стные органы власти получили дополнительные 93 млрд дол. в виде дохода от принадлежащей им собственности, то есть в виде поступлений от госу­дарственных больниц и предприятий коммунально­го хозяйства.

Фискальный федерализм

Исторически сложилось так, что сбор налогов в шта­тах и на местном уровне всегда значительно отста­вал от расходов. Нехватка поступлений покрывает­ся в основном за счет федеральных трансфертов, или субсидий. Обычно от федерального правительства местные власти и правительства штатов получают от 15 до 20% всех своих доходов. Федеральные суб­сидии, предоставляемые правительствам штатов и местным властям, сами штаты дополняют собствен-

Жилье и

коммунальная

инфраструктура

(8%)

Общественная безопасность

(10%)

_ Социальное обеспечение,

п~олИ здравоохранение,

[Ь/о] больницы

(14%)

Расходы местных органов власти 616 млрд дол.

Личный

и корпоративный

подоходные налоги

(6%)

Лицензионные и прочие сборы

(4%)

Налоговые поступления местных органов власти

252 млрд дол.

Рисунок 5-9. Местные расходы и налоговые поступления, 1994 г.

Расходы местных органов власти в основном приходятся на сферу образования и финансируются главным образом за счет налога на имущество. [Источник: U.S. Bureau of the Census.)

ными субсидиями местным органам управления. Эта система межправительственных трансфертов называется фискальным федерализмом. Из-за посто­янного и крупного дефицита федерального бюдже­та субсидии со стороны федерального правитель­ства в последнее время сократились. Это вынудило правительства штатов и местные органы власти по­высить налоговые ставки, ввести новые налоги и ограничить свои расходы.

Лотереи

Правительства штатов и местные органы власти все в большей степени рассматривают лотереи как сред­ство затыкания дыр в бюджете, возникающих из-за разницы между налоговыми поступлениями и рас­ходами. В 1996 г. 36 штатов проводили лотереи, на которых было продано билетов на 34 млрд дол.

Лотереи — явление довольно противоречивое. Противники лотерей утверждают, что: 1) поддерж­ка властями азартных игр аморальна по своей сути; 2) лотереи создают тип «заядлых» игроков, кото­рые, погрязнув в игре, разоряются сами и доводят до нищеты свои семьи; 3) семьи с низким доходом тратят на лотереи большую долю своего дохода, чем богатые семьи; 4) как сфера оборота наличных де­нег лотереи притягивают к себе преступников и вы­зывают другие нежелательные последствия; 5) ло­тереи убеждают людей в том, что путь к преуспева­нию им открывают везение и счастливый случай, а вовсе не образование, упорный труд, накопление и инвестирование.

Защитники же лотерей настаивают на том, что: 1) лотереи предпочтительнее налогов, поскольку уча­стие в них — дело добровольное, а не принудитель­ное; 2) лотереи представляют собой безболезненный способ финансирования таких государственных ус­луг, как образование, медицинское обслуживание и социальное обеспечение; 3) лотереи составляют кон­куренцию незаконным азартным играм, и потому они благоприятны для общества как средство борьбы с организованной преступностью.

4 Государственные закупки составляют около 20% внутреннего продукта; с добавлением трансфертных платежей государственные расходы возрастают поч­ти до 7з внутреннего продукта.

4 Социальное обеспечение и национальная обо­рона занимают основное место в расходах федераль­ного правительства; личный подоходный налог, на­лог на прибыль корпораций и налоги на заработную плату служат главными источниками поступлений.

4 Правительства штатов в привлечении средств опираются на налоги с продаж и акцизы; их расходы направляются на социальное обеспечение и обра­зование.

4 Образование является важнейшей статьей рас­ходов местных органов власти, а их поступления скла­дываются главным образом из налога на имущество.

 

ПОСЛЕДНИЙ ШТРИХ


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.048 с.