У меня в руках букет. Лучше нашей школы нет. А вокруг мои друзья, И пою от счастья я. — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

У меня в руках букет. Лучше нашей школы нет. А вокруг мои друзья, И пою от счастья я.

2018-01-29 789
У меня в руках букет. Лучше нашей школы нет. А вокруг мои друзья, И пою от счастья я. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Пример 2

Дед Андрей

(канон)

Слова И. Сорнку Музыка М. Ионеску


 

 




irr

   
гоп, гоп, лед Ан - дрей 0 > > > >
   
гоп, гоп, гоп!

гоп, гоп, гоп! >

 

т

Как-то дед Андрей В город гнал гусей.

— Эй, продай, Андрей, Парочку гусей.

Дед Андрей в ответ-.

т

— Ты спляши, сосед. Будешь мне плясать, Можешь даром взять.

Гоп, гоп, гоп, гоп, гоп...

Пример 3

Снежная песенка


Слова С. Богомазова Оживленно, весело
Музыка Д.Львова-Компаыейиа Хоровая редакция Ю. Алиева

 


 

Пр

№J> ^ л ^ А за ней ве - се - лье, смех и ку - терь - ма. Д<
       
снеж - ны - е ал - ле - и, лы - жи и конь - кн. ^
       
Мы

пе - сен - ку спо - ем!

 

?; g fif


 


 

 


 

 


 

Припев:

А ну, снежок, а ну, дружок, Лети, не уставай. И двор, и дом, и все кругом — И школьный сад, и нас, ребят, И все, и все, и все подряд Теплее укрывай!

Пример 4

Много песен мы споем

Венгерская народная песня (канон)

Слова Д. Седе Русский текст Н. Найденовой Свет ее - реб - ри - стой, дре - мот - ной лу - ни

 

Вечер задумчиво к лесу спустился. Свет серебристой, дремотной луны Сверху на кроны деревьев пролился — Листья, как чаши, до края полны. Листья не вздрогнут, боясь наклониться И расплескать этот мглистый нектар. Строчка на лист опускается птицей — Щедрых небес чудодейственный дар.

Пример 6

В лесном краю


СловаВ. Мухина1.
Музыка Й. Гайдна 2.

Здесь хо - ро - шо, спо-кой - но так и ти - хо

 

 

и мыс -ли все бе - гут. Об - ла - ка гшы - вут в да -

 

 

4. ли и дик-ту - ют мой кте - бе марш - рут.

 

Здесь хорошо, спокойно так и тихо

И мысли все бегут.

Облака плывут вдали

И диктуют мой к тебе маршрут.

И ловишь звук таинственный из чащи,

И веришь чудесам.

Так близка земля к тебе,

Что лицо ты тянешь к небесам.


Пример 7

Осеннее...


Музыка JI. X. Кёх
Слова Н. Рубцова луч - ше мне не на - пи - еить, не на - пи - сать. Стих- ма-

Чист и ясен стих поэта, так прозрачен, полон света, Терзай перо, терзай тетрадь и лучше мне не написать, Не написать.

а, ми - а, ми - а, ми - а, ми - а и т, д.

F Г Г Г

Стих — магическая тайна: вроде просто и случайно. Но крепок стихотворный плен — весь жар души берет взамен, Берет взамен.

Пример 9

Хоровой вокализ

13"' "J» Ми - fjljl Jljlil Jl а, ми-а, ми-2, мн-а, ми - ———-I—----------------------------- 1—| а и т. д. ij г j  
Htf=\ i J J J f г г г ■ 1 rv  
jJ Ji   'J J ij]]14

 

 

  ^ ггп ги*шам II   hPj г ^J{ * Ми -ill—I I | | *
«Ы "ПгТ " г Г Г -f— f 1 пШ -ёЫ   * If 1»

 

УРОКИ МУЗЫКИ В VI КЛАССЕ

Примерные ориентиры музыкальной работы с шестиклассниками

В результате занятий на уроках музыки шестиклассники до ны усвоить понятие музыкального стиля; научиться глубже, п нее воспринимать произведения высокого искусства; эмоциона и вдумчиво исполнять классические хоры и песни. Педагогу сл дует позаботиться о том, чтобы обогатить музыкальную па* учащихся знанием новых произведений, дать им необходим- сведения о музыке, развить навыки хорового, группового и ш видуального пения. Примерный объем музыкальных знаний и ум ний учащихся VI класса включает:

• знание особенностей венской классической школы (лог ность, ясность, уравновешенность и гармоничность художеств ных образов; простота, стройность формы, народность) и му кального стиля романтиков (красочность, картинность, изоб. зительность, воплощение оттенков эмоциональных состоян яркость гармонии, лиризм);

• умение делать разбор музыкального произведения (определ общий характер музыки; назвать и проанализировать средства зыкальной выразительности, использованные композитором);

• умение соотносить содержание произведения с вырази! ностью использованных музыкальных средств, оценивать качес и своеобразие исполнения музыки; определять на слух хара ные черты стиля венской классической школы, музыкального мантизма.

Каждый учитель знает, что VI класс трудный. В 11 — 12 лет д" легковозбудимы, очень подвижны, говорливы. Они ощущают i стоянную потребность в деятельности, чувствуют себя взрослы" и самостоятельными. Учитывая все это, важно заинтересовать;


Ц1ИХСЯ занятиями, увлечь их, опираясь при этом на их самостоя­тельность. Необходимо давать им как можно больше материала ддя наблюдения, работы мышления.

Слушание музыки

Шестиклассники должны знать строение музыкальных произве­дений, написанных в сонатной форме, уметь привести примеры, различать вступление, экспозицию, разработку, коду. Определять на слух принадлежность музыкальных произведений к стилю венс­ких классиков или романтиков (в контрастных сопоставлениях).

Узнавать при прослушивании музыку Л.Бетховена, Э.Грига, П.Чайковского, С.Прокофьева (в контрастных сопоставлениях).

Отличать особенности индивидуального исполнительского стиля выдающихся певцов и инструменталистов на примерах творчества Ф.Шаляпина, С.Рихтера, Д.Ойстраха.

Хоровое пение

Шестиклассникам необходимо:

• петь легко, мягко, не форсируя звук; знать свои голосовые возможности, не злоупотреблять громкостью звучания голоса; знать, что в тембре и диапазоне голоса могут появиться измене­ния, связанные с мутацией;

• ясно, грамотно произносить текст, петь, соблюдая ритми­ческую четкость и ясность дикции в песнях с разночтениями в тексте и несовпадением длительностей в партиях голосов;

. чист о и выразительно исполнять хором песни с различными видами двухголосия: терцовое соотношение, самостоятельное дви­жение голосов, подголосочнал полифония; в продвинутых классах можно петь трехголосно, четко и легко исполнять мелкие дли­тельности в песнях подвижного характера;

• определять характер содержания разучиваемого произведения, давать вариант его интерпретации;

• петь в диапазоне: высокие голоса — до первой октавы — ми {фа) второй октавы, низкие голоса — ля малой октавы — до (ре) второй октавы.

Пение по нотам

Педагогу следует объяснить детям значение фразировочных лиг, способов звуковедения (staccato, legato, поп legato), динамичес­ких оттенков (piano, forte, crescendo, diminuendo)-, обозначения темпа: andante, Moderate — умеренно; allegro, vivo, presto — быс lento, adagio, largo — медленно.

Нужно научить ребят петь по нотам некоторые разучивае песни, темы прослушанных произведений.

Импровизация

Шестиклассники могут импровизировать:

• двух- и трехголосное ритмическое сопровождение в хар ре музыки; подголоски к мелодиям песен;

• мелодии на стихотворные тексты.

Тактирование под музыку

Желательно научить ребят передавать с помощью дирижере жестов темп, динамические оттенки, фразировку, метроритм материале музыки венских классиков и романтиков.

Пение

В VI классе, как и в других, пение должно находиться в це внимания учителя. Голоса детей в этом возрасте становятся с* нее, ярче по тембру, учащиеся поют активнее. У мальчиков, правило, еще нет пред мутационных явлений. Однако энер активность, живость шестиклассников нередко являются пр ной того, что они поют крикливым, форсированным звуком.

Распевание

Важный этап подготовки хора — распевание — связан с в» чением двухголосных упражнений.

При этом, как правило, начинают с одноголосной мело, разделяющейся затем на два голоса.

После того как будет усвоен переход с одного голоса на можно переходить к упражнениям, начинающимся сразу с д голосия.

Для того чтобы развить у детей умение петь без инструмеь ного сопровождения, желательно включать в распевание не ко отдельные упражнения, но и небольшие песни без сопро- дения.

Очень полезно использовать в распевании темы из вок ных и инструментальных произведений. В этих случаях фун* распевания расширяются: помимо различных певческих на к0В развивается и умение точно петь сравнительно сложные ме­лодии. Сложность эта может заключаться в интонировании не- обычных ходов, в трудных ритмах, в распевании слогов на не­сколько звуков.

Отбор материала для распевания — задача нелегкая. Прежде всего рекомендуется выбирать мелодии из высокохудожествен­ных произведений. Каждая тема (желательно кантиленная) дол- лена быть достаточно завершенной, напевной, удобной по тес­ситуре (чаще всего приходится транспонировать в нужную то­нальность).

В качестве распевания можно использовать, к примеру, тему из балета П.Чайковского «Лебединое озеро». Мелодию следует петь с названиями звуков сначала по нотной записи, затем на­изусть. Также удобно для распевания начало романса «Ave Maria» Ф. Шуберта. Мелодия эта очень напевна, требует светлого, плав­ного, красивого звучания. Сначала лучше петь ее на разные слоги: де, да, ку. Когда шестиклассники освоятся с мелодией, можно перейти к пению со словами. Следует остановиться на тех местах, где слоги распеваются на нескольких звуках. Их можно учить не целиком, а постепенно, по частям.

Не стоит в один урок петь много разных упражнений. Учителю необходимо планировать комплекс распеваний так, чтобы обес­печить последовательное вокальное развитие учащихся. Каждое упражнение должно заключать в себе определенную трудность, преодоление которой поможет овладеть новыми, более сложны­ми мелодиями.

Разучивание песни

Шестиклассники в силу своих возрастных особенностей подвиж­ны, нетерпеливы и не могут, как это необходимо, долго и тща­тельно работать над песней. Поэтому важно вызвать у них интерес к самому процессу разучивания и в работе давать им возможность проявить активность, инициативу. Для этого перед началом разу­чивания учителю надо выразительно спеть произведение (или по­казать в записи), рассказать об интересных, значительных обсто­ятельствах его возникновения. Если музыкальный руководитель Предполагает, что детям будет непонятно содержание, ему нужно коротко объяснить его, а потом уже исполнять произведение. Не­которые песни настолько просты и доступны, что не нуждаются ни в каких пояснениях, учителю достаточно лишь выразительно спеть мелодию, ясно произнося слова. Перед показом музыкаль­ных сочинений со сложным текстом или очень подвижных полез­но иногда отдельно прочитать ученикам их текст. В некоторых слу­чаях можно поучить слова песни, чтобы они лучше запомнились 11 легче, яснее произносились. Например, желательно отдельно поработать над словами хора из оперы В.А.Моцарта «Волше флейта»: «Откуда приятный и нежный тот звон».

В протяжных, медленных произведениях специально ра над текстом нет необходимости. Это часто расхолаживает уч ся. Разучивание песни должно вестись в энергичном темпе с пользованием разнообразных методов и приемов, позволяю несмотря на неусидчивость шестиклассников, постепенно д дить исполнение до нужного уровня.

Акцент нужно делать главным образом на выработку певч£ навыков — дикции, звукообразования, дыхания; в то же в учитель должен постоянно побуждать детей к тому, чтобы пели выразительно; объяснять, в чем заключаются трудности полнения, и вызывать у детей желание их преодолеть. При р чивании двухголосной песни не следует слишком долго рабе с каждой вокальной партией отдельно, желательно почаще их единять (предварительно показав, как работать по голосам в ных аудиториях: высокие голоса обычно вызывают меньше реканий — их и надо удалять для разучивания под магнито' Полезно-предлагать петь на два голоса небольшой группе ш» ников или даже двум самым сильным ученикам, чтобы осталь послушали двухголосное звучание.

Остановимся на примерах разучивания разных по хараъ песен.

«Пес Гривей». Прекрасно сделанная Михаем Ионеску (см. мер 1) обработка румынской народной песни позволяет никам довольно скоро овладеть ее двухголосным исполнен Своеобразие обработки заключается в том, что хоровую па_ первых голосов должны исполнять учащиеся со сдвинутым певческим диапазоном. В результате подавляющая часть класса; особых усилий разучивает и исполняет основную — ню партию. А небольшая группа учащихся с высокими голосами тяжно поет партию верхнего голоса. Опыт показывает, что че пять высоко поющих учащиеся по силе общего звучания вг обеспечивают необходимый ансамбль между партиями.

Несколько слов о пропевании всех трех куплетов. Перв^ второй куплеты поются обычно от репризы до репризы. Тр куплет также исполняется с самого начала (от знака репризы* знака «фонарь» (третий такт второй строки), а затем, минуя " дальнейший нотный текст, поющие переходят на второй «фон хором подражают крику петуха и заканчивают песню гро восклицанием — «Все!» Опыт показывает, что учащиеся с шим увлечением исполняют эту песню.

«Со вьюном я хожу» — хороводная (см. пример 4). Слово означает «венок». Как и многие народные, эта песня дошла нашего времени в нескольких вариантах. Имеются разные ботки этих вариантов. В школе обычно используется вариант

ботки С. Благообразова, в котором все три куплета поются по- разному: первый куплет исполняется в унисон, второй — на два голоса и третий — в внде канона. В малоподготовленном классе можно несколько облегчить задачу: спеть второй и третий купле­ты в виде канона. Сначала мелодию следует выучить твердо в уни­сон, на последующих уроках повторить и закрепить ее. И только когда дети будут исполнять песню вполне уверенно, свободно, учитель может предложить спеть второй и третий куплеты кано­ном. Если в предыдущих классах учащиеся не пели канонов, им трудно это сделать сразу, так как не хватает еше внимания, само­стоятельности, умения слушать себя и других. Когда канон про­звучит уверенно на два голоса, можно его спеть и на три голоса.

«Веселый поход» — слова В. Берестова, музыка А. Флярковского (см. пример 2). Очень привлекательное произведение для подрост- ков-шестиклассников. Удивительно, что этнм сочинением А. Фляр­ковского до сих пор не заинтересовались школьные учителя-музы­канты, — настолько удобно и «по-хоровому» оно написано. К тер­цовому соотношению сопрано и первых альтов добавлен велико­лепно выписанный голос вторых альтов. Общее впечатление от про­слушивания этого хора: «Какое трудное сочинение!» На самом же деле все голоса в нем так логичны и мелодически самостоятельны, что произведение успешно усваивается продвинутыми в хоровом отношении учениками шестых классов.

Самое трудное заключается в разучивании высоких и средних голосов, звучащих в терцию. Интересно заметить, что чаще на чужую хоровую партию «переползают» высокие голоса. Это, по- видимому, связано с тем, что партия средних голосов написана с тенденцией мелодического положения тоники, а высокие голо­са с их мелодическим положением терции не могут в достаточной степени черпать в ней гармоническую опору. В нашем опыте мы выходили из положения следующим образом. В период разучива­ния по голосам мы оставляли в классе учащихся, поющих партию вторых сопрано и альтов: заметно отличаясь друг от друга ритми­ческим и звуковысотным рисунком, эти хоровые партии не мог­ли помешать друг другу запомнить каждый из собственных рисун­ков хоровой партии.

А учащихся, исполняющих партию высокого голоса (первое сопрано), мы просили разучивать ее в другом помещении, рядом с нашим музыкальным классом. Для того чтобы это разучивание прошло результативно, готовилась специальнал обучающая маг­нитофонная лента, на которой был записан процесс разучивания хоровой партии. Учащиеся включали магнитофон, и из громкого­ворителя раздавался голос учителя: «Приступаем к разучиванию хоровой партии высоких голосов — первое сопрано. Послушайте начало куплета». Дальше в исполнении учителя звучал соответ­ствующий фрагмент. «Поем все вместе!» — после такой команды

звучало исполнение учителя под аккомпанемент музыкален инструмента. «А теперь спойте сами», — после этого ребята дс ны были исполнить разучиваемый фрагмент под аккомпанем" записанный на пленке. В конечном нтоге хоровая партия б разучена. Однако мы не торопились соединять все голоса: сна: ла надо было добиться, чтобы каждый из них прозвучал чи и выразительно. И лишь после этого звучание партий слива воедино.

Такое неторопливое и последовательное разучивание при сит свои исполнительские «плоды»: песня в конечном итоге чит интонационно чисто и выразительно.

Квноны

«Осень» — слова А. К.Толстого, музыка Д.Шуффенауэра, п1 стой канон (см. пример 5). Некоторое затруднение может п" ставить необходимость исполнения окгавного скачка («.,л ввысь...»). Над этим местом канона следует работать в медлен"" темпе, добиваясь того, чтобы скачок был исполнен «без пол дов» и как бы «сверху».

«Пороша» — слова С.Есенина, музыка И.С.Баха, простой разучивании канон (см. пример 6). Некоторую трудность мо представить вокализация третьего такта. Этому фрагменту кано следует уделить особое внимание и вскоре, как показывает of все удастся.

«Лягушки» (см. пример 7). Сочиненный учителем-музыкаито опытным методистом из Санкт-Петербурга Н.М.Шереметьев этот канон с интересом встречается учащимися, охотно р учивается и исполняется, не вызывал особых затруднений в х разучивания и исполнения.

Хоровой вокализ

Его автор - хормейстер Э. Новрузов, партия фортепиано Ю.у ева. Вокализ предназначен для исполнения в процессе распева достаточно подготовленного хорового коллектива (см. пример 3


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.056 с.