Общественные товары и услуги — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Общественные товары и услуги

2018-01-14 357
Общественные товары и услуги 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Индивидуальные блага (товары индивидуального пользования), которые производятся в рыночной системе, обладают свойством делимости в том смыс­ле, что они производятся в виде достаточно малых единиц, чтобы быть доступными индивидуальным покупателям. Кроме того, индивидуальные блага подвержены действию принципа исключения, кото­рый состоит в том, что те, кто хочет и может запла­тить равновесную цену, получают данный продукт, а те, кто не хочет или не может, исключаются из числа получающих выгоду от данного продукта.

Но существуют определенные товары и услуги — так называемые общественные, или социальные, бла­га (товары и услуги), которые рыночная система во­обще не стала бы производить, потому что их ха­рактеристики противоположны характеристикам индивидуальных благ. Общественные блага недели­мы, они состоят из столь крупных единиц, что, как правило, не могут быть проданы частному покупа­телю. Люди могут покупать на рынке гамбургеры, компьютеры и автомобили, но не авианосцы, ско­ростные автострады, космические телескопы и си­стемы управления воздушным транспортом.

Более того, на общественные блага не распрост­раняется принцип исключения. Это значит, что не су­ществует эффективного способа отстранить индивидуумов от получения выгоды, приносимой обще­ственными благами, едва лишь они возникают. Получение выгоды от индивидуальных благ проис­ходит после их приобретения] выгоды от общест­венных благ начинают поступать сразу после произ­водства последних.

Классическим примером общественных благ слу­жит маяк, установленный на опасном побережье. Строительство маяка экономически оправданно, если выгоды от него (уменьшение числа корабле­крушений) превышают издержки на его производ­ство. Но выгоды, приходящиеся на каждого инди­видуального пользователя, не в состоянии оправ­дать покупку такого крупного и неделимого про­дукта. Однако после введения маяка в действие его свет направляет движение всех судов; не существу­ет практической возможности исключить какого-либо капитана из числа получающих выгоду от ма­яка. Экономисты называют это проблемой «бесплат­ного проезда»: люди могут пользоваться выгодами какого-то продукта, не участвуя в затратах на его производство.

Поскольку принцип исключения здесь не дей­ствует, частные предприятия не имеют никаких эко­номических стимулов для производства маяков. По­скольку на услуги маяка нельзя установить цену и их невозможно продать, частным фирмам невыгод­но направлять ресурсы на строительство маяков. Это пример услуги, которая приносит значительную вы­году, но на производство которой рынок не выде­лит ресурсов. Это пример общественного продукта, который можно сравнить с национальной обороной, системой контроля паводков, здравоохранением, спутниковыми навигационными системами и борь­бой с вредными насекомыми. Если общество хочет иметь такие товары, они должны производиться в государственном секторе и финансироваться за счет принудительных сборов в форме налогов.

Квазиобщественные блага

Хотя коренное различие между индивидуальными и общественными благами связано с принципом ис­ключения, государство производит другие товары и услуги, к которым принцип исключения все же может быть применен. К числу подобных товаров и услуг можно отнести достаточно большое число благ. Такие товары и услуги называются квазиобществен­ными благами (товарами и услугами); к ним можно отнести услуги образования, улицы и автострады, полицейскую и пожарную службы, библиотеки и музеи, профилактическую медицину, канализацию. Эти товары или услуги могут производиться и ис­пользоваться с применением принципа исключения. Частные производители могут устанавливать на них цены и предлагать их потребителям в рамках рыночной системы. Но, как было отмечено ранее, они представляют собой услуги, которым сопутствуют крупные выгоды перелива и которые не могла бы производить в достаточном количестве рыночная система. Поэтому, чтобы предотвратить недостаточ­ное выделение ресурсов на эти товары, государство берет на себя их производство.

Подобные квазиобщественные товары и услуги могут производиться как в частном, так и в госу­дарственном секторе, поскольку в таких случаях достаточно трудно определить преимущества от перелива, можно понять непрерывные споры вок­руг здравоохранения и жилищного строительства для малообеспеченных семей. Должны ли эти ин­дивидуальные блага предоставляться через рыноч­ную систему или как квазиобщественные блага они должны предоставляться государством?

Использование ресурсов для производства общественных к&азиобщественных благ

Рыночная система не выделяет ресурсы на произ­водство общественных благ и выделяет недостаточ­но ресурсов на производство квазиобщественных благ. Каков же в этих условиях механизм производ­ства подобных товаров и услуг?

Общественные и квазиобщественные блага при­обретаются через посредство государства на основе группового, или коллективного, выбора. (В отли­чие от индивидуальных благ, которые приобретают­ся у частных предприятий на основе индивидуаль­ного выбора.) Виды и количество производимых об­щественных благ в условиях демократии определя­ются политическим голосованием. Иными словами, члены общества голосуют за конкретных кандида­тов. Каждый кандидат представляет конкретное на­правление политики, в рамках которого определя­ется объем производства и потребления различных общественных благ. Эти групповые решения, при­нимаемые на политической арене, дополняют ре­шения домохозяйств и фирм при ответе на пять фун­даментальных вопросов.

Как перераспределяются ресурсы из производ­ства индивидуальных благ в производство общест­венных и квазиобщественных благ? В экономике, где используются все ресурсы, государству прихо­дится высвобождать ресурсы из частного сектора, с тем чтобы они стали доступны для производства общественных и квазиобщественных благ. Способ высвобождения ресурсов из частного сектора за­ключается в сокращении частного спроса на эти ре­сурсы. Для этого правительство взимает с фирм и домохозяйств налоги, отвлекая тем самым часть их доходов из кругооборота доходов. По мере пониже­ния доходов и, следовательно, снижения покупа-

тельной способности, фирмы и домохозяйства вы­нуждены сокращать свои расходы на инвестирова­ние и потребление. Налоги снижают частный спрос на товары и услуги, что в свою очередь уменьшает частный спрос на ресурсы. Перенося покупатель­ную способность от частных потребителей к прави­тельству, налоги высвобождают ресурсы из частной сферы. (В «Международном ракурсе 5-1» показано, в какой мере правительства различных стран отвле­кают трудовые ресурсы из частного сектора в госу­дарственный.)

Государственные доходы, источником которых служат налоговые поступления, позволяют вовлечь ресурсы в производство общественных и квазиоб­щественных товаров и услуг Налог на прибыль кор­пораций и личный подоходный налог высвобожда­ют ресурсы из производства инвестиционных (пе­чатных станков, товарных вагонов, складов) и по­требительских товаров (продовольствия, одежды, телевизоров и т.д.). Государственные доходы позво­ляют направить эти ресурсы на произвоство обще­ственных и квазиобщественных товаров (почтовых отделений, подводных лодок и парков). Правитель­ство осуществляет целевое перераспределение ре­сурсов, внося тем самым существенные изменения в структуру совокупного общественного продукта.

{Ключевые вопросы 9 и 10.)

Стабилизация

С исторической точки зрения новейшей функцией правительства является стабилизация экономики, то есть помощь частному сектору в обеспечении пол­ной занятости ресурсов и стабильного уровня цен. Здесь мы лишь вкратце обрисуем (не вдаваясь в ис­черпывающие объяснения), каким образом прави­тельство достигает этой цели.

Уровень суммарного объема производства пря­мо зависит от совокупных расходов. Высокий уро­вень общих расходов означает, что предприятиям выгодно производить большое количество товаров. Это означает также, что и материальные, и людские ресурсы используются в значительном объеме. Но совокупные расходы могут оказаться ниже того кон­кретного уровня производства, который обеспечи­вает полную занятость ресурсов и стабильность цен. Это в свою очередь может привести либо к безрабо­тице, либо к инфляции.

1. Безработица. Уровень совокупных расходов в частном секторе может оказаться слишком низ­ким для полного использования всех доступных ресурсов. В этом случае государство может допол­нить частные расходы таким образом, чтобы сово­купных расходов частных и государственных — было достаточно для обеспечения полной занятос­ти. Государство в состоянии добиться этого, исполь-

 

центных ставок в целях сокращения частных кре дитов и расходов.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ РАКУРС 5-1


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.