Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Топ:
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Интересное:
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Дисциплины:
2018-01-14 | 373 |
5.00
из
|
Заказать работу |
С позиции системного подхода, по мнению М.М. Семаго (1999), в самом процессе сопровождения развития необходимо выделить системообразующий концепгуальный фактор, который характеризует направленность, целевую установку систе-
мы, определяет ее содержательный смысл и структурную организацию. Таким концептуальным фактором может быть многоуровневый психологический диагноз, результатом которого должны стать психолого-медико-педагогические рекомендации по организации процесса системной психокоррекции и сопровождения ребенка в образовательном пространстве.
Имеющиеся в настоящее время системы диагноза построены либо по нозологическому принципу (психопатологический, клинический диагнозы), либо отражают в целом лишь феноменологический уровень (логопедический, педагогический диагнозы). В диагнозе нейропсихолога, наоборот, основной упор делается на «нейропсихологаческий синдром отклоняющегося развития», в первую очередь обращается внимание на становление мозговой организации высших психических функций и нарушения такого станоачения, определяемые как «дисгенети-ческий синдром».
При этом до сих пор деятельности психолога в команде специалистов, в которой много лет трудился и автор данного пособия, при так называемом комплексном подходе, отводилось лишь феноменологическое описание состояния высших психических функций и чисто психологических составляющих — особенности межличностных отношений, самооценка, уровень притязаний и т.п. Такое положение дел не оставляло права постановки непосредственно диагноза в его психологическом звучании и, тем более, определения дальнейшего направления коррекционно-развивающего воспитания и обучения. В то же время современные подходы к диагностической и коррекционной работе, психолого-педагогическому сопровождению «проблемного» ребенка позволяют определить место психолога как специалиста, который определяет и координирует процесс сопровождения.
Подобная смена взгляда на роль и деятельность психолога стала возможной при использовании интегративного психоло-1 ического подхода и его составных частей: интегративной психологической диагностики и системной психокоррекции. Основной элемент такого подхода (как и психолого-педагогического сопровождения в целом) — постановка соответствующего интегративного многоуровневого психологического диагноза. Основным положением интегративного подхода в диагностике считается необходимость отхода от чисто феноменологической оценки состояния ребенка и построение, по крайней мере, трехуровневой системы анализа и соответственно трехуровне-
вого диагноза. Не вдаваясь глубоко в систему диагностики, отметим только, что в данном случае используются одновременно методы наблюдения, оценки анамнеза ребенка и семьи (истории развития) и непосредственно экспериментального исследования. Несмотря на то, что подобный подход достаточно тривиален для специальной психологии, на практике эти методы искусственно разделены и почти не используются в процессе формирования как диагностической гипотезы, так и самой процедуры исследования.
Точно так же нельзя поставить интегративный психологический диагноз без комплексного анализа результатов проведенного исследования. Практика консультативной деятельности показывает, что именно анализ получаемых результатов — наиболее сложная часть диагностической деятельности психолога.
Психологи Н.Я. Семаго и М.М. Семаго (1999) представляют перспективную, на наш взгляд, модель такой системной организации анализа и соответствующего психологического диагноза в виде трехкомпонентной системы, где в качестве четвертой компоненты (оси анализа) выступает возраст ребенка (табл. 2). В таблице представлены определяющие компоненты анализа. В свою очередь каждая из направлений (осей) может «расщепляться» на собственные составляющие.
Таким образом, можно говорить о существовании системы базовых предпосылок психической деятельности, неотвратимо детерминирующих развитие ребенка уже с ранних этапов онтогенеза. Практика диагностической и кор-рекционно-развивающей деятельности с детьми разных категорий показывает, что эти базовые составляющие психической деятельности являются более ранними, первичными по отношению к дальнейшему развитию всех высших психических функций. Тем самым, по мнению Н.Я. Семаго и М.М. Семаго, более адекватна смена парадигмы первично-сти-вторичности дефекта в том виде, как это понималось и до сих пор бытует в специальной психологии и коррекци-онной педагогике. По их мнению, линейная структура первичного дефекта и возникающего опосредованно в процессе отклоняющегося развития вторичных нарушений высших психических функций должна быть преобразована в несколько иную.
Таблица 2
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!