Последовательность знакомства шестиклассников с основами музыкально-исторического стиля — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Последовательность знакомства шестиклассников с основами музыкально-исторического стиля

2018-01-29 315
Последовательность знакомства шестиклассников с основами музыкально-исторического стиля 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основой работы по изучению стиля в музыке должна стать прежде всего совокупность знаний музыкальной литературы, на­копленных за предыдущие годы обучения. Примеры из ранее п слушанной музыки подводят учащихся к осознанию основных кономерностей различных музыкальных стилей. Прежде всего музыкальные стили, связанные со ступенями исторического р вития музыкального искусства. Наиболее доступны учащимся, показал опыт, следующие: «венская классика» (вторая полов XVIII — начало XIX в.) и «романтизм» (XIX в.). Стиль вене классиков сложился в Вене во второй половине XVIII в. в творч стве Й. Гайдна и В. А. Моцарта, связанных с передовыми устремл ниями эпохи Просвещения. Говоря о музыке провозвестников вен скоЙ классической школы, академик Б.В.Асафьев писал: «В это музыке главное — мягкий свет, ясность контуров и легкость кон­струкции, а в психологическом плане — наивное чувство и непри хотливый юмор»[28].

Последний и высший этап венской школы — творчество Л. Б ховена в конце XVIII — первой четверти XIX в. Этот этап отра ет идеи Великой французской революции и антифеодального дви жения в немецких странах. Художественные образы музыки вец ских классиков отличают логичность, ясность структуры, строг уравновешенность и гармоничность. Простота и правдивость пр возглашаются в эту эпоху высшими принципами искусства. О тимизм, правдивое отражение действительности, классичес» стройные формы произведений, гуманизм и народность — тако вы общие черты венского классического стиля при всех различи между отдельными композиторами. В историческую эпоху, свя занную с формированием и развитием классического стиля в зыке, складывались основные виды мажора и минора, сонатн форма.

Следует отметить, что все сказанное выше предназначено; телю для ориентирования в теоретических основах стилевых 1 музыки венских классиков. Было бы утопией думать, что, вьг музыковедческие характеристики венского классицизма, учат ся что-то поймут в звучащей музыке. Формулировки и термн- могут быть предложены им лишь после того, как они научатся слух определять стилевые признаки звучашей музыки, в том чи ле и прослушиваемой впервые.

Для формирования и дальнейшего развития умения стилево определения произведений венской классики рекомендуется н пользовать фрагменты сочинений композиторов — представр лей венской классической школы.

Примерный список произведений для ознакомления и слух вого закрепления понятия «стиль венских классиков» так же, и для усвоения других элементов музыкально-исторического ст

ля, приведен в программе, на которую мы уже неоднократно ссы­лались.

Стиль романтизма непосредственно примыкает в историчес­ком отношении к стилю венской классической школы. В творче­стве композиторов-романтиков получили выражение демократи­ческие идеи, интерес к народной жизни, национальной культу­ре, любовь к природе. В это время развиваются такие музыкальные жанры, как баллада, песня, танец, ноктюрн, прелюдия. Особое значение приобретает программная музыка. Усиливается лиричес­кая направленность в симфонии и камерных сочинениях. Для ро­мантиков характерны поиски картинности, красочной изобрази­тельности. Это обусловило огромные новаторские достижения ро­мантиков в сфере гармонии, инструментовки, музыкальной фор­мы. Как самостоятельное направление романтизм сложился к на­чалу XIX в. в творчестве Шуберта, Вебера, Мендельсона и полу­чил дальнейшее развитие во второй четверти XIX в. у Шопена, Шумана, Листа, Грига. В России романтизм отразился в произве­дениях Алябьева, раннего Глинки и развивался затем в творчестве почти всех представителей русской национальной школы. Произ­ведения романтического стиля характеризуются эмоционально­стью, яркостью гармонической окраски. Аккорд или группа ак­кордов может стать ядром темы, основным средством выразитель­ности в произведении. Почти каждый из крупнейших композито­ров-романтиков очерчивает свой индивидуальный круг музы­кальных средств: типичные гармонические обороты, способы ор­кестровки, излюбленные формы и жанры. Романтическая музыка сравнительно легко усваивается на слух в силу ее лирической сути в том смысле, какой подразумевается в метких словах Чайковско­го о симфонии как о «лиричнейшем жанре».

На занятиях с учащимися-подростками следует остановиться и на рассмотрении глубоко самобытного русского музыкального ис­кусства, на творчестве композиторов, создававших музыку, непо­средственно связанную с русской народной мелодической и многоголосной основой. Для круга таких музыкальных произве­дений выбран рабочий термин «стиль русской национальной му­зыкальной школы». Явление музыкального национального стиля представляет собой своеобразное воплощение характера народа. «Национальным стилем следует считать специфическую систему выражения в средствах искусства характерных устойчивых черт Данной национальной культуры на том или ином ее этапе либо в иелом»[29].

Стиль русской национальной школы формировался и развивал­ся в теснейшей связи с народной песней, народным инструмен­тальным наигрышем. Известно, что музыкальный склад русско песни характеризуется свободой и широтой мелодии, гибкость ритма и метра, ладовым богатством (в протяжных песнях — на~ ральные лады, в скорых — мажороминорная система), подгод сочной хоровой полифонией.

Хочется отметить, что для осознания стиля русской наци- нальной школы большим подспорьем может служить пение р мансов и песен русских композиторов-классиков.

Заметим, что основы восприятия стилевых особенностей ру ской национальной школы должны быть заложены уже во вре? обучения в V классе, когда учащиеся последовательно знакомя- с творчеством М. Глинки и темами «Традиции М. И. Глинки в р ской музыке» и «Стиль русской классической музыки».

Дальнейшее развитие чувства музыкального стиля у шест классников должно происходить в процессе восприятия музьг разных стилей в контрастных сопоставлениях.

Академик Б.В.Асафьев, немало сделавший для разработки пр граммы школьного музыкального образования, в одной из сво работ призывает педагога-музыканта к использованию контра ных сопоставлений в процессе слушания музыки. Этот прием о рекомендует и на начальном этапе развития умений музыкальн го восприятия. «В подготовительной стадии работы педагог, н полняя многообразные и разнохарактерные сочинения, как б' нащупывает, что более всего привлекает внимание... Что же каса ется до выбора демонстрируемых сочинений в данной предвари тельной стадии, то здесь все зависит от чуткости и такта руков дителя. Желательно, однако, ознакомление с наиболее различие по стилю и по сложности музыкой, чтобы вниманию и вкусу бь предоставлен возможно значительный выбор»[30].


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.