Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Топ:
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Интересное:
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Дисциплины:
2018-01-29 | 251 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Проблема поп-музыки в школе — одна из острых проблем, сопровождающих процесс музыкального обучения и воспитания школьников. Учителя-музыканты знают по собственному опыту, что подростки часто просят разучить с ними очередной эстрадный шлягер, услышанный вне школы. Как должен поступать в таких случаях педагог? Почти всегда его реакция бывает строго негодующей. И неудивительно. Вся методическая литература заполнена советами о том, как организовать процесс слушания серьезной музыки, знакомить с жизнью выдающихся композиторов и музыкантов. А подростки, игнорируя учительское стремление развивать их художественный вкус, предпочитают таким произведениям легко доступные для восприятия образцы поп- культуры. Конфликты на этой почве доходят до взаимных упреков и «приводов в дирекцию». Это, конечно, крайние случаи, но, вообще говоря, проблема становления художественного вкуса подростков, их музыкальных пристрастий достаточно актуальна. Вместе с тем как все-таки поступать с поп- и рок-музыкой, модными новинками, привлекающими особое внимание подростков? Об этом практически нигде не говорится. В методической литературе, в высказываниях ученых-методистов и педагогов- музыкантов довольно часто встречается мысль, что слушание модной музыки опасно уже хотя бы потому, что при этом ученик испытывает лишь самое примитивное удовольствие на уровне физиологических ощушений. При этом не воспитываются высокие музыкальные чувства и вкус, не формируются глубокие эстетические переживания. Вот почему, делают вывод учителя- музыканты, необходимо изживать подобное положение вещей, с дурными вкусами подростков необходимо так или иначе бороться.
|
Действительно, восприятие модных песен-однодневок — образцов поп-музыки базируется на гедонической (от греческого слова hedone — наслаждение) основе. Но вот вопрос: обязательно ли с атим бороться?
Помнится, как, выступая на одном из заседаний во Всесоюзном Доме композиторов, Д. Б. Кабалевский подчеркнул, что считает принципиально неверным положение, при котором в музыкальных школах и колледжах от подростков «прячут» «легкую» музыку. И поэтому учащиеся этих музыкальных заведений не всегда понимают, что в развлекательной сфере музыки хорошо, а что — плохо. «А ведь они — нормальные люди, — огорчался Дмитрий Борисович, — и им в четырнадцать-пятнадцать лет нужна «легкая» музыка. Скажите: а вам самим не нужна «легкая» музыка? —; обратился композитор к сидящим в зале коллегам. — По-видимому, нужна. Мы все понимаем, что Бетховен и Мусоргский — это; великолепнейшие композиторы, их творения — вершина человеческого гения. Но под эту музыку танцевать невозможно, она не для развлечения!»
В нашей школьной практике был разработан следующий рациональный путь сочетания на уроках «серьезной» и «легкой» музыки: Он заключается в параллельном разучивании и прослушиваний академического и легкого эстрадного репертуара, отвечающего,; однако, требованиям хорошего вкуса. Иначе может получиться так, что, исполняя и слушая на уроках и на концертах серьезные сочинения, учащиеся-подростки будут слушать и петь «для души» всяческие музыкальные суррогаты. Вот почему, планируя уроки музыки, составляя репертуарный план школьного хора, наряду с образцами академического, серьезного музыкального искусства не следует забывать о желательности иметь в своем педагогическом активе современные эстрадные сочинения — лирические, шуточные, развлекательные песни, «легкую» музыку, джаз. Бла-f годаря этому учащиеся наряду с произведениями высоких художественных достоинств смогли бы спеть дома, разучить со сверст-i никами что-то популярное и простое.
|
Мы, преподаватели, иногда недооцениваем способность подростков справедливо судить об истинном, объективном качестве музыкального сочинения. Дело в том, что оно, это качество, часто бывает скрыто покровами моды или устоявшимися представлениями. Принято, например, считать шедеврами «Полонез» М.Огиньского, песни В.Высоцкого, первую часть «Лунной сонаты» Л. Бетховена, сочинения Б. Гребенщикова, «Танёц маленьких лебедей» П.Чайковского, опусы ансамбля «Битлз» и т. п. А если я, свободно мыслящий подросток, думаю иначе — что же, за это меня наказывать надо?
Возвращаясь к теме, связанной с использованием образцов поП- музыки в школьной подростковой среде, следует отметить одну любопытную деталь. Она заключается в том, что определить уровень художественности такого произведения иногда помогает сам процесс разучивания. Случается, что за время работы над малохудожественной песней она благодаря примитивности содержания и легковесности использованных средств выразительности настолько надоедает учащимся, что до ее исполнения «начисто» дело попросту не доходит.
В этом отношении образцы высокохудожественной музыки имеют огромное преимущество. С каждым повторением такое художественное произведение раскрывает свои новые и привлекательные грани. В конце концов оно становится дорогим и любимым именно в результате большого труда, наполненного творческими поисками. Произведения «легкого» жанра, но достаточно высокого-художественного уровня также надолго могут остаться любимыми. Иное дело — песни и другие «попсовые» сочинения: они приедаются так же быстро, как и распространяются в подростковой среде. Так, в одной из московских школ учитель в ответ на горячие просьбы ребят-шестиклассников начал разучивать с ними шлягер «Я — городская сумасшедшая» из репертуара Маши Распутиной. Само название этой песни в определенной мере характеризует ее содержание. Тщательно выстраивая интервалы (шлягер был переложен на два голоса), работая над дикцией и чистотой интонирования, учитель вдруг заметил, что лица ребят постепенно мрачнеют. «В чем дело, почему поскучнели?» — задал он им провокационный вопрос. «Устали, надоело учить эту песию», — отвечали ребята. К концу третьего урока всем стало ясно, что песня о городской сумасшедшей, не приобретающей билеты на автобус и бесстрашно ругающей начальство («власти здешние», как поется в песне), имея от врачей справку о невменяемости, не то произведение, на которое следует тратить дорогое учебное время. Так учитель на конкретном примере показал шестиклассникам разницу между художественной песней и шлягером-однодневкой.
|
Говорят, что великое искусство объединяет людей вокруг определенной художественной идеи. И это действительно так. Но разве развлекательное, эстрадное, кич-искусство людей не объединяет? Достаточно посмотреть трансляцию концерта какого-нибудь поп- идола. Видно даже невооруженным глазом, как все слушатели движутся в такт, прихлопывают и притоптывают, нередко вопят от любви к своему кумиру. Они, конечно же, объединены. Но все дело в том, вокруг чего объединяться? В одной из своих последних телевизионных бесед композитор Георгий Васильевич Свиридов сказал точно и определенно. Да, легкое и легковесное искусство соединяет людей. Но не вокруг великого, а вокруг мелкого, ничтожного, пошлого, малохудожественного, не несущего в среду слушателей высокой человеческой ндеи. Так стоит ли тратить на это время? Тем более что его (времени) человеку отпущено не так уж и много.
Несколько слов о джазе. Этот жанр на уроках в подростковых классах современной общеобразовательной школы вполне может найти свое место. К оценке джазовой музыки, вероятно, тоже следует идти путем внимательного вслушивания, мыслительной работы, художественного анализа. Все это, на наш взгляд, нужно делать в школе.
Хочется отметить, однако, что, конечно, основой школьной музыкальной работы всегда остаются следующие три музыкальных «кита»: классическая, народная и современная серьезная музыка. Потому что, познав на практике основы высокого музыкального искусства, учащиеся-восьмиклассники всегда сумеют лучше разобраться в образцах поп-, рок- и джазовой музыки.
Музыкальное самообразование школьника-подростка — ведущее направление работы учителя-музыканта в VIII классе
Музыкальное образование в средней школе, как известно, включает в себя уроки музыки, внеклассную работу, деятельность исполнительских коллективов, клубов любителей музыки (к сожалению, заметно поредевших в последние годы), дискотек и т.п.- Эти формы музыкального воспитания обязательным компонентом включают в себя элементы обучения, регламентируемые дидактическими основаниями. Согласно современным дидактичес-; ким концепциям (И.Я.Лернер, Л.Я.Зорина, И. К.Журавлев), про-; цесс обучения базируется на единстве образовательной, воспитав тельной и развивающей функций. Каждая из школьных учебш дисциплин в присущих ей формах несет учащимся знания о мир обогащает опытом осуществления способов деятельности, опы;! том творчества и, наконец, опытом эмоционально-ценностио! отношения к явлениям жизни. Как видим, музыкальное образова ние школьников-подростков вполне вписывается в эту разрабо. танную специалистами-дидактами концептуальную схему, воор" жая учащихся восьмых классов разнообразными и актуальны" музыкальными знаниями, полезным художественно-социальн- опытом. Вместе с тем музыкальному обучению наиболее прис обогащение учащихся опытом эмоционально-ценностного от шения к искусству. В этом видится основная специфика и глави" воспитательная сила музыкальных занятий.
|
Однако в практике школьной работы музыкальное образова ние процессуально редко связано с воспитанием и развитием под ростков. И это обусловливает многие недостатки работы учителя- музыканта в школе. Интенсификация действенности основополагающей «дидактической триады» (обучение, воспитание, разви^ тие) предусматривает усиление воздействия всей совокупное связей, обеспечивающих целостность учебно-музыкального процесса, возникновение художественных переживаний в ходе исполнения и слушания музыки, реализацию принципа взаимовлияния средств музыкального обучения с сегодняшними и будущими музыкально-эстетическими потребностями и познавательными мотивами учащихся.
Важнейшее направление школьной музыкальной работы - подготовка учащихся-подростков к самостоятельному знакомству с высокой музыкой, к музыкальному самообразованию, на что в первую очередь должна быть направлена деятельность учителя- музыканта и музыкального руководителя внеклассного коллектива. Направленность на самообразование урочной и внеурочной системы музыкального воспитания подростков может послужить достаточным дидактическим основанием дальнейшей самообразовательной деятельности выпускников школы. Говоря по существу, если сегодняшнее музыкальное образование школьников не становится «стартовой площадкой» для развития умений музыкального самообразования, не нацелено специально на решение этой задачи, то подобное образование во многом таковым уже и не является. Помогая ученику изменять обстоятельства, при которых происходит его приобщение к музыке, делать эти обстоятельства более «человечными», гуманизированными, без чего музыкальное воспитание просто не состоится, учитель-музыкант, руководитель внеклассного музыкального коллектива способствуют и становлению благотворных внутренних изменений духовной культуры подростков, приобретающих в условиях приобщения к музыке опыт действенного, «практического» гуманизма.
|
В собственной работе с учащимися VIII классов мы исходили из следующего предположения. Чтобы в ходе обучения музыкально развить подростков, приобщить их к музыкальному самообразованию и самовоспитанию, необходимо решить следующие основные задачи:
• раскрыть позитивные представления о связи музыкального искусства с жизнью человека и общества и всеми доступными художественно-воспитательными средствами развивать у подростков готовность к самостоятельному участию в музыкальной жизни сверстников и взрослых;
• вооружить подростков эстетически необходимыми, прочувствованными и актуальными для самообразовательной деятельности музыкальными знаниями и умениями;
» сформировать их оценочные суждения о месте, значении и возможностях музыкального искусства в развитии духовной культуры, в проектировании гуманных отношений между людьми;
• вызывать у подростков эмоциональный положительный отклик на высокохудожественные образцы музыки, развивать их стремление к эс етическому анализу музыкальных пооизвелений.
вдумчивому, эмоционально насыщенному, многократному и разностороннему их восприятию;
• пробудить их стремление к музыкальному самообразованию н самовоспитанию на основе понимания важности процесса саморазвития в духовной жизни человека, содействовать их стремлению овладеть тем необходимым и достаточным кругом знаний и умений, совокупность которых составила бы необходимую основу для самостоятельного и полноценного знакомства с широким' спектром явлений музыкального искусства.
Основными критериями, характеризующими степень овладения учащимися музыкальной культурой общества, тем социально-художественным опытом, который обусловливает становлени художественного вкуса и музыкальных потребностей, являются^ с одной стороны, результативность целостной музыкально-учеб; ной деятельности школьников, а с другой — уровень их оси от полагающих музыкальных потребностей и интересов. При это вполне допустимы различные (даже значительные!) отклонен индивидуальных музыкальных потребностей подростков от жела+ емой для педагога музыкальной «нормы», что связано с «навязчивостью» современиой музыкальной среды, активностью шоу-» бизнеса со всей присущей ему энергией, воздействующей на hi
Опыт многолетних наблюдений за музыкальной стороной взрос! лой жизни наших выпускников дает основание верить в то, увлечение многих старших подростков модной «попсой» — явде^ ние времеиное и что особая забота учителей музыки по фор миро! ванию умений музыкального самообразования не проходит них даром. Житейская практика показывает, что вслед за возраст ным этапом ранней юности, характеризующимся для многих мс лодых людей безудержным стремлением не отстать от молодеа ной музыкальной моды, наступает период ранней взрослoci когда люди начинают задумываться о создании семьи, полн цениом включении в жизнь общества. Именно в этот период (20, 22 года) совокупность базисных музыкальных знаний и умен" приобретенных в школе, весь «музыкальный тезаурус» (систе* тизированный набор знаний, умений и способов деятельное как бы «спящий» на периферии сознания молодого человека, чинает свое второе, «самостоятельное» продвижение в мир е~" духовных ценностей. Обзаведясь семьей и получив новые — ро* тельские обязанности, молодые люди начинают задумываться путях и средствах воспитания собственных детей. В этот пер» музыкальный багаж, накопленный в школе, переходит из фа скрытого (латентного) состояния в сферу активной музыкальн" жнзни молодых родителей — воспитателей собственных чад и; форматоров своих музыкальных потребностей и вкусов.
Учебная музыкальная деятельность подростка, ведущая его самообразованию, может и не стать для него значимой. Чаше:
го это случается, если не сложились его человеческие отношения с преподавателем, невысоки его музыкальные успехи или эмоциональное самочувствие подростка на музыкальных занятиях не носит ярко положительной окрашенности. Возможно ли при таком положении развитие музыкальной самообразовательной деятельности? Безусловно. Однако в этом случае попытки учителя предложить ученику свое понимание необходимости музыкального самообразования чаще всего приводят к отрицательным результатам, ибо спонтанное музыкальное развитие подростка, не направляемое педагогом, как правило, нацелено лищь на то, что «рядом лежит»: модную, развлекательную музыку невысоких художественных достоинств, — вспомним еще раз об активности представителей шоу-бизнеса, заинтересованных прежде всего в приобретении прибыли на навязчивой поп-музыке! Исключения лишь подтверждают это правило.
Наша практика со всей очевидностью свидетельствует, что музыкальное самообразование, проходящее без участия педагога-музыканта и основанное лишь на влиянии ученической, подростковой микросреды, не может обеспечить общественно значимой и полноценной художественной направленности музыкального самовоспитания подростков. Вместе с тем ненавязчивое, даже, быть может, некаждодневное внимание авторитетного музыкального руководителя к сегодняшним, сиюминутным музыкальным запросам подростков, когда к этим запросам относятся с пониманием, а не только отрицают, заметно повышает общий художественный уровень классных и внеклассных коллективов, связанных с музыкальным искусством. Это проявляется, например, в характере ответов на уроках музыки, позитивных, основанных на достаточно высоком уровне вкуса, высказываниях подростков в ходе дискуссионных собраний, посвященных музыке, на тематических вечерах, в музыкально-активизирующих влияниях школьной дискотеки, общем положительном музыкальном настрое школьного коллектива.
Справедлива мысль, высказанная кем-то из великих педаго- гов-музыкантов, что у ребенка, обучающегося игре на фортепиано, понимание музыки заложено в кончиках пальцев: собственными руками он «прощупывает» образное отражение жизии в музыкальном искусстве. Действительно, активное участие в творческом процессе — лучший путь овладения основами музыкального искусства. Сегодня, если иметь в виду творческие и финансовые возможности общеобразовательной школы, действеннее всего приобщение к музыке происходит в процессе хорового пения. Включаясь в коллективное музыкальное действие (а именно таковыми и являются оптимально организованные занятия хоровым пением), подросток начинает осознавать свою певческую деятельность как частицу общей эстетической деятельности коллектива по созданию общественно значимой музыкальной среды, как практический процесс, непосредственно связанный с мировоззренческим осмыслением действительности.
Содержание музыкального образования не может быть сведено лишь к изучению музыкальных произведений, приобретению знаний, умений и навыков, хотя без всего этого, конечно же, не обойтись. Главное заключается в том, что оно должно включать элементы положительного социально-художественного опыта. А он концентрируется в песнях и хоровых произведениях. В этих сочинениях художественный опыт заложен в стихотворных строчках и обогащен организующим влиянием мелодии, коллективной формой исполнения.
В работе с восьмиклассниками мы имели возможность убедиться, что главным импульсом, ведущим к музыкальному «самодвижению» старшего подростка, выступает субъективно значимая ориентация на музыкально-познавательную деятельность. Знание, как показывает наш опыт, вовсе не убивает эстетическое чувство.. Если оно находит действенное воплощение в собственных музыкальных проявлениях подростка, то в значительной мере увеличивает эстетическую, художественную отдачу.
Принятие учащимися направленности музыкального обучения на самообразование во многом зависит от того, с какой мерой адекватности представляет педагог-музыкант реальный жизненно-музыкальный опыт подростков, накапливаемый ими самостоятельно. Очень важно вместе с тем его умение связать этот спонтанно приобретаемый опыт (чаще всего весьма значимый для подростка) с предлагаемой музыкальным руководителем идеей музыкального самообразования. Известно, к примеру, что группирование музыкального материала вокруг опорной дидактической идеи — в нашем случае иден музыкального самообразования и самовоспитания — приводит к успешной актуализации в сознании учащихся большого количества образцов музыкального ис-; кусства. Так, знакомясь с основами музыкально-исторического стиля, подростки охотно слушают и исполняют произведения Моцарта и Шуберта, Прокофьева и Щедрина, Глинки и Римского- Корсакова как музыку, созданную представителями определенного исторического периода, связанного схожей системой музыкально-выразительных средств. Закрепляя в душе и сознании подростков понимание исполнительских средств музыкальной выразительности (агогика, артикуляция, фразировка, нюансировка), мы получали возможность многократно прослушивать' с ними одно и то же произведение, но в различных исполнительских толкованиях, что, конечно же, служит развитию музыкального сознания и наблюдательности — основы полноценного восприятия и исполнения музыки. Результатом подобной разносторонней работы становится не только конкретное музыкальное знание и умение, но и развитие обшей музыкальной культуры. И потому в таких случаях уже можно говорить об определенных началах системы воспитывающего обучения, обеспечивающей как музыкальное развитие учащихся, так и их музыкальную воспитанность. Художественная музыка, полноценно включаясь в систему жизненных ценностей старших подростков, становится для них объектом эстетического освоения. Определяющее значение при этом начинает приобретать ориентация на музыкальное самовоспитание. А музыкальное самообразование в этих случаях осознается подростками как желаемое средство общего и музыкального развития, привлекательный способ полноценного проведения досуга.
Подкрепление верности найденного пути приобщения к самообразованию мы получили в одной из работ выдающегося отечественного психолога А. Н.Леонтьева. Рассматривая деятельность как базисную основу личности, он писал: «Развитие, умножение видов деятельности индивида приводит не просто к расширению их "каталога". Одновременно происходит центрирование их вокруг немногих главнейших, подчиняющих себе другие»[39].
С учетом того, что закрепление потребности в музыкальном самообразовании — сложный, многофакторный процесс, имеющий индивидуальные сроки протекания и не исчерпывающийся временными рамками урока музыки, мы рассчитываем работу в этом направлении на несколько лет, разбив ее на ряд этапов. Содержание обучения на каждом из них соответствует уровню развитости желаемой потребности и необходимых умений у большинства учащихся. Отличительной его чертой является направленность обучения на перерастание учащихся-подростков из «объекта» в «субъект» музыкального самовоспитания.
Другой отличительной чертой полноценной школьной музыкальной работы должно стать соединение на одной методологической основе урока музыки, на котором усваиваются опорные, ключевые знания, и внеурочных (дополнительных) занятий, где эти знания используются на более широком поле действия. На занятиях хора, дискуссионных собраниях любителей музыки знания, приобретенные на уроке, оттачиваются, будучи использованными в новых, менее формальных учебных условиях.
Наряду с традиционными музыкальными знаниями, включенными в состав типовых программ по музыке, на наших уроках и внеклассных занятиях отрабатывается следующий «самообразовательный минимум»:
• музыкальный стиль (исторический — венская классика, романтизм, музыка XX в.; национальный — русская классическая национальная школа, ее современные модификации в творчестве Г.Свиридова, Р.Щедрина, В.Гаврилина);
• индивидуальный стиль композитора-мастера (на примерах творчества В. А. Моцарта, Л.Бетховена, Э.Грига, П.Чайковского, С.Прокофьева, А.Хачатуряна)[40];
• взаимосвязь «серьезной» и «легкой» музыки;
• место и значение музыки в театре и кино;
• музыка и средства массовой информации;
• лад, размер, фактура как базисные средства музыкальной выразительности;
• литература о музыке, музыкальные справочники и энциклопедии;
• домашняя фоно- и видеотека.
Наша многолетняя работа в школе-интернате № 16 Москвы показала, что выявленный круг знаний и умений школьников актуален и достаточен для того, чтобы стать необходимой базой дальнейшего музыкального самообразования.
Таким образом, единство образовательной, воспитательной н развивающей функций музыкального обучения явилось в нашей практике и практике работающих с нами педагогов определяющим условием полноценного развития музыкальной культуры подростков как индивидуально приобретенного художественного опыта, необходимого для последующего музыкального самообразования. Школьная практика показывает, что, как уже говорилось, музыкальное образование, не направляемое в конечном итоге к самообразованию, теряет всякий смысл и собственно образованием по существу не является, так как не обеспечивает длительного и целенаправленного последействия. К определяющим факторам, детерминирующим становление потребности учащихся- подростков к музыкальному самообразованию, относятся:
• постановка этой части музыкально формирующих действий педагога в качестве самостоятельной учебной задачи;
• приобщение подростков к музыкальному самообразованию н самовоспитанию в условиях взаимовлияния классно-урочной и внеурочной деятельности;
• развитие потребности к самому процессу самообразования как способу организации музыкальной самодеятельности подростков, полноценного проведения досуга;
• организация самообразования подростков (с учетом наличного уровня музыкальных интересов) посредством постепенной переориентации с модных образцов поп-искусства на художественно значимые музыкально-эстетические ценности, отбираемые подростками самостоятельно на базе личных вкусовых пристрастий;
• формирование у подростков собственной индивидуальной системы музыкального самообразования.
Практика свидетельствует, что формирование умений в области музыкального самообразования на этапе подросткового возраста, сензитивного (присущего определенному возрастному периоду оптимального характера развития) по отношению к этой «само»- деятельности, становится эффективным, если педагог-музы кант направляет свои усилия на осознание учащимися большой значимости художественного самообразования для всей жизни молодого человека — настоящей и будущей.
|
|
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!